Десятого сентября увидит свет новый альбом группы «Ива Нова» «Крутила Пила».
Фрагмент афиши. Предоставлено организаторами концерта
В этот же день состоится его презентация в столичном клубе «16 тонн». Корреспондент KM.RU пообщался с участницами коллектива и выяснил подробности релиза и концерта.
KM.RU: В названии вашего четвертого альбома «Крутила пила» ощутимы динамика, драйв, лихость и неопределенность. А какие сами смыслы вы в него вкладывали и почему именно так решили озаглавить пластинку?
- У нас было несколько вариантов названия, в том числе «Оглохшие под мостами», «Везу бетон» - мы искали что-то звучное, забавное, хлесткое. И в то же время хотелось подчеркнуть женственность и этническую составляющую нашей музыки, поэтому поэтическая сторона взяла верх. «Крутила пила» - это строчка из песни «Саломея», самой нежной, но напряженной ее части.
KM.RU: С чем связано обращение к библейскому образу Саломеи в новом альбоме, как вы его трактуете?
- Текст этой песни нам подарил Олег Жуковский (актер, режиссер и хореограф, известный по работе в театре «Дерево», театре La Pushkin). Однажды после концерта в Новосибирской «Бродячей собаке» он пришел к нам в гримерку и буквально наговорил-натанцевал нам эту песню! А в дальнейшем мы уже придумали музыку и аранжировку, немножко подредактировали текст... Нам интересны истории ярких и сильных женщин. А трактовки их могут быть разными... Смотря кто автор!
KM.RU: Был приятно удивлен, когда узнал, что вы использовали в альбоме два стихотворения моего любимого (но, к сожалению, прочно забытого поэта-футуриста) Василиска Гнедова. Расскажите, пожалуйста, как шла работа над песней «Жаворонки», что послужило импульсом для ее создания? Тяжело было адаптировать стихи под мелодию? Ведь заумь еще та!
- Изначально эта песня была создана группой ЗГА, где играет наша барабанщица Катя Федорова. ЗГА - это проект Николая Судника, «дедушки русского нойза», как его однажды окрестили в прессе. Последний альбом «Футуроз» целиком построен на стихах футуристов, причем осознанно выбирались поэты наименее известные. Затем Вера Огарева (первая вокалистка группы «Ива Нова») сочиняла мелодии и «впевала» в них непростые тексты. С этим проектом - довольно сложным в инсталляции, поскольку играется он также на несуществующих, придуманных Судником инструментах - ЗГА сыграли всего несколько концертов. Мы же решили продлить концертную жизнь хотя бы одной композиции и сделали по сути кавер-версию, сочинив собственную аранжировку.
Ива Нова «Жаворонки» (на стихи Василиска Гнедова)
KM.RU: Откуда вообще вы брали стихи Гнедова? Ведь его книг не сыщешь днем с огнем!
- Его стихи можно найти в поэтических сборниках футуристов, которые Николай Судник штудировал в поисках материала. Ну и, конечно, сейчас при желании можно все найти в интернете.
KM.RU: Один из инструменталов нового альбома очень интересно поименован - «Фабрика»? Почему? В нем ощутимы индустриальные мотивы?
- Если быть точнее – «Фабрика 76». Наша музыка довольно кинематографична. То есть мы сами довольно живо представляем те образы, которые возникают при исполнении. Правда, зачастую эти образы оказываются совершенно разными у каждой из нас (смех). Делясь впечатлениями, мы находим точки соприкосновения. Так, звуки «Фабрики 76» заставили нас думать о конвейере, некоем масштабном производстве, сотнях женщин, выполняющих одни и те же операции, повторяющиеся и синхронные движения, напоминающие странный абсурдный танец. Кстати, в студийной версии этой композиции звучит горловое пение в исполнении Альберта Кувезина из группы «ЯтХа».
KM.RU: Несколько песен из альбома «Крутила пила» («Хрустальная электричка», «Безнадежный я») вы исполняли на фестивале в Австрии, программа которого вышла на пластинке «220V». К нынешнему релизу вы сильно поменяли их звучание, чем оно принципиально отличается?
- Этот концерт состоялся уже полтора года назад, можно сказать, что в тот момент новые песни были довольно сырыми, игрались на эмоциях и драйве. К записи альбома они обросли новыми звуками, а сейчас, к презентации, обрели увесистость, плотность. Песни меняются, прозвучав на различных сценах, для разной аудитории, они отделяются от авторов и начинают собственную жизнь. С новым студийным альбомом мы официально выпустим их в мир.
KM.RU: Какими судьбами вы попали на фестиваль в Австрии, как вас там принимали, какие остались впечатления от поездки?
- Мы выезжаем на гастроли в Европу 2-3 раза в год, каждый раз почти на месяц. Раньше мы работали с агентством MoreZvukov, теперь же у нас немецкий букер, благодаря которому мы и добрались до этого фестиваля прошлой весной. Вакельштайн в переводе с немецкого означает что-то вроде «движущийся камень». Это очень интересный этно-рок фестиваль, затерянный глубоко в австрийских лесах. Правда, первыми homo sapiens, которых мы встретили, выбравшись из автобуса, оказались наши питерские ребята из группы «Отава Ё». Мир такой маленький!
Сам же концерт оказался очень позитивным, эмоционально и энергетически насыщенным, что слышно на записи по реакции публики. Играли мы теплым почти летним вечером, уже ближе к полуночи, под звездным небом, перед сотнями улыбающихся и танцующих австрийцев всех возрастов. А после выступления к нам подошли работники Венской радиостанции и сказали, что записали весь концерт! Что оказалось для нас очень приятным подарком.
KM.RU: Именно на релизе «220V» вы впервые отказались от гитары. Как шел процесс отхода от гитарного звучания, что пришлось переделывать кардинально, от каких песен отказались в связи с этим?
- Действительно, некоторые старые песни (например «Город», «Яга») мы больше не играем. Хотя многие мы сохранили, перенеся нужные гитарные партии на другие инструменты. Но вообще в тот момент мы решили посвятить свое время созданию новых песен, а не переделке старых аранжировок. Хочется двигаться вперед, тем паче новых идей у нас предостаточно!
KM.RU: Замену Инне Лишенкевич вы не стали искать принципиально?
- Найти гитаристку такого уровня очень непросто! Поэтому, поразмыслив, мы решили не тратить силы и энергию на поиски нового человека, а использовать их для собственного развития, каждой на своем инструменте. Наше звучание изменилось, без гитары оно стало менее традиционным и еще более экспериментальным.
KM.RU: Уже третий ваш релиз выходит в издательстве «Геометрия». Чем вам приглянулся этот лейбл, как с ним работается? Слушаете ли вы другие проекты, которые издает «Геометрия»?
- Признаться честно, нам очень повезло! Быть в компании таких великолепных музыкантов как «АукцЫон», «Вежливый отказ», «Контора Кука», «Телевизор» и многих других - это приятно и лестно. Кроме того, вся команда «Геометрии» - чудесные люди, с которыми у нас сложились за эти годы душевные дружеские отношения, а ведь, согласитесь, такое бывает не часто... И даже говорить об этом как-то легко и гордо (смех).
KM.RU: Кто делал дизайн обложки пластинки, какую идею он несет?
- Идея и художественная реализация обложки «КРУТИЛА ПИЛА» принадлежит нашей талантливой подруге Инне Макуте. Мы предоставили ей свободу действий, и она создала яркий поэтический образ, который прекрасно визуализирует настроение всего альбома. Но, пожалуй, стоит оставить простор для воображения тем, кто скоро возьмет пластинку или диск в руки. Пусть они сами интерпретируют увиденную картину - она того стоит!
KM.RU: Чем порадуете на презентации в Москве? Новый альбом будет сыгран в полном объеме?
- Всем, посетившим нашу презентацию как в Москве в «16 тоннах», так и в Петербурге в «Зале ожидания», посчастливится увидеть эксклюзивные концерты «Ива Нова» с авторским видеоартом в исполнении Чой Девять. Он работает с такими артистами как Инна Желанная, Владимир Пресняков, Маркус Ройтер, Намгар Лхасаранова, театром «Черное небо белое» и многими другими. Концерт будет большой и насыщенный, со всеми новыми и многими старыми любимыми песнями.
Денис СТУПНИКОВ,