eng
 
Наш НеФормат, 2014, 1 апреля
Любовь, свобода и рок-н-ролл - с них всё начинается, и не должно бы заканчиваться никогда, нет, не должно. 

Рок-н-ролл - это юность, бесшабашная и безбашенная её энергия, стремление всё попробовать, всё испытать, взлететь фейерверком, осветить всё небо... и рассыпаться гаснущими искрами? Что ж, мы ведь и не собирались жить долго, мы помнили, что те, кого любят боги, умирают молодыми... вот только в какой-то момент замечаешь, что умереть молодым уже поздно. А ведь многие, слишком многие успели. И ещё больше тех, кто "переквалифицировался в управдомы", в брокеры и старшие менеджеры - и только за пятничной рюмкой мотнут лысеющей головой, призраком былого хайра под когда-то любимую, когда-то бывшую стержнем жизни музыку. В пятницу вечером можно. 

И так легко поверить в то, что правы были освобождённые комсюки в официальных костюмчиках и поющие в неожиданный унисон с ними религиозные бабки в платочках, и рок-н-ролл - это действительно такая штука, от которой умирают, а чтобы выжить, нужно бросить, завязать, отказаться и вспоминать разве что в пятницу вечером... но уж никак не в унылый, взрослый, рабочий понедельник - длинной во всю оставшуюся жизнь. Вот только верить в это жгуче не хочется. 

И особенно нежно я люблю песни Вадима Демидова и нижегородской группы ХРОНОП за то, что это песни человека, который жил рок-н-роллом - и выжил, и плевать хотел на все страшилки. И счастлив. Здесь и сейчас. 

Кстати, именно так - "Здесь и Сейчас" - назывался самый первый альбом группы, и перекличка с названием её нового релиза просто бросается в глаза. Без малого тридцатилетняя история группы (свои три десятилетия они отпразднуют весной будущего года) не смыкается в круг, но раскручивается спиралью вокруг центральной оси - умения быть счастливым, несмотря ни на что. 

Так что же такое сейчастье? Не то огромное, "выше неба", меняющее мир счастье, которое грезилось нам в подростковые годы, нет, это счастье в простом и руку-протяни-доступном. Это "идти еще день, обжигаясь о крапиву, надышавшись шалфея, немного сбавить шаг и найти в траве ежа", это "пить, любить, плакать тёплым петербуржским дождём", это "жить на чердаке с незакрытым окном, и греть на плитке чай с травяным веществом, и спать на подоконнике с рыжим котом, подложив под голову мягкое чтиво", это "любовь, свобода и рок-н-ролл - и больше ничего за душой", а ещё это когда"придётся встать и до ночи вязать на старых верёвках узлы, и поднимать небеса"... Сейчастье - простые будни того, кто выжил, не предав самого себя. И даже в меланхоличном "Майоре Седове", даже в горькой и ядовитой "Старой" блестят всё те же осколки счастья, осколки антизеркала антитроллей, навсегда вонзившиеся в сердца всех тех, кто узнаёт себя и в кортасаровских хронопах, и в песнях группы ХРОНОП. 

И хотя никаких музыкальных открытий вы в новом альбоме не найдёте (а я, если честно, от русских групп, как правило, этого и не жду: слушают люди чужую хорошую музыку, живут ею и пытаются донести её по-своему - вот и хорошо, вот и славно), но звучит он насыщенно и достаточно разнообразно: "фирменный" хроноповский саунд, хрупкий, нежный и трепетный, в "Тех, Что Хранят Огонь", "Чердаке", "Счастье" или "Просто Не Загораживай Мне Свет" сменяется гораздо более драйвовыми и даже иной раз жёсткими вещами - "Углич", "Танцуй", "Старая", а мажорное ретро "Что Со Мной Не Так" хоть и стоит здесь в стилевом отношении несколько особняком (но, вообще говоря, в творчестве ХРОНОПА такие мелодические ходы не редкость), однако в ряду прочих песен выглядит вполне гармонично. 

"Любовь, Свобода и Рок-н-Ролл" - это не только название одной из песен альбома, уже широко разошедшейся по Сети, это ещё и его главное содержание в трёх словах. Вот только каждая из этих монеток имеет две стороны: там, где аверсом любовь, реверсом - тоска и одиночество, на обороте свободы - горечь и разочарование, а рок-н-ролл... Что ж, у рок-н-ролла сторон куда больше - это и стиль жизни, и этой же жизни содержание, и повод для счастья, и повод для несчастья... Повод для того чтобы жить и петь. И хранить огонь. 

"А те, что хранят огонь, спички не тратят зря, греются у костра - вот так сидеть бы с ними до конца времён..."

Юлия Боровинская
Наш НеФормат, 1 апреля 2014 г.