Александр Егоров: Нам не пришлось что-то выдумывать
Финалом недавнего фестиваля «Геометрия: 20 лет правильной музыки», состоявшегося в московском магазине музыки Дом Культуры (ММДК), стал предпремьерный показ фильма «Подольск’87: хроники рок-революции». Это событие вошло в программу фестиваля потому что издательство уже выпустило и фильм председателя жюри фестиваля журналиста Николая Мейнерта (Таллинн) «Рок – Культ», и коллекционные комплекты CD и DVD "Подольск-87", собравшие все известные архивные записи рок-форума. Мы поговорили с режиссёром фильма Александром Егоровым о том, как он общался со звёздами 80-х и почему полюбил рок-музыку той эпохи.
Wikinews: Во время предварительного знакомства с фильмом в ММДК вопросы были в основном к членам жюри фестиваля Питу Колупаеву и Сергею Гурьеву. То есть, фестиваль, событие с устоявшейся аурой, приковывает большее внимание, чем новый фильм. Не было ли вам обидно?
Александр Егоров: Зрители, пришедшие на предпрезентацию в ММДК, в большинстве своём с историей фестиваля были знакомы. Многие даже были на нём. Для них фильм — ностальгия по тем временам, когда, как говорится, «трава была зеленее». Вполне очевидно, что когда есть возможность спросить что-то у людей, относящихся напрямую к фестивалю, то грех таким шансом не воспользоваться. Тем более, можно было обсудить какие-то спорные моменты фильма на предмет их достоверности. С этой точки зрения — это абсолютно нормально.
W: Как вы узнали про фестиваль Подольск-87?
А. Е.: Совершенно случайно. Это была весна 2016 года, и я только закончил институт (ГИТР им. М. А. Литовчина), получив диплом по специальности «Режиссура кино и телевидения». Одним из героев моего дипломного фильма «Прощай, Винил?» был журналист и музыкальный критик Алексей Певчев. Моё внимание привлекло одно мероприятие, которое собирался посетить Алексей — лекция Сергея Геннадьевича Гурьева о «Советском Вудстоке», фестивале «Подольск-87». Она называлась «Тёплый винил». Меня крайне заинтересовало, что же это был за фестиваль собравший такой состав участников.
W: Там вы и познакомились с Гурьевым?
А. Е.: На лекции я сел в первом ряду, был воодушевлён рассказом. Мне стало интересно, есть ли про фестиваль какой-нибудь фильм, рассказывающий его историю. С этим вопросом я обратился к Сергею. В это время он как раз показывал пришедшим на лекцию коллекционное издание выступлений на фестивале, выпущенное музыкальным издательством «Геометрия». Он мне ответил, что документального фильма нет. Я сразу сказал, что история меня впечатлила и я хотел бы сделать фильм про фестиваль. Сергею идея понравилась, мы обменялись контактами. Получилось, что я в один день нашёл интересную тему, по которой хотелось сделать фильм и человека, в соавторстве с которым эту идею можно было осуществить.
W: Как были распределены ваши роли в союзе с Гурьевым?
А. Е.: До того дня, как я пришёл на лекцию, я не был знаком ни с историей фестиваля, ни с его культовым статусом, ни с фигурой Гурьева, как журналиста, писателя и тоже, кстати, музыканта — участника группы Чистая любовь. Наш тандем с Гурьевым получился крайне продуктивным. Я старался сделать рассказ, который будет интересен широкому кругу зрителей, а Сергей Геннадьевич следил за тем, чтобы мы не упустили важные драматургические перипетии, как при подготовке фестиваля, так и во время его.
W: Чем можно объясняться ваш интерес к той цивилизации? Как мне кажется, ваши поколения росли уже на другой музыке.
А. Е.: Я всегда любил зарубежную рок-музыку, в большинстве своем мейнстрим. Тогда я слушал Guns N Roses, Nirvana, Faith No More, The Cure, The Offspring, носил балахон с принтом любимой группы, читал журналы «Ровесник» и «Я молодой», а за пополнением коллекции музыки регулярно ездил в легендарную Горбушку. К российской рок музыке я был более спокоен. Любимая группа того времени у меня была Агата Кристи. Взрослея, со временем я стал прислушиваться не только к музыке, но и к смысловой нагрузке в музыкальных произведениях. И тут уже более пристальное внимание начал обращать на русский рок. Также мне всегда были интересны биографии интересных личностей — музыкантов, писателей, художников, режиссёров… Людей, которым есть что сказать этому миру, есть чем поделиться, и они свои мысли и переживания облекают в определённую форму — в виде песни, рассказа, книги или картины. Мне даже может оказаться интересен автор, с чьими произведениями я не знаком, но жизнь которого была яркой и незаурядной. Так, к примеру, я на одном дыхании прочитал книгу «Песни в пустоту» Александра Горбачёва и Ильи Зинина, герои которой мне были совершенно неизвестны, но истории жизней и судеб, которые описаны в книге, оставили у меня неизгладимые впечатления. Наверно, где-то в этой плоскости лежит первоначальный импульс взяться за историю о Подольском фестивале.
W: Как шла работа? Расскажите про участников процесса.
А. Е.: Мы с Сергеем Гурьевым посетили офис музыкального издательства «Геометрия», где получили благословение от главы лейбла Павла Кострикина на будущую работу и разрешение в своём фильме полностью использовать все материалы, что есть у «Геометрии». В нашем распоряжении оказались все концертные выступления и фотографии, в том числе неопубликованные. Можно было уже приниматься за работу! В качестве оператора к нам присоединился мой друг — Александр Ковырялов. Совершенно точно могу сказать, что именно благодаря ему, наш проект состоялся, как фильм. Александр взял на себя обязанности основного оператора и звукорежиссёра, а на этапе постпродакшена отвечал за цветокоррекцию и саунд-дизайн. К нам в качестве помощника присоединился мой одногруппник по институту Михаил Астахов. И вот так, командой из четырёх человек, мы приступили к съёмкам интервью для фильма.
W: Что шло трудно, что было радостно?
А. Е.: Всякий раз, выезжая к очередному герою, мы снимали его без предварительной подготовки локации, где будет проходить интервью. Каждый раз приходилось ориентироваться уже на месте, исходя из ситуации. Были удачные локации, где была возможность хорошо выставить свет и ничего не мешало записать чистый звук. Проблемы же, которые не удалось решить перед съёмкой, уже на этапе постпродакшена приходилось долго и скрупулёзно исправлять.
W: Какие интервью вспоминаются в первую очередь?
А. Е.: Первое интервью, которое мы засняли для фильма, было интервью Умки, которое состоялось 18 июня 2016 года. Она на Подольском фестивале была в качестве зрителя. Последнее интервью для фильма мы взяли у Вячеслава Бутусова 24 марта 2019 года, после его московского концерта. В целом у нас было собрано тридцать интервью для фильма — от организаторов фестиваля и музыкантов, принявших в нём участие, до зрителей и фотографов.
Самостоятельно сняли себя, ответив на подготовленные вопросы от Сергея Гурьева, один из организаторов фестиваля Наталья «Комета» Комарова и музыкальный критик Артём Липатов. Несколько интервью нам прислали из других городов. Интервью с лидером группы Цемент Андреем Яхимовичем нам прислал из Риги Иван Романов. Затем очень нас выручил не так давно безвременно ушедший Николай Мейнерт. На Подольском фестивале он был председателем жюри. Он не только отправил нам своё интервью из Таллинна, но также организовал съёмки интервью лидера групппы J.M.K.E. — Виллу Тамме и оператора Олега Капшая. Капшай снимал фестиваль на кинокамеру для фильма «Рок-культ», который они делали в соавторстве с Мейнертом. Кадры из фильма тоже нам очень помогли при монтаже — Николай безвозмездно разрешил их использовать. За что ему огромная благодарность.
W: То есть, базовый объём был большой?
А. Е.: Мы изначально планировали успеть сделать фильм к 30-летнему юбилею фестиваля. Но когда в начале 2017 года я сел за расшифровки интервью, то оказалось, что материала не просто много, а его огромное количество, даже первоначально как-то его структурировать было достаточно проблематичным занятием. В какой-то момент из-за объёма отснятого материала была мысль сделать трёхсерийный фильм. Но такая монструозная продолжительность не пошла бы на пользу динамике рассказа. Этот затянувшийся перерыв, как ни странно, пошёл на пользу самому фильму. К примеру, за это время к составу участников фильма прибавился Вячеслав Бутусов. А так и не состоявшаяся встреча с Юрием Шевчуком, выступление которого завершало фестиваль и отлично подводило итоги нашего фильма, превратилось в отдельный фрагмент, который засняла супруга Пита Колупаева на концерте ДДТ в 2018 году.
W: Фильм сохраняет очень спокойную интонацию, не «лезет в душу», в глаза, не ищет сенсаций, не выдумывает инфоповодов. Сможет ли его воспринимать современная публика? На кого он рассчитан?
Александр Егоров: Целевая аудитория нашего фильма — зрители, которые знают о Подольском фестивале. Они даже могли быть на нём в качестве зрителей, и наш фильм им наверняка будет интересно посмотреть, чтобы освежить в памяти как это было. Так же, думаю, картина будет любопытна людям, которые слушают российскую рок-музыку в целом и поклонникам некоторых коллективов в частности.
W: Как вы организовывали внутреннюю структуру, сюжет фильма?
А. Е.: Нам не пришлось что-то искусственно выдумывать по драматургии, накручивать, — то, как всё, что происходило во время подготовки и во время проведения фестиваля, как будто само было прописано по всем законам остросюжетного жанра. Тут и спонтанная мысль сделать большой фестиваль в маленьком городе, молниеносная подготовка, сначала провал по продажам билетов, а потом полный солд-аут, отмена фестиваля за несколько дней до начала и фантастическое по своей удаче решение вопроса об отмене запрета. И сам фестиваль — громкий и незабываемый, где периодически происходили нешуточные баталии, как и в текстах, звучащих со сцены, так и за ней. А завершает этот трёхдневный марафон проливной дождь на выступлении ДДТ. Подлинный катарсис!
W: Вы что-то приготовили для продвижения фильма, как сделать его ближе мозгам, испорченным медиа?
А. Е.: Основной инструмент для продвижения сегодня - это, конечно, соцсети. Тематические сообщества, где общаются люди со схожими интересами. Мы сделали одноимённую страничку, посвящённую фильму на Facebook и YouTube и с 11 по 13 сентября 2017 года, в честь 30-летия фестивал опубликовали несколько роликов. Это были ролики с одними из самых ярких выступлений на фестивале от групп Телевизор, Облачный край и Калинов мост. Ролики получили преимущественно положительный отклик, что, безусловно, нам было приятно. Так же, в честь юбилея фестиваля, один из его поклонников, Иван Лысяков сделал отдельный сайт, посвященный как самому фестивалю, так и нашему фильму.
W: Вы поговорили со многими героями, участниками событий. Это, в основном, сложные люди с непростой человеческой и творческой судьбой. Какое у вас ощущение от этих разговоров, общений с этой культурой? Кто наиболее впечатлил, может быть, есть какие-то истории, случаи, которые запомнились?
А. Е.: Интересный был опыт общения с участниками события спустя практически три десятилетия после его окончания. Отрезок жизни пройден очень существенный. Ключевой особенностью разговоров была искренность героев. Не было никакого снобизма в ответах. Карьеры у всех сложились по-разному. Кто-то стал большими звездами, кто-то так и держался примерно на одном уровне, но все были открытыми для общения. Для меня было ценно, что люди остались преданны своему творчеству. Несмотря на огромное количество событий, которые произошли в жизни героев после сентября 1987 года, все вспоминали Подольск с теплотой. Александр Кушнир именно после посещения Подольского фестиваля решил связать свою жизнь с рок-музыкой. Он автор ряда книг о советской и российской рок-сцене, продюсер и директор PR-агентства «Кушнир продакшн», а в 1987 году был учителем математики. У Кушнира даже описание того, как выглядел билет на фестиваль, получается захватывающим. Очень яркое интервью о множестве приключений на фестивале дал Ник Рок-н-Ролл. Он хоть и не выступил сам, но зато везде побывал — успел и в качестве зрителя увидеть фестиваль, и оказался на туристической базе, куда расселили некоторые группы, где он пересекся с Дмитрием Ревякиным из группы Калинов мост и распил с ним бутылку венгерского вермута. Из рассказов Ника можно сделать отдельный ролик о фестивале.
W: Очень интересны рассказы известных музыкантов, которые, по разным причинам, не стали участниками феста, но были на трибунах. Что тут было важно для вас?
А. Е.: Среди зрителей фестиваля из числа музыкантов в фильме есть Александр Чернецкий, лидер группы Разные люди, а также Умка, рок-музыкант, литературовед. Но про Подольский фестиваль есть одна из самых культовых историй, связанная со зрителями, которые на нём были. На одном из кадров, когда выступала группа J.M.K.E., как писали в одном из комментариев о выступлении, «рукой оператора повела вечность, не иначе», и среди восторженной толпы можно увидеть Егора Летова. Эта история известна не меньше, чем сам фестиваль. В нашем фильме она подробно рассказана Ником Рок-н-Роллом, который поведал о том, что они намеревались с Егором выступить на фестивале с группой Ника Второй Эшелон. Но выступление не состоялось.
W: В чём разница между поколениями, эпохами, психологиями? Опишите, пожалуйста, эмоциональный, человеческий аспекты.
Александр Егоров: Конечно, времена меняются. Любопытную мысль мы для себя отметили, когда подходили к концу создания фильма. Когда мы его начали делать, это был рассказ о «том» времени. История как было «тогда». Но картина менялась на глазах — история Подольского фестиваля смотрится сегодня актуальнее и понятнее, чем в 2016 году, когда мы приступили к работе. Раньше чтобы что-то узнать об интересующем тебя исполнителе, приходилось собирать информацию по кусочкам. Была целая эпоха самиздатовских журналов. Музыкальные альбомы перезаписывались друг у друга. Люди собирались вместе, чтобы послушать музыку… Сегодня такой живой сплочённости в этом вопросе нет. Встречи и обсуждения по интересам по большому счёту перешли, как говорится, из офлайн в онлайн.
W: Какая ваша любимая группа из участников фестиваля, почему? А есть ли любимый фрагмент из фильма?
А. Е.: Большинство групп, участвовавших в фестивале, я открыл для себя впервые. Самая любимая у меня группа из состава участников «Подольска −87» это Объект насмешек. Их по хронологии я открыл для себя позже всех. В нашем фильме о выступлении на фестивале вспоминает Евгений «Ай-яй-яй» Фёдоров, бас-гитарист коллектива. Выступление группы считается неудачным. Им не единожды пытались выключить звук и сорвать концерт. Но меня захлестнуло их драйвом даже через экран. Отдельный трек, который я теперь регулярно переслушиваю, это «Грустная история» от команды Облачный край. Эта группа тоже была мне неизвестна до начала работы над фильмом. Песня зацепила ироническим текстом и ярким исполнением Олега Рауткина. С Облачным краем связан один из самых любимых эпизодов фильма — так называемый «инцидент с гитарой». Когда, в конце выступления группы, гитарист Сергей Богаев сорвал с себя гитару «Урал» и начал бить её об пол, а потом метнул в стоявший на другом конце сцены динамик, и все это под ревущего в микрофон «Вот так! Вот так!» Рауткина, Наталья «Комета» Комарова, одна из организаторов фестиваля, описывая эту сцену, в конце добавила, что после всего этого на гитаре не было даже трещины и Богаев впоследствии на ней ещё и играл!
W: Было снято много материала. Что не удалось включить в фильм? Что будете делать с этим богатством, с ауттейками?
А. Е.: Мы, конечно, планируем все, не вошедшие в основной фильм, материалы в будущем опубликовать. Есть истории, которые вообще в фильм не вошли — это касается, к примеру, рассказов про люберов — воинственно настроенное молодёжное движение, культивировавшее здоровый образ жизни и конфликтовавшее со всеми неформалами. Ещё, конечно, ролики про все выступления на фестивале будут сделаны в расширенном виде, по примеру вышедших ранее.
W: Хотите ли вы, чтобы фильм был издан на реальном, физическом носителе, есть ли интерес издателей — при том, что рынок видеоносителей стагнирует сильнее всего.
А. Е.: Диски сегодня интересуют коллекционеров, которым важна эстетика, тактильность, процесс прослушивания музыки, просмотра фильма. Когда ты достаешь диск из своей библиотеки, рассматриваешь обложку, можешь вспомнить, когда ты этот диск приобрёл. В иконках на экране смартфона или телевизора с изображением альбома или постера фильма такая связь не может возникнуть. По аналогии с книгами: кто-то может читать произведение в электронном виде, ведь это удобно и доступно. А кто-то предпочитает книги на бумаге. И так же, при покупке, выбирает издание, с мягкой или твердой обложкой, карманным или стандартным вариантом. Человеку даже важно, на какой бумаге будет напечатан текст, что тоже влияет на восприятие. Сегодня, к примеру, немало людей, которые коллекционируют видеокассеты. Они скупают старые видеомагнитофоны как доноры запчастей, потому что новые уже давным-давно не выпускаются. Ищут различные издания фильмов, что очень похоже на коллекционеров первопрессов виниловых пластинок. А ведь недавно все просто выбрасывали на помойку свои видеомагнитофоны с коллекциями фильмов, когда на рынок пришел DVD. Сам я могу отнести себя к таким людям. У меня пусть небольшая, но дорогая мне коллекция интересных вещей — в которую входят как книги, так и фильмы, и музыка на всех форматах — аудио-видео кассеты, CD, DVD, Blu-ray, виниловые пластинки. Поэтому, конечно, я бы хотел, чтобы физические носители не канули в лету. Но сегодня если и выпускать что-то на носителе, то надо делать упор на коллекционную составляющую издания — дизайн, дополнительные материалы, оформление и бонусы, которые могут быть только на физическом носителе. И, учитывая реалии, должен быть ограниченный тираж.
W: Можете ли вы назвать что-то из фильмов о фестивалях, которые на вашу работу повлияли, на кого хотелось бы быть похожими?
А. Е.: Я в начале работы планировал сделать оммаж первому документальному фильму о Вудстоке. Но помню, тогда идея с разделением экрана не понравилась Сергею Гурьеву (как и в самом фильме про Вудсток). Уже когда закончили работу, я посмотрел недавний (1999 года) фильм про Вудсток. Приятно было отметить сходство некоторых монтажных ходов и концепции.
W: Видите ли вы в современной популярной музыке, молодёжной культуре отблески, отсылки, какие-то связи с тем временем?
А. Е.: Сейчас вообще мода на отсылки к 80-м. Но это больше в каком-то пародийном ключе — отсылки к стилю в одежде, каким-то музыкальным приёмам, съёмке на видеокамеру (сейчас при создании клипов, например, особо ценится не искусственно сделать так называемый VHS-эффект, а найти ещё рабочую видеокамеру и в действительности на неё снять). Но более серьезной и углублённой отсылки к тому времени я не наблюдаю.
W: Можно ли, по итогам работы, сказать — есть ли шансы, варианты на восстановление разорванной связи времен, на контакт поколений?
А. Е.: Зачастую новое поколение считает, что оно во всём превосходит старое. И только время способно рассудить, так ли это. А зачастую можно наблюдать, что в принципе всё циклично, и многое идёт по определённому сценарию. Меняются декорации, а смысл остаётся прежним.
Текст - Александр В. ВОЛКОВ, фото - Sb1575744 - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=114856095 (вот так по-уродски именует авторов знаменитый портал, а не указать их не имеем права - примечание редактора сайта)
Викиновости, 28 февраля 2022 г.