eng
 
Эспрессо

Линейка переизданий группы «Вежливый отказ» добралась — невольная рифма — до альбома «И-и раз!..»

Вежливый отказ

И-и раз!..

****

У одной из самых странных групп московской рок-сцены 1980-х и 2000-х, настоящих эксцентриков, нет двух одинаковых альбомов. Но этот стоит совсем особняком. Хотя бы тем, что по преимуществу инструментальный. Единственный трек со словами — кавер на «Тучи над городом встали» – предвосхитил и бесконечную ретро-эстетику нашей попсы/телеэстрады.

Стиль — изящная мешанина всего, от маршей до вальсов. Собственно, и получается по ощущениям эдакий марш на три ноги: сложная, с неожиданными паузами, музыка с ощущением драйвовой разболтанности. Они прекрасно сыграны и отменно звучат: грувовый безладовый бас Дмитрия Шумилова, мелодичные барабаны Михаила Митина, яркий бисер фортепиано Максима Трефана. Ну и конечно, Роман Суслов, напевающий бессмысленные слова — только потому, что «фонетически нравятся» (позднее, используя птичий язык, имя себе сделают москвичи «Ногу свело» и питерцы «Два самолета»).

В 1990-е такое бы назвали постмодерном. В 1980-е такое в голову никому бы не пришло. Теперь даже не знаем, как такое назвать. Как угодно: jam-band, умеренный авангард, инструментальный глумливый поп... Как всегда бывало со странной музыкой, не-роковыми ответвлениями от русского рока, альбом проглядели. Не в последнюю очередь потому, что, как отмечает в liner notes критик Григорий Дурново, «альбом, записанный в 1991 году, вышел уже в другую эпоху, в 1992-м, и в другой стране».

Александр БЕЛЯЕВ
Эспрессо, 13 января 2015 года