eng
 
RE:активист
Я обратил внимание на «Вежливый отказ» непозволительно поздно. В 2010 году после долгого молчания вышел альбом группы с привлекающей внимание обложкой и непритязательным названием «Гуси-Лебеди». Альбом, на мой взгляд, получился запредельно крутым. Всё как мне нравится: сочащийся отовсюду авангард, облачённый в форму фри-джаза, и неприкрытое заигрывание с рок-эстетикой.

Естественно, переслушав 11 композиций на пластинке вдоль и поперек, я отправился в интернет изучать наследие коллектива. Понравилась «Герань» 2002 года. Зацепили «Этнические эксперименты» (1990) и «Коса на камень» (1997). Приятно порадовал тогда меня и «И-и-раз!..» 1992 года, который в октябре 2014 года переиздал лейбл «Геометрия» в рамках своей серии коллекционных релизов дискографии группы.

Как сообщает буклет издания (альбом инструментальный и вместо текстов песен нас ждёт отличная обзорная статья Григория Дурново) «И-и-раз!..» стоит особняком в дискографии группы. Его принято считать «самым холодным, изысканным и бесконечно далёким от советского народа». Быть может, тому виной отсутствие на альбоме песен как таковых. Дело даже не в текстах, а как правильно замечено в буклете, в самой структуре композиций — они стараются избегать повторений и мелодий, в принципе. Кстати, о словах. Хоть их и нет, Роман Суслов всё равно поёт. Да, это просто, не вызывающие, никаких конкретных образов, фонемы, но с ними слушать пластинку явно интереснее.

«И-и-раз!..» вышел в России в мутные времена и на фоне того, что творилось, действительно слушался, скорее всего, как что-то из ряда вон выходящее. Он и сейчас впечатляет своей отстранённостью и отрешённостью. Нельзя не отметить и то, что он невероятно круто звучит. Музыкантам, по сути, повезло. Запись проходила в тон-студии Центрального Телевидения Гостелерадио СССР в Останкино, что позволило получить качественный звук, над которым работал Андрей Пастернак, отвечавший за саунд и на концертах коллектива. Благодаря этому, все виртуозные пассажи гитариста и вокалиста Романа Суслова, басиста Дмитрия Шумилова, пианиста Максима Трефана и барабанщика Михаила Митина не съедаются еще привычным для того времени подпольным звуком: глухим и плоским. На «И-и-раз!..» объёма настолько много, что музыка проникает в тебя без остатка. А под «Ревельский чарльстон» вообще хочется танцевать. Кстати, о танцах. По сути, все композиции на альбоме (кроме «Вступления» и «Эпиграфа») навеяны танцами.  Самыми разными, как и музыкальные находки пластинки.

Приятным бонусом к альбому является диск с видео, в которым главным «номером», безусловно, является концерт в телестудии на Шаболовке (1992), снятый творческой группой «Программы А». За пультом звукооператора «случайно» вновь оказался Пастернак, который превратил это видео не только в пиршество для глаз, но и настоящий праздник для аудиофилов.

Антон Ковальский
RE:активист, 1 марта 2015 г.