eng
 
uranhay.livejournal.com
ТЕЛЕВИЗОР
«Отчуждение» (2014)
ГЕОМЕТРИЯ
6/6

Четверть века основной альбом этого бокса был сказкой, мифом и вообще тем, что в природе вроде как было, но официально не существовало. С приходом интернет-эры болталось на торрентах и файлообменниках, но (повторюсь) – не существовало.
Без преувеличения - сказка стала былью благодаря лейблу «ГЕОМЕТРИЯ». В первую очередь потому, что «Отчуждение» вышло в виде CD под настоящей обложкой, которая для большинства меломанов означает: это РЕЛИЗ, а не папка эмпэтришных файлов, издранных из айтюнз. Пусть там торгуют музыкой легально: до сих пор не могу воспринимать полноценно альбом, который в руках не подержал. Во вторую же очередь «ГЕОМЕТРИЮ» стоит благодарить за многолетнее упорство в выкупе прав на издание в виде CD(*), результатом коего и стал этот релиз.

Аутентичное «Отчуждение» по качеству звучания выше всяких похвал, как и любой другой CD ТЕЛЕВИЗОРа в серии переизданий «ГЕОМЕТРИИ». Альбом злой и антисоветский. В нём группа (а если точнее – её лидер Михаил Борзыкин) продолжает бичевать страну парадоксов (она же «Отечество иллюзий»). Они только что объехали пол-Европы. Интерес к русскому року на волне Гласности, Перестройки и Ускорения (сокращённо ГПУ, как его саббревиатурил Сева Новгородцев) в «старом свете» был весьма высок. А в СССР группа продолжала в некоторых регионах подвергаться репрессиям в виде отмены концертов местечковыми чиновниками. Теми «Тремя-четырьмя гадами», о которых поётся в том числе и здесь (**). Теми, благодаря кому в «Отчуждении» есть «Политпесня», со временем было поблекшая и оставшаяся в эпохе «излёта совка», но (вновь парадокс!) к моменту издания альбома вновь ставшая актуальной. И наконец - ещё один парадокс. Альбом записывался на одной из лучших студий столицы (а значит – и страны), находившейся при… кардиоцентре. Заметим, не теле-, не радио-, а КАРДИОцентре!

«Отчуждение» становится пророчеством. В 1989-м, несмотря на всю эйфорию гласности, страна живёт по талонам. Пайков, которые «положены» на них правительством, не хватает. Возникает новый тип взаимоотношений в стране: тотальное отчуждение. Зарождается новая культура «спортивных штанов и ларьковых мечт», железных и прочих бронированных дверей. И одноимённый этому состоянию души целой страны альбом красочно демонстрирует то, что мы видим по сей день. Та же жизнь ради мёртвых, полная чувства вины и кучи других комплексов неполноценностей. Однако беспощадная желчь, которая выливается на слушателя из динамиков– снова парадокс! – не грузит. Нет злобы или чернухи. Борзыкину удаётся, выражаясь его же словами, «остаться чистым».

«Отчуждение 2005» - лишнее подтверждение отчуждения, как пророчества. Оно же становится своеобразным проклятием Борзыкина, 16 лет спустя решившего переписать композиции альбома, который не чаял не только выпустить, но и переслушать в виде первоисточника. Ядерный, драйвовый и почти безгитарный ремэйк, как ни странно – звучит! За исключением одного «но», намёк на которое уже мелькнул выше. Та же «Политпесня» в 2005 году казалась осколком ушедшей эпохи; не жившим в ней в сознательном возрасте и не осознавая её, ни эту, ни остальные песни попросту было не понять.

После прослушивания возникает много дум, но какого-то мрачного и безысходного опустошения в них нет. Как не было его в начале 1988 года, когда я впервые услышал «Отечество иллюзий». Тот альбом не просто снёс шифер. Он стал одним из главных альбомов, колоссальное влияние коего испытываю в жизни по сей день. С «Отчуждением» такой встряски не случилось. Оно набрало новую смысловую силу, его «повторная актуальность» имеет место и продолжает волновать. Но увы - уже не на уровне откровения.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
*- Издательство располагает правами на издание только в виде CD, так что любые копии альбома, которые вы найдёте в сети – пиратские.
** - В «Отчуждении» есть три трека, ранее записанные для альбома «Отечество иллюзий»: заглавная, «Три-четыре гада» и «Дети уходят»

Знойный Якут
uranhay.livejournal.com, 10 мая 2015 года