eng
 
InRock

9/10

На этом релизе эпопея с изданием бэк-каталога питерской группы, которую многие считают лучшей независимой командой страны, достигла вершины. Всё тут к месту и в тему – от цвета коробки, оформления вложенных в нее дисков и буклета до бирдекелей – подставок под пиво. С этим нюансом, правда, объективность хромает – если кто-то, как рецензент, пиво пьет, то получит бытовую радость от этой мелочи, как и от фирменной майки "Бодун", которая никуда не вложена, но стилю происходящего соответствует.
Фраза "я нервный, я нежный" – компас при движении по альбому. С первых нот это – психоделический комок чувств, эстетик и фобий, которые переполняют музыку группы. Песни полны "переходного" чувства, эмоциональной дрожи и нервности. Эти чувства свойственны всему творчеству "Аукцыона", но тут они оказались наиболее ясно выражены – такое было время. Вряд ли можно назвать другую запись, столь же "несоветскую" по многим параметрам – и психологическим, и музыкальным. Альбом отражает эпоху в необычном ракурсе, достоверно и жутковато, будто это взгляд через маску рыжего клоуна. Неудивительно, что абсурдистские тексты отсылают к "Приключениям Алисы в Стране Чудес". Только чудеса тут оказались "постсоветскими".
Всё это сопровождается редчайшей – и тогда, и сейчас – ритмической свободой и даже, можно сказать, богатством – когда песни словно вырастают из своей идеи, и, вдруг становясь всё шире, перерастают ее. Из этой эстетики эпического минимализма позднее выйдут сольные диски Леонида Фёдорова.
На новом издании альбома можно отследить уточнения в текстах и в истории оформления. В трек-листе присутствует "Песня про столбы", выпадавшая из-за крепкого словца из ранних изданий. На втором CD содержится концертная запись, сделанная в немецком городе Люнебург. На DVD – выступление на Шаболовке (1993) в "Ад Либитум" – концертной рубрике "Программы А". В этом есть печальный аспект – съемка передана для издания лично автором, ведущим и режиссёром программы Сергеем Антиповым незадолго до его смерти. Также записан раритет – концерт в Витебске (1991) с бурными веселкинскими танцами. Тут песен с "Бодуна" сравнительно много – шесть. Оба дополнительных диска чередуют материал альбома, обязательные "День Победы", "Зима", "Фа-Фа" и хиты с предыдущих релизов.
Альбом не назвать самым популярным в дискографии группы, хотя он и был выпущен в свое время на виниле фирмой SNC, а значит, разошелся большим тиражом. При этом некоторые эксперты полагают "Бодун" важнейшим, а есть и такие, которые считают его лучшим. Это дело личного вкуса, но думается, все согласятся, что этот альбом – переломный. С ним связаны многие изменения в жизни группы – от оформления (с ними перестал на довольно долгое время работать Кирилл Миллер) до концертного шоу. Музыка "Аукцыона" никому больше не казалась излишне веселой, она обрела законченную форму. Никакого расслабления диск не допускает и воспринимается с годами всё более психоделично. Тоска в нем доходит до танцев, радость – до крови, а истерика словно завязывает слова в крепкий узел.

Александр В. ВОЛКОВ
InRock, #4/72 (2015), стр. 53