Альбом «Тир на Спортивной» группы Контора Кука не должен был появиться. Музыканты планировали переключиться на запись синглов, считая, что время альбомов прошло. Однако творческий процесс пошёл иначе, у группы появились двенадцать новых песен, которые и стали седьмым релизом самарской альт-психоделик формации на лейбле ГЕОМЕТРИЯ. Запись шла с 2021 года в офисе, переоборудованном под студию. В работе участвовали Владимир «Кук» Елизаров (гитара, вокал, тексты, ударные, клавишные), Олег Садовников (клавишные) и Андрей Исаев (бас).
Дизайн издания авторства Сергея Рутинова с фото Екатерины Елизаровой, сделанным рядом с поселком Царёвщина в Самаре, продолжает традицию уникального оформления релизов Конторы Кука. Все тексты, причём, непосредственно в ходе записи, написал Елизаров. Музыку – он же и Садовников. Звуковая концепция изменилась, группа отказалась от элементов нойза, саунд стал более лапидарным, сдержанным, интровертным, сохранив эсхатологичность и особый ритмический и образный мир Кука.
Владимир выделяет на альбоме треки «И так далее…», который сразу «зазвучал так, как надо», «Не печаль», альбомный вариант которого сильно отличается от концертного, и «Тир на Спортивной» с интересной вокальной темой. Первой и последней песней в процессе записи стала «Грудь Софи» – она была акустической балладой с основной темой, использованной в спектакле «Одиссея», однако аранжировка долго и неуправляемо усложнялась и песню отложили. Когда же альбом был готов, к ней вернулись и оставили в трек-листе первоначальный вариант. «Тир на Спортивной» – фактически сборник творчества группы за последнее время, поэтому музыканты утверждают, что у альбома нет общей концепции. «Каждая песня сама диктует свою тематику» – считает Кук.
Это самая красивая, в парадоксально-бытовом смысле, программа самарской психоделической формации. Её авант-рок, изысканный и минималистичный, звуча на фоне окружающего медийного музыкального слабоумия, аранжировочная и тембральная фантазия группы, постоянный поиск, представляются для КОНТОРЫ КУКА ...
Это самая красивая, в парадоксально-бытовом смысле, программа самарской психоделической формации. Её авант-рок, изысканный и минималистичный, звуча на фоне окружающего медийного музыкального слабоумия, аранжировочная и тембральная фантазия группы, постоянный поиск, представляются для КОНТОРЫ КУКА обязательными, это такая авангардная «норма». Но на альбоме 2022 года происходит преображение эстетики КК. Акустические гитарные переборы заменяют креативный индустриальный нойз предыдущих дисков. Какая-то неземная вежливость и инфернальное осознание быта сквозит из манеры пения. В складывающемся в итоге образе появляется что-то позитивно-средневековое, слушателю рассказывается не просто история, но история духа.
Прозрачный, отточенный инструментал тут более чем уместен. Музыка по-прежнему кажется электроникой, индастриалом, но она сыграна на изысканной акустике, в которой каждый звук – сюрприз. Альбом показывает, как много могут бас-слайд и фоновая электроника, когда они понимаются широко, даже, пожалуй, уникально. Разрежённые клавишные аккорды и суховатые ударные напоминают про французскую киномузыку, но не «золотых» времен, а сравнительно недавнюю, что-то сродни Яну Тирсену. Ещё одна ассоциация с музыкой альбома – плетение, орнамент. У лидера КК Владимира Елизарова удивительное, абсолютное, но совершенно особое чувство деталей, тембральных нюансов. Его музыка ритмична, это непростые ритмы, хотя двигаться под них так же естественно, как дышать. Вспомнились и динамичные, чудные (ударение по вкусу!) танцы в исполнении группы во время давних концертов.
«Геометрические» компакт-диски КОНТОРЫ КУКА выходят в особых упаковках, словно издатели относятся к ним, как к артефактам, которые надо беречь сразу же, не дожидаясь бега времени, и предполагают, естественно, такое же отношение и у слушателей. Эти обложки требуют бережного отношения и внимательного разглядывания, их надо долго вертеть в руках. И хотя в наше время дизайнерская мысль летает и клубится (ударение по вкусу!) свободно и незадумчиво, наличие концепции в этих мягких диджипаках очевидно – их идеи приновит сама группа. Музыка же, при этом, у самарцев вовсе не мягкая и для ушей не бережная, хотя и по-своему напевная. Пожалуй, песни КОНТОРЫ КУКА из «Тира на Спортивной» перешли из размашистой метафизики в камерную лирику, это настоящая музыкальная алхимия. Тексты же остались по духу ранимыми и тонкими. Появляющиеся имена женщин – «Софи», «Люси», намекают на то, что же происходит в душах музыкантов. Эти имена словно определяют место и время, в которых должны звучать эти песни, эти мансарды и чердаки, выставки авангарда и прогулки по осенним набережным. Архаичные романсы оказываются рядом с актуальными речитативами, они «договариваются» и сохраняют, в итоге, романтичное настроение. Представляется, что такая музыка, отражая сложные времена, доставляет одновременно и удовольствие, и разрядку не только слушателям, но и самим музыкантам. И сохраняет, при этом, и ассоциативность ауры, и психоделичность послевкусия.
Автор - аноним
КОНТРАБАНДА, 1 сентября 2024 года