Что нового

"СТУДИИ 13" - 35!

"СТУДИИ 13" - 35!

01.07.2022
Сегодня - юбилей одного из знаковых альбомов русского рока, а для магаданского рока и вовсе одного из основных!

Во второй половине 80-х Магадан ворвался в отечественную рок-н-ролльную жизнь звуками, развенчав стереотип, будто на Колыме вся музыкальная жизнь - арестантская песня. Радио и телевидение ничего оттуда до ушей и глаз широкой публики не доносило, да и газеты до ноября-декабря 1988 года ничего на тему "есть ли рок-музыка в тундре" не писали. Прорыв магаданцев случился в означенном году благодаря второму фестивалю "Рок-периферия", прошедшему в ДК "Химик", что в городе Барнаул. Именно там выступили Восточный Синдром, Миссия: Антициклон и Ассоциация: Конец, Света!, произведя на местную публику, а также на столичных музыкальных обозревателей, которые освещали подобные мероприятия не в пример современным: подробно и на всю страну, неизгладимое впечатление. Именно с "Рок-периферии" первые две из перечисленных выше команд начали своё триумфальное шествие по городам и весям тогда ещё советской России. 

"Студия 13" в виде магнитоальбома была осуществлена летом 1987 года, однако путь к слушателям, которые смогли оценить работу по достоинству, был непростым и даже извилистым. Записан альбом в домашних условиях на бытовую аудиоаппаратуру. Тем не менее, качество его не вызывает сомнений даже спустя 35 лет. Проведя колоссальную реставрацию фонограммы, ГЕОМЕТРИЯ 1 июня 2009 года выпустила альбом на CD. Однако и без ремастеринга "Студия 13" впечатляла. Те, кто расслушали её в своё время, были покорены нестандартностью мышления музыкантов, не уступающей по силе высказывания западным коллегам. Как и все остальные издания ГЕОМЕТРИИ, релиз магаданского самородка, имя коему Восточный Синдром, - предмет гордости нашего лейбла. Поэтому не грех отметить такую дату, переслушав это издание. 

И в честь 35-летия вспомнить одну из лучших рецензий, опубликованных на русском языке. Оформление текста, орфография и пунктуация сохранены.

Когда речь заходит о русском роке, чаще всего на ум приходят такие группы, как «Кино», «Зоопарк», «Алиса», «ДДТ» или «Аквариум». Также часто вспоминают «Наутилус Помпилиус», «Чайф» и «Агату Кристи». Реже «Крематорий» или «Бригаду С». И очень малое количество людей вспоминает «Миссию: Антициклон», «Чолбон» или «Восточный синдром». Хотя эти группы заслуживают внимания не меньше, чем коллективы «первого эшелона».

Так сложилось, что записи «Восточного синдрома» долгое время отсутствовали на рынке музыкальных CD. Впрочем, в подобной ситуации оказались многие коллективы, чьи произведения не вписались в формат. В песнях того же «Восточного синдрома», например, напрочь отсутствуют какие-либо политические лозунги, привычный любителям русского рока социальный протест в его традиционном виде, да и сами тексты, по большому счету, вторичны. На первом месте в творчестве «Восточного синдрома», я бы сказал, даже не музыка, а непередаваемая словом атмосфера. К сожалению, это заметно затрудняет восприятие музыки массовым слушателем, существенно сокращая потенциальную аудиторию коллектива.

В 2008 году американский лейбл Trail records, основанный художниками-меломанами Александром Цалихиным и Владом Милявским, издал дебютный альбом «Восточного Синдрома» «Студия-13». Годом позже диск был переиздан в России издательством «Геометрия» по лицензии Trail records. Оригинальная запись была сделана в 1987 году в домашней студии группы на бытовую аппаратуру. По качеству записи фонограмма вполне может конкурировать с записанными примерно в то же время в аналогичных условиях альбомами «Разлука» «Наутилуса» и «Это не любовь» группы «Кино». Во всяком случае, звучит «Студия-13» не хуже.

То ли из-за отсутствия возможности записать нормальные живые барабаны, то ли просто отдавая дань моде, перечисленные выше коллективы использовали в записи своих альбомов электронную ритм-машину. Этот характерный звук, пропущенный через ревербератор, ни с чем не спутаешь. Узнаваем он и на «Студии-13». Еще одна фишка, отдаленно напоминающая в музыке «Восточного Синдрома» творения группы «Кино» – сквозные гитары, затихающие лишь по окончании треков. Собственно, на этом все сходство и заканчивается.

Музыка «Восточного Синдрома» очень далека от той, которую принято называть русским роком. Песни «Студии-13» имеют весьма нестандартные аранжировки, что как нельзя лучше говорит о самодостаточности группы. На момент создания дебютного альбома в группе было два вокалиста, исполнявших песни собственного сочинения – Андрей Неустроев и Константин Битюков. И, надо признать, что вокал Андрея в сопровождении этой музыки звучит намного убедительнее. То же самое можно сказать и о текстах – в написанных Битюковым есть какой-то оттенок не то иронии, не то юмора, произведения же Неустроева более мрачные и менее понятные. И это очень располагает внимательного слушателя.

Несмотря на то, что материал альбома цельный и достаточно ровный, некоторые его композиции выбиваются из общего ряда. Это единственная, скажем так, традиционная, баллада «Дыба», начинающаяся очень странным вокалом, нарушающим общую гармонию, и украшенная шикарными гитарами в проигрышах. Если бы можно было добавить гитаре объема – результат был бы вообще великолепным. Привлекает внимание и композиция «Город Рыб». Возможно, перекличкой с композицией «Звери» группы Tequilajazzz, вошедшей в альбом «Вирус». У «Восточного Синдрома»:

Собаки, кошки, овцы, птицы, рыбы.

А у Tequilajazzz:

Крабы, рыбы, чайки, совы, мыши, змеи, рыси, волки.

Но это, скорее всего, лишь личные ощущения.

Самая запоминающаяся и самая «нездешняя» композиция «Студии-13» – «Кельт», написанная и исполненная Андреем Неустроевым. Аранжировка песни – превосходная! Здесь есть все, чего только можно ожидать от альтернативной группы – и воющие в проигрышах гитары, переходящие на пиликающие запилы в куплетах, и вгоняющая в транс бас-гитара, поддерживаемая стонущим саксофоном… Венчает все это взрывающая сознание кода. Короче говоря, полная психоделия. «Кельта» можно было бы смело включать в международные сборники психоделической музыки. Композиция, наверняка, была бы оценена любителями стиля по достоинству.

Вдобавок к оригинальному материалу дебютного альбома «Восточного Синдрома» прилагается бонус-трек «Казино», записанный, по всей видимости, уже в 90-х. Песня сделана на ином качественном уровне, что, в принципе, объяснимо, прогресс не стоит на месте, а потенциал магаданского коллектива был наглядно продемонстрирован на «Студии-13».

Возможно, музыка «Восточного Синдрома» покажется любителям современной рок-музыки скучной и устаревшей. Но всем интересующимся историей отечественного андерграунда я бы настоятельно рекомендовал ознакомиться с пластинкой. Группа заслуживает куда большего внимания, чем ей было уделено в годы существования. И низкий поклон тем, кто донес эти записи до немногочисленных поклонников жанра.

Дмитрий МЕХ
reproduktor.net

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ АНДРЕЯ СУЧИЛИНА
28.07.2022
Сегодня мультиинструменталисту, композитору, ...
НОВОЕ ВИДЕО АУКЦЫОНА
25.07.2022
Смоленский режиссёр Владимир Пореш опубликовал на своём ...
АНДРЕЮ ДОБРЫНИНУ - 65!
17.07.2022
Сегодня - юбилей поэта и Великого Приора Ордена Куртуазных ...
"СТУДИИ 13" - 35!
01.07.2022
Сегодня - юбилей одного из знаковых альбомов русского рока, ...
ВРЕМЯ МЕНЯТЬ ИМЕНА
29.06.2022
Официальный youtube-канал ГЕОМЕТРИИ "сменил вывеску".
"КОСА НА КАМЕНЬ": 25 ЛЕТ
01.06.2022
Сегодня - радостный повод отметить четвертьвековой юбилей ...