eng
 
InRock
9/10

Про этот альбом, очередной в серии коробочных переизданий питерской группы, можно говорить долго. Эмоционально это ещё ранний, "весёлый" АукцЫон – группа демонстрировала все оттенки иронии, кроме разве что злобно-демонической, но её можно дофантазировать. АукцЫон никогда не излучал довольства от происходящего вокруг, но и не паниковал, встречаясь с реальностью, а улыбался. Он нашёл свой, особый путь эскапизма и внутренней эмиграции. В группе тогда ещё только зрела нынешняя импровизационная смесь стилей. На диске царит пост-арт и нью-вейв. Программа появилась в 1987 году, была представлена на сцене, оформленной художником Кириллом Миллером, тогда же группа понесла серьёзную потерю – вокалист-красавец Сергей Рогожин ушёл в диско-рок-команду Форум. Следом произошли тектонические изменения – за вокальные партии взялся автор всего, гитарист Леонид Фёдоров, а для придания сценическому действу противоречивости был приглашён шоумен Владимир Весёлкин. В результате группа и Фёдоров стали ведущими фигурами в российской независимой музыке. А композиции того времени, за исключением песни "Карлик Нос", которую поёт Фёдоров, исчезли из репертуара. Но, оказалось, не навсегда. Когда госфирма "Мелодия" в 89-м решила выпустить записи АукцЫона, выяснилось, что эта программа – лучшая. Для винилового альбома она была перезаписана с вокалом Фёдорова. Одну песню исполнил Весёлкин, его фото с "видом сзади" попало на обратную сторону обложки. Дизайн делал, конечно, Миллер. Картинка при издании потеряла цвета, но тот винил группы остаётся эпохальным. Первый CD нового релиза содержит эту запись, заново подготовленную с оригинальных мастер-лент. Вариант с вокалом Рогожина, существовавший только в легендах, удалось чудом найти и восстановить. Он приведён в вариантах и аудио, и видео. Основным бонусом является DVD с программой Пятого фестиваля Ленинградского рок-клуба. Добыто видео за морями-океанами в результате хитроумных движений издателей. CD же, "дополняющий дополнение", объединил эти же песни в концертном сборнике разных записей с голосом Рогожина. Для впервые издающейся записи Миллер создал коллаж из нефти, шахмат и еще много чего. На просторах Интернета есть фильм, где он шаманит над этим дизайном. Ролик украсил бы издание, но оно и так перенасыщено нюансами. Лирический герой группы, ставящий "крест на своей судьбе", истерящий из-за того, что "нефть ушла от нас" и что "в Багдаде всё спокойно", создает ни на кого не похожий образ времени – без перестроечной идиотической агрессии и без туповатого оскала шоу-биза. Для дополнительного увеселения в коробку вложены шахматы – в игру военных и мудрецов играли на сцене ЛДМ Рогожин и Гаркуша. Теперь этим под музыку "Багдада" может заняться каждый, и было бы символично, если бы противоречия, отмеченные альбомом, всегда разрешались древней игрой, символом мудрости.

Александр В. Волков
InRock, №5 (73)/2015