Каталожный номер | GEO 064-065 CD/033 DVD |
Формат | 2CD+DVD |
Упаковка | Exclusive box-set, 3 digisleeves, буклет 56 стр. |
Дата релиза | 6 октября 2013 г. |
Знаменитый музыкант-скрипач Сергей Рыженко в разные годы играл в огромном количестве групп, в числе которых Последний шанс, Машина времени, ДДТ, Браво и Вежливый отказ, записывался с Аквариумом и Алисой. Однако в рамках данного издания он предстаёт как лидер собственного инновационного проекта – первой московской шоу-панк группы ФУТБОЛ, её последующих реинкарнаций, а также как сольный автор-исполнитель.
Первый CD включает центральное издание коллекции - легендарный альбом «ФУТБОЛ» (июнь 1982), прошедший фундаментальную реставрацию, в процессе которой был использован уникальный BASF-мастертейп, сохранённый Артемием Троицким. Бонусами к нему идут «лайвы» группы того же периода, записанные Андреем Тропилло на даче у Александра Липницкого, а также записи дуэта Рыженко с сооснователем группы Кино Алексеем Рыбиным, работавшим в 1983 году под вывеской ФУТБОЛ.
Второй CD посвящён более позднему творчеству образца 90-х: здесь присутствуют альбом «Опять дома» группы, реанимированной под названием ФУТ-БОЛЛЗ (1997), а также концерты Рыженко на дне рождения Майка в кинотеатре «Улан-Батор» (1999) и у Александра Липницкого на Николиной Горе (1990).
На DVD представлены: концерт сольного проекта Рыженко на фестивале «Рок-акустика» в Череповце (1990), выступление артиста в телепрограмме «Квартирник» Елены Карповой (ведущая – Анастасия Рахлина), а также концерты в ДК Подольского цементного завода (1986) и во ВГИКе (1987).
Звук на DVD: Dolby Digital 2.0
ФУТБОЛ 1982
Сергей Рыженко - голос, гитара
Сергей Шорохов - бас-гитара
Алексей Родионов - клавиши
Валентина Кашпурова - ж-вокал
Александр Иванов - барабаны
Альбом записан на квартире Сергея Бабенкова в Москве на Кутузовском проспекте в начале июня 1982 года
Звук, запись и монтаж: Олег Андрюшин, Григорий Листвойб
Оригинал записи утерян. Использованы копии из архивов Артемия Троицкого и Юрия Хипова
Сергей Рыженко и АКВАРИУМ 1982
Сергей Рыженко - голос, гитара, музыка и тексты
Александр Ляпин - гитара
Михаил Файнштейн - бас
Андрей "Дюша" Романов - перкуссия
Борис Гребенщиков, Андрей Тропилло - умные советы
Записано Валерием Лелеко в салоне у Александра Липницкого (Москва, Б. Каретный переулок)
Оригинальная обложка: Юрий "Хипов" Непахарев
Рыженко и Рыба у Краева, 1984
Записано Николаем Ивановым дома у Павла Краева (Ленинград, Шувалово) в апреле 1984 года.
Трек-лист:
1. Вступление Майка Науменко
2. Пиво
3. Серый Человек
4. Как Делают Людей? (Волшебство)
5. Кровать (Песня О Мечте)
6. Жизнь Прошла
7. Плюшевый Десант
8. Маленькая Девочка В Большом Гастрономе
9. Светлые Дни (Посвящение Советской Армии)
10. Южный Полюс
11. Северные Цветы
12. Антивоенный Рок-Н-Ролл
13. Сладкая Желчь
14. Всё, Как Всегда (Посвящение Портвейну №33)
Рыженко и Рыба у Краева, 1985
Записано Николаем Ивановым у Павла Краева (Ленинград, Шувалово) в 1985 году.
Трек-лист:
1. Вступление Павла Краева
2. Шелест Снов
3. Как Делают Людей? (Волшебство)
4. Кровать (Песня О Мечте)
5. Жизнь Прошла
6. Идиот (Посвящение Ф. М. Достоевскому)
7. На Потолке...
8. Плюшевый Десант
9. Исповедь Друга-Алкоголика В Стиле Жестоких Народных Страданий
10. Идеодиверсант
11. Грузинский Рок-Н-Ролл
12. Дворники
13. Цыганская - Российская
14. Белая Гвардия
15. Играйте Дома
16. Антивоенный Рок-Н-Ролл
17. Всё, Как Всегда (Посвящение Портвейну №33)
Рыженко И Рыба (Попытка Студийной Записи)
Трек-лист:
1. Белая Птица
2. Шелест Снов
3. Старый Старый Мир
4. Пасхальная
ФУТ-БОЛЛЗ - "Опять дома" 1997
Сергей Рыженко - музыка и слова, голос, гитара
Сергей Охрименко - бас-гитара, бэк-вокал
Александр "Панама" Пономарёв - соло-гитара
Андрей Близнюк - клавиши
Алексей Никитин - барабаны
Альбом записан в студии НИКТИ культуры г. Москвы в 1997 году
Звукорежиссёр Степан Иванов
Альбом был издан ранее на аудиокассете при поддержке Алексея Григорьева
Оригинальная обложка: Сергей Подзолков
Сергей Рыженко и ДДТ 2000
Сергей Рыженко - музыка и слова, голос, гитара
Андрей "Худой" Васильев - соло-гитара
Сергей Летов - саксофон
Андрей Муратов - клавиши
Наиль Кадыров - бас-гитара
Гарик Богдагюлян - барабаны
Записано Евгением Гапеевым на юбилее Майка Науменко в к/т "Улан-Батор" г. Москвы 18 апреля 2000 года
Звукорежиссёр Михаил Боголепов
Сергей Рыженко на Николиной Горе 1989
Сергей Рыженко - голос, гитара, музыка и слова
Антон Марчук (Звуки Му) - звук
Записано в Студии Му на Николиной Горе летом 1989 года
Продюсер записи: Александр Липницкий
DVD
ФУТ-БОЛЛЗ - "Квартирник" у Насти (Москва, 24 января 1997)
Ведущая: Анастасия Рахлина
Режиссёр: Елена Карпова
ФУТ-БОЛЛЗ - Фестиваль ДДТ "Песни конца XX века"
Съёмки "Программы А" (ДС "Юбилейный, СПб, 8 июня 1997)
Братья Карамазовы - Фестиваль "Рок-Акустика"
(Череповец, январь 1990)
Любительская съёмка: Дмитрий Стрижков при участии Ольги Немцовой
Организаторы: Евгений Колесов и Череповецкий рок-клуб
Звук: Юрий Морозов
Оригиналы съёмки и записи утеряны. Использована копия из архива Павла Краева
"Братья Карамазовы":
Сергей Рыженко - гитара, вокал
Наиль Кадыров - гитара
Сергей Быков - бас
Сергей Рыженко - ВГИК, 1987
Съёмка: Михаил Мельниченко
Сергей Рыженко - ДК Подольского Цементного завода 14 декабря 1986
Любительская съёмка: Сергей Борисов
--------------------------------------------
Фото: Сергей Бабенко, Игорь Простаков, Юрий Чашкин, Виктор Гуменюк, Владимир Иванов, Эдуард Басилия и из архива Александра Липницкого
Дизайн: Александр Яковлев
Мастеринг и реставрация записей: Евгений Гапеев
DVD-авторинг: Дмитрий Гаврилов
℗ © ФУТБОЛ 1982
Программу Андрея Бухарина "Родная речь" (эфир от 27 октября 2013 года) можно прослушать по этой ссылке.
Один из самых ярких и разноплановых музыкантов 80-90-х годов Сергей Рыженко и ныне уважаемо востребован. Он играет на скрипке в авангардном "Вежливом отказе" и выступает сольно, исполняя собственные песни под гитару. Но в 80-90-е Сергей Рыженко значился и вовсе - среди самых узнаваемых и ...
Один из самых ярких и разноплановых музыкантов 80-90-х годов Сергей Рыженко и ныне уважаемо востребован. Он играет на скрипке в авангардном "Вежливом отказе" и выступает сольно, исполняя собственные песни под гитару. Но в 80-90-е Сергей Рыженко значился и вовсе - среди самых узнаваемых и востребованных рокеров страны. Он репетировал со "Звуками Му", играл в "Машине времени" и "ДДТ".
Но помимо исполнения чужого материала сочинял и собственные песни. Ради этого и создал группу "Футбол", где лихо и бойко "футболил" ритмами рок-н-ролла и дворовой песни. С лихостью разбавляя их иронией, наблюдательным сарказмом и житейским пофигизмом. При этом один из главных хитов Рыженко "Серый человек" с ним охотно исполнял "Аквариум", а "ДДТ" аккомпанировали ему в "Грузинском рок-н-ролле" и "Играйте дома".
У группы "Футбол" вышло всего два альбома с интервалом в 15 лет (второй уже под "брендом" "Фут-Боллз"), и куда больше концертных записей. А ее творчество - яркий портрет былой эпохи. Простота, искренность, безыскусность и обилие тем - тоже притягательные приметы этой нескучной и сюжетной рок-коллекции.
"Российская газета" - Федеральный выпуск №6240 (264)
Парадоксальность создателя группы "Футбол" лучше всего отражают энциклопедии отечественного рока вроде "Кто есть кто в советском роке" — Сергею Рыженко, наряду со всевозможными группами и объяснимо-одинокими Башлачёвым, Янкой, посвящена отдельная статья. Этот уникальный человек в течение ...
Парадоксальность создателя группы "Футбол" лучше всего отражают энциклопедии отечественного рока вроде "Кто есть кто в советском роке" — Сергею Рыженко, наряду со всевозможными группами и объяснимо-одинокими Башлачёвым, Янкой, посвящена отдельная статья.
Этот уникальный человек в течение нескольких лет умудрился оказаться среди отцов-основателей советского панка, войти в состав "Машины времени" и поработать концертмейстером вторых скрипок Малого симфонического оркестра Гостелерадио. Аналогия ХХI века, пожалуй, — Евгений Вороновский, скрипач с консерваторским образованием и опытом работы с поп-звёздами, в главной своей ипостаси — яркий композитор-экспериментатор, видный персонаж отечественного электронно-постиндустриального андеграунда.
Рыженко родом из Севастополя, учился в Одесской консерватории и училище им. Гнесиных. Главный его инструмент — скрипка, также в руках оказывались гитара, флейта, клавишные; привлекали его и как вокалиста. В перестроечном блокбастере "Асса" Африка-Бананан поёт песни Гребенщикова именно голосом Рыженко.
Первой группой был "Последний шанс" — скоморохи семидесятых, шоу которым ставил такой колоритный персонаж, как писатель Евгений Харитонов. Дальше были совместные выступления с Майком, "Аквариумом", будущим "Кино". Хочется думать, что "Сергей Ильич" — знаменитый кавер "Аквариума" на T. Rex — "Cat Black" мог быть посвящён Рыженко. На полтора года Рыженко становится музыкантом "Машины времени". Но Макаревич делает вывод — "не наш человек, андеграундный", и сотрудничество в таком формате прекращается.
В 1985 году Рыженко поучаствовал в записи московского альбома "ДДТ" — "Время" и создании сольника Шевчука — "Москва. Жара". В девяностых Рыженко отметится на пластинках "Это всё" и "Рождённый в СССР". Был ещё альбом "Алисы"- "Jazz".
Из особо ценных опытов конца восьмидесятых могу назвать "Печальный уличный блюз" группы "Лолита" и "Белую пластинку" "Вежливого отказа". А начиная с 2006 года Рыженко вошел в состав "Отказа".
Главное сольное детище Рыженко — это проект "Футбол". Единственный официальный концерт группы состоялся в мае 1982 года в Доме художников, в июне за три часа был записан одноименный альбом. Чуть позже были "живые" реинкарнации совместно с Алексеем Рыбиным, в 1997 — недолгое возрождение под названием "Фут-Боллз".
Лейбл "ГЕОМЕТРИЯ" издал "околофутбольный" архив по максимуму. Первый CD "Коллекции" включает собственно альбом "Футбол", прошедший фундаментальную реставрацию. Бонусами к нему идут выступления того же периода, записанные Тропилло на даче у Александра Липницкого, а также записи дуэта Рыженко с Рыбиным. Второй CD — альбом "Фут-Боллз" — "Опять дома" (1997), а также концерты Рыженко в кинотеатре "Улан-Батор" (1999) и на Николиной Горе (1989). На DVD представлены разнообразные концерты Рыженко, в том числе на фестивале "Рок-акустика" в Череповце (1990), и выступление в телепрограмме "Квартирник".
В Сети есть ещё могучая запись с севастопольского концерта 2006 года, где Рыженко в канун своего пятидесятилетия при поддержке местной команды "Тургенев-band" исполняет аж 42 композиции, в том числе и из репертуара групп, в которых некогда принимал участие.
Загонять "Футбол" в стилево-маркетологические ограничения бесполезно, равно как и ограничивать ярлыками самого Сергея Рыженко. Можно найти некоторую перекличку с "Зоопарком" и, пожалуй, даже "ДК". "Большинство его песен представляли собой бытовые зарисовки, основными персонажами которых были рабочие парни с индустриальных окраин. В их "сером мире" "всё как всегда" — переполненный утренний транспорт, суета у заводской проходной, пиво после работы, извечная очередь за портвейном и драки в подворотнях. Иллюстрировали "гражданскую лирику" Рыженко ритмичные трехаккордные мелодии, приближавшиеся по своей подаче к сыроватому панк-року", — отметил А.Кушнир в "Ста магнитоальбомах советского рока".
В фундаментальном интервью Владимиру Марочкину ("Дверь в рокенрол") Рыженко признавался, как профессиональный скрипач стал панк-музыкантом:
"Панк тогда был иллюзией свободы. Потом ведь панк-рок я делал не в чистом виде, как, скажем, Свинья. Это была такая сценическая идея и одно из направлений шоу. Это было свежо, остро и, видимо, максимально отвечало моему естеству. Панк экстремален, он минимален в самовыражении, он не отметает даже твоё неумение играть, сочинять, а даже ставит это одним из условий игры: вот, как умеешь, так и давай, главное, чтобы это было честно".
"Футбол" являл собой автохтонный панк-проект, где герой в песнях и образах не копировал западных маргиналов, а действовал в предложенных обстоятельствах. Поэтому истории городского аутсайдера восьмидесятых интересны и по сей день. А порой и вполне актуальны. Сам же Сергей Рыженко, может быть, и не реализовавшись стопроцентно в сольных проявлениях, сохранил творческую автономию, признание поклонников и уважение коллег.
7/10Этот оригинальный комплект – продолжение серии переизданий секретов русского рока, легенд стиля, не избалованных вниманием медиа. В их числе – московская шоу-панк-группа ФУТБОЛ (экс-Колесо) – сольный проект известного музыканта-мультиинструменталиста Сергея Рыженко. Его образ у массового ...
Собрать все музыкальные произведения с участием конгениального Сергея Рыженко практически невозможно. ГЕОМЕТРИЯ решила ограничиться теми, что выпущены под маркой ФУТБОЛ, вне зависимости от правописания названия, и кое-чего из сугубо сольного. Но и тут получилось с избытком, особенно если считать ...
Собрать все музыкальные произведения с участием конгениального Сергея Рыженко практически невозможно. ГЕОМЕТРИЯ решила ограничиться теми, что выпущены под маркой ФУТБОЛ, вне зависимости от правописания названия, и кое-чего из сугубо сольного. Но и тут получилось с избытком, особенно если считать бонус-треки, mp3шки и бальзамом изливающиеся DVD-треки.
Как главный рок-скрипач СССР додумался до создания одного отдельно взятого анклава дворового нью-вейва (панком я это ни за что не назову)? Отчасти эта идея просто витала в воздухе в самом начале 80-х, когда участник фолкового Последнего Шанса профессионал и романтик, как писали Стругацкие, «захотел странного». А что до нарочитой театральности, даже шутовства и саунд-плутовства, дебютного (на мой взгляд лучшего) альбома, так вспомните Spandau Ballet и Fiscer Z. Релиз 82-го и стал основой первого глобального переиздания, а большей частью и даже и издания ласковой глыбы наследия Рыженко, том числе при участии известных рок-подвижников вроде Артемия Троицкого, сохранившего мастер-ленту. И с грандиозно-титаническим восстановлением саунда: спасибо Жене Гапееву.
«Как делают детей», позитивный псевдоблатняк «Пиво» и «Монолог из подворотни» (как нежно звучит это всё!), и, конечно, два духоподъемных бонуса с Аквариумом: «Светлые дни» (посвящение Советской Армии) и «Серый человек». Но это только надводная часть айсберга – на сцену выходит его высочество mp3, альбом продолжают ранее неизданные треки и предлагают главную валюту нащих дннй – эстетическое удовольствие.
Первый транш – полуакустика у Павла Краева (еще один рок-паладин, организатор, в частности, бесценных квартирников) с Рыбой. Который, как известно на самом деле Алексей Рыбин, один из создателей Кино. Все хиты прозрачны и ироничны; отдельно хочется отметить вступительное слово Майка Науменко. Я лично в первый раз слышал его в таком качестве. Абсолютные перлы «Антивоенный рок-н-ролл» – полутвист, полуклезмер, и лирическо-сумбурная «Жизнь прошла».
Следующий кусман, не менее мощный, – концерт у того же Краева, только годом позже. С его предваряющей речью. О, гигантоманию в массы ! Упоминание Раймонда Паулса. «Исповедь друга-алкоголика» в стиле жестоких народных страданий. Лучше, больше, сильнее! Наконец - своеобразный финал: попытка студийной записи с тем же Рыбой (1983), редчайших треков – вроде «Старый старый мир» и «Пасхальная». Для многих даже футболманов может стать откровением.
Второй CD – вышедший спустя пятнадцать лет альбом под ником Фут-Боллз "Опять дома" (1997), наглядная, вернее, «наушная» иллюстрацию того, как эстетически менялся наш герой. Ещё больше нью-вейва, ещё характернее саунд. Плюс уникальные живые записи выступлений в кинотеатре "Улан-Батор» и у Саши Липницкого (он же выступил и продюсером этого камлания) на Николиной Горе (1989). Было бы преступлением не сказать про bonus'ы, в данном случае с ДДТ «Играйте дома» и, шедевр на все времена, «Грузинский рок-н-ролл» - Сергей Рыженко и ДДТ 2000!
И вот, наконец, DVD, этакая вершина скалы рыженковского наследия, - ловите самые разнообразные концерты Сергея, в том числе на фестивале "Рок-акустика" в Череповце (1990), и выступление в культовой некогда телепрограмме "Квартирник". Любовь к рождению музыки непосредственно перед глазами публики и в узком, камерном формате в частности, - фирменная фишка выдающегося музыканта.
Усы и хитрюжный прищур умных глаз. Мы знаем о Рыжем все, но это так мало. Слушаем, глядим, срываемся в пропасть. Особое внимание – к доп-трекам. Берегите все!
Александр КУТИНОВ
Контрабанда, 23 мая 2017 года
01 | Интро |
|
|
02 | Пиво | ||
03 | Как делают людей? (Волшебство) |
|
|
04 | Кровать (Песня о мечте) |
|
|
05 | Маша и волк |
|
|
06 | Серый человек |
|
|
07 | Последний |
|
|
08 | Маленькая девочка в Большом Гастрономе |
|
|
09 | Монолог из подворотни |
|
|
10 | Идиот (посвящение Ф. М. Достоевскому) |
|
|
11 | Кто ты такой? |
|
|
12 | Всё, как всегда (посвящение портвейну №33) | ||
13 | Сладкая желчь |
|
|
14 | Светлые дни (посвящение Советской Армии) (Сергей Рыженко и АКВАРИУМ, 1982 - бонус) | ||
15 | Серый человек (Сергей Рыженко и АКВАРИУМ, 1982 - бонус) |
|
|
16 | Рыженко и Рыба у Краева, 1984 (mp-3 - бонус) |
|
|
17 | Рыженко и Рыба у Краева, 1985 (mp-3 - бонус) |
|
|
18 | Рыженко И Рыба (Попытка Студийной Записи), 1983 (mp-3 бонус) |
|
01 | Пиво |
|
|
02 | Маша и волк | ||
03 | На потолке... |
|
|
04 | Шелест снов |
|
|
05 | Фемини-блюз |
|
|
06 | Дворники |
|
|
07 | Грузинский рок-н-ролл | ||
08 | Серый человек |
|
|
09 | Белая птица | ||
10 | Играйте дома (Сергей Рыженко и ДДТ, 2000 - бонус) |
|
|
11 | Грузинский рок-н-ролл (Сергей Рыженко и ДДТ, 2000 - бонус) |
|
|
12 | Сергей Рыженко на Николиной горе, 2000 (mp3 - бонус) |
|
|
13 | Сергей Рыженко на Николиной горе, 1989 (mp3 - бонус) |
|
01 | ФУТ-БОЛЛЗ - "Квартирник" у Насти, 24 января 1997 |
|
|
02 | ФУТ-БОЛЛЗ - Фестиваль ДДТ, 1997 |
|
|
03 | Братья Карамазовы - "Рок-Акустика" в Череповце, 1990 |
|
|
04 | Сергей Рыженко - ДК Подольского Цементного завода, 14 декабря 1986 |
|
|
05 | Сергей Рыженко - ВГИК, 1987 |
|