Что издано

Каталожный номер GEO 087/088 CD
Формат 2CD
Упаковка Exclusive digipak, буклет 20 стр.
Дата релиза 20 ноября 2014 г.

Телевизор
"Отчуждение"

Релиз состоялся через 25 лет после записи. Альбом создавался в течение двадцати одного дня в 1989 году в студии Кардиологического Центра в Москве - одной из лучших в то время в стране и стал последней работой группы, сделанной в «золотом» составе (Михаил Борзыкин - Александр Беляев – Алексей Рацен - Игорь Бабанов).
После завершения записи между её организаторами и участниками возникли конфликтные обстоятельства и взаимное недопонимание. В результате диск в оригинальной версии издан не был. В 2005 году песни из программы «Отчуждение» были заново записаны (в другом составе и с новыми аранжировками) и выпущены под названием «Отчуждение-2005».
Современное издание включает оба варианта альбома - и 1989, и 2005 годов, которые отличаются звуком, порядком и составом композиций. Запись 1989 года выпускается с мастер-ленты, фотографию которой можно увидеть в буклете издания. Оригинал фонограммы был предоставлен продюсером Александром Шульгиным. Для обоих вариантов альбома проведены реставрация и мастеринг.

CD 1 (44:16)

Михаил Борзыкин - музыка, тексты, вокал, клавишные, эффекты
Александр Беляев - гитара, бэк-вокал
Игорь Бабанов - клавишные
Алексей Рацен - ударные

Альбом записан в студии Кардиологического центра в Москве в 1989 году
Звукорежиссёр: Георгий Руденко
Продюсер: Александр Шульгин

Фонограмма издаётся впервые; по лицензии ООО "Группа Компаний Фамилия"

Реставрация и мастеринг оригинальной ленты: Евгений Гапеев

Идея обложки: Михаил Борзыкин; использовано фотоизображение скульптуры
"Демон" (1971) работы Гургена Курегяна
Фото: Александр Шишкин

CD 2 (42:38)

Михаил Борзыкин - вокал, клавишные, программирование, музыка, тексты, аранжировка
Сергей Сивицкий - гитара ("Вера" и "Отчуждение")

Альбом записан в домашней студии в Санкт-Петербурге в 2004-2005 годах

Мастеринг (2014): Евгений Гапеев

Фото: Песах Штепер
Дизайн: Александр Яковлев
Дизайн серии: Александр С. Волков

©1989 Александр Шульгин  ©1989/2005  ТЕЛЕВИЗОР  © ℗ 2014 Г∑ОМЕТРИЯ®   

Мнения
4/5 Как известно, уже несколько лет идет тщательное и подробное издание дискографии «Телевизора», одной из важнейших и недооцененных групп золотого века русской рок-музыки. Но сейчас в рамках этого процесса случилось настоящее событие — впервые и спустя ровно четверть века после записи ...
Рецензия от "Rolling Stone"
Телевизор "Отчуждение"

4/5

Как известно, уже несколько лет идет тщательное и подробное издание дискографии «Телевизора», одной из важнейших и недооцененных групп золотого века русской рок-музыки. Но сейчас в рамках этого процесса случилось настоящее событие — впервые и спустя ровно четверть века после записи издан третий, «потерянный», альбом коллектива «Отчуждение», которого до этого момента никто вплоть до самих музыкантов не слышал в окончательном варианте. Причиной тому послужил конфликт между известным свой бескомпромиссностью лидером группы Михаилом Борзыкиным и обладающим не менее трудным характером продюсером Александром Шульгиным, профинансировавшим запись в профессиональной студии. В итоге чего мастер-лента альбома осталась у продюсера, а музыкантов не оказалось денег, чтобы его выкупить. С отчаяния Борзыкин даже переписал его заново в своей домашней студии и выпустил в 2005 году как «Отчуждение-2005» — он добавлен вторым диском в нынешнее издание. Теперь же выпускающий лейбл «Геометрия» выкупил, наконец, мастер-пленки, и мы можем услышать, как звучал «Телевизор» в самый успешный свой период. Их предыдущая пластинка «Отечество иллюзий» (1987) уже разошлась в виде магнитоальбома по всей стране, став одной из самых знаковых записей времен перестройки, «Телевизор» выступал на стадионах, во что сегодня трудно поверить, а буквально перед записью «Отчуждения» вернулся из европейского турне.

Соблазненные студийными возможностями, музыканты переписали три известные песни с предыдущего альбома («Дети уходят», «Отечество иллюзий», «Три-четыре гада»), но, надо сказать, те ничего принципиально нового не приобрели по сравнению с оригинальными версиями, если не потеряли. А вот остальное — записи важные. Римейк Борзыкина 2005 года выполнил свою функцию, восполнив имевшуюся в том момент лакуну, но совсем другое дело слышать подлинную запись того времени, когда музыканты были молоды и были представлены классическим составом. Сразу после этого один из важных участников Александр Беляев уходит в «Наутилус Помпилиус», а Борзыкин меняет составы и постепенно остается один (альбомы нулевых по большей части записаны им самостоятельно в домашней студии). С точки зрения саунда своего времени «Отчуждение» звучит вполне актуально, но при этом еще и достаточно оригинально. Тематически же видно, что это альбом переходный — от острой политизированности, почти публицистики в текстах (таких вещей здесь хватает) к той метафизической рефлексии, что характерна для многих поздних записей Борзыкина. И в этом смысле он тоже является слепком того переломного момента, что переживала страна, а вместе с ней и вышедшая из подполья рок-сцена, — перестройка, пройдя свой оптимистический пик, стала уже неуправляемым процессом с известными результатами. Дальше стало не до рока.

Андрей БУХАРИН
Rolling Stone, 28 ноября 2014 года

Rolling Stone
"Телевизор" — тот случай, когда старые альбомы вызывают заметный меломанский интерес, больший, нежели какие-то аналогичные переиздания куда более популярных товарищей по отечественной рок-сцене восьмидесятых. Показательно, что такой выдающийся человек, как Сергей Жариков, скептически отзываясь о ...
Рецензия от "Завтра"
Телевизор "Отчуждение"

"Телевизор" — тот случай, когда старые альбомы вызывают заметный меломанский интерес, больший, нежели какие-то аналогичные переиздания куда более популярных товарищей по отечественной рок-сцене восьмидесятых. Показательно, что такой выдающийся человек, как Сергей Жариков, скептически отзываясь о питерском роке, делал исключение для "Телевизора", "Сезона дождей" и "Джунглей". Учитывая, что и "Джунгли", и "Сезон дождей" — оригинальные, по-настоящему музыкальные проекты, сильно далёкие от тогдашнего рок-мейнстрима (например, из первого состава "Сезона дождей" выделился этно-электронный психодел "Оле-Лукойе"), попадание в такую компанию говорит само за себя. Так что не стоит сводить эффект "Телевизора" только на счёт громогласного политического языка. Хотя в перестроечных камланиях "Телевизор", разумеется, поучаствовал весьма лихо, порой сводя процесс личного освобождения сугубо к социально-политической либерализации.

В 1989 году не повезло сразу двум питерским командам. "Алиса" лишилась своего "хулиганского" альбома "Ст. 206 ч. 2", был утерян оригинал, в итоге запись вышла только в 1994 году. А Михаил Борзыкин прождал куда больше. Притом, что "алисовская" пластинка была скорее проходной, собранной из нескольких кусков, а "Отчуждение" знаменовало начавшийся переход группы от политизированных боевиков к бунту против современной цивилизации. И структурно пластинка стала последней для "золотого" состава (Борзыкин — Беляев — Рацен — Бабанов). После студийной сессии, в результате конфликта с продюсером и будущим эстрадным магнатом Александром Шульгиным, готовый альбом ложится на полку на добрые четверть века. "Отчуждение" должно было появиться на пике популярности группы — стадионные выступления, международные гастроли — мало, кто мог предположить, что всего через два-три года группа уйдёт фактически в андеграунд, не желая вписываться уже в реалии бандитского капитализма.

В 2005 году Борзыкин заново записал песни программы, так получился альбом "Отчуждение-2005". Нынешнее издание включает оба варианта "Отчуждения", которые отличаются звучанием, порядком и немного составом композиций. А изначальный вариант содержал ещё два номера "революционного цикла", пожалуй, эта тема здесь не особо интересна и уместна. Порой сражаясь с «отчуждением», Борзыкин попадает в вилку традиционного обличения "средневековий" и "тоталитаризмов". Хотя проблема эта скорее связана с веком сим.

Андрей СМИРНОВ
Завтра, 1 января 2015 г.

Завтра
Оригинальная версия альбома «Отчуждение» группы «Телевизор» опубликована спустя четверть века после записи. Важное событие для тех, кто ориентируется в отечественной рок-музыке. Запись выпущена издательством «Геометрия» в рамках переиздания дискографии группы «Телевизор» и отныне две версии ...
Рецензия от "reproduktor.net"
Телевизор "Отчуждение"
Оригинальная версия альбома «Отчуждение» группы «Телевизор» опубликована спустя четверть века после записи. Важное событие для тех, кто ориентируется в отечественной рок-музыке. Запись выпущена издательством «Геометрия» в рамках переиздания дискографии группы «Телевизор» и отныне две версии «Отчуждения» благополучно уживаются в одной коробке. Можно сколько угодно рассуждать на тему, как бы сложилась судьба коллектива и Михаила Борзыкина в частности, если бы альбом «Отчуждение», записанный на деньги продюсера Александра Шульгина, вышел тогда, в 1989 году. Возможно, это была бы одна из главных работ своего времени. Во всяком случае, пластинка точно стояла бы в одном ряду с «Шестым Лесничим» группы «Алиса» и «Звездой по имени Солнце» группы «Кино». Но не сложилось, благодаря чему в 2005 году мы получили новую версию «Отчуждения» с тем же материалом, разве что в музыкальном плане адаптированным под день сегодняшний. Впрочем, и оригинальное «Отчуждение» в наши дни воспринимается очень даже неплохо. Оно не лучше и не хуже версии 2005 года, оно просто другое. По факту, мы имеем две совершенно разные работы, составленные из одних и тех же песен, за четверть века не утративших актуальности. А ведь некоторые критики называли произведения Михаила сиюминутными. Хотелось бы узнать, что они думают по поводу своих тогдашних оценок теперь?. В музыкальном плане «Отчуждение» 1989 года продолжает линию экспериментов «Отечества Иллюзий». Но поскольку благодаря щедрому финансированию продюсера возможностей у группы стало больше, звук получился интереснее. Даже песни с предыдущей пластинки, а некоторые из них были перезаписаны для новой работы, заметно преобразились. Правда, две из тех, что были записаны для «Отчуждения» («Рыба гниёт с головы» и «Твой папа – фашист» упоминающиеся в различных источниках), в издание «Геометрии» не вошли (на самом деле эти песни не были записаны для альбома «Отчуждения». Они вошли в DVD-бонус к боксу «Отечество Иллюзий», съёмки для фильма «Давай рок-н-ролл» немецкой компании H2O, прим.: Вадим Ульянкин, лейбл «Геометрия»). Интереснее стала звучать и версия «Отчуждения» 2005 года. Специально для нового издания фонограмма была отреставрирована и разница между первым и нынешним изданиями ощущается очень сильно. Теперь внимательный слушатель может расслышать все нюансы аранжировок, на которых ранее внимание не акцентировалось. Изящества в мощных и напористых композициях, где тон задаёт бескомпромиссный вокал Михаила Борзыкина теперь стало больше. «Отчуждение» – это не только один из главных релизов 2014 года, но и одно из лучших изданий в серии дискографии «Телевизора» от лейбла «Геометрия». В плане концепции и реализации. Здесь нет уже привычных видеобонусов, да и нужны ли они именно в этом издании? Оригинальное «Отчуждение» перевешивает любые возможные бонусы, ведь именно его больше всего ждали поклонники коллектива с момента запуска всей этой серии переизданий. Здорово, что казавшееся невозможным всё же удалось воплотить в жизнь.

Дмитрий МЕХ
reproduktor.net, 12 января 2015 г.
reproduktor.net
На сей раз в буклете от «Геометрии» отчего-то не содержится исторических подробностей этого необычного релиза, поэтому посвятим этому несколько слов. В 1989 году популярная группа «Телевизор» записала альбом «Отчуждение» в Москве на студии Кардиологического центра. Продюсером записи был ...
Рецензия от "InterMedia"
Телевизор "Отчуждение"

На сей раз в буклете от «Геометрии» отчего-то не содержится исторических подробностей этого необычного релиза, поэтому посвятим этому несколько слов. В 1989 году популярная группа «Телевизор» записала альбом «Отчуждение» в Москве на студии Кардиологического центра. Продюсером записи был Александр Шульгин; по некоторым данным, он и финансировал студийную работу над пластинкой. После окончания записи лидер «Телевизора» Михаил Борзыкин отказался от предлагаемых Шульгиным условий выпуска диска. И «Отчуждение» не вышло в свет вообще. Публичного скандала тоже не было, о ситуации с альбомом знали лишь немногие посвящённые. Поклонников у «Телевизора» тогда было гораздо больше, чем теперь, но и они как-то спокойно обошлись без нового альбома. Впоследствии стало известно, что многие артисты соглашались на условия Александра Шульгина и заключали с ним чуть ли не пожизненные контракты. Через несколько лет большинство этих контрактов были расторгнуты через суд. Однако и тогда Михаил Борзыкин сохранял олимпийское спокойствие и не делал (по крайней мере, в публичном поле) попыток вызволить «Отчуждение». Подождав какие-то 16 лет, лидер «Телевизора» в 2005-м взял и переписал весь альбом заново - на домашней студии и практически в одиночку. В том же году «Отчуждение» выпустила компания «Никитин» - скорее в качестве исторической, чем культурной ценности.

В 2014 году «Геометрия» каким-то образом всё же добыла оригинал альбома и в рамках переиздания бэк-каталога «Телевизора» выпустила под одной обложкой обе версии - 1989 и 2005 годов. И опять-таки: это выглядит восстановлением исторической справедливости, и не более того. Можно, конечно заняться сравнениями одних и тех же песен, записанных с 16-летней разницей - но это окажется довольно скучным делом, поскольку разница весьма невелика. Стиль «Телевизора» и пристрастие Михаила Борзыкина к рубленым фразам за эти годы остались почти неизменными. Признаться, даже если сравнивать эти песни с треками из других альбомов группы - разница тоже будет невелика.

Правда, можно предположить, что история «Телевизора» могла бы пойти иначе, если бы альбом «Отчуждение» вышел в своё время. В 1989-м публика была куда менее равнодушна к политическим заявлениям, а трек-лист включал и «Три-четыре гада», и «Политпесню» с фразами вроде «спи спокойно, Сталин». Кроме этих песен, здесь были записаны «Отечество иллюзий», «Дети уходят» и «Музыка для мёртвых». Достаточно ли этого, чтобы вывести «Телевизор» на стадионы, подобно их коллегам по Ленинградскому рок-клубу? История не знает сослагательного наклонения, но, честно говоря, вряд ли. «Телевизор» слишком будоражил, слишком резко увлекал публику в какие-то чуждые и непонятные электронные области - и это совпало с чаяниями общества не так уж надолго. В 1989-м этот альбом определённо послушало бы больше людей, чем в 2005-м или в 2014-м - но явно не на порядок.

Таким образом, переизданное «Отчуждение» лишь добавляет в дискографию «Телевизора» выпавшее звено, пропажу которого почти никто и не заметил, и снабжает нас любопытным примером экономических взаимоотношений периода дикого шоу-бизнеса.

 Алексей МАЖАЕВ
InterMedia, 5 января 2015 г. 

InterMedia
В процессе выпуска шикарно оформленной серии - заново выпускаемой полной дискографии легендарной ленинградской группы «Телевизор» – настало время сенсаций и открытий. В историю группы вернулась ее, без преувеличения, главная запись-тайна - альбом «Отчуждение». Так же эта запись была, до настоящего ...
Рецензия от "Контрабанда"
Телевизор "Отчуждение"
В процессе выпуска шикарно оформленной серии - заново выпускаемой полной дискографии легендарной ленинградской группы «Телевизор» – настало время сенсаций и открытий. В историю группы вернулась ее, без преувеличения, главная запись-тайна - альбом «Отчуждение». Так же эта запись была, до настоящего времени, одним из крупнейших белых пятен в истории жанра. Теперь диск вышел в формате делюкс-издания - через четверть века после создания записи.

Группа работала над этой фонограммой в 1989 году. Команда, уже бывшая тогда, после предыдущего альбома «Отечество иллюзий», суперзвездами и героями поколения, жила во время записи в Москве - в небывало тепличных для того времени условиях и работала в студии Кардиологического Центра, которая оказалась, благодаря уникальному стечению обстоятельств, одной из крутейших на тот момент в стране. В той сессии участвовали музыканты «золотого» состава группы: Михаил Борзыкин - вокал/Александр Беляев - гитара/Алексей Рацен - барабаны/Игорь Бабанов - клавиши. После этого пути музыкантов разошлись. На альбоме же нервность группы, живость полуэлектронной музыки и новолновый вокал сплетены в оригинальный стиль. Трек-лист составили несколько известных синти-поп боевиков, которые прозвучали бодро и агрессивно («Три-четыре гада», «Дети уходят») и новые на тот момент песни. Живое исполнение группы очень чувствуется. Мизантропия и мрачность становились уже почти символом творчества Борзыкина.

Однако запись, обещавшая прорыв и успех всем участникам, стала причиной споров, серьезных принципиальных конфликтов и, в результате, легла в архив. История долгое время оставалась легендой, позитивное решение найти не удавалось.  Михаил Борзыкин через годы – в 2005-м - записал материал заново и выпустил под названием «Отчуждение-2005». Суть этого, нового, диска в какой-то степени были намечены вышедшим годом раньше альбоме «Мегамизантроп». Борзыкин на неизданном материале продолжил оттачивать новый на тот момент эмоциональный и музыкальный язык. Диск зазвучал в те годы по новому и созвучно времени. Альбомы на удивление не похожи – Михаил не копировал себя. Мизантропия Борзыкина к 2005 году стала эмоциональней и взрослее, вокал разнообразней и театральней. Аранжировки развернулись и приобрели новые краски. Может быть, дело в том, что полит-песни-лозунги тогда появлялись реже, артиста интересовала скорее общая неустроенность человеческой жизни, чем конкретные политические нюансы.

В издание включены оба варианта альбома, причем звук на обоих ремастирован. Трек-листы отличаются минимально, порядок песен изменен, на варианте 2005 года вместо легендарного трека «Отечество иллюзий» добавлена вещь «Всё в порядке». Второй альбом показался на удивление, парадоксально и небывало для группы боевым и деятельным – именно из-за более разнообразной манеры подачи материала. Настолько, насколько деятельным и разнообразным может быть отчуждение.

Александр В. ВОЛКОВ
Контрабанда, 13 января 2015 г.
Контрабанда
В ноябре 2014-го года лейбл «ГЕОМЕТРИЯ» представил двойное издание альбома «Отчуждение» группы «Телевизор»: запись 1989 года, которую продюсировал Александр Шульгин, и версию записи 2005 года. Для обоих вариантов альбома проведены реставрация и ремастеринг.Стоит сразу отметить, что обе версии — ...
Рецензия от "wecherom.ru"
Телевизор "Отчуждение"
В ноябре 2014-го года лейбл «ГЕОМЕТРИЯ» представил двойное издание альбома «Отчуждение» группы «Телевизор»: запись 1989 года, которую продюсировал Александр Шульгин, и версию записи 2005 года. Для обоих вариантов альбома проведены реставрация и ремастеринг.

Стоит сразу отметить, что обе версии — которые отличаются друг от друга звучанием, порядком и составом композиций — слушаются до сих пор необычайно свежо и злободневно. Версия 1989 года вообще впервые увидела свет в официальном издании, между прочим, ибо после записи окончательного варианта «Отчуждения» (ещё один вариант названия — «Музыка для мёртвых», который в виде бутлега ходил потом по рукам какое-то время) стороны вроде бы не смогли договориться об условиях последующего тура. Сейчас все спорные вопросы, по прошествии четверти века, сторонам удалось согласовать, за что и Шульгину, и Борзыкину, и «ГЕОМЕТРИИ», конечно же, нижайший поклон от поклонников.

Двойной диск прекрасно оформлен и с любовью издан. Благодаря этому релизу теперь становится возможным выпуск полной дискографии группы «Телевизор».

wecherom.ru
wecherom.ru
Одним «АукцЫоном» лейбл «Геометрия» не ограничивается и не менее ответственно подходит к переизданию наследия рок-группы «Телевизор». Очередным счастьем для всех, кому неравнодушно творчество группы, стал выход альбома «Отчуждение».Причём формально пластинка 1989 года, записанная в течение 21 дня в ...
Рецензия от "RE:активист"
Телевизор "Отчуждение"
Одним «АукцЫоном» лейбл «Геометрия» не ограничивается и не менее ответственно подходит к переизданию наследия рок-группы «Телевизор». Очередным счастьем для всех, кому неравнодушно творчество группы, стал выход альбома «Отчуждение».

Причём формально пластинка 1989 года, записанная в течение 21 дня в студии Кардиологического центра в Москве никогда до этого не выходила. Дело в том, что после завершения записи между её  "спонсорами" и самими музыкантами возникло непонимание (скажем так) и диск в своём оригинальной версии и в золотом составе (Михаил Борзыкин — Александр Беляев – Алексей Рацен — Игорь Бабанов) издан не был. Только в 2005 году песни с «Отчуждения» увидели свет. Они были заново записаны. Естественно, как это часто бывало с Борзыкиным, в полном одиночестве и с другими аранжировками. Без сомнения, факт издания настоящего «Отчуждения» придаёт релизу дополнительный цимус. Слушая её, возникает ощущение, что ты нашёл то, что когда-то было безвозвратно утеряно. Словно вернулся назад в 89 год, когда продюсер Александр Шульгин ещё не спрятал мастер-ленту в ящик и  ты успел её выкрасть и переписать.

Восторгаться, впрочем, оригиналом я сильно не буду. Несмотря на то, что записано всё максимально по-живому и чувствуется мощь «Телевизора», мизантропический выплеск Михаила Борзыкина в домашней студии Санкт-Петербурга мне ближе. Мне вообще нравится «Телевизор» именно в таком обличии: одиноком и электронном. Разве что иногда не хватает поступи живых барабанов и гитарных запилов. Однако именно на трёх последних альбомах (включая как раз «Отчуждение-2005») Борзыкин полностью нашёл какой музыкой обрамлять свой (кстати, весьма специфический) голос  и стихи. Поэтому звучат его песни настолько убедительно, насколько это вообще возможно. Все 11, а не только безоговорочные хиты «Отчуждение», «Холод» и «Вера».

Кстати, если я всё правильно понимаю, «Геометрии»  осталось переиздать только «Путь к успеху». Впрочем московский лейбл умеет удивлять. Вполне возможно, что в рукаве у лейбла ещё остались козыри. Мы не против.

Антон КОВАЛЬСКИЙ
reaktivist.ru, 28 февраля 2015 г.
RE:активист
ТЕЛЕВИЗОР«Отчуждение» (2014)ГЕОМЕТРИЯ6/6Четверть века основной альбом этого бокса был сказкой, мифом и вообще тем, что в природе вроде как было, но официально не существовало. С приходом интернет-эры болталось на торрентах и файлообменниках, но (повторюсь) – не существовало.Без преувеличения - ...
Рецензия от "uranhay.livejournal.com"
Телевизор "Отчуждение"
ТЕЛЕВИЗОР
«Отчуждение» (2014)
ГЕОМЕТРИЯ
6/6

Четверть века основной альбом этого бокса был сказкой, мифом и вообще тем, что в природе вроде как было, но официально не существовало. С приходом интернет-эры болталось на торрентах и файлообменниках, но (повторюсь) – не существовало.
Без преувеличения - сказка стала былью благодаря лейблу «ГЕОМЕТРИЯ». В первую очередь потому, что «Отчуждение» вышло в виде CD под настоящей обложкой, которая для большинства меломанов означает: это РЕЛИЗ, а не папка эмпэтришных файлов, издранных из айтюнз. Пусть там торгуют музыкой легально: до сих пор не могу воспринимать полноценно альбом, который в руках не подержал. Во вторую же очередь «ГЕОМЕТРИЮ» стоит благодарить за многолетнее упорство в выкупе прав на издание в виде CD(*), результатом коего и стал этот релиз.

Аутентичное «Отчуждение» по качеству звучания выше всяких похвал, как и любой другой CD ТЕЛЕВИЗОРа в серии переизданий «ГЕОМЕТРИИ». Альбом злой и антисоветский. В нём группа (а если точнее – её лидер Михаил Борзыкин) продолжает бичевать страну парадоксов (она же «Отечество иллюзий»). Они только что объехали пол-Европы. Интерес к русскому року на волне Гласности, Перестройки и Ускорения (сокращённо ГПУ, как его саббревиатурил Сева Новгородцев) в «старом свете» был весьма высок. А в СССР группа продолжала в некоторых регионах подвергаться репрессиям в виде отмены концертов местечковыми чиновниками. Теми «Тремя-четырьмя гадами», о которых поётся в том числе и здесь (**). Теми, благодаря кому в «Отчуждении» есть «Политпесня», со временем было поблекшая и оставшаяся в эпохе «излёта совка», но (вновь парадокс!) к моменту издания альбома вновь ставшая актуальной. И наконец - ещё один парадокс. Альбом записывался на одной из лучших студий столицы (а значит – и страны), находившейся при… кардиоцентре. Заметим, не теле-, не радио-, а КАРДИОцентре!

«Отчуждение» становится пророчеством. В 1989-м, несмотря на всю эйфорию гласности, страна живёт по талонам. Пайков, которые «положены» на них правительством, не хватает. Возникает новый тип взаимоотношений в стране: тотальное отчуждение. Зарождается новая культура «спортивных штанов и ларьковых мечт», железных и прочих бронированных дверей. И одноимённый этому состоянию души целой страны альбом красочно демонстрирует то, что мы видим по сей день. Та же жизнь ради мёртвых, полная чувства вины и кучи других комплексов неполноценностей. Однако беспощадная желчь, которая выливается на слушателя из динамиков– снова парадокс! – не грузит. Нет злобы или чернухи. Борзыкину удаётся, выражаясь его же словами, «остаться чистым».

«Отчуждение 2005» - лишнее подтверждение отчуждения, как пророчества. Оно же становится своеобразным проклятием Борзыкина, 16 лет спустя решившего переписать композиции альбома, который не чаял не только выпустить, но и переслушать в виде первоисточника. Ядерный, драйвовый и почти безгитарный ремэйк, как ни странно – звучит! За исключением одного «но», намёк на которое уже мелькнул выше. Та же «Политпесня» в 2005 году казалась осколком ушедшей эпохи; не жившим в ней в сознательном возрасте и не осознавая её, ни эту, ни остальные песни попросту было не понять.

После прослушивания возникает много дум, но какого-то мрачного и безысходного опустошения в них нет. Как не было его в начале 1988 года, когда я впервые услышал «Отечество иллюзий». Тот альбом не просто снёс шифер. Он стал одним из главных альбомов, колоссальное влияние коего испытываю в жизни по сей день. С «Отчуждением» такой встряски не случилось. Оно набрало новую смысловую силу, его «повторная актуальность» имеет место и продолжает волновать. Но увы - уже не на уровне откровения.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
*- Издательство располагает правами на издание только в виде CD, так что любые копии альбома, которые вы найдёте в сети – пиратские.
** - В «Отчуждении» есть три трека, ранее записанные для альбома «Отечество иллюзий»: заглавная, «Три-четыре гада» и «Дети уходят»

Знойный Якут
uranhay.livejournal.com, 10 мая 2015 года

uranhay.livejournal.com
Трек лист:
CD 1 - Отчуждение
CD 2 - Отчуждение-2005
01 Музыка для мёртвых
02 Отечество иллюзий
03 Пластмасса
04 Холод
05 Дети уходят
06 Политпесня
07 Три-четыре гада
08 Потребитель
09 Не плачь
10 Вера
11 Отчуждение
01 Холод
02 Вера
03 Пластмасса
04 Музыка для мёртвых
05 Потребитель
06 Дети уходят
07 Три-четыре гада
08 Политпесня
09 Не плачь
10 Всё в порядке
11 Отчуждение