eng
 
Контрабанда

Отлично переизданный альбом культовой московской группы сразу, с первых звуков песни «Пицца», , начавшись с коллективной импровизации духовых, задает эмоциональный и стилистический камертон записи. Джаз, вернее отзвук, тень джаза будет стоять во главе угла на всем протяжении фонограммы. В варианте группы это - особый стиль, он создается в основном игрой тембров.

Ритмически свинг целью не ставится, да и вряд ли он, если бы появился как главная краска, оказался бы уместен. А так получается высокопробная игра сразу во все – в ритмы, эпохи, стили и психологии. Причем эти опыты вписаны в концепцию группы, а не наоборот. В результате получается банальный джаз, но весьма небанальный рок. Этот эксперимент звучит теперь как вызов всему тупящему медийному пространству. В год выхода – в 2002-м - когда было живо гораздо больше иллюзий, «Герань» представлялась, скорее, глубоким и подготовленным экспериментом.
Концепция может быть выражена чем-то вроде - не мешать и не вредить, оставаясь собой. Лидер – вокалист/гитарист Роман Суслов не рвет каноны восприятия, это самый мягкий и сдержанный диск группы "Вежливый отказ" Вещи являют, как представлялось в год выхода, образ группы - повзрослевшей и решившей некие эстетические ребусы молодости. Вокал Суслова стал, по сравнению с ранними работами команды, более сдержанным. Текст Романа тут всего один, «впереди» - переводчик и поэт Григорий Дашевский – в «Герань» вошли четыре песни на его стихи.
Вещи могут показаться мыслями на темы - сказочными («Шкаф» «Марина и Медведь»), историческими («Гражданская война: наступление» «Гражданская война: отступление»), эстетскими («Писателю» или «Бегство в Египет»). В принципе, из них можно доставать, формулировать какие-то мнения и отношения. Но есть ощущение, что все эти сферы жизни являются просто поводами для высказываний и никак не влияют на стиль и смысл творчества. И то, как именно сделано это высказывание, гораздо важнее заявленных тем и поводов.
Эта обостренная эстетичность, переносная, портативная «Башня из слоновой кости» в те годы не выдержала испытания временем. Группа через несколько лет после этого альбома сделала многолетний перерыв в выступлениях. Однако, на данный момент, все продолжилось хорошо. Музыканты «Отказа» в перерыве занялись более земными, реальными искусствами, а недавно вернулись на сцену – с музыкой сколь новой, столь и узнаваемой. Время не прогнулось под них, но они оказались союзниками - явили редкий пример артистов сохранивших – и себя, и время в себе.
В коробку переиздания вложен плакат и DVD с концертами «Отказа» разных лет. Релиз в итоге вполне воплощает и эстетику альбома – он красив, в меру завернут и интеллигентно ненавязчив.

Александр В. ВОЛКОВ
Контрабанда, 6 октября 2013 г.