Каталожный номер | GEO 019 CD |
Формат | CD |
Упаковка | Digipak, буклет 24 стр. |
Дата релиза | 13 апреля 2009 г. |
Альбом легендарной питерской группы – флагмана «рок-революции» конца 80-х. Выдержан в стиле лучших работ того периода – суровый EBM (тяжёлая электронная музыка) c хлёсткими остросоциальными текстами, полными эксцентричных неологизмов («кремлядь», «газпромбайтер» и т. д.). Нашлось на пластинке место и для проникновенных лирических композиций. Внутрь первой тысячи экземпляров тиража вложен двухсторонний плакат формата А3 с текстами песен. Диск признан лучшим альбомом 2009 года по версии сайта «Наш НеФормат».
Запись осуществили:
Сергей Сивицкий – электрогитара, кроме № 5,8.
Михаил Борзыкин – музыка, тексты (кроме №3 – Владимир Лифшиц), аранжировки, вокал, звукорежиссура
Михаил Остроумов – мастеринг
Дизайн – Александр Яковлев
Фотографии – Наталья Буданова, Ксения Иванова, Алекс Федечко-Мацкевич
© ℗ 2009, Г∑ОМЕТРИЯ® www.geometry.su
© «Телевизор» www.televizor.spb.ru, www.televizor-tver.narod.ru
«Телевизор» пытается работать в режиме будильника Михаил Борзыкин опять вышел на тропу войны и записал альбом крепкий, как стакан первача. «Дежавю» оглушает пугающей адекватностью моменту. Песни про газпромбайтеров, православных чекистов и свежие могилы, на которых растут куршавели, слушаются с ...
«Телевизор» пытается работать в режиме будильника
Михаил Борзыкин опять вышел на тропу войны и записал альбом крепкий, как стакан первача. «Дежавю» оглушает пугающей адекватностью моменту. Песни про газпромбайтеров, православных чекистов и свежие могилы, на которых растут куршавели, слушаются с тем недоумением, с которым можно внимать вещам только самоочевидным. Если для кого-то это новость, то «Телевизор» включился более чем вовремя. Хочется, конечно, в какой-то момент дернуть художника за рукав: дескать, и что дальше? Но тут уж,почти по песне «Околесица», каждый решает сам, спиться ему или не спиться, а также скурвиться или повеситься. Однако проступает тонкая неловкость: в борзыкинских инвективах есть плакатное родство с комсомольской пропагандой. Это обморочное ощущение помогает стряхнуть только личная честность и поэтические озарения автора. Но глядя, как 47‑летний Борзыкин - отличный, кстати, фронтмен - выступает перед «несогласными», вдруг начинаешь догадываться, что на тех, кто еще способен слышать, стратегии «Телевизора», похоже, не действуют. Борзыкин напоминает нерасторопного мануальщика, который со звериной серьезностью опять и опять давит на больную точку, не замечая, что там уже мозоль. Главное - в стране поменялось больше, чем мнится Борзыкину. Хотим мы или нет, но «совок» был чудовищно богатой страной, и главным его богатством был человеческий ресурс - собственно, сам Михаил Владимирович тому яркий пример. Именно его, Борзыкина - а не одни только пионерские галстуки, - удалось невероятным образом просрать. «Они вернулись / А нас уж нет» - именно об этом.
Иван НАПРЕЕНКО
Десятый студийный альбом главного политического обличителя русского рока Михаила Борзыкина бичует и пригвождает. В 11 треках Борзыкин успел пройтись по всем язвам нового российского капитализма, высмеять и вызвать нехороший ужас у слушателя, редко читающего новости в интернете. Уже в заглавной ...
Десятый студийный альбом главного политического обличителя русского рока Михаила Борзыкина бичует и пригвождает. В 11 треках Борзыкин успел пройтись по всем язвам нового российского капитализма, высмеять и вызвать нехороший ужас у слушателя, редко читающего новости в интернете.
Уже в заглавной «Дежавю» Борзыкин броско называет путинского идеолога Владислава Суркова мелким бесом, а заодно Прокуратором Комитета Добра, и стыдит свои коллег-рокеров участием в фестивалях, спонсором которых власть так или иначе выступает. В «Заколотите подвал!» Борзыкин поет про «кремлядь», православных чекистов (они же «неохристочекисты»), печалится о крысах в мавзолее, иронически называет политическое устройство нынешней России корпорацией добра, и завершает скандированием: «Чемодан-вокзал-совок». В «Квадратах» звучит душераздирающая история о том, как работягу, решившего выйти за свой квадрат, сажают в тюрьму «люди, умеющие убивать». В «Пока мы сидим», «менты убивают молодых». И т.д. Представить можно, не слушая.
Песенная публицистика Борзыкина довольно убедительна для каждого, кто согласится принять парадигму его взглядов, которая заключена в триаде: власть-обыватель-борец. Власть «Телевизор» гневно клеймит, тут без вариантов. Обывателя Борзыкин пытается высмеять, чтобы тот понял, что у него «лапша на ушах» и «хер в собственной жопе». Борец – это сам Борзыкин, и каждый, кто занят исключительно тем, что клеймит власть.
Полутонов или иных вариантов проживания жизни в парадигме Борзыкина не существует. Наиболее впечатляюще эта доктрина сформулирована в брит-поп треке «Глупая». «Ублюдок на джипе собьет твоего отца», - под гитарные риффы ошарашивает слушателя Борзыкин, и елейно пропевает под умиротворенные клавиши, что за рулем был сын министра обороны (отсылая к реальным новостям). «Твоя мать во дворе попадет под наркоманский нож», - грозно пророчит Борзыкин, и тут же ехидно советует искать причину в себе. Мирный обыватель в триаде Борзыкина обречен или молчаливо ложиться под власть, или начинать с властью бороться.
Обаяние Борзыкина столь велико, что вполне способно убедить слушателей в самодостаточности такой доктрины мира. Многие из этих песен могли бы петься в брежневские 80-е, и были бы столь же разрушительны для обывательских мозгов, как знаменитый борзыкинский гимн «Твой папа фашист». Еще один впечатляющий трек «Газпромбайтер», по сути, настоящий анти-гимн офисного планктона.
Однако что-то подсказывает некоторую утопичность проповеди Борзыкина в наше время. Юная пара, плещущаяся в лазурном океане на Гоа, вряд ли согласится с черно-белым телевизором Борзыкина. Скачивающий из интернета новые любимые треки старшеклассник тоже вряд ли согласится быть пушечным мясом в войнах великого воина Ахиллеса Борзыкина. Собственно, у Борзыкина даже не находится аргументации для них. Та свобода, за которую призывает бороться их Борзыкин, у них уже есть! Политические митинги в их понимание свободы явно не входят, причем осознанно и добровольно.
К сожалению, на альбоме совсем мало тех баллад о любви, в которых наш Ахиллес раскрывается как бархатный баритон с невероятным мужским обаянием. В «Тишине» и «Пока ты со мной» вырисовывается образ ленивого альтернативного мачо, отказывающегося следовать гендерным стереотипам, и не желающего быть «стеной» для женщины и мечтать о доме как «полной чаше». Проникновенный глубокий голос Борзыкина делает вполне убедительным для дам даже такого чуднОго мачо, а технократичные аранжировки намекают на музыкальную актуальность этого видного господина.
Оценка: 7,5 из 10.
http://newsmusic.ru/news_2_15989.htm
Свежий диск Михаила Борзыкина, пожалуй, стоит полугодовой подписки на «Новую газету» и журнал New Times вместе взятые, поскольку бичует новый российский порядок ярко и талантливо - теоретически лозунгов здесь хватит на десяток «Маршей несогласных». Однако ему будет сложновато заинтересовать ...
Свежий диск Михаила Борзыкина, пожалуй, стоит полугодовой подписки на «Новую газету» и журнал New Times вместе взятые, поскольку бичует новый российский порядок ярко и талантливо - теоретически лозунгов здесь хватит на десяток «Маршей несогласных». Однако ему будет сложновато заинтересовать кого-то кроме либералов и давних поклонников «Телевизора». Новые тексты попадают в давно знакомое звуковое обрамление: «советский синтипоп» Борзыкина привычно ритмичен, свирепо мрачен и не стесняется впадать то в апокалиптический хип-хоп («Сиди дома»), то в карикатурный «рамштайновский» данс-метал («Газпромбайтер»). Ради внятности высказывания Михаил поддавливает в себе композитора - несколько лирических вступлений оборачиваются очередными памфлетами о беспросветности жизни в путинской России - и переступает грань хорошего вкуса, выдумывая сомнительные неологизмы вроде «газпромбайтера» и выкрикивая корявые, но веские фразы вроде «я о том, кем надо быть, чтобы не заметить чей-то хер в собственной жопе».
Но целостность месседжа всё равно не выдерживается на сто процентов, ибо к концу пластинки Михаил Борзыкин всё же проявляет себя не только гражданином, но и музыкантом. Если лиричная «Пока ты со мной», похожая на творчество группы «Небесная канцелярия», не противоречит настроению альбома хотя бы трагичностью исполнительской интонации, то финальная «Тишина» преисполнена такой ласковой безмятежности, будто не её автор предыдущие сорок минут отчаянно боролся с демонами. Это советский синтипоп безо всяких ухмылок, позитивная неоромантика в духе «Технологии» и «Альянса».
Так что если паче чаяния наступит новая оттепель и Борзыкину станет не с кем бороться, у него есть хорошие шансы ярко проявить себя и в другом тренде - электронно-романтическом.
Алексей МАЖАЕВ
Рецензируя отечественные пластинки, было бы более чем несправедливо не затронуть заметный релиз ушедшего сезона - новый альбом группы «Телевизор». К своему двадцатипятилетию «Телевизор» (фактически последнее время это сам Михаил Борзыкин изредка при участии других музыкантов) обрёл новое дыхание ...
Рецензируя отечественные пластинки, было бы более чем несправедливо не затронуть заметный релиз ушедшего сезона - новый альбом группы «Телевизор». К своему двадцатипятилетию «Телевизор» (фактически последнее время это сам Михаил Борзыкин изредка при участии других музыкантов) обрёл новое дыхание и выдал громкий, порой даже оглушающий, альбом. Песни с пластинки стали известны публике не только посредством концертов, но и через акции вроде Маршей несогласных, завсегдатаем которых стал профессиональный рок-революционер Борзыкин.
Меня, в свою очередь, не покидало «дежавю», что некоторые ходы, темы я уже слышал на предыдущих альбомах. Возможно, Борзыкин просто нашёл идеальное обрамление для своих декламаций-деклараций, это такой электронный new-wave.
Ярость и ненависть водят борзыкинским пером. Понятно, что реально «достали», а задеть такого художника, как Борзыкин, проще простого. Но подобные пассажи могла себе позволить разве что закрытая газета «Дуэль»:
Заколотите подвал - воняет!
Крысы в Мавзолее всё наглее и злее.
Власть гуляет -
На свежих могилах растут куршавели.
Смердит кремлёвская тварь...
Заколотите подвал!!!
Под прицелом - власть продажных чиновников и «неохристочекистов», дубинки ОМОН, конформизм-«коллаборационизм» обывателей и былых бунтарей из рок-сообщества.
Редактор «Ad Marginem» Александр Иванов недавно заметил, что основная проблема шестидесятников-перестройщиков - в том, что значительная часть их запросто променяла идею свободы на бабло.
Вот Михаил Борзыкин остался прежним - бескомпромиссным, злым, честным.
Андрей СМИРНОВ
Пройдя через тему одиночества, побывав лирическим героем и циником, поделившись со слушателем глубинами разочарования, Борзыкин снова вывел ТЕЛЕВИЗОР на передовую, прокатившись по рокаде предыдущим альбомом и заложив поворот на 90 градусов. Дежавю - они вернулись, А нас простыл и след. ...
Пройдя через тему одиночества, побывав лирическим героем и циником, поделившись со слушателем глубинами разочарования, Борзыкин снова вывел ТЕЛЕВИЗОР на передовую, прокатившись по рокаде предыдущим альбомом и заложив поворот на 90 градусов.
Дежавю - они вернулись,
А нас простыл и след.
Дежавю молотит в свой колокол, заставляя обернуться назад. «Они возвращаются».
Написание названия в одно слово намекает на визуальное сходство с «Двоими». На то же указывает и состав, в котором записан альбом («Двое» - с Шумайловым, «Дежавю» - с Сивицким). Даже оформление - очки, сработанные из двух циферблатов главных часов страны, больше похожие на разделенные Инь и Ян - вызывает вполне «двойственные» аллюзии.
Последовательно придерживаясь не только музыкальных, но и технократических тенденций, ТЕЛЕВИЗОР в своё время расстался с «новой волной», перебравшись в русло синти-попа. Сейчас же Михаил Борзыкин совершил эдакий стилевой камбэк, снова подпустив «волну», но уже не «нью», а «дарк». По большому счёту, нет никакой разницы, в каком стиле предпочитает творить музыкант - в популярном или элитарном, но, справедливости ради, надо оставить уже ТЕЛЕВИЗОР без «поп». А для успокоения пыла искусствоведа можно использовать какой-нибудь компромиссный термин, например, «синти-дарк» - хуже не будет.
Такого уровня искренности давно уже никто не достигал на отечественной рок-сцене. И в этом альбоме - всё истинная правда. Правда одного человека: Михаила Борзыкина. А если вы думаете, что всё совсем не так, что Борзыкин - только лишь мальчик, кричащий ради собственного творческого удовлетворения слово «Волки!», то сей прискорбный факт означает лишь одно: у вас другая, собственная правда. И ничего более.
Альбом стоит купить (а не скачать) хотя бы ради того, чтобы иметь возможность повесить в офисе у себя за спиной эффектный плакат (размер А3, на обороте тексты) с изображением колючей проволоки на фоне Кремля. Это сэкономит место на стене. Зачем вешать два портрета, когда есть вариант «два в одном»?
Послесловие. После прослушивания «Дежавю» возникает всего один вопрос в двух формах: «Зачем вообще что-то делают остальные российские рок-музыканты? Кто все эти рок-люди и для чего они здесь?» Тише, тише, ответ на этот вопрос мне известен. Но важен сам факт возникновения вопроса.
Старый ПИОНЭР