eng
 
InRock, No. 1 (63), 2014
10/10

Альбом скромен, наивно бел цветом коробки и стилен. Это ощущение "чистоты" работы в процессе знакомства с релизом даже нарастает. 
В издание вошли 2 CD, DVD-бонус и постер. На первом CD – первый из двух совместных альбомов знаменитого российско-советского эмигранта, поэта-авангардиста, автора песен и музыканта Алексея "Хвоста" Хвостенко с группой "Аукцыон". Диск впервые вышел в 1992-м и стал самой камерной сенсацией нашего аудио-рынка. Хвостенко, тогда известный сравнительно узкой прослойке диссидентствующих интеллектуалов, имел огромную тайную славу – благодаря песне "Рай" ("Город", "Под небом голубым"...), которую душевно пел Борис Гребенщиков. Хвост и сам говорил, что этот факт послужил толчком к возвращению из эмиграции в Россию.
Альбом начинается со знаменитой "Орландины" и звучит с грустью и созерцательностью, ходит по границам сознания и краям образности. Тайна тут настолько очевидна и трепетна, что может не раз стать жутковато и странно. В заглавной вещи трагичность медленно перетекает в стёб. Завершается альбом ее бонусной альтернативной студийной версией – записью неторопливой и страшной. Далее, от юродствующей, а затем словно расцветающей песни "Дети", до безгранично дышащих романсов "Слепой" и "Конь унес любимого" и русского блюза "Внутри собаки" – всё сделано с удивительно красивыми тембрами и ритмами. Так звучат и "Прощальная" на музыку Баха и Чимарозы, и другие шедевры. Каждая вещь – заговор и молитва, каждая – на разрыв сознания, не внешний крик, но тихий взрыв внутри. Диск не оставляет шансов на холодное отношение.
Второй CD включает демо-версию "Чайника вина", записанную Хвостенко в Париже, с песнями – на три четверти не вошедшими в альбом (sic!) – и интервью Джорджа Гуницкого с Хвостом. На DVD – концерт с АукцЫоном и квартирник, в которых участвует дочь Хвоста – Анна. Тут можно поприсутствовать при долгом выпивании в богемной компании, услышать рассказы о работе и песни Алексея.
Ассоциации – дурашливость великих шутов, нега без роскоши, интеллигенция без Родины, ирония без позитива. Ощущение от мягких манер и апокалиптических образов Хвоста оказывается между болью и катарсисом – но не всегда радостно знать так точно, что мы потеряли. Хвост нашел в "Ы" близких людей – это была и есть огромная редкость. Слушание дает и обостренное понимание того, к чему стремились музыканты. "Чайник" очень близок к яркой, несказанной гармонии.
Присутствие альбома в ряду переизданий АукцЫона – спорно. Всё же он, и по смыслу, и по содержанию, выбивается из работ группы. Но качество записи, ее влияние – и на психологию "Ы", и на отечественную рок-цивилизацию в целом – несомненны.

Александр В.Волков
InRock, No. 1 (63), 2014 - стр. 56