Что издано

Каталожный номер GEO 124 CD
Формат CD
Упаковка digipak + буклет
Дата релиза 21 ноября 2021

Хроноп
"Самостояние"

Альбом «Самостояние» легендарной группы Хроноп из Нижнего Новгорода - событие 2021 года в российской рок-культуре. Пластинка мягка по атмосфере и легко воспринимается  слушателями, но серьёзна по содержанию и по качеству материала. Это самый сбалансированный, эмоционально  и музыкально точный альбом Хронопа. Его отличают усложнение музыки, смены тональности в песнях, и при этом сохраняется фирменный почерк и выверенный хроноповский саунд. Аранжировками и созданием звуковой концепции занимался многолетний коллаборатор лидера группы Вадима Демидова, саундпродюсер Александр «Алекс» Репьёв. Он же сыграл в большинстве треков на соло-, бас-гитаре и клавишных.

Джордж Гуницкий (экс-Аквариум): «Альбом камерный и тёплый, мягкий по саунду, цельный и очень не суетный».

Демидов привлёк к записи и других музыкантов, близких ему социально и музыкально. Значительная роль принадлежит Андрею Малых, который играл на флейте – одном из важнейших инструментов в музыкальной палитре Хронопа. На песне «Ворона» записался Алексей Рацен - барабанщик легендарного состава Телевизора (также - Колибри, Аквариум). Ремикс на песню «Возьми мою рыбу» сделал лидер групп Странные игры, Игры и Deadушки Виктор Сологуб. В релиз «ГЕОМЕТРИИ» в качестве бонуса включена впервые опубликованная песня «Шахунья», посвящённая памяти совершившей акт самосожжения журналистки Ирины Славиной.

«Самостояние» - понятие, которое использовал ещё А.С. Пушкин; оно созвучно словам «самостоятельность», «стоять», «выстоять».  В них, по мнению Демидова, известного жёсткой протестной политической позицией, есть дух актуального времени. В  поисках музыканта виден новый взгляд на рок-музыку, стремление найти в ней черты, объединяющие некогда молодёжный модный жанр и общечеловеческие, общекультурные проблемы.

Алексей Мажаев (Intermedia): «Поклонники Хронопа получают в новом альбоме полный комплект умных, нежных, философских песен, в которых бытовые зарисовки обретают библейские аллюзии, а приземлённые рефрены соседствуют с неожиданными парадоксальными образами».

© 2021, Хроноп, /www.hronop.com/
© ℗ 2021, ГЕОМЕТРИЯ

Вадим Демидов – песни.
Продюсеры – Вадим Демидов и Александр Репьёв.
Продюсер ремикса – Виктор Сологуб (Sologub underwater rework).

Состав:
Вадим Демидов - вокал, гитары;
Андрей Малых – флейта;
Михаил Зельманов – барабаны и перкуссия;
Александр «Алекс» Репьёв – гитары, бас, клавишные, программирование, запись.

Также в записи принимали участие:
Алексей Рацен – барабаны (1),
Руслан Фатехов – гитара (1), Александр Веселов – бас (2),
Дмитрий Токман – клавишные (3),
Александр Островский – фортепиано (5),
Игорь Пестов – гитара (7),
Дмитрий Точилин – гитара, клавишные, барабаны, аранжировка (11),
Александр Яковлев – гитара (12).

Мнения
Если вы думаете, что название нового альбома ХРОНОПА "Самостояние" - это новоизобретённая "раскладушка" типа "сейчастья", то ошибаетесь - слово это есть в орфографических словарях уже не один десяток лет. Так что приберегите свою склонность к поиску дополнительных ...
Рецензия от "Наш НеФормат"
Хроноп "Самостояние"

Если вы думаете, что название нового альбома Хронопа "Самостояние" - это новоизобретённая "раскладушка" типа "сейчастья", то ошибаетесь - слово это есть в орфографических словарях уже не один десяток лет. Так что приберегите свою склонность к поиску дополнительных смыслов - при прослушивании этого альбома она вам ещё не раз пригодится. Ведь даже начинается он неожиданной аллюзией на самую, пожалуй, пронзительную евангельскую фразу: "Лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет где приклонить голову". Аллюзией не страдальчески-надрывной, а спокойной, нежной и отчасти смешливой; ну, нельзя же, в самом деле, не улыбнуться при виде городских улиц, населённых, как в известном романе Анатолия Кима, зверями и птицами. Вот овца с бараном идут в свой дом - ещё и веселятся... А песня-то о потерянной любви, к которой уже не вернуться, а альбом-то - о подступающем к горлу времени сплошных потерь, главная среди которых - потеря того бескрайнего будущего, которое было у нас всех когда-то. О старости? Да, пожалуй, о старости.

В нашей тусовке о старости не принято было говорить. Это оставалось тем, что случается с другими - с родителями, с начальством, с неприятными соседями или прохожими, но не с нами. Каждый из нас был тем, кого любят боги, кто умирает молодым. "Это старый клич, но я хочу быть живым", - спел когда-то БГ, оказавшийся умнее нас всех. Потому что мы - не все - но выжили. И дожили до того времени, когда потери начали расти снежным комом, несущимся прямо на нас, и трудно в какой-то момент не расплакаться судьбе: "Мне больше нельзя терять друзей". И, кажется, именно это, а не морщины, утрата интереса к сексу или согнутая спина и есть старость. Время, когда жизни не хватает уже ни на что - даже на новую любовь. Слишком поздно пришёл автобус с тобой внутри... И что же теперь? Молчать и не отсвечивать? Ну да, не дождётесь!

Если даже сквозь смерть прорастают люди - и не просто памятью, а буквально физическим присутствием, как рассказывается в одной из самых завораживающих песен "Самостояния" с магическим "по ночам", перетекающим из куплета в припев, - то уж живым глупо не жить и не надеяться. Даже если там, за смертной гранью - свобода в белом платье и в цветах (да, мне кажется, что это однозначно песня о посмертии, недаром белое платье и цветы - один из образов смерти, тогда как свобода приходит нагая), а тут, в продолжающейся жизни - всего лишь первая водка свободы. В той жизни, которая может показаться ничтожной и жалкой, в жизни с заныканным гашишем и кражами из секонд-хэндов, но где всё же остаётся вот это - петь, трезветь, хрипеть, но петь, звёздочкой малой в ночи гореть... Потому что поэзия, как женщина из следующей песни - если вправду захочет тебя, ей хватит места на блюдце. И ей хватает места на оставшемся, уже небольшом пространстве нашей жизни, хватает места в наших руках, сжимающих разбитый Фендер и плохой алкоголь, в сердце, забитом ушедшими друзьями, обломками прошлых любовей и любовью нынешней.

А старость? Что старость? Её мы уже пережили давным-давно:

А из зеркала глядит на него
Динозавр рок-н-ролльного века,
А ему лишь сороковник всего -
Сорок лет человеку...


- было время учиться заново жить
.
И хотя поэзия по-прежнему остаётся самой сильной стороной Хронопа, но в этом альбоме пробуждается и музыка. Прежде в основном всего лишь организующая ритм для слов и подхватывавшая интонацию голоса, здесь она набирает самостоятельные смыслы, становится равноправным партнёром, превращая хроноповские вещи из довольно наивной мелодекламации в настоящие песни. Любопытно, кстати, сознательно или бессознательно в перекликающиеся с политикой песни этого альбома ("Молчать и Не Отсвечивать", "В Белом Платье") вплетаются восточные мотивы, напоминая о старинных шахских деспотиях? И невольно начинаешь уже ждать нового альбома, чтобы услышать, что будет с музыкой там. И вот эта незавершённость, эта распахнутость будущему и есть настоящее преодоление старости и смерти.

Юлия Боровинская
Наш НеФормат, 22 марта 2021 г.

Наш НеФормат
В «Самостоянии» хватает и отчаяния, и любви, и сейчастья: мир в глазах Демидова по-прежнему не делится на чёрное и белое, но становится причиной для написания совершенно разных песен и, что немаловажно, для работы со звуком.
Рецензия от "Юрий Нуреев (vk.com)"
Хроноп "Самостояние"

Вадим Демидов любит играть со словами: его неологизмы идеально описывают музыку, которую он создаёт. Скажем, один из предыдущих дисков Хронопа назывался «Сейчастье», и до сих пор истории о поездках на велосипеде, жизни на чердаке и распитии вина с гостями у меня прочно ассоциируются с этим странноватым словом.

«Сейчастье» сменилось «Отчаяньем и любовью» — в следующем альбоме Хронопа с проникновенными балладами о любви соседствовали боевики с гражданской лирикой. Впору было ожидать дальнейшей «войны громкости» — когда было анонсировано название нового диска — «Самостояние» (и его обложка), стало очевидно, что тут никаких уже радостей жизни ждать не стоит: один только протест, горечь и самая малость надежды в финале.

Это тот самый случай, когда ожидания обмануты, и ты этому только рад. В «Самостоянии» хватает и отчаяния, и любви, и сейчастья: мир в глазах Демидова по-прежнему не делится на чёрное и белое, но становится причиной для написания совершенно разных песен и, что немаловажно, для работы со звуком.

Уже говоря о предыдущем альбоме, автор сообщал, что хочет уйти от «русскороковости»: такие попытки можно найти как раз в «Отчаяньи и любви». Можно сказать, что «Самостояние» растет из, казалось бы, не самых типичных для Хронопа песен «Где та река» и «На один оборот ключа» — голос Демидова тих, как на его акустических концертах, аранжировка, не мешая вслушиваться в смысл песен (привет от русского рока с его текстоцентричностью: Хронопу по-прежнему нужно внимать вдумчиво), тем не менее, заставляет обращать на себя внимание, ставя диск по новой. В этом заслуга не только автора песен, но и саунд-продюсера Алекса Репьёва, рисующего пустынные пейзажи с воронами и дворнягами, отправляющимися прямо в рай (причём пешком), херовыми басистками, Басё и… с тобой самим: живым и «после последней смерти» — во многих песнях Демидов запросто обращается к невидимому собеседнику, в котором легко разглядеть не только его друзей-товарищей, но и — при желании — себя.

Благодаря дуэту Демидов-Репьёв сегодня Хроноп оборачивается не потерянной легендой русского рока (любимая рекомендация критиков для его альбомов нулевых и десятых), а актуальным инди-роком; ему прямой путь в плееры, уши и сердца аудитории, которой важен и смысл, и звук: высказывание поэта, гражданина — и художника.

Юрий Нуреев, отзыв опубликован на личной странице Вадима Демидова в социальной сети "Вконтакте".
24 марта 2021 года

Юрий Нуреев (vk.com)
Поклонники «Хронопа» получают в новом альбоме полный комплект умных, нежных, философских песен, в которых бытовые зарисовки обретают библейские аллюзии, а приземлённые рефрены соседствуют с неожиданными парадоксальными образами. <...> Каждый, кто слушает новые песни «Хронопа», может ...
Рецензия от "intermedia.ru"
Хроноп "Самостояние"

Оценка: 7,5 из 10.

Про альбом «Самостояние» уже написана масса умных слов, которые аккуратно фиксирует в своём фейсбуке лидер «Хронопа», мастер проникновенных баллад Вадим Демидов. Не претендуя на дискуссию с многомудрыми рецензентами, выскажу своё скромное мнение о том, что в этой пластинке удивило больше всего. Нет, не «современный и изысканный саунд продюсера Александра Репьева»: в «Хронопе» всё равно главное не саунд, а сочинительская манера Демидова. Она вообще не подразумевает присутствия каких-то сложных аранжировок - аккомпанемента акустической гитары для этих песен, в общем-то, достаточно. «Самостояние» действительно записано очень качественно и не без звуковых изысков - однако вся эта «одёжка» нигде решающего влияния на музыку не оказывает. Впрочем, для «Хронопа» важен «естественный» саунд - и здесь он присутствует: если ты не замечаешь, как сделана и записана та или иная композиция, значит, саунд-продюсер оказался в должной мере профессиональным и тактичным.

Не слишком удивляет и фирменный лиризм Вадима Демидова. Поклонники «Хронопа» получают в новом альбоме полный комплект умных, нежных, философских песен, в которых бытовые зарисовки обретают библейские аллюзии, а приземлённые рефрены соседствуют с неожиданными парадоксальными образами. Произведения «Если женщина захочет», «Разбитый Фендер и плохой алкоголь», «Молчать и не отсвечивать», «Мне больше нельзя терять друзей» на первый взгляд просты, но эта простота сочетается с впечатляющей глубиной. Ну а условные «песни про животных» - «Ворона», «Возьми мою рыбу» - они, конечно, на самом деле совсем не про животных.

Отсутствие на альбоме весёлых песен тоже не удивляет. Во-первых, Демидов никогда не слыл весельчаком, позволяя себе иногда лишь иронию, а во-вторых, поводов для радостей состояние общества и обстановка для творчества дают, мягко говоря, немного. От «креативного класса» сегодня требуется, по формулировке Вадима, «молчать и не отсвечивать». На такое условие «Хроноп» согласиться никак не может, что, конечно, вполне закономерно. А вот что на альбоме рвёт любые шаблоны и противоречит всем ожиданиям - так это исполнительская манера Вадима Демидова. Практически все песни «Самостояния» поются будто бы с мечтательной улыбкой на устах. Кто-то, может, найдёт такую манеру слегка «блаженной», но я полагаю, что Вадим вовсе не подразумевал отрешённости от текущих забот и ухода во внутреннюю эмиграцию прямо в процессе пения. Мне кажется, эти интонации - они не столько про спокойствие, сколько про надежду. Каждый, кто слушает новые песни «Хронопа», может проникнуться ощущением, что впереди нас ждёт много хорошего, даже если ничто в сегодняшнем дне этого не предвещает. И вот это в альбоме больше всего удивляет и впечатляет.

Алексей Мажаев, InterMedia
11 апреля 2021 г.

intermedia.ru
В альбоме ветерана русского рока (последние годы Хроноп - это, по сути, он один) нет, как бывало, безудержной боли за то, что вокруг, нет и упоения радостным остановленным мгновением...
Рецензия от "Салон AUDIOVIDEO"
Хроноп "Самостояние"

В альбоме ветерана русского рока (последние годы Хроноп - это, по сути, он один) нет, как бывало, безудержной боли за то, что вокруг, нет и упоения радостным остановленным мгновением - есть взгляд словно из-под прищура: лирический герой словно наблюдает за собой и своими переживаниями, чуть даже подтрунивая над ними. Но это не обесценивает чувства и смыслы, потому что живое, острое, резкое и настоящее под этой иронией не прячется, а существует вместе с ней.

Артём ЛИПАТОВ
Салон AUDIOVIDEO online, 5 января 2022 г.
фрагмент статьи "Самые интересные альбомы 2021 года" 

Салон AUDIOVIDEO
Трек лист:
CD
01 Ворона
02 Возьми мою рыбу
03 В белом платье
04 Первая водка свободы
05 С кем не спишь
06 Если женщина захочет
07 Мне больше нельзя терять друзей
08 Разбитый Фендер и плохой алкоголь
09 Басё
10 Не хватит жизни
11 Молчать и не отсвечивать
12 Прорастают сквозь смерть
13 Возьми мою рыбу (Sologub underwater remix)
14 Шахунья (бонус)
Фото
Видео