Журнал InRock опубликовал интервью с сотрудниками «ГЕОМЕТРИИ», приуроченное к грядущему юбилею первого российского оупен-эйра, ставшего исторической вехой не только для русского рока, но и для культурной истории нашей страны. Ниже это интервью приводится в том виде, в котором оно опубликовано на официальном сайте издания: inrock.ru.
Спустя 25 лет лейбл «Геометрия» издал записи этих концертов. (Было два варианта бокс-сета — в аудио, из восьми CD, и видео, из пяти DVD). А еще через пять лет мы решили встретиться с людьми, готовившими это уникальное издание. Это звукоинженер и реставратор Евгений Гапеев, рок-журналист и продюсер Сергей Гурьев и руководитель лейбла «Геометрия» Павел Кострикин. Речь зашла про исчезнувшие кассеты, найденных людей, дух свободы и судьбу рок-культуры.
Чья была инициатива выпуска такого необычного издания, дополняющих, раскрывающих друг друга комплектов CD и DVD?
Сергей Гурьев: Я
докапывался до всех, говорил, что надо издать эти записи, но не могу
сказать, что это была именно моя инициатива. Можно предположить, что я
подтолкнул Гапеева, а Гапеев на редколлегии подтолкнул руководство.
Евгений Гапеев: Один
из организаторов фестиваля президент Подольского рок-клуба Пит Колупаев
не раз говорил мне, что пришло время издать «Подольск-87».
Павел Кострикин: На
фестивале из тех, кто работал над комплектом, присутствовали я и
Гурьев, как член оргкомитета. Вадим Ульянкин, продюсер «Геометрии», был
тогда в армии, я ему писал с фестиваля, сохранились письма, отчёты, я
был полон впечатлений. Решение было принято в 2007 году, когда отмечали
20-летие фестиваля. Там были ещё чёрные футболки с котом –
альтернативной эмблемой феста, это стало очередным толчком. Идея издания
витала в воздухе.
Почему решили делать два комплекта – отдельно CD, отдельно DVD?
Гурьев: Это
была, думаю, идея Гапеева, продиктованная тем, что записи дошли до нас
не полностью. Допустим, были съемки всех групп, кроме «Холи» – их аудио
было полностью, а видео почти не сохранилось. А у питерцев «Объект
насмешек» – наоборот, видео в полном порядке, а аудио — в очень плохом
качестве. В итоге на аудио была издана только одна их песня.
Что послужило исходными материалами?
Гапеев: У
Пита Колупаева сохранились оригиналы записей на видеокассетах VHS.
Материал был на пяти кассетах, но оказалось, что одной нет. Это была та
запись, на которой были «Калинов Мост», «Зоопарк», «Бригада С» – съёмка
исчезла. Другие оригиналы тоже сохранились неидеально. Мы нашли копии,
фрагменты. При этом в тусовке ходит информация, что были записи и на
Betacam. Вот этого не было точно.
Кто тогда, в 1987-м, занимался съёмкой?
Гапеев: Основная
камера – это любительская съёмка Владимира и Валерия Дородько. Они
известные люди, занимались бизнесом, уезжали в Канаду, сейчас работают в
России. Тогда Дородько уже были продвинутыми людьми, поставили камеру
недаленко от пульта, качество получилось достойное. Братья делали записи
разных концертов в ДК МЭИ, снимали квартирник Башлачёва, пятый
фестиваль Ленинградского рок-клуба, но все эти записи пропали. А
«Подольск-87» уцелел!
На фотографиях мы обнаружили других людей с
видеокамерами и их, через знакомых, нашли. Например, Михаил Мельниченко
работал во ВГИКе, снимал «НИИ Косметики», «Патриархальную выставку»,
«Футбол» – съёмки последних тоже изданы в отдельном бокс-сете группы.
Дипломной работой Мельниченко был фильм «Я получил эту роль». Его, в те
годы, в числе прочих рок-лент, Гурьев возил по стране, показывал
молодёжи. Так вот, приехали к Мельниченко знакомые журналисты из
Германии. Он взял у них камеру формата Video 8, но снимал не все
выступления «Подольска-87», а в основном дневные. Ночные концерты ему по
качеству не удавались, но, в любом случае, были фрагменты, которые
сохранились только у него.
Еще одна камера принадлежала проживавшему в
Зеленограде Николаю Ржаникову. У него тоже были уникальные эпизоды.
Известный журналист Николай Мейнерт из Эстонии привозил панк-группу
J.M.K.E. С ним был оператор Олег Капшай, у них была кинокамера, и они
сняли фрагменты, которые вошли в фильм «Рок-культ», тоже изданный
«Геометрией». В результате получилась пёстрая картина. «Бригада С»,
«Нау», «Калинов Мост» оказались сняты с четырёх разных камер, а
допустим, «Группа 42» – с одной.
Реставрация потребовала больших усилий?
Гапеев: То,
что крутили меньше – сохранилось лучше. Большая часть съёмок имела кучу
царапин, полос, от времени появлялись помятости, выпадения цвета.
Применялась покадровая реставрация.
Были ли какие-то особые истории, трудности?
Гурьев: Из
пяти кассет основной записи пропала одна, на ней «Калинов мост»,
«Холи», «Бригада С», «Зоопарк», частично «Бастион». Стали искать копии,
но все переписывали только фрагменты. В итоге «Калинов мост», например,
переписал полностью только один человек, запись удалось получить чудом.
Была
история с камерой из Зеленограда. Я позвонил нашему коллеге по журналу
«УрЛайт» Алексею Коблову – не знает ли он, где лежит эта запись? Нашли
телефон, получили уникальные съемки, например, открытия фестиваля,
которое другие не снимали.
Надо отдельно вспомнить про Мельниченко –
тогда молодого режиссера. Он тяжело заболел, чудом дожил до выпуска
альбомов, увидел их и вскорости умер.
Как шла работа со звуком?
Гапеев: Все
съёмки были с очень плохим звуком. Но разные люди записывали фестиваль
на магнитофоны с пульта. Михаил Горохов поставил AKAI 4000, у него был
комплект дорогой хромовой плёнки – его вариант звука был взят как
основной. Значительная часть звука — стерео. Но разные группы работали с
разными аппаратчиками, они включали пульт в разных непредсказуемых
режимах. В результате, когда собрали материал, оказалось, что остались
лакуны.
Были ли в ходе работы найдены, исправлены какие-то ошибки?
Гапеев: Когда
материал был собран, провели ручную синхронизацию всего треклиста. Это
была большая, кропотливая работа – стоило поставить любую запись, и
через минуту аудио и видео «разъезжались» в разные стороны.
Мелкие
ошибки – обычная редакторская работа, которая, конечно, была выполнена.
Но были и истории серьёзнее. Например, звук «Нау» с пульта писал Миша
Горохов. Группа играла много больше 50 минут, бобина на магнитофоне
кончилась, и одна песня оказалась с обрывом. У меня была эта запись ещё
со школьных времён, откуда — уже неизвестно. На записи было не всё, а
относительно редкие вещи, и нужные две песни на ней тоже были. Я думал,
что выкинул её, но она, к счастью, была на даче среди других старых
кассет. Готовый вариант фонограммы лежал и ждал, школьная запись
оказалась достаточно хорошей, и работа была завершена.
Что было главной проблемой в восстановлении записи?
Гапеев: Надо
было перекрыть недостающие на основной записи фрагменты. Оказалось, что
«Бастион» и «Холи» аудиозаписей больше, чем видео, J.M.K.E., ДДТ,
«Объект насмешек» – есть всё видео, но звука нет, просто шипение. Иногда
просто выключались камеры. «Объект насмешек» на видео – весь концерт,
но звук плохой, их аудио портили сознательно. Панкер (Игорь «Панкер», он
же «Монозуб» Гудков) рассказывал, что гэбешник подбегал и выключал
что-то.
На «Телевизоре» на песне «Три-четыре гада» гэбешник вырубил
общий рубильник, но свет погас не везде. Выключился даже пульт. Все
камеры работали от сети, но камера Мельничеко работала от батареек.
Песня «Нау» – «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки» –
звучала бы в этот момент особенно актуально! Так сохранились
«Телевизор», «Объёкт насмешек», «БОМЖ».
Как шла работа над оформлением?
Гапеев: Обложка была очевидна, ей стала эмблема фестиваля. Cпоров не было.
Гурьев: Оформление
сделано с аллюзией на Вудсток и стилизовано под тройной винил.
Рассматривался вариант и с изначальной, но запрещенной эмблемой феста, с
чёрной кошкой, но в итоге выбрали компромиссного голубя, который пошел в
дело и всем запомнился.
Как был выбран «виниловый» формат – размер бокса?
Гапеев: Мы
шли не от винила, а от фотографий. Были фото разных мастеров. У Евгения
Матвеева сохранились широкие цветные слайды, негативы. Он делал удачные
панорамы с городского колеса обозрения. У Сергея Борисова тоже были
цветные слайды. Юрий Чашкин и Анатолий Азанов снимали фестиваль на ч/б,
были и ещё фотографы. Это позволило сделать большой буклет и подсказало
формат издания. Был выбран такой размер бокса, в который вкладывалась
картонная «раскладушка» с DVD-дисками и большой буклет. Но, конечно, на
выбор повлияло и то, что эпоха фестиваля связана с эстетикой винила.
Как готовились сопроводительные тексты?
Гурьев: В
буклет вошла моя статья для казанского самиздатовского машинописного
журнала «Аудио Холи», выходившего тиражом 10 экземпляров. В то время
создавалась Рок-федерация, одним из следствий было то, что материал
потом также напечатали у Николая Мейнерта в таллиннской рок-газете «ЗЗЗ –
За Зелёным Забором». До этой публикации меня почти никто не знал – в
самиздатовских фэнзинах материалы подписывались не всегда.
Так же в
буклет была помещена статья Пита Колупаева из журнала «Pinoller», причём
он согласился делать её не сразу и, в результате, написал текст
оригинально – от третьего лица. Еще приведен материал Олега Ковриги и
ещё одна моя статья «Рокеры не сдаются» – из журнала «Юность»,
изначально написанная на разворот, но я вынужден был сократить её до
колонки, кроме того, она вышла там без подписи. Так её и разместили в
буклете.
Обычно много говорится про технические детали подготовки и меньше – про административные, продюсерские проблемы.
Кострикин: Была
проведена долгая, кропотливая работа в архивах, с участниками, над
деталями – техническими, юридическими. Много времени ушло на
согласование, уточнение трек-листов, составов групп, был очень большой
объём работ по легализации издания. Разных музыкантов находили в разных
местах. Выезжали к «Холи» в Казань. «Цементу» передавали документы в
Ригу, J.M.K.E. – отправляли через Николая Мейнерта. Они классические
«горячие эстонские парни», панки, никто из них не возражал, но
продолжалось всё очень долго. С «Хронопом» «Геометрия» общалась близко,
как издательство, с «Алиби» мы встретились на концерте в «Доме
культуры», с Настей Полевой – на концерте в «Меццо Форте», гитарист
«Весёлых картинок» Виктор Клемешев приехал в офис. Сергея Богаева
(«Облачный край») нашли в Питере – он работал тогда на студии Андрея
Тропилло над альбомом «Ыгыатта». Кого-то уже не было в живых… В кафе на
Васильевском острове встречались с сыном Рикошета, ездили в Новосибирск –
получали подпись мамы лидера новосибирской группы «БОМЖ» Евгения
«Джоника» Соловьева – Елены Александровны. Права «Нау» и Танича были у
Первого музыкального издательства. Ездили в Подольск, снимали Зелёный
театр – боялись, что его уничтожат, — и одно из общежитий, в котором
жили музыканты. Пять лет шла подготовка, и на 25-летии фестиваля в клубе
«Гоголь» музыканты получили авторские экземпляры.
Евгений, какое выступление на фестивале ты считаешь главным?
Гапеев: «БОМЖ»,
«Калинов мост», «Нау», «Цемент». Прошли годы, когда мы занялись этими
записями, и я понимал, что, допустим, Майк или ДДТ повторяли программы,
которые я слышал, а вот «Цемент» вложил в старые песни новый смысл. Они
иногда меняли одно слово, и оно меняло смысл всего. Чувствовалось их
чёткое прибалтийское отношение к тому, что они делали. «Цемент» именно
по-русски сказал что-то небывалое, и сейчас многие их цитируют. Тогда же
придраться к ним было нельзя – организаторы ходили к «разрешающим»
дамам, и те видели, что это советские группы с советскими названиями,
которые играют советские песни.
Менялось ли со временем отношение к фестивалю?
Гурьев: В
90-х годах фестиваль ценили невысоко, но в 2000-х произошли осознание и
переоценка. Издание – следствие, в том числе, и этого изменения в
настроениях.
Евгений, что ты можешь сказать про «ту» музыку – русский рок? Её сейчас немало ругают.
Гапеев: Часть
групп, игравших в Подольске, развалилась, у многих принципиально
изменилась музыка. Но вот в этом году многие группы словно вернулись в
те времена – ДДТ, «Нау», «Ноль» (они были заявлены в Подольске, но их
барабанщик ушёл в армию), «Бригада С», «Цемент» – через 30 лет все эти
ребята возвращаются к той музыке.
Как отреагировали на издание музыканты?
Гапеев: Были
разные мнения. Например, Бутусов сказал, что у них были концерты,
которые проходили лучше. Но при этом добавил: «Да, – памятник». Юрий
Шевчук высказался так: «Я очередной раз посмотрел и понял, что мы
потеряли и что – приобрели!» Дмитрий Ревякин обрадовался: «Надо же,
нашёл полное выступление, мне показывали только какие-то кусочки!» и
долго, не отрываясь, смотрел концерт. Его можно было щипать, говорить,
ходить рядом – он был весь там, на том концерте и в том времени.
Кострикин: Особая
ситуация получилась с Гариком Сукачёвым. Мы долго не могли вручить ему
авторский экземпляр. В результате, я встретил его в клубе «Б2» и
буквально схватил за рукав. Сукачев с досадой обернулся – думал, это
фанаты, увидел огромную коробку, и у него резко поменялось выражение
лица – так она ему понравилась. Мы потом с ним встретились в офисе
«Геометрии», обнялись, он сказал спасибо, возьму ещё! Это было приятно.
Кто мог бы сыграть на юбилейном концерте, кроме очевидных звёзд?
Гапеев: Если
бы я устраивал концерт, я бы позвал не только людей, которые были на
сцене, но и тех, которые были в зале. Могли бы сыграть Умка, Чернецкий
(«Разные люди»), Сергей Рыженко, Ник Рок-н-ролл – они были тогда среди
публики. Егор Летов, к сожалению, уже не сыграет. Гитарист «Зоопарка»
Александр Храбунов мог бы сыграть с Рыженко, который три года пел в
«Зоопарке» наряду с Майком. Но вот как назвать такой проект?
Евгений,
как можно определить роль фестиваля и «геометрических» изданий – для
тебя лично? Узнал ли ты что-то новое, знакомясь с записями? Как ты
оцениваешь это событие в истории жанра?
Гапеев: Это
был настоящий прорыв по сравнению с другими фестами. Первый фестиваль,
который был практически неподконтролен властям. Запомнилась реакция
людей, которые слышали какие-то группы впервые. Например, на «Калинов
мост» люди шли с опозданием, привыкли, что концерты открывали не самые
звёздные команды, а тут услышали что-то очень крутое, и реакция у людей
была какая-то очень неподдельная. Что же касается нашего издания, то
работа над ним стала большим испытанием, и сейчас эти комплекты вряд ли
можно было бы сделать лучше.
Александр ТОМАНОВ
inrock.ru, 31 июля 2017 года