Рок, блюз, авангард, этно, джаз – все эти стили переплетаются между собой, подвластные какой-то внутренней неведомой логике, создавая причудливый образ одной из самых неоднозначных групп отечественной сцены - Вежливый отказ. Трудно найти ещё хоть сколько-нибудь похожую команду, участники которой находились бы в постоянном творческом поиске, меняя направления и ориентиры, сохраняя при этом индивидуальность и свой узнаваемый музыкальный почерк.
Когда в 1985 году в ДК Института атомной энергии им. Курчатова прошёл первый концерт Вежливого отказа (название группы придумал Пётр Плавинский, покинувший коллектив год спустя), стало понятно, что «отказники» не вписываются в рамки привычного тогда рокового звучания, а также не могут быть причислены ни к какому иному музыкальному направлению. А в 1986 году, презентуя свою новую программу «Пыль на ботинках», группа явно дала понять, что эпатаж и пафос – неотъемлемая часть концертной деятельности Вежливого отказа.
Вместе с изменениями векторов музыкальной стилистики группы изменялся и её состав. Новые участники привносили новые особенности в саунд и композиционную архитектуру "песен" Вежливого отказа. В 1989 году Вежливый отказ выпустил на фирме «Мелодия» свой известный
винил, названный среди поклонниками «Белым альбомом».
К концу 80-х годов творчество Вежливого отказа обретает новые черты. Лидер группы Роман Суслов берёт курс на средства музыкальной выразительности, отказываясь от осмысленности поэтического текста. В течение двух лет с программой «Этнические опыты» коллектив покоряет Европу и приобретает известность за пределами России.
Вышедший в 1992 году альбом «И-и раз!..» приводит в замешательство как критиков, так и поклонников группы: Вежливый отказ снова в поиске нового стиля… «Танцевальные» названия треков альбома недвусмысленно намекают: словам нет места среди упорядоченной хаотичности музыки. Возникающие неожиданно этнические вкрапления в произведениях альбома подчёркивают его связь с предыдущей программой, а набор ритмически оформленных фонем возвещает об окончательной победе музыки над текстом.
На протяжении последующих лет группа Вежливый отказрегулярно дает сольные концерты на различных площадках, а также выпускает новые альбомы: «Коса на камень» (1997), «Герань» (2002) и «Гуси-лебеди» (2010). В музыку снова возвращаются слова, и она обретает контуры, конкретные очертания и некую законченность. Однако последние работы Вежливого отказа не ставят точку на поиске чего-то нового, синтезированного различными жанрами. Появившиеся звуки скрипки и возвращение духовых инструментов – это многоточие в творчестве коллектива, за которым, возможно, немало удивительных и смелых музыкальных экспериментов.
На сегодняшний день «ГЕОМЕТРИЯ» выпустила восемь релизовВежливого отказа , два из которых – оригинальные, остальные – новые, делюксовые издания классических альбомов с уникальными бонусами.
Вежливый отказ примет участие в концерте "ГЕОМЕТРИЯ: 15 лет правильной музыки", который начнётся 9 декабря в 18 часов в клубе ШАГИ (Москва, ЦТИ Фабрика, Переведеновский пер. 18 стр. 6).
Билеты онлайн можно приобрести на radario.ru