eng
 
homini_lupus.livejournal.com, 8 января 2013 г.
Вот как бывает. Стоит вершина, а ее годами не замечают. Да и не заметят, потому что она стоит не вовремя и не от мира сего. Группа «Телевизор» с момента зрелости бывшая именно «не от времени сего» тут, на формально четвертом, а фактически, на третьем альбоме вообще вылетела куда-то в экзистенциальные и мрачно-безнадежные тупиковые космосы – и на вершину, да. Публика начала 90-х была не очень-то «за» - альбом покупали, но тогда покупали все, что делали звезды. ТВ, кстати, были реально большими, это можно и напомнить.
«Дело не в цвете знамен…» - понял тогда музыкант, так, как немногие в те годы. «Мы здесь совсем случайно…» - еще понял он.  «Первым признаком начала понимания является желание умереть» - когда-то давно тоже попал в цель Кафка 
Борзыкин перебрался через ментальные капканы и торосы этой записи и сейчас продолжает работать. Это самый большой комплимент ему, как личности. Тут же, в песнях, выхода пока не видно. Когда альбом появился, а это был самый, наверное, внутренне страшный,  1991-й год - все еще дышали воздухом эпохи песен-хитов и людей-героев. А эпоха уже закончилась и Михаил сделал тягучий по идеологии и отточенный по звучанию альбом. Музыка получилась сдержанной, но и теперь звучит очень достойно. "Мечту самоубийцы" покупали, надеясь услышать новую порцию перестроечных хитов, но даже появившись тут, например, сакраментальный, звучащий неторопливо и некрикливо, антигимн «Твой папа - фашист» как стадионный хит не воспринимался. А вот образ «музыка слипшихся жоп» как-то прошел мимо сознаний. Не поняли, да.
Среди песен есть хорошо ныне известные – например, заглавная композиция и «День Михаила». Но есть и словно потерянные во времени вещи. Сейчас, когда они звучат подряд, разделить их затруднительно. Каждая имеет образ и дух, но они плохоуловимы.  Как песок сквозь пальцы… - образ близкий к восприятию альбома сейчас, а времени – уже тогда.
Про издание. У «Геометрии» все серьезно. В этом альбоме, конкретно, имеется бонусный DVD с клипами, интервью и концертными выступлениями на фестивале «Рок чистой воды», плюс возвращены на свои места, обрезанные на виниле, фрагменты альбома. Обложку винила, а она другая, тоже вывешу - в конце поста. В издании она тоже есть – «работает» обложкой буклета.
Разбор же образов только добавляет печали – группа зазвучала тогда мягче и жутче. Борзыкин, наверное, искал яркие образы, но ударные фразы встали несколько отдельно от основной ткани диска – словно нервные протуберанцы. Появлялась – у многих впервые - мысль, что все вокруг идет не туда. Этот диск сейчас можно воспринять почти как крик: «Нет, ребята, все не так!» – средствами того времени.
Как с этим диском быть, ведь ни рассказать, ни напомнить про то, как и что там существовало, нереально – у каждого ноет свое. Это и самый экзистенциальный, и самый психоделический «Телевизор». Время сейчас уходит от него, оставляя детальный разбор одной из самых недопонятых современниками работ 90-х следующим поколениям. Но, кажется, что этот диск постепенно будет все больше врастать в реальность, во время. Вовремя.

Александр В. Волков
homini_lupus.livejournal.com, 8 января 2013 г.