Во второй половине 80-х Магадан ворвался в отечественную рок-н-ролльную жизнь звуками, развенчав стереотип, будто на Колыме вся музыкальная жизнь - арестантская песня. Радио и телевидение ничего оттуда до ушей и глаз широкой публики не доносило, да и газеты до ноября-декабря 1988 года ничего на тему "есть ли рок-музыка в тундре" не писали. Прорыв магаданцев случился в означенном году благодаря второму фестивалю "Рок-периферия", прошедшему в ДК "Химик", что в городе Барнаул. Именно там выступили Восточный Синдром, Миссия: Антициклон и Ассоциация: Конец, Света!, произведя на местную публику, а также на столичных музыкальных обозревателей, которые освещали подобные мероприятия не в пример современным: подробно и на всю страну, неизгладимое впечатление. Именно с "Рок-периферии" первые две из перечисленных выше команд начали своё триумфальное шествие по городам и весям тогда ещё советской России.
"Студия 13" в виде магнитоальбома была осуществлена летом 1987 года, однако путь к слушателям, которые смогли оценить работу по достоинству, был непростым и даже извилистым. Записан альбом в домашних условиях на бытовую аудиоаппаратуру. Тем не менее, качество его не вызывает сомнений даже спустя 35 лет. Проведя колоссальную реставрацию фонограммы, ГЕОМЕТРИЯ 1 июня 2009 года выпустила альбом на CD. Однако и без ремастеринга "Студия 13" впечатляла. Те, кто расслушали её в своё время, были покорены нестандартностью мышления музыкантов, не уступающей по силе высказывания западным коллегам. Как и все остальные издания ГЕОМЕТРИИ, релиз магаданского самородка, имя коему Восточный Синдром, - предмет гордости нашего лейбла. Поэтому не грех отметить такую дату, переслушав это издание.
И в честь 35-летия вспомнить одну из лучших рецензий, опубликованных на русском языке. Оформление текста, орфография и пунктуация сохранены.
Когда речь заходит о русском роке, чаще всего на ум приходят такие группы, как «Кино», «Зоопарк», «Алиса», «ДДТ» или «Аквариум». Также часто вспоминают «Наутилус Помпилиус», «Чайф» и «Агату Кристи». Реже «Крематорий» или «Бригаду С». И очень малое количество людей вспоминает «Миссию: Антициклон», «Чолбон» или «Восточный синдром». Хотя эти группы заслуживают внимания не меньше, чем коллективы «первого эшелона».
Так сложилось, что записи «Восточного синдрома» долгое время отсутствовали на рынке музыкальных CD. Впрочем, в подобной ситуации оказались многие коллективы, чьи произведения не вписались в формат. В песнях того же «Восточного синдрома», например, напрочь отсутствуют какие-либо политические лозунги, привычный любителям русского рока социальный протест в его традиционном виде, да и сами тексты, по большому счету, вторичны. На первом месте в творчестве «Восточного синдрома», я бы сказал, даже не музыка, а непередаваемая словом атмосфера. К сожалению, это заметно затрудняет восприятие музыки массовым слушателем, существенно сокращая потенциальную аудиторию коллектива.
В 2008 году американский лейбл Trail records, основанный художниками-меломанами Александром Цалихиным и Владом Милявским, издал дебютный альбом «Восточного Синдрома» «Студия-13». Годом позже диск был переиздан в России издательством «Геометрия» по лицензии Trail records. Оригинальная запись была сделана в 1987 году в домашней студии группы на бытовую аппаратуру. По качеству записи фонограмма вполне может конкурировать с записанными примерно в то же время в аналогичных условиях альбомами «Разлука» «Наутилуса» и «Это не любовь» группы «Кино». Во всяком случае, звучит «Студия-13» не хуже.
То ли из-за отсутствия возможности записать нормальные живые барабаны, то ли просто отдавая дань моде, перечисленные выше коллективы использовали в записи своих альбомов электронную ритм-машину. Этот характерный звук, пропущенный через ревербератор, ни с чем не спутаешь. Узнаваем он и на «Студии-13». Еще одна фишка, отдаленно напоминающая в музыке «Восточного Синдрома» творения группы «Кино» – сквозные гитары, затихающие лишь по окончании треков. Собственно, на этом все сходство и заканчивается.
Музыка «Восточного Синдрома» очень далека от той, которую принято называть русским роком. Песни «Студии-13» имеют весьма нестандартные аранжировки, что как нельзя лучше говорит о самодостаточности группы. На момент создания дебютного альбома в группе было два вокалиста, исполнявших песни собственного сочинения – Андрей Неустроев и Константин Битюков. И, надо признать, что вокал Андрея в сопровождении этой музыки звучит намного убедительнее. То же самое можно сказать и о текстах – в написанных Битюковым есть какой-то оттенок не то иронии, не то юмора, произведения же Неустроева более мрачные и менее понятные. И это очень располагает внимательного слушателя.
Несмотря на то, что материал альбома цельный и достаточно ровный, некоторые его композиции выбиваются из общего ряда. Это единственная, скажем так, традиционная, баллада «Дыба», начинающаяся очень странным вокалом, нарушающим общую гармонию, и украшенная шикарными гитарами в проигрышах. Если бы можно было добавить гитаре объема – результат был бы вообще великолепным. Привлекает внимание и композиция «Город Рыб». Возможно, перекличкой с композицией «Звери» группы Tequilajazzz, вошедшей в альбом «Вирус». У «Восточного Синдрома»:
Собаки, кошки, овцы, птицы, рыбы.
А у Tequilajazzz:
Крабы, рыбы, чайки, совы, мыши, змеи, рыси, волки.
Но это, скорее всего, лишь личные ощущения.
Самая запоминающаяся и самая «нездешняя» композиция «Студии-13» – «Кельт», написанная и исполненная Андреем Неустроевым. Аранжировка песни – превосходная! Здесь есть все, чего только можно ожидать от альтернативной группы – и воющие в проигрышах гитары, переходящие на пиликающие запилы в куплетах, и вгоняющая в транс бас-гитара, поддерживаемая стонущим саксофоном… Венчает все это взрывающая сознание кода. Короче говоря, полная психоделия. «Кельта» можно было бы смело включать в международные сборники психоделической музыки. Композиция, наверняка, была бы оценена любителями стиля по достоинству.
Вдобавок к оригинальному материалу дебютного альбома «Восточного Синдрома» прилагается бонус-трек «Казино», записанный, по всей видимости, уже в 90-х. Песня сделана на ином качественном уровне, что, в принципе, объяснимо, прогресс не стоит на месте, а потенциал магаданского коллектива был наглядно продемонстрирован на «Студии-13».
Возможно, музыка «Восточного Синдрома» покажется любителям современной рок-музыки скучной и устаревшей. Но всем интересующимся историей отечественного андерграунда я бы настоятельно рекомендовал ознакомиться с пластинкой. Группа заслуживает куда большего внимания, чем ей было уделено в годы существования. И низкий поклон тем, кто донес эти записи до немногочисленных поклонников жанра.