Что издано

Каталожный номер GEO 028 DVD
Формат DVD
Упаковка Digipak
Дата релиза 23 июня 2013 г.

Мейнерт Николай
"Рок - Культ"

В 1987 году социолог информационно-вычислительного центра Эстонского гостелерадио Николай Мейнерт и студент ВГИКа Олег Капшай сняли документальный фильм о советском роке, нашумевший во время перестройки, но впоследствии незаслуженно забытый.
В отличие от других аналогичных работ (таких как «Давай рок-н-ролл», «Сон в красном тереме» и др.) «Рок - Культ» ранее никогда не переводился в видеоформат, и поэтому до сих пор не был доступен даже в Интернете. Фактически обнародуется впервые! 
В фильме использованы уникальные съёмки, отрывочно запечатлевшие на киноплёнку различные музыкальные события тех времён: V фестиваль Ленинградского Рок-клуба (включая фрагмент выступления Александра Башлачёва), «Подольск-87», рок-форум «Тяжёлое лето», концерт «Машины времени» в Таллинне, фестиваль брейк-дэнса в Вильнюсе и др. Николай Мейнерт, чьи закадровые рассуждения являются лейтмотивом фильма, также интервьюирует Андрея Макаревича, Александра Кутикова, Владимира Рекшана. 
В качестве бонуса 68-минутный «Рок - Культ» дополняет пространное видеоинтервью, взятое у Мейнерта и Капшая в 2010 году сотрудниками выпускающего лейбла «ГЕОМЕТРИЯ» Евгением Гапеевым и Вадимом Ульянкиным.

Звук на DVD: Dolby Digital 2.0

© 1988, Николай Майнер, Олег Капшай

℗ © ГЕОМЕТРИЯ, 2013   (www.geometry.su)

 

 

Мнения
Музыкальное издательство "ГЕОМЕТРИЯ" продолжает открывать архивы советского рок-движения.Фильм "Рок-культ" был снят двадцать пять лет назад. Советский рок уже вышел из подпольного или полуофициального состояния на площади и площадки.Авторами его стали социолог, рок-журналист Николай Мейнерт ...
Рецензия от "Завтра, № 30 (1027), 25 июля 2013 г."
Мейнерт Николай "Рок - Культ"

Музыкальное издательство "ГЕОМЕТРИЯ" продолжает открывать архивы советского рок-движения.
Фильм "Рок-культ" был снят двадцать пять лет назад. Советский рок уже вышел из подпольного или полуофициального состояния на площади и площадки.
Авторами его стали социолог, рок-журналист Николай Мейнерт и студент Олег Кашпай. Фильм был записан за один дубль. Работа велась в минимальном формате — камера, оператор и знающий человек из мира рок-музыки.
В отличие от некоторых близких лент вроде "Сна в красном тереме", "Рок-культ" доселе не переводился в видеоформат, и поэтому до сих пор не был доступен даже в Интернете, хотя в своё время имел приличную популярность. Кстати, на DVD представлена полная авторская версия фильма, больше прокатной на полчаса. Фильм дополнен недавним интервью Мейнерта и Кашпая о создании фильма и времени, в котором случился "Рок-культ".
В фильме использованы уникальные съёмки, отрывочно запечатлевшие на киноплёнку различные музыкальные события тех времён: V фестиваль Ленинградского рок-клуба (включая фрагмент выступления Александра Башлачёва), "Подольск-87", рок-форум "Тяжёлое лето", концерт "Машины времени" в Таллине, фестиваль брейк-дэнса в Вильнюсе и др.
В кадре "Зоопарк", "Наутилус Помпилиус", "ДДТ", "Калинов мост", "Бригада С", панки и металлисты. Небольшие интервью Макаревича, Рекшана, Кутикова. Компактно, лаконично, "издалека". Основной нерв фильма — размышления и выводы Мейнерта.
Когда слышу эту фамилию, вспоминается выпад Егора Летова из знаменитого материала "200 лет одиночества": "Коля Мейнерт — хороший очень человек, но имеет скверное свойство все воспринимать через этакую супрематическую социально-политическую призму. Мы с ним часов пять говорили о том, что для меня тогда имело (да и имеет) первостепенный смысл — вместо всего этого он помещает самое начало разговора — его как бы вступление, где повествуется о КГБ-истских гонениях и тому подобной романтике. Как будто это имеет хоть какой-либо смысл сейчас! Все мои политические приключения породили в лучшем случае сериал этаких песен протеста типа "КГБ-рок", "Новый 37-й", "Анархия", "КГБ" и др. А это, надо признаться, отнюдь не самые ценные мои сочинения".
Политики здесь почти нет, но некоторая социологическая призма неизбежно присутствуют. Не "социология контркультуры", конечно, но некоторые наброски советского рок-движения. Есть интересные наблюдения, хватает и штампов вроде "рок — это музыка протеста".
"Рок-культ" — документ эпохи, наивный, немного инертный, в чём-то комично-пафосный. Жанр фильма, где собственно герои рок-н-ролла на втором или даже третьем плане — несколько проигрышен для сегодняшнего просмотра. Да и "говорящие головы" типа Макаревича за прошедшее время утеряли даже свой прежний, достаточно сомнительный ореол.
"Он один такой, этот "Рок-культ": нечаянный, неопытный, везучий. И сейчас, и тогда. На премьере фильма в Ленинградском дворце молодёжи длинноволосый Мейнерт стоял один посреди обширной сцены: терпеливо объяснял, как Кашпай заполучил вгиковскую камеру — и настойчиво предупреждал, чтобы не ждали синхронного концертного звука. Зал кивал понимающе — а потом возбуждённо гудел и хлопал, узнавая персонажей, места и куплеты. Казалось, что счастливые времена могут теперь длиться и длиться. Двадцать лет спустя те же Мейнерт и Кашпай оживлённо вспоминают, "из какого сора" и какой ценой. Застигнутая ими врасплох эпоха меж тем совсем уже скрылась за кривизной пространства-времени, так и не решив: мёртв ли рок-н-ролл…" — замечает Клим Колосов.
"Рок-культ" передаёт некоммерческий, нестяжательский дух того рок-движения, его открытость и свежесть. Да, некоторые вещи спустя годы, ничего, кроме кривой ухмылки, уже не вызывают. В послесловии тот же Мейнерт замечает, что спустя годы многое из музыки кажется, если не смешным, то откровенно безобразным. Но это был действительно опыт новой жизни и культурное явление, что имело общественное звучание.
На минувшей неделе случились две смерти, которые в определённой оптике резонируют с фильмом: умер лидер "Короля и Шута" Михаил Горшенев-Горшок и скончался барабанщик "Кино" Георгий "Густав" Гурьянов. Уровень игры Гурьянова — предмет больших споров, хотя недооценивать влияние Густава на звучание "Кино" не стоит. Гурьянов внимательно относился к актуальной музыке, сотрудничал с "Новыми композиторами", пробовал на вкус рейв. А потом активно занялся живописью, и на этой почве прославился не меньше, если не больше: Густав стал почётным профессором петербургской Новой академии изящных искусств. Почувствовав, что из рока ушла энергия, Гурьянов нашёл себя в иных формах.
Горшок же представлял иное поколение, характерные черты которого, в том числе — коммерциализация и эксплуатация старых стратегий. И это уже был не "рок-культ", но продукт и развлечение.

Андрей Смирнов
Завтра, № 30 (1027), 25 июля 2013 г.

Завтра, № 30 (1027), 25 июля 2013 г.
 ****   Снятый в дале­ком 1987 году, этот фильм стал уникальным, аутентичным отражением своей эпохи. Авторы карти­ны, социолог и знаток рок-музыки Нико­лай Мейнерт и тогдашний студент ВГИКа Олег Капшай поставили перед собой зада­чу - снять документальный фильм о совет­ском роке, который в то ...
Рецензия от "Rockcor, #6, 2013"
Мейнерт Николай "Рок - Культ"

 ****

 

Снятый в дале­ком 1987 году, этот фильм стал уникальным, аутентичным отражением своей эпохи. Авторы карти­ны, социолог и знаток рок-музыки Нико­лай Мейнерт и тогдашний студент ВГИКа Олег Капшай поставили перед собой зада­чу - снять документальный фильм о совет­ском роке, который в то время уже вышел из подполья и двинулся в широкие массы. Несмотря на обретенную тогда популяр­ность, «Рок - Культ» оказался всеми забыт и фактически 25 лет пролежал на полке. Фильм был снят за один дубль, никаких изысков: только камера, оператор и рассу­дительный голос Мейнерта, комментиру­ющий происходящее в кадре. А там - фрагменты крупнейших рок-концертов и фес­тивалей (V фестиваль Ленинградского рок-клуба, «Подольск-87», рок-форум «Тяжёлое лето», концерт Машины времени в Тал­линне), интервью с незабвенными куми­рами - Макаревичем, Кутиковым, Рекшаном. Камера ловит счастливые лица моло­дых музыкантов - рокеров, панков, метал­листов - и зрителей, еще не избалованных, с восторгом встречающих героев своего времени. Внезапно камера переключает­ся на городские пейзажи, в кадре мелька­ет советский Ленинград, Подольск, Тал­линн. Уличные зарисовки будничной жиз­ни сопровождают известнейшие компози­ции культовых групп. В кадре живые леген­ды: Аквариум, Зоопарк, Наутилус, ДДТ, АукцЫон, Калинов Мост, Брига­да С. Лейтмотивом фильма служат закад­ровые размышления Мейнерта. Конечно, картина во многом получилась неопытной, трогательно-наивной. Сам формат филь­ма, в котором собственно герои рок-н- ролла на втором или даже третьем плане, на сегодняшний день сильно проигрыва­ет. Но всё же «Рок – культу» удалось передать живой, некоммерческий дух того рок-движе­ния, его открытость и свежесть. На DVDпред­ставлена полная версия фильма, включающая интервью Мейнерта и Капшая о съемках и времени, когда создавалась картина.

 

Екатерина Соловьева
Rockcor, No. 6, 2013 - стр. 28

Rockcor, #6, 2013
Впервые официально – на DVD - реализован фильм о роке в СССР, авторами которого стали журналист и социолог Николай Мейнерт и тогда студент ВГИКа Олег Капшай, вышедший в 1988 году. Получилось – для нас – нестандартно. Мейнерт по-западному, ну ладно-ладно – по прибалтийски разумно – пытается ...
Рецензия от "Контрабанда, 16.10.2013"
Мейнерт Николай "Рок - Культ"

Впервые официально – на DVD - реализован фильм о роке в СССР, авторами которого стали журналист и социолог Николай Мейнерт и тогда студент ВГИКа Олег Капшай, вышедший в 1988 году. Получилось – для нас – нестандартно. Мейнерт по-западному, ну ладно-ладно – по прибалтийски разумно – пытается объяснить суть явления. Не «почувствовать атмосферу», как его великоросские аналоги, а именно понять события. Его, эстонская по сути, но не по материалу и языку, спокойная интонация оттеняет нервность и драйв молодых звёзд, которые остались звёздами и сейчас – от Бутусова до Сукачёва.

Фильм сплетает фестивали Ленинградского Рок-клуба, включая выступление Александра Башлачёва, много фрагментов фестиваля «Подольск-87», недавно изданного той же «Геометрией», эксклюзивы  – концерт Машины времени в Таллинне, фестиваль брейк-дэнса в Вильнюсе. Отдельная краска – интервью Андрея Макаревича, Александра Кутикова, Владимира Рекшана. На сладкое бонус – видеоинтервью Мейнерта и Капшая 2010 года. Причём о происходивших именно в это время – в конце 80-х – в Сибири и Украине музыкальных взрывах создатели, кажется, вовсе не знают – им бы успеть показать «горячее» – байкеров и рассказать о Наутилусе Помпилиусе.

Стилистические нескладушки, то, что изображение зачастую не соответствует музыке, поначалу напрягает, однако постепенно становится правилом игры. 68 минут фильма заставляют забыть, что он был ранее доступен только в наполовину укороченном варианте. Мешает то, что большинство музыкантов оказываются – особенно для массового зрителя – неизвестными. Титры этому фильму не помешали бы. Отметим и ещё один странный факт – музыкальное оформление меню, не имеющее никакого отношения к картине.

В фильме много жизни и хроники. Смотрится это особо ценно потому, что перемежается кадрами концертов и оформлено музыкой, выражающей время. При этом фильм показательно не из нашей эпохи – чернухи и злобы в нем генетически нет и быть не может. А проблемы и их причины видны и так. До современности там ещё очень далеко, но авторы уже сетуют на невозможность найти старые материалы. Отметим, что рок-сцена 70-х для того времени уже «не выжила», материалов почти не было.

Жанр «документальный фильм о советском роке» развитие в стране получил немалое – от атмосферного кино «Иванов» до развёрнутого полотна о Свердловском рок-клубе «Сон в красном тереме». Эти ленты еще ждут качественного, серьёзного издания. Но «Рок-Культа» не было раньше даже в Интернете. Почему фильм оказался забыт? Страны наши разошлись, а эстонских музыкантов в картине мало.

При этом эстонский рок, и музыка других регионов, храня идентичность, в фильме – музыка одной страны, и переход от Гуннара Грапса к Машине времени происходит ненавязчиво. Вспоминают участников легендарного фестиваля «Подольск-87» – панков из Таллинна JMKE. Но главные герои другие – Макаревич – такой молодой, и Майк, и БГ – участники одного процесса без границ и ограничений.

Ощущения, что фильм – вообще первый подобный опыт осмысления жанра в стране, – не возникает. Мейнерт говорит о времени, ищет место для современной культуры в большом мире, не стесняется выводов и философий. И его соображения представляются совершенно актуальными и для всех новых поколений.

Александр В. Волков
Контрабанда, 16 октября 2013 г.

Контрабанда, 16.10.2013
Говоря о фильмах, посвящённых отечественной рок-музыке, чаще всего вспоминают известные широкому зрителю документальные ленты «Рок» Алексея Учителя и учебную работу Рашида Нугманова «Йах-ха». Продвинутые меломаны видели также картину «Перекрёсток рока», снятую на студии «Таллинфильм» в конце ...
Рецензия от "reproduktor.net"
Мейнерт Николай "Рок - Культ"

Говоря о фильмах, посвящённых отечественной рок-музыке, чаще всего вспоминают известные широкому зрителю документальные ленты «Рок» Алексея Учителя и учебную работу Рашида Нугманова «Йах-ха». Продвинутые меломаны видели также картину «Перекрёсток рока», снятую на студии «Таллинфильм» в конце 80-х. Но гораздо меньше людей знает о существовании ещё одного фильма, созданного известным рок-журналистом Николаем Мейнертом и оператором Олегом Капшаем в 1988 году. Речь идёт о «Рок-культе», который непосредственно после окончания съёмок был несколько раз показан на различных рок-мероприятиях, после чего на долгое время лёг на полку.

Кому-то может показаться странным, что сегодня, спустя столько лет, об этой картине снова говорят. Казалось бы, неоткрытых секретов советской рок-музыки уже не осталось, практически все архивные видеозаписи без особого труда можно отыскать в интернете, а о некоторых вчерашних героях сегодняшняя молодёжь и знать-то не хочет. Тем не менее, издание полной авторской версии «Рок-культа» на DVD можно уверенно назвать важным для отечественной рок-музыки событием. Хотя бы потому, что это единственная кинолента того периода, в которой рассказывается не о московской или ленинградской тусовках, а предпринимается попытка анализа явления русского, точнее – советского, рока в целом.

Примечательно, что авторы фильма не строят сюжет вокруг культовых имён. В отличие от других документальных лент, здесь фактически нет главных героев. То есть, это не очередной рассказ о значимости, например, группы «Аквариум» и культовости групп «Кино» и «Алиса», а больше повествование о развитии явления или, скажем так, обозначение факта его существования. Осмелюсь предположить, что для своего времени фильм мог показаться публике не совсем обычным, чем, возможно, и объясняется его незавидная прокатная судьба. Зато сегодня это ценный памятник эпохе, многие важные моменты которой по ряду причин так и не удалось сохранить для потомков.

В фильме «Рок-культ» немало редких кадров. В первую очередь, это фрагмент выступления Александра Башлачёва на 5-ом фестивале Ленинградского рок-клуба. Жаль, что без звука. Возможно, для кого-то эти кадры и не имеют ценности, но тут стоит отметить, что качественная запись того выступления до сих пор не издана. Имеют ценность и интервью Мейнерта с Александром Кутиковым, взятое в Таллине, а также фрагмент выступления «Машины Времени» в Таллинском Горхолле. На моей памяти раньше они нигде не всплывали. Яркой иллюстрацией времени служат и городские пейзажи, снятые авторами фильма в тогда ещё находившихся в стадии строительства таллинских районах.

Немаловажная деталь: использованные в картине концертные съёмки были сделаны непосредственно Олегом Капшаем, который снимал и таллинский концерт «Машины Времени», и знаменитый подольский фестиваль, и 5-ый рок-фест в ЛДМ. На эти кадры часто наложены концертные аудиозаписи, некоторые из которых являются настоящими раритетами. Если только в эпоху торрентов и социальных сетей это понятие не утратило свой истинный смысл. Но буду консерватором и упрямо использую этот термин.

Конечно, сегодня, спустя несколько десятилетий после премьеры «Рок-культа», вопросы к его создателям возникают. Например, почему в картине не раскрыта тема сибирского панка, который в конце 80-х встал в полный рост в лице знаменитой «Гражданской Обороны»? В те годы Летов часто бывал в Таллине, в том числе и на знаменитой хипповской горке, кадры с которой присутствуют в фильме. Журналист Мейнерт просто не мог не знать об этом, потому что город, в котором он жил и работал настолько мал, что утаить здесь что-либо просто невозможно. В итоге, панк-движение в картине представлено лишь эстоноязычной группой J.M.K.E.

Вообще, жаль, что о прибалтийских музыкальных коллективах в фильме так мало сказано. Даже несмотря на то, что кадров с таллинских фестивалей в нём предостаточно. Например, здесь мелькает Гуннар Грапс, но ни слова не сказано о группе «Не ждали», хотя во время съёмок фильма коллектив уже существовал. На мой субъективный взгляд, эти авангардисты, если так можно обозначить творческую направленность коллектива, заслуживают не меньше внимания, чем любимые Николаем Мейнертом панки. Это, конечно, досадно, ведь видеозаписей «Не ждали» практически не осталось. Обрати автор на них тогда внимание, сегодня мы бы имели весьма ценные кадры.

Но всё же очень хорошо, что «Рок-культ», наконец, появился на современных носителях. Именно так сегодня, несмотря на наличие торрентов, можно сохранить историю и обозначить важность произведения. В данном случае – фильма. Кстати, на официальном DVD, изданном «Геометрией», присутствует бонус в виде интервью с авторами картины, которые очень обстоятельно рассказывают о технической стороне его создания. Сами же они называют работу первым советским независимым документальным фильмом. Кстати, с этой точки зрения он также имеет особую ценность.

Дмитрий МЕХ
reproduktor.net, 23 октября 2013 г.

reproduktor.net
Фото
Видео