eng
 
InRock

Можно подумать, что раз альбом называется "Военные куплеты", то он – про войну. Да и наблюдатели отмечают, что эта "тема" ранее не раз всплывала в композициях московской авант/психоделической группы. Но тогда придётся предположить, что песня "Эй, кузнец" – про кузнеца. А "Шкаф" – про шкаф? Понятно же, что это не совсем так. Война для "Отказа", как и шкаф – символ, аллегория. "Силён народа дух, пока идёт война!" – думает кто-нибудь, что это смешно? "Мы победим, базара нет, в очАредной войне!" – кто не узнал эту интонацию, знакомую каждой школе, каждому двору?

Релиз готовился долго, вещи из него представляли на концертах, что-то выпало из ряда и вышло на предыдущем альбоме "Гуси-лебеди" (2010). И всё же "Военные куплеты" – целостный альбом, он создает единое поле смыслов, это – сюита. Истерично-радостные духовые открывают альбом спотыкающейся бравурностью. В составе появились новые/старые/знакомые фамилии – саксофонист Павел Тонковид встал в ряды брасс-секции с Андреем Соловьёвым (труба), на клавишных играют то Павел Карманов, то участник ранних записей "Отказа" Максим Трефан.

Песня "А вдруг!" уходит в музыкальную абстракцию, морзянка в начале вещи "Гудериан и мороженое" сменяется вокалом Романа Суслова, кричащим под рифф духовых и бурные ударные Михаила Митина: "Слева!", "Фланг!". Порыкивания баса Дмитрия Шумилова, тем временем, представляются имитацией танковых гусениц. В начале темы "Пехота в окопах" приджазованная гитара Суслова заманчива, словно мы у костра. Кафешантанная скрипка Сергея Рыженко и квазиромантичный напев создают сюрреалистическое настроение, проваливающееся в брасс-беспредел. Далее – "Гопак", приседающий брутальный танец с покриком и посвистом. "Зенитчик" кричит "Я должен знать ВСЁ!!!", буквально искрит радуга смыслов, заложенных в тексте. Хитрый перевод названия – "Sky Shooter" вызывает улыбку, разбор приводит к слову "зенит", но это не футбольный клуб, а точка на небе – чем не мишень? "Мы победим!" – уверяет взрывной апофеоз.

Функции увертюры выполняет первая песня, а композиция "Увертюра" оказывается предпоследней вещью трек-листа. Слова кончились – звучит поток фонем. После этого не хочется даже гадать, что же группа назвала словом "Финал" – последнюю композицию. Но звучит сдержанная гитара Суслова и колокола Дениса Юровского, получается чистое чувство, когда слов уже и не надо, а можно обняться и слушать. Но эта вещь коротка.

Философическая ирония Вежливого отказа отразилась на идеально-издевательской, лаконично-загадочной обложке альбома и в подходе к его болезненной, непростой теме. Но публика не осознала, что на её глазах разворачивался творческий эксперимент в духе давно сформулированного тренда – "профанации тоталитарного героизма". Психоанализом человеческой агрессивности альбом назвать нельзя. К состоянию катарсиса группа словно бы и не стремится. Команда просто "воюет", точнее, не соглашается с пошлым пониманием важных вещей. И эта война – вечна, хотя мы, конечно же, победим...


Александр В. ВОЛКОВ
InRock #4 (82)/2016, стр. 55

Альбом получил высшую оценку (10/10) и титул "Альбома номера" в разделе рецензий на отечественные релизы.