eng
 
Салон Audio & Video (online)

Это стало заметно еще с начала нулевых… да нет, даже раньше, когда неожиданно с блистательными, свежими, умными и, главное, совершенно современными альбомами вдруг на авансцену вышли, казалось, давно списанные Донован, Джонни Кэш, Нил Даймонд. Дальше – больше, и вот уже нас радовали Ян Хантер и, о боже, Лео Сейер! Я уже не говорю о тех, кто никуда не исчезал из поля зрения, как Пол, к примеру, Маккартни; да что там, даже Крис Норман стал записывать приличные альбомы! Вообще говоря, оказалось, что для многих артистов, как первого, так и крепкого второго ряда, оставшихся в живых к нашему времени, закалка, полученная в 1960-е-1970-е-1980-е, стала гарантией творческого долголетия. Вот, собственно,

<В этом материале опубликованы рецензии в том числе и на новые работы Cat Stevens/Yusuf и Robert Plant, которые по понятным причинам мы опустим, кому интересно - внизу ссылка на оригинал. - Прим. редакции сайта geometry.su>

Самая неожиданная и парадоксальная московская группа всю свою сознательную историю стояла наособицу от любых тенденций и трендов, всегда возделывала какую-то свою ниву. Это отчасти сыграло с ней плохую шутку — “Отказ” не впихнешь коленом ни в одну жанрово-стилистическую нишу, и потому его редко встретишь на фестивалях, к примеру (организаторы по большей части отчего-то уверены, что группа эта “нефестивальная”, хотя, закрывая “Троицу” в Электроуглях два года назад, ВО был невероятно убедителен именно как хэдлайнер!), зато он уникален, ни на кого не похож – думается, в мировом масштабе. Роман Суслов, лидер и идеолог группы, не только анахорет, живущий на отшибе и, в общем, ограничивший свое общение с городской суетой, но и иследователь звуковых и мелодических пространств. Здесь я, как водится, употреблю термин “кружок музыкальных изысканий”, который давным-давно ходит хвостом за группой, но это так и есть: Суслов сотоварищи берут некое явление и крутят его, разглядывая, препарируя и снова складывая звуково. Причем делая это в традиции компонированной музыки, что, конечно, совершенно для современной рок-сцены нехарактерно.

На этот раз препарированию подвергается война. Как лозунг, как идеологема противостояния, как болезненное, неестественное изначально, но, видимо, необходимое явление для человечества. Как деформация — ментальная, но и физическая тоже, как разрушение. То, что девять лет назад началось с мысли о советских военных песнях и продолжилось страшноватым “клезмером” “Мы победим”, закончилось альбомом “Военные куплеты” — яростным, несколько атональным, ни на что не похожим музыкальным взглядом пытливого натуралиста и перфекциониста на саму суть того, что постоянно присутствует рядом с нами, то приближаясь, то отдаляясь. Стоит, наверное, оттолкнуться от слова “война”, чтобы оценить неявную красоту этой музыки, чтобы поймать внутреннюю гармонию в этих наслоениях, услышать игру, оценить внутреннюю иронию — и расслышать, наконец, группу, во времена существования которой нам так повезло жить.

Артём ЛИПАТОВ,
Салон Audio & Video (online), 18 октября 2017 года