7 декабря в столичном кафе "Март" группа Вежливый отказ отыграла концерт в честь нового издания альбома, которому в этом году исполнилось 30 лет. И не только... Репортаж о концерте опубликован в Викиновостях.
7 декабря 2017 года в московском кафе «Март» прогрессив-рок группа
Вежливый отказ дала большой концерт, на котором представила сразу три
программы своих песен. В этот вечер сошлись несколько векторов
творчества легендарной команды.
Во-первых, группа продолжает
представлять свой совершенно новый альбом «Военные куплеты». Начало
этому было положено концертом в ММДМ, а продолжение последовало на
следующий день после «Марта», 8 декабря 2017 года, в питерском музее
современного искусства «Эрарта». Мы писали про эти концерты.
Вежливый
отказ готовил к этому вечеру программу альбома «Военные куплеты»
вместе с программой «Романсы», которая ещё только формируется и
оттачивается, она звучала на всех этих концертах. Но именно на это же
время пришёлся и выход в свет нового издания культового альбома «Пыль на
ботинках», выпущенного к шоу в кафе «Март» издательством ГЕОМЕТРИЯ.
Песни с этого альбома, также исполненные группой, к удовольствию
пришедших, стали отличительной чертой «мартовского» концерта.
На
фоне новогодней ёлочки, стоящей рядом со сценой и прятавшей клавишника
Максима Трефана, группа смотрелась прекрасно. Если вспоминать ощущение
от недавнего концерта в ММДМ, то разделение на «оркестровые группы»
(духовые справа, струнные — слева), было менее заметно, хотя и
сохранялось.
Начали «отказники» с «Пыли на ботинках». Однако,
старые вещи стремились играть по-новому, неожиданно выруливая на
заветные для фанатов ноты. «Голодную песню» все узнали сразу, а «Эй,
кузнец» не все — эта вещь получила новое вступление. Затем пошли
«Военные куплеты», они начались с середины плей-листа концерта и без
каких-то дополнительных объявлений, тут запомнился «Зенитчик». Также,
без объявления вещей, группа перешла к новым, пока незаписанным,
композициям из программы «Романсы».
Маленький зал вносил свои
коррективы в ход концерта, музыканты были на расстоянии вытянутой руки
от публики. Фотографы, активно двигающиеся вдоль сцены, пластично
танцующие во втором ряду девушки и трясущие хаерами старые фаны,
пристроившиеся вдоль стен — всё это создавало атмосферу, особые
ощущение, особый кайф. Но сказать, что старые песни вызывали какой-то
особый энтузиазм, нельзя — зрительские эмоции были поделены между
программами примерно поровну. Для группы важнее, пожалуй, новый материал
— взгляд вперёд, для публики интересны все лица, образы, связанные с
Вежливым отказом.
Лидер, гитарист, автор музыки Роман Суслов
знает, чего хочет и уверенно рулит, дирижирует и командует своим
маленьким рок-оркестром. Это не шутка, в группу входят мастера free,
минимализма и других стилей. Опытные, яркие и нашедшие себя музыканты,
но их коллективное творчество — яркий пример синергии, того, что
называют «рок-группа». Кстати, возникали разные мнения по поводу того,
что же играет
Вежливый отказ. Неожиданно стало ясно очевидное — вокал
Суслова не только джазов и рокенролен, но и глубоко народен. Поток
фонем, на котором строятся многие песни, кажется естественным, мы иногда
так поём под душем, то же, что это непростая новомузыкальная и
лингвистическая конструкция — мысль, как раз, неочевидная. Стиль
«
Отказа» — и эмоции, и работа с текстом, и музыкальные находки остаются в
рамках жанра уникальными.
От некоторых вещей становилось даже
страшно, но эффект оставался волшебным. Девушки в зале доказывали, что
красиво танцевать можно под всё, что угодно, была бы энергия и желание.
Пришла мысль, что голос тут — идеальный инструмент. «А вы что молчите?» —
словно подхватив эту мысль, обратился Суслов к музыкантам, и группа
запела — хором. Роман перешёл от дирижирования к, кажется, чистому
шаманству и даже аккуратно сплясал.
Из бисов особо запомнилась
известная энергичная песня «Рокенроль», хотя, на фоне новых программ,
она звучала почти как стандарт. Рок-авангард «
Отказа» создаёт ощущение
источника энергии и акустического комфорта, который присутствует даже в
импровизационных фри-фрагментах. Концерт, по окончанию, называли
«лучшим» и прекрасным, однако по здравому, утреннему размышлению
подумалось, что группа ещё не достигла пика своих возможностей — в том,
что прозвучало, чувствовался и потенциал.
Викиновости, 10 декабря 2017 года