eng
 
Завтра

Всем свобода и ныне ты нашёл, что нашёл —

У нас в каждой осине хранится твой кол.

Здесь всего слишком много, только ты слишком мал.

Если больше нет Бога — твой выход, шакал.

Хорошо или нет, но любое проявление Захара Прилепина будет рассматриваться сквозь призму его активной общественной позиции. Не успел "Охотник" мало-мальски прозвучать, как либеральные цензоры обнаружили экстремизм в композиции "Пора валить!", которая сатирически обыгрывает двойственность одного популярного выражения — "пора валить тех, кто говорит "пора валить". Что ж, провокация — вполне себе метод охотника, ловушка сработала. Аудитория явно подразумевается самая разнообразная: по возрасту, вкусам, взглядам. Думаю, и среди отъявленных критиков Прилепина найдутся те, кто примут какие-то номера с "Охотника", равно как и не все почитатели прилепинской прозы и публицистики войдут в резонанс с этими песнями.

Это уже третья пластинка "элефанков" и четвёртая — Прилепина, если учитывать "Патологии" — совместный альбом с Ричардом Пейсмейкером. И, пожалуй, если "Переворот", и, тем более, "Времена года" ещё могли держать по разряду "писатель Прилепин играет в рок", то данный альбом подобных аттестаций лишён начисто.

"Охотник" — пластинка большая, сложная. Чёртова дюжина композиций, есть треки, что захочешь — не пропустишь: яростно атакуют слушателя; есть песни, в которые попасть непросто, и в альбоме они скорее на правах синглов, нежели полноценно работают на основные сюжеты пластинки.

Сама тема "Охотника" — в культуре весьма заметна. От романов Олдриджа и запрещённого Макдональда, до кинематографа и знаменитой песни, которую написали Booker T. & the M.G.'s, а исполняли Альберт Кинг, Айк и Тина Тёрнер, Blue Cheer. Могу предположить, что "аукцыоновского" "Охотника" и концептуальный "The Hunter" первой инкарнации Blondie "элефанки" держали в уме — восьмидесятые и девяностые — вообще питательная почва для альбома. Который весомо набит самыми разными цитатами, намёками, но вплетены они тонко и по делу.

Сильное качество Прилепина — умение играть в команде. Помимо собственно "элефанков" — Ульянова, Созонова, Охоты, помимо диджеев и духовиков, на альбоме мы встречаем Кинчева, Скляра, Ревякина, Дмитрия Некрасова, рэп-героев Рича, Хаски и Виса Виталиса, а также о. Николая Кокурина и Бранимира. Но порой такое разноцветье соратников даже смущает — в ряде случаев "Элефанк" вполне мог справиться самостоятельно, не укрепляясь авторитетами. Безусловно, наличие приглашённых звезд — помимо радости сыграть с кумирами юности — это и выход на другую аудиторию. Но этот "расчёт" бьётся довольно волюнтаристской структурой "Охотника". И фирменной полистилистичностью — от блюза и шансона до ска и брейкбита. При этом главный выбор музыкантов — этакий фанк-рок. Музыка маскулинная, истории брутальные, но с хорошим запасом юмора. А такими гармониями и настроениями и в иные времена у нас мало кто мог похвастать. Так что налицо своеобразный прилепинский ва-банк.

Альбом совсем не андеграунд — и по идее, и по исполнению. Пожалуй, попытка создать умную поп-музыку в пику привычно низкому (во всех смыслах) уровню отечественной поп-сцены. "Охотник" — это целый комплекс представлений о мире и человеке от Прилепина&Элефанк. Иногда взгляд консервативный, традиционалистский, но параллельно  и вполне радикальный. (Всё-таки Прилепин без малого два десятка лет — участник национал-большевистского движения). Главным образом, "Охотник" ведёт сражение с демонами в душах человеческих. Ну а то, что мелкие бесенята во плоти напряглись — тоже показательно.

Держите лица, бесы, подальше от нас,

иначе лица резко станут без глаз,

и будет вовсе нечем вам посмотреть,

в каком обличье нынче придёт ваша смерть.

Андрей СМИРНОВ
Завтра, 28 мая 2015 г.