Речь здесь идёт не о перле, затерявшемся в анналах истории и вдруг вновь прорвавшемся на свет, а об альбоме, релиз которого состоится в любую погоду 1 июня. Первую развёрнутую рецензию на альбом АукцЫона "На Солнце" опубликовал мужской журнал GQ, а написал её - биограф группы, автор документального романа "Книга учёта жизни" Михаил Марголис. Солнечный свет в нём играет немаловажную роль!
С середины 90-х «АукцЫон» обрел способность высказываться редко, но удивительно. Каждая его новая работа, начиная с хлебниковского «Жильца вершин» (1995), оставляет долгое послевкусие, которого хватает на годы не только слушателям, но, вероятно, и самим музыкантам «Ы». Весело пережив свою фонтаноподобную, постпанковскую молодость 80-х, «аукцыонщики» проводят собственную зрелость в каком-то ином, близком к гениальности состоянии. Раз в пять лет они сравнительно ненадолго собираются в подходящей студии и создают очередной шедевр. По меркам отечественной рок-музыки уж точно. В группе достигнуто уникальное взаимопонимание участников. Они, конечно, давно вместе и с той или иной степенью интенсивности ежегодно гастролируют как «АукцЫон». Но все же основные люди команды – Леня Федоров, Дима Озерский, – равно как Коля Рубанов, Володя Волков и другие музыканты «Ы», немало времени посвящают своей сольной деятельности и другим проектам. Однако любой их совместный замысел совсем не похож на результат доведенных до автоматизма действий. Он дышит и убеждает, что каждый в «АукцЫоне» вполне чувствует новый материал.
Вот вам «На солнце», сделанный на «Мосфильме» за полторы недели. Уже первого прослушивания достаточно, чтобы понять, какой порожняк – все сегодняшние разговоры про «сингловое» мышление и «радиоформаты». В новом альбоме «Ы» восемь треков, лишь два из которых короче семи минут. Две из трех краеугольных (на мой взгляд) композиций – «И день, и ночь», и «Мир тает» – десятиминутные, обволакивающие, трансовые, неоколыбельные, если хотите, пьесы. Но через твое сознание они проносятся, как лапидарные радиохиты. И это именно альбом, который многое утратил бы, разломи его на синглы или ЕР. От экспрессивной прологовой «Сынок», с жесткой ритм-секцией, духовыми, издали перекликающимися с «чикаговской» Street Player, и сменой вокальных интонаций, до финальной «Мир тает», где «аукцыонщики» забрались, пожалуй, на самую высокую свою экзистенциально-мелодическую горку, – это цельное высказывание.
«На солнце» практически нет Олега Гаркуши. Зато впервые в истории «Ы» появился женский бэк-вокал. Это жена Лени, Лида Федорова, аккуратно подключилась в концовке темы «И день, и ночь». В этом альбоме развернутый, смачный, ни разу не одноплановый инструментал. «АукцЫон», кажется, так еще не играл. Во всяком случае сам, без привлечения мощного американского десанта, как было в альбоме «Девушки поют» (2007). С «Девушками…», к слову, «На солнце» имеет гораздо больше родственного, нежели с вышедшей позже «Юлой» (2011). Озерский в «На солнце» сделал очередной шажок вверх по поэтической лестнице собственного «обэриутства», а в заглавной композиции невольно развил еще и девиз бальмонтовского символизма. В середине альбома, как стержень, крепящий всю эмоциональную ткань работы, звучит песня «Чайки». Этакий «аукцыоновский» Riders on the Storm. Хотя никакие музыкальные аналогии и ассоциации здесь не обязательны. «На Солнце», официальный релиз и презентация которого состоится в первый летний день, – почти наверняка лучший отечественный рок-альбом ближайшего времени.
Уже сейчас альбом «На Солнце» можно скачать в App Store и Google Play.
Кстати, авторы уверяют, что играть он начинает автоматически, стоит лишь навести смартфон на солнце.