eng
 
InRock, #61
Отлично переизданный альбом интеллектуальной московской команды представляется важным, эпохальным и, в тоже время, тонким и просветленным. Он стоит на временной шкале между дисками "И-и раз!.." (1992) и "Гуси-Лебеди" (2010). Если забыть про шикарные компиляции, ремейки и сборники "Отказа", выходившие за эти годы, "Герань" оказывается практически единственным студийным альбом группы за 18 долгих и главных для нынешних поколений лет.
В Вежливом отказе тогда начали играть прекрасные музыканты: Андрей Соловьёв (труба), Павел Тонковид (саксофон), Павел Карманов (клавишные). В то время все говорили про конезавод, который был тогда одним из приоритетов лидера «ВО» Романа Суслова. Альбом полон умеренной джазовости, инструментальной виртуозности и насыщен, словно накачан откровенно красивой музыкой.
Первая вещь – "Пицца" демонстрирует вписанность джазовых риффов в полистилистичную и полиритмичную модель музыки "Отказа". Правила игры задают модерн-былинная "Гражданская война: наступление" со словами: "...в левой ручке том Кропоткина" и парная ей "Гражданская война: отступление". Между ними идут: "Шкаф" – танец-гимн нерешительной интеллигентщине, "Марина и Медведь" ("...зря ты пошла в лесопарк, зря..."), спетая словно с вывернутой диковатой улыбкой – нередкой реакцией на музыку группы. Пропевание Романом Сусловым фразы "эх, Марина..." строит настроение всерьёз и надолго. Не забудем трек "Писателю" – медитацию на тему Л. Н. Толстого. В финале идут "Бегство в Египет" – единственная вещь с текстом Суслова, "Год Быка" и бонус-треки.
Бонусный DVD резко подчёркивает уникальность и особость программы – записанные на нём концерты не имеют к временам "Герани" никакого отношения. Они скорее демонстрируют прочувствованную продуманность музыки "Отказа". Это программа "ПроСвет" 22 марта 2006 г., концерт в Музее им. Маяковского (Москва) 26 апреля 1998 г. и концерт в клубе "Бедные люди" (Москва), апрель 1999 г.
Хочется, задрав штаны, броситься в идеализацию группы – релиз даёт для этого поводы. Но если со скрипом попробовать быть объективным и придирчивым, то без слова "снобизм" обойтись не удастся. Альбом – не осколок эпохи, он сам – эпоха, вернее, тень эпохи. Вот такой могла быть наша музыка и культура, если бы не случилось то, что случилось. Это зябкое ощущение далёкой, но родной гармонии, не чуждое и другим записям группы, тут достигает вершины. Сейчас "Отказ" строит новую жизнь – не менее интересную, но уже не такую утончённую. И пока непонятно, как к переизданному диску относиться – как к прощанию с прошлым, или всё же как к предсказанию будущего.

9/10
Александр В. Волков