Для очередного концерта группы «АукцЫон» никакого формального повода не было. В том же зале Yotaspace близ метро «Ленинский проспект» культовые – это определение здесь уместно – питерские рокеры-абсурдисты выступали всего-то пару месяцев назад. Концерт, правда, совпал с очередным переизданием их обширной дискографии.
Линейка классических альбомов группы «АукцЫон», переиздаваемых в совершенно роскошном виде московским лейблом «Геометрия», пополнилась альбомом с пугающе актуальным названием «В Багдаде все спокойно». Также просачивается информация, что группа снова засела в студию и работает над новым альбомом. И что там будет – никому пока не ведомо.
Уже в половину восьмого к клубу близ метро «Ленинский проспект» течет ручеек посетителей. Спрашивают лишние билетики – оказывается, в партер по полторы тысячи рублей все давно раскуплено. Партер в это время забит наполовину – для вместительного клуба это много. Так примерно на актуальных западных звезд ходят. Но актуальных западных звезд в мире много, а коллектив Леонида Федорова – он такой один. Недешевый VIP-партер – тоже заполнен.
Начинают с песни «Огонь» («За далью даль»). Сразу обнаруживаются проблемы со звуком. Вот, скажем, в прекрасной духовой секции группы очень плохо читается туба. Саксофонист Николай «Колик» Рубанов – это фишка «АукцЫона»: рок-группа, в которой есть музыкант, явно тяготеющий к фри-джазу. Благодаря такой вот квазиавангардности группы в свое время произошла их стыковка с Марком Рибо и Джоном Медески. Рубанов, переключаясь периодически с сопрано- на баритон-саксофон, жжет. Почти в каждой песне – свободный кусок для духовой секции, которая в эти минуты напоминает даже Art Ensemble of Chicago какой-нибудь!
А в остальном что? Мощный концерт «АукцЫона». С вышеупомянутого «Багдада» – композиция «Карлик-нос». Потом – «Девушки поют». «Дороги», единственного радийного хита группы – не было, а из альбома «Птица» сыграли психоделического «Седьмого». Народ требовал «День победы» (с недавно переизданного «Бодуна» 1991 года) – и она прозвучала.
Мнения относительно нынешнего состояния разделились. Один фэн разразился просто проклятиями: «Федоров испортил группу, переделав все песни под стилистику своего сольного проекта! Теперь все песни на концерте – как «Девушки поют», друг от друга не отличаются. Больше нет старого «АукцЫона», а есть только экспериментальный звук». На самом деле и старый «АукцЫон» есть – хотя бы в виде беснующегося Олега Гаркуши в блестящем пиджаке. Таким же они (и Гаркуша, и пиджак) были четверть века назад, когда еще молодых музыкантов начали показывать по телевизору. Но правда в том, что действительно звучание довольно цельное и ровное – то есть практически как одна песня. И, конечно, бормотания Федорова – это такие камлания, ради которых, можно сказать, народ на «АукцЫон» и ходит.
Другие же считают, что этим гениям любые изменения – на пользу.
Текст: Александр Беляев
Оригинал публикации: Новые Известия, 27 октября 2015 года