eng
 
InRock
"Амстердам" – важный релиз в истории "Телевизора", который входит в основную дискографию группы. Но слышали его не все: ну подумаешь, концертник без редких песен! Всё оказалось сложнее и интереснее. Главным в альбоме представляется саунд, по традиции выпускающей фирмы, отлаженный и отточенный. "Амстердам" сразу будто бросается в уши, удивляет с первых аккордов стартовой "Не плачь". Есть легенда, по которой лидер "ТВ" Михаил Борзыкин, придя на выпускающую фирму, где звучал этот альбом, поинтересовался: "А что же это играет?" Шутил звездный рокер или нет, неизвестно, но диск удивляет и работой реставраторов, и исходными кондициями. Записан он амстердамском клубе "Melk Weg" (отсюда – герб столицы Нидерландов на обложке) в 1989 году. Голландцы в те годы имели аппаратуру, которая у нас тут никому и не снилась, поэтому альбом оказался уникальным звуковым письмом из прошлого. На нём группа звучит так, как должны были звучать все, но – увы... Голландские журналисты же называли TV "русскими U2".
Это бодрый концерт и быстрые электротанцы. Лучший пример – "Рыба гниет с головы", а самая бодрая вещь – "Три-четыре гада". И если сейчас эти песни звучат как недоступный уровень художественного протеста, то в Союзе их исполнение было специфическим разрешенным риском. На бис сыграли битловскую "Revolution" – вещь, мягко говоря, не совсем в стиле TV. На DVD мелькает еще и "Give Peace a Chance".
Перед поездкой было объявлено, что барабанщик Алексей Рацен в гастролях не участвует. На помощь собрался звездный Евгений Губерман ("Воскресение", "Аквариум", "Зоопарк"). Рацен поехать в результате смог, и на альбоме мы слышим сочетание двух музыкантов. Жаль, на видео этого уникального состава нет. На дополнительном DVD – выступление "Телевизора" на VI Ленинградском рок-фестивале, известное историей про то, как Борзыкин водил рокеров штурмовать Смольный, в котором заседал горком КПСС, коварно желавший отменить фестиваль. Поход закончился, конечно, победой – мы видим концерт. Нововолновые рок-изыски на DVD звучат жестковато, картинка размыта. Восторг зала и уверенность бодро подпрыгивающего солиста в "красных революционнвых шароварах" несомненны.
Вторая часть видео – концерт в Бельгии. Тут к качеству звука (похуже, кстати, питерского) добавляется и редкое для отечественной музыки того периала качество картинки. Остается только грустить по поводу того, потерянного потенциала и духа отечественной рок-культуры.
Борзыкин словно торопился спеть и выговориться. И действительно, изменения жизни привели к изменению и музыкального языка. Позднее группа сменила состав и стала играть менее "жирно" и "рок-н-ролльно". Остались прежними поэтическая бескомпромиссность и ясность мышления Михаила – в этом смысле он более последователен, чем некоторые политики.

Александр В. ВОЛКОВ
InRock, #3 (71), 2015, стр. 57