eng
 
Контрабанда

«Хроноп»: двенадцать мгновений «Сейчастья»

Раньше я никогда не слушала группу «Хроноп» и даже не слышала о ней. Узнала о «Хронопе» лишь недавно: кто-то сказал мне, что альбом «Сейчастье» напоминает «Аквариум». Однако уже после прослушивания первой композиции («Те, что хранят огонь») мне стало ясно, что это не так, и что сравнение с «Аквариумом» было сделано просто для удобства — чтобы провести хоть какую-то параллель. И я задумалась: а всё же, если такая параллель была бы необходимой, с кем бы я сама сравнила «Хроноп», альбом «Сейчастье»? Может, плохо знаю музыку, но я как-то не нашла ответа.

Вот что по этому поводу говорит сам лидер группы, Вадим Демидов: «Единственное, за что мне никогда не стыдно – за хроноповскую оптику. Таким мир больше никто не видит». Пожалуй, он прав.

Мне думается, что, в продолжении многолетней традиции отечественной рок-музыки, в альбоме «Сейчастье» группы «Хроноп» текстовая составляющая является не менее, если не более важной, чем музыкальная. Уже само название альбома – «Сейчастье» – говорит как о его теме, так и о том, что автор любит и умеет работать со словом.

Пожалуй, для меня наиболее запомнившейся композицией альбома стала последняя, двенадцатая – «Счастье». Яркие образы, нежная, мягкая, временами почти медитативная музыка — уже, кажется, за одну эту песню я бы скачала весь альбом в плейер (что, кстати, и собираюсь сделать). Благодаря эмоциональному настрою этой композиции, передаваемому не только поэтическими образами, но и манерой исполнения, аранжировкой и т. д. – словом, благодаря этой и еще нескольким песням альбома, сходным и по настрою, и по яркости производимого впечатления, «Сейчастье» не несет для меня минорной окраски, о которой пишут некоторые критики.

Хотя сам Вадим Демидов со мной бы, возможно, не согласился; в одном из своих интервью он говорит: «Почти все наши песни печальны, потому что счастье, если и обретается, то никогда не в радости, счастье – всегда в грусти и нередко – в человеческом одиночестве». Но, с другой стороны, судя по композициям, «сейчастье», обретаемое в грусти, в итоге поглощает её или, как минимум, окрашивает в свои цвета. Так же, как пламя свечи, горящей в стакане с толстыми стенками, делает их сияющими, бело-золотыми.

Конечно, нельзя утверждать, что альбом не ставит никаких проблем — но, например, даже в такой «пессимистической» композиции, как «Что со мной не так», главный герой отнюдь не подавлен, и вокал передает скорее ощущение счастья от того, что персонаж — именно такой, какой он есть («Блок и Пастернак», «брошенный филфак»), отделенный от мира «брокеров, ментов, айтишников» и т. д.

Кстати, что интересно: «Хроноп» — нижегородцы, но в текстах «Сейчастья» превалируют два города: это Питер (такие песни, как «Любовь, свобода и рок-н-ролл», «Пить, любить» с его аллюзией на кафе «Бродячая собака») и Углич (одноименная композиция). Причём Углич в контексте выглядит несколько чужеродным, а вот Питер — это явно не случайность, этот город по своей атмосфере близок автору текстов — возможно, из-за его дождей, благородной строгости, склонности искать счастья именно в этих дождях, а не в пестроте толчеи и яркости солнечных дней.

Музыкальная составляющая альбома — это легкий европейский рок, ложащийся на душу, приятный для слуха, без сложных музыкальных наворотов (которые в данном случае «перебивали» бы текстовую составляющую), но с различными «изюминками», которые, безусловно, будут замечены и оценены меломанами.

В заключение нужно сказать, пожалуй, ещё о композиции «Старая» — тринадцатой, бонусной. Она сильно отличается от всего остального материала — тут речь уже не о «сейчастье», а о политике, российских реалиях, гражданском сознании и пр. Но, пожалуй, я не буду здесь углубляться в эти материи, а благоразумно поставлю точку.

АРИВИК
КОНТРАБАНДА, 20 октября 2014