20 августа в 20:00 новая площадка под открытым небом «Зеленый театр ВДНХ. Сцена на воде» в серии выступлений «Неоклассики» представляет концерт Павла Карманова.
20 августа в 20:00 новая площадка под открытым небом «Зеленый театр ВДНХ. Сцена на воде» в серии выступлений «Неоклассики» представляет концерт Павла Карманова.
Клавишник Вежливого отказа не менее известен как композитор. Портал hitch.space опубликовал с ним интервью Марины Соловьёвой, в котором маэстро говорит
о неоклассицизме, влиянии электроники на минимализм, документировании
в музыке и саундтреке к фильму «Большой».
Павел Карманов: «Минимализм в музыке был, есть и будет»
Павел Карманов — один из немногих современных композиторов, который создает мелодически красивую и легкую для понимания музыку. Выпускник Московской консерватории и участник культовой авангардной рок-группы «Вежливый отказ» (рук. Роман Суслов), он освоил различные техники музыкальной композиции (начиная с серийной техники, сонористики до псевдобарокко), но «минимализм» оказал большее влияние на творчество композитора, также как и эстетика поставангарда.
Павел Карманов писал музыку для рекламы, сериалов и кино. Его саундтреки можно услышать в фильмах Тимура Бекмамбетова, Александра Котта, Нурбека Эгена, Алексея Ханютина и др. Павел Карманов — один из авторов музыки к фильму Валерия Тодоровского «Большой», вышедший в российский прокат в этом году.
Современный музыкальный минимализм своими корнями связан с 60-ми годами XX века, звуковыми экспериментами Стивена Райха и Филипа Гласса, формированием «репетитивного минимализма», суть которого заключалась в сильном эмоциональном воздействии с помощью небольшого количества звуковых событий. Со временем электронная музыка стала причиной рождения новых направлений и стилей (например, минимал-техно, индастриал, эмбиент, нью-эйдж) и атрибутом современной хип-поп и поп-музыки.Как вы для себя характеризуете понятие «неоклассицизм»?Неоклассицизм — это направление в искусстве, возникшее в середине 20-го века, отсылающее аллюзиями к творчеству мастеров прошлого, так называемых классиков. В музыке это — Игорь Стравинский в его неоклассический период и огромный ряд его последователей. Также отметим 1-ю симфонию Сергея Прокофьева, «Классическую».
Сегодня этим термином стали называть и композиторов-минималистов нового поколения. Почему концерт станет именно ретроспективным? Что именно связано с прошлым?Ретроспективность в том, что это будет подборка сочинений прошлых лет, музыка, написанная в период с 1998 года и до сегодняшних дней.
Хотелось бы узнать, как вы работали над саундтреком к фильму «Большой»?Я работал с полной отдачей. Валерий Тодоровский нашел мою фортепианную пьесу «Past perfect», полюбил ее и сделал главной темой фильма. По его просьбе я переработал музыку под кадр, оркестровал и записал ее с оркестром без дирижера ПерСимфАнс Петра Айду с замечательной пианисткой Ксенией Башмет.
В интервью «Колте» вы сказали, что надо бы преподавать киномузыку. В чем ее специфика?Киномузыка — необычайно интересный жанр. Ее создание подразумевает контакт с режиссером, специфичные навыки создания музыки «под картинку» с попаданием в акценты в изображении. Также создание киномузыки требует от композитора знаний в широком понимании мирового музыкального наследия. Нужно уметь сочинять и рок и поп и джаз. Часто продюсер и режиссер требует предоставить демонстрационный материал. И здесь нужно умение пользоваться электроникой, компьютером, синтезаторами и сэмплами. В консерватории у нас этому не учат. Я же, имея некоторый опыт в этой сфере деятельности, наверное, мог бы передать свои знания молодым композиторам.
В СМИ о вас говорят, что вы «единственный в России представитель минимализма среднего поколения». Как вы относитесь к такому определению?Конечно, я не единственный минималист. В нашей стране сегодня многие коллеги используют минималистские техники. Из «среднего» поколения необходимо упомянуть таких авторов, как Антон Батагов, Алексей Айги, Сергей Ахунов.
Как электроника повлияла на развитие минимализма в музыке?
Минимализм в музыке был, есть и будет. Это звуковой поток, музыка состояния. Есть термин «репетитивная» музыка. Это — музыка, состоящая из повторов с постепенным развитием. Электронная музыка часто бывает репетитивна. Часто это — минимализм в чистом виде. Я сильно увлекался электронной музыкой в 90-е 2000-е годы. Но потом понял, что на это надо потратить жизнь, если заниматься этим всерьез. А я больше все же тяготею к классическому инструментарию, симфоническому оркестру, струнным инструментам, роялю. Но в своей работе я постоянно имею дело с электроникой, компьютерными программами. Без этого в наше время стало сложно.
Как вы экспериментируете со звуком?
Я всю свою творческую жизнь имею дело со звукорежиссурой. В своей домашней студии я использую сложные программы и плагины для создания оригинального звучания. И здесь не обходится без экспериментов.
Что главное в музыкальном произведении для вас?
Для меня важно, чтобы музыка трогала за душу. Чтобы она не оставляла слушателя равнодушным, находила отклик в его сердце. Чтобы запоминалась. Я хочу, чтобы публика с моих концертов уходила домой в хорошем расположении духа.
Некоторые представители американского академического минимализма документально и музыкально хотели отразить действительность. Насколько важна документалистика в музыке?Вообще, я не сторонник документирования в музыке событий происходящей действительность. Так как, если я буду это делать, музыка может оказаться мрачной и депрессивной. Негатив врывается в нашу жизнь и без того слишком часто. А я — позитивист. Однако, иногда я пишу и невеселые сочинения. Например, в моем секстете «Любимый ненавидимый город» я весьма документально описывал музыкальными средствами свои чувства по отношению к городу Москве. Одновременно я нежно люблю этот город, я живу в нем с 80-х годов, здесь я учился, влюблялся, здесь мой дом и моя семья. Но события в Москве не всегда, к сожалению, внушают оптимизм. Это нашло отражение и в музыке секстета. Но заканчивается он все равно любовью к городу, стране и людям.
Что, по-вашему, необходимо развивать в музыке сейчас/в будущем? На что должны обращать внимание молодые композиторы?
Я сторонник всеядности. Я считаю, что любая музыка нужна. Прелесть нашей сегодняшней действительности в том, что существует и сосуществует огромное количество направлений. Я бы посоветовал молодым композиторам расширять кругозор, учиться работать в разных стилях. И конечно, в наши дни необходимо хорошо владеть современными технологиями. Но, при этом, нельзя забывать про слушателей, не то, чтобы я призываю идти у публики на поводу, но думать о людях, по-моему, совершенно необходимо.
Текст: Марина СОЛОВЬЁВА
Фото из
оригинальной публикации