Что нового

ГЕОМЕТРИЯ. 20 ЛЕТ ПРАВИЛЬНОЙ МУЗЫКИ. ЭХО ФЕСТИВАЛЯ

ГЕОМЕТРИЯ. 20 ЛЕТ ПРАВИЛЬНОЙ МУЗЫКИ. ЭХО ФЕСТИВАЛЯ

28.04.2022
Журнал InRock опубликовал отчёт о фестивале, которым ГЕОМЕТРИЯ отмечала юбилей в течение декабря.

Ниже приводим полный текст материала. Пунктуация и орфография оригинала сохранена.

«Геометрия» – XX лет: Фестиваль без компромисса

Традиционный фестиваль «Геометрия. ХХ лет правильной музыки» был посвящен круглой дате в истории московского музыкального издательства. Он позволил под неожиданном углом посмотреть на процессы, проходящие и в музыке, и в социуме.

Спешить, писать про юбилей «Геометрии» сразу, по горячим следам не то чтобы не хотелось, но ситуация была нестандартной, настроения и тренды менялись, словно растворялись, а разговоры о фестивальных тенденциях зачастую кажутся довольно-таки неконкретными. Зато и никакой связанной с антиковидными мерами конспирологии в этом вопросе уже не требуется. Поэтому рассказываем о том, что было на необычном многодневном фестивале и что должно запомниться – как в плане музыки, так и организации.

Организаторам пришлось менять формат мероприятия. Раньше это был большой гала-концерт. Но в прошлом году множество мероприятий по известным причинам было отменено. Эта эрозия, заранее непредсказуемая, могла коснуться любого места, артиста, мероприятия, поэтому было решено устроить марафон, в котором разные исполнители играли бы в разное время и в разных местах, залах, форматах.
Концерты состоялись и на больших площадках – шоу «Аукцыона» в Москве и Васи Ложкина в Питере, – и в клубах. Интереснее всего именно клубные мероприятия, они показывают как способность к выживанию и жанра, и концертной индустрии, так и стилистическое разнообразие, разноголосицу каталога издательства, объединяя всё и всех энергетикой творчества. Стагнация эпохи отразилась не на музыкантах, которые были в отличной форме, а в первую очередь на медиа, реагирующих на многое, мягко говоря, меланхолично. Наш материал в какой-то степени восполняет недостаток обзоров события.

Открытие фестиваля, которое прошло 5 декабря в музыкальном магазине «Дом Культуры» (ММДК), не только продемонстрировало неожиданную музыку, но и дало издателям ещё один повод для гордости своей работой. CD-альбом «С коленями как у птицы» (СККУП) «Ничком», стал первым релизом этой уже весьма опытной смоленской команды в каталоге независимого лейбла. Перед концертом прозвучал пространный рассказ организаторов, из которого следовало, что в ММДК представлен весь каталог «Геометрии» – от лимитированного издания сольного альбома «Лиловый день» лидера группы «Аукцыон» Леонида Фёдорова и протестного питерского «Телевизора» до альбомов проекта Lizetta New и рок-звёзд – Сергея Рыженко, «Хронопа», «Вежливого отказа» и латвийцев «Цемент».

СККУП недавно уже играли на этой площадке. Именно после того концерта издательство и предложило группе выпустить альбом. Концерт с первых тактов создал ощущение, что перед зрителями нечто настоящее и необычное. Музыканты ещё более усложнили, «закрутили» сочетание электронного саунда и акустических инструментов, в публике его оценили как музыкальную изощрённость. Стиль группы – индастриал с тромбоном и соло-гитарой. Кажется, что лозунг музыкантов – сакраментальное «Ручки до упора вправо!» Даже визуально концерт СККУП оставил ощущение несомненного шаманства, его энергия – не темная, а трагическая и экзистенциальная, эсхатологическая. Из вещей запомнились «Песня про любовь» (с очень точно сформулированным выбором между «Нашим радио» и Капитаном Бифхартом) и «Конь с рук – прыг!», которая была сопровождена яркой жестикуляцией.

Несколько вечеров прошли в клубе Art Circle Club («Круг Искусств»), расположенном недалеко от метро «Белорусская». Клуб стремится к объединению профессионального, качественного музицирования и творческого, импровизационного, яркого стилистического выбора репертуара. И, оказалось, что заявленное позиционированное клуба соответствует интересам лейбла, форматы организаторов совпали! Арт-директор клуба, известный музыкант Алексей Круглов принимал участие в издании важнейшего для отечественной культуры издания «Геометрии» – комплекта 3хDVD «Russian New Music» c фильмами, снятыми британско-советским культуртрегером и издателем Лео Фейгиным. Алексей, кстати, организатор культового фестиваля свободной музыки Leo Records in Russia, который проходит в похожем формате – в разных городах, и в очередной раз состоялся вскоре после феста «Геометрии».

Открыл же фестивальную программу в Art Circle Club знаменитый альтернативный рок-музыкант Алексей Борисов. Он представил несколько своих проектов. Сначала на сцене с ним была электронщик-импровизатор Катя Рекк. Даже случайные бытовые звуки из зала казались неслучайными и вписывались в общую индустриально картину музыки дуэта. На редкость мягкое и шершавое плетение семплов было шагом в психоделию, точным и ловким, но следующий шаг предугадать было невозможно. Вторым номером программы была легендарная группа «Ночной проспект» – звёзды советской альтернативной сцены 80-х годов. В программе были и известные, и новые композиции, например «Светлый воздух».

В следующий фестивальный день 14 декабря в Art Circle выступило трио импровизаторов: Сергей Летов, Юрий Парфёнов и Николай Рубанов. Этот союз звёздных джазистов, который можно считать инкарнацией знаменитого состава «ТриО», имеет интересные связи с рок-музыкой. Сергей Летов – старший брат лидера «Гражданской обороны» Егора Летова, он играл в разных рок-авангардных составах, таких как «Рада и терновник», ДК и «Хламъ», а Парфенов и Рубанов – участники группы «Аукцыон». Однако для рока места в программе не нашлось, эстетику вечера формировало сочетание ориентальных мотивов и импровизаций, тембров бас-кларнета и баритон-саксофона, поверх которых труба и саксофон будто стелили змеящийся звук. Отсутствие дистанции разговора с публикой в ArtCircle создавало особую атмосферу. Музыканты не спешили, тёплая музыка соответствовала оттепельному зимнему вечеру, звучала акустика, причем все радовались – надоела, дескать, электроника! Виртуозы порой договаривались о деталях лишь перед исполнением, меняли инструменты, но были неизменно серьёзны. Двое наигрывали медитативно повторяющийся, колеблющийся ритм, а третий выдавал радостный поток безумных импровизаций. Ритм не давал вылететь за границы, а импровизаторы создавали внутри композиции пространство свободы. Можно было находить в музыке фразы из джазовой классики, настроение чуть ли не спиричуэла, а то и регтайма.

На третьем концерте в ArtCircle Club 17 декабря знаменитый мультиинструменталист, участник группы «Аукцыон» Владимир Волков представил сольную программу, С ним играли импровизаторы Алексей Круглов и Рафкат Бадретдинов. «Иберийские» ритмы контрабаса и парадоксально мерная поступь саксофона или флейты Круглова напомнили в какой-то момент «Аранхуэзский концерт» Хоакино Родриго, а в какой-то – «Старый замок» Модеста Мусоргского. Контрабас оказывался даже более мелодичен, чем сакс, и более заботился о том, чтобы задать ритм, чем ударные. Всё это вылилось в совершенно специфический танец – «Танго» Волкова с контрабасом и импровизационную бурю Рафката, а безумства саксофона создавали с ними единую звуковую среду. Разгоряченный Круглов «…снял для верности пиджак» (с). Даже ошибки получались креативными – Алексей, называя состав, сказал – «Тарасов!», засмеялся и продолжил – «Ганелин! Чекасин!» – будто описывая связь поколений импровизаторов. Музыканты улыбались – им самим нравилось так играть, что уж говорить про публику!

Всем участникам вручались дипломы от издательства. Известный журналист, культуртрегер Михаил Митропольский предложит на празднование 30-летия «Геометрии» сделать дипломы в виде геометрических фигур, чем вызвал радостные аплодисменты. Закрыли вечер в «Круге Искусств» специальные гости – проект Duso из Воронежа.

11 декабря в ММДК группа «Сёстры Новых» представила песни из нового альбома «Музыка» и исполнила хиты разных лет. Выступали сразу три проекта: «Сёстры Новых», Арт-альянс «Сумеречные Лучи» и «Магнолия Stars». Также прошла выставка картин Елизаветы Новых, которая стала ещё и художницей. Она сказала, что работает в стиле фовизм, рассказала про связь своего творчества с Матиссом, а Светлана Ерина показала свои дизайнерские работы. Альбом «Музыка» девушки впервые играли вживую, демонстрируя отличный звук и сыгранность гитар. Концерт словно разворачивался, расходился.

 

Коллектив сестёр Новых с участием барабанщика Стаса Корнеева – проект, выверенный и музыкально, и эмоционально, и визуально. Хит дуэта Лизы Новых и Светланы Ериной «Сумеречные лучи» напомнил недооценённые «Треугольники» – поп-боевик из репертуара сестёр. Кроме музыки и живописи девушки экспериментировали с рэпом, отлично были приняты «Песня о Шампанском» и «О Москве». Дует «Магнолия Stars», в котором Константин Дюжарден («Миссия Антициклон», «Браво») и Светлана Ерина делали романтичный рок, прозвучал легко и качественно.

«Контора Кука» (Самара) – группа для «Геометрии» особенная. Она играет странную, абстрактную психоделию, близкую настроению выпускающей фирмы. Уже издано несколько дисков самарцев, и их большой концерт 12 декабря в ММДК стал обзором этих альбомов, представлением разных сторон творчества группы – и электричества, и акустики. Электронные ветры и скрипы дополняли психоделические, грустные и ироничные песни. Запомнились «Худая белая» с альбома «Main Liber Freund» и «Тунгусское Танго». С этой песни, не входившей ни в один альбом, началось знакомство группы с издательством. Лидер «Конторы» Владимир Елизаров отдал гитару электронщику и странно затанцевал, а тот тоже бросил инструменты и присоединился к шаманским танцам фронтмена. Его пластику можно сравнивать с Мамоновым, без оттенка народности и скоморошества, зато ближе к ощущению городского сумасшествия с неожиданными образами.

18 декабря питерская экстрим-панк формация «Ива Нова» провела онлайн-концерт, транслировавшийся с репбазы группы. Девушки – из числа важнейших для издательства артистов. На зарубежных гастролях публика всегда уносит с собой их диски, как знак посещения шоу, поэтому они выдерживают по нескольку «геометрических» изданий. «Ива Нова» спела хиты из разных альбомов – живо и энергично. Команда в ожидании весенних гастролей представила в том числе песню из будущего альбома – «Дезертир». Живой эфир можно было посмотреть на экране в магазине «Дом культуры». А на третьей композиции в зал ММДК вошел Андрей Добрынин – поэт, член культового «Ордена Куртуазных Маньеристов». Его вечер (а Добрынин тоже издавался на «Геометрии») начался, как только закончилась трансляция. Добрынин представил программу «33 года Куртуазного маньеризма». В зале было представлено много трудов поэта, в том числе толстый том стихов «Регулярные парки», изданный «Геометрией». В рамках фестиваля 16 декабря состоялась презентация «Чёрного фотоальбома» рок-фотографа Олега Беликова.

Завершился же фест 19 декабря предпросмотром фильма «Подольск’87: хроники рок-революции» режиссера Александра Егорова. Эта тема важна для «Геометрии», ведь издательство выпустило большой бокс-сет, дающий полное представление об эпохальном фестивале. Зал собрал шумный кворум журналистов, фотографов, культуртрегеров. Из числа организаторов того фестиваля были Сергей Гурьев и Пит Колупаев. Новый фильм рассказывает про подробности события, но не занимается анализом. Он фокусируется на мнениях участников, причем не только музыкантов, организаторов и издателей, но и зрителей. Как следствие, в нем много интервью, разных точек зрения. Например, среди зрителей фестиваля были Александр Чернецкий («Разные люди»), Ник Рок-н-ролл, Аня «Умка» Герасимова, а среди тех, кто мог выступить, вспоминали «Гражданскую оборону» и «Контору Кука». Один из ведущих журналистов той эпохи Илья Смирнов («УрЛайт») говорит в фильме, что рок-музыка оказалась «эфемерной». Можно по-разному воспринимать эту мысль, но споры она вызвала прямо в зале. Гурьев сказал: «Можно подумать, что у фильма был бюджет, так вот – его не было!» В вопросах нередко звучало слово «Вудсток», напоминая про знаменитый фестиваль, аналогом которого для отечественной рок-культуры нередко считается подольский форум.

Фестиваль оказался весьма масштабным мероприятием, что в условиях карантинной реальности смотрелось оригинально. Ведь ни одно постановление, предписание или указание нарушено не было. «Геометрия» не отступила от традиций – тогда, когда внешний мир правила и традиции старательно игнорировал и «кенселил», эпатировал и высмеивал. При желании можно это рассматривать и как остров надежды, и как осаждённую крепость традиционалистов. Порадовало, что, по большей части, в публике были в основном не совсем юные, но и не пожилые люди, а образованная, «продвинутая» молодёжь. Выступающие же артисты подтвердили и свой потенциал, и стремление не поддаваться проблемам времени. Фестиваль не пошёл на компромисс. Был ли он предвестником будущих трендов – покажет время, но музыка доказала свою силу и живучесть.

Александр В. ВОЛКОВ
Фото автора (за исключением фото Олега Гаркуши, предоставленного организаторами).

Оригинальная публикация - по данной ссылке.

ХРОНОП - МЕЖДУ НИКОГДА И ВСЕГДА
12.11.2023
Сегодня вышел на CD альбом легендарной нижегородской группы.
"DЕБЮТУ" ЛУЧШЕ ПОЗДНО - 15 ЛЕТ
19.10.2023
19 октября 2008 года ГЕОМЕТРИЯ выпустила сайд-проект двух ...
С ПРАЗДНИКОМ!
01.10.2023
1 октября - Международный день музыки, а коль скоро ...
ЮБИЛЕЙ "ЛИЛОВОГО ДНЯ"
11.09.2023
20 лет назад, 11 сентября 2003 года, был издан третий ...
НИКОЛАЮ МЕЙНЕРТУ - 70
06.09.2023
Николай Павлович Мейнерт (6 сентября 1953, Таллинн — 25 ...
РОМАНУ СУСЛОВУ - 62!
25.08.2023
Сегодня принимает поздравления с днём рождения фронтмен ...