eng
 
km.ru

«Вежливый отказ» - пример группы, триумфально возродившейся на излете первого десятилетия нового века. Реюнион коллектива прошел без потерь в составе и при определенном ажиотаже со стороны поклонников. Первое же выступление после «заморозки» состоялось в стенах просторного МХАТа, а в 2010-м успех был закреплен свежим альбомом «Гуси-лебеди». Параллельно лейбл «Геометрия» занялся изданием бэк-каталога группы.

«Герань» была выпущена в 2002-м как раз непосредственно перед объявлением «отказовцев» об уходе в бессрочный отпуск. Запись пластинки сопровождалась драматическими событиями: в автокатастрофу попал клавишник Максим Трефан и серьезно повредил руку, а пришедший ему на смену Павел Карманов долго не мог полноценно вписаться в коллектив, поскольку его манера не очень подходила к стилистике «Вежливого оказа».

Так или иначе, все проблемы были успешно решены. Карманов и по сей день играет в «Отказе», а «Герань» единодушно признана едва ли не самым лучшим альбомом группы. В свое время остановившись на названии «Вежливый отказ», Роман Суслов декларировал интеллигентный эскапизм и андеграунндный подход к написанию песен. В «Герани» идея вечного аутсайдерства достигает своего апогея.

Лирический герой то торгует в лютый мороз цветами в переходе и выражает недовольство пиццей сомнительного качества, то не может отыскать ключ от шкафа, где висит его любимый костюм, то вынужден бесславно драпать в условиях гражданской войны. Даже черпая вдохновение в религиозных сюжетах, Роман Суслов останавливается на самых трагичных моментах. Яркий пример — взвинченная композиция «Бегство в Египет», где от лица распухшего от собственного величия царя Ирода поется: «Где? Как? Меня? Всех убить!».

«Герань» нередко называют тривиальным сборником накопленного «Отказом» в конце 90-х материала, но это в корне неверно. И название, и лубочное оформление Константина Звездочетова великолепно передают замысел пластинки: говорить суконным языком юродствующего мещанина о серьезных вещах, окончательно «взрывая мозг» наивным интеллектуалам (не случайно на внутренней стороне обложке политая герань превращается в ядерный гриб!). Этот прием оправдан спецификой песен. «Гражданская война: наступление» тонко передает восприятие истории России среднестатистическим школьником, который учится по излишне идеализированным учебникам. А за кажущимся примитивизмом трека «Писателю» кроются глубины: Лев Толстой, наплевавший на православную веру и дерзнувший измыслить собственное «евангелие» действительно заплутал в двух соснах и попутал «кто здесь стадо, а кто здесь пастух».

Как и все переиздания «Геометрии», диск «Герань» прекрасно оформлен и снабжен внушительным DVD-бонусом. Программа Дмитрия Диброва «ПроСвет» обескураживает полной неподготовленностью ведущего к интервью. Концерт «Вежливого отказа» в музее Маяковского примечателен гостевым участием автора большинства текстов «Герани» Григория Дашевского, который читает свои коронные стихи «Черемущки» и «Близнецы». Запись выступления в клубе «Бедные люди» изобилует крупными планами Романа Суслова и ценна как документ, увековечивающий память об одном из самых ярких ночных заведений Москвы второй половины 90-х.

Денис Ступников
www.km.ru, 19 июля 2013