Каталожный номер | GEO 087/088 CD |
Формат | 2CD |
Упаковка | Exclusive digipak, буклет 20 стр. |
Дата релиза | 20 ноября 2014 г. |
Релиз состоялся через 25 лет после записи. Альбом создавался в течение двадцати одного дня в 1989 году в студии Кардиологического Центра в Москве - одной из лучших в то время в стране и стал последней работой группы, сделанной в «золотом» составе (Михаил Борзыкин - Александр Беляев – Алексей Рацен - Игорь Бабанов).
После завершения записи между её организаторами и участниками возникли конфликтные обстоятельства и взаимное недопонимание. В результате диск в оригинальной версии издан не был. В 2005 году песни из программы «Отчуждение» были заново записаны (в другом составе и с новыми аранжировками) и выпущены под названием «Отчуждение-2005».
Современное издание включает оба варианта альбома - и 1989, и 2005 годов, которые отличаются звуком, порядком и составом композиций. Запись 1989 года выпускается с мастер-ленты, фотографию которой можно увидеть в буклете издания. Оригинал фонограммы был предоставлен продюсером Александром Шульгиным. Для обоих вариантов альбома проведены реставрация и мастеринг.
CD 1 (44:16)
Михаил Борзыкин - музыка, тексты, вокал, клавишные, эффекты
Александр Беляев - гитара, бэк-вокал
Игорь Бабанов - клавишные
Алексей Рацен - ударные
Альбом записан в студии Кардиологического центра в Москве в 1989 году
Звукорежиссёр: Георгий Руденко
Продюсер: Александр Шульгин
Фонограмма издаётся впервые; по лицензии ООО "Группа Компаний Фамилия"
Реставрация и мастеринг оригинальной ленты: Евгений Гапеев
Идея обложки: Михаил Борзыкин; использовано фотоизображение скульптуры
"Демон" (1971) работы Гургена Курегяна
Фото: Александр Шишкин
CD 2 (42:38)
Михаил Борзыкин - вокал, клавишные, программирование, музыка, тексты, аранжировка
Сергей Сивицкий - гитара ("Вера" и "Отчуждение")
Альбом записан в домашней студии в Санкт-Петербурге в 2004-2005 годах
Мастеринг (2014): Евгений Гапеев
Фото: Песах Штепер
Дизайн: Александр Яковлев
Дизайн серии: Александр С. Волков
©1989 Александр Шульгин ©1989/2005 ТЕЛЕВИЗОР © ℗ 2014 Г∑ОМЕТРИЯ®
4/5 Как известно, уже несколько лет идет тщательное и подробное издание дискографии «Телевизора», одной из важнейших и недооцененных групп золотого века русской рок-музыки. Но сейчас в рамках этого процесса случилось настоящее событие — впервые и спустя ровно четверть века после записи ...
4/5
Как известно, уже несколько лет идет тщательное и подробное издание дискографии «Телевизора», одной из важнейших и недооцененных групп золотого века русской рок-музыки. Но сейчас в рамках этого процесса случилось настоящее событие — впервые и спустя ровно четверть века после записи издан третий, «потерянный», альбом коллектива «Отчуждение», которого до этого момента никто вплоть до самих музыкантов не слышал в окончательном варианте. Причиной тому послужил конфликт между известным свой бескомпромиссностью лидером группы Михаилом Борзыкиным и обладающим не менее трудным характером продюсером Александром Шульгиным, профинансировавшим запись в профессиональной студии. В итоге чего мастер-лента альбома осталась у продюсера, а музыкантов не оказалось денег, чтобы его выкупить. С отчаяния Борзыкин даже переписал его заново в своей домашней студии и выпустил в 2005 году как «Отчуждение-2005» — он добавлен вторым диском в нынешнее издание. Теперь же выпускающий лейбл «Геометрия» выкупил, наконец, мастер-пленки, и мы можем услышать, как звучал «Телевизор» в самый успешный свой период. Их предыдущая пластинка «Отечество иллюзий» (1987) уже разошлась в виде магнитоальбома по всей стране, став одной из самых знаковых записей времен перестройки, «Телевизор» выступал на стадионах, во что сегодня трудно поверить, а буквально перед записью «Отчуждения» вернулся из европейского турне.
Соблазненные студийными возможностями, музыканты переписали три известные песни с предыдущего альбома («Дети уходят», «Отечество иллюзий», «Три-четыре гада»), но, надо сказать, те ничего принципиально нового не приобрели по сравнению с оригинальными версиями, если не потеряли. А вот остальное — записи важные. Римейк Борзыкина 2005 года выполнил свою функцию, восполнив имевшуюся в том момент лакуну, но совсем другое дело слышать подлинную запись того времени, когда музыканты были молоды и были представлены классическим составом. Сразу после этого один из важных участников Александр Беляев уходит в «Наутилус Помпилиус», а Борзыкин меняет составы и постепенно остается один (альбомы нулевых по большей части записаны им самостоятельно в домашней студии). С точки зрения саунда своего времени «Отчуждение» звучит вполне актуально, но при этом еще и достаточно оригинально. Тематически же видно, что это альбом переходный — от острой политизированности, почти публицистики в текстах (таких вещей здесь хватает) к той метафизической рефлексии, что характерна для многих поздних записей Борзыкина. И в этом смысле он тоже является слепком того переломного момента, что переживала страна, а вместе с ней и вышедшая из подполья рок-сцена, — перестройка, пройдя свой оптимистический пик, стала уже неуправляемым процессом с известными результатами. Дальше стало не до рока.
Андрей БУХАРИН
Rolling Stone, 28 ноября 2014 года
"Телевизор" — тот случай, когда старые альбомы вызывают заметный меломанский интерес, больший, нежели какие-то аналогичные переиздания куда более популярных товарищей по отечественной рок-сцене восьмидесятых. Показательно, что такой выдающийся человек, как Сергей Жариков, скептически отзываясь о ...
"Телевизор" — тот случай, когда старые альбомы вызывают заметный меломанский интерес, больший, нежели какие-то аналогичные переиздания куда более популярных товарищей по отечественной рок-сцене восьмидесятых. Показательно, что такой выдающийся человек, как Сергей Жариков, скептически отзываясь о питерском роке, делал исключение для "Телевизора", "Сезона дождей" и "Джунглей". Учитывая, что и "Джунгли", и "Сезон дождей" — оригинальные, по-настоящему музыкальные проекты, сильно далёкие от тогдашнего рок-мейнстрима (например, из первого состава "Сезона дождей" выделился этно-электронный психодел "Оле-Лукойе"), попадание в такую компанию говорит само за себя. Так что не стоит сводить эффект "Телевизора" только на счёт громогласного политического языка. Хотя в перестроечных камланиях "Телевизор", разумеется, поучаствовал весьма лихо, порой сводя процесс личного освобождения сугубо к социально-политической либерализации.
В 1989 году не повезло сразу двум питерским командам. "Алиса" лишилась своего "хулиганского" альбома "Ст. 206 ч. 2", был утерян оригинал, в итоге запись вышла только в 1994 году. А Михаил Борзыкин прождал куда больше. Притом, что "алисовская" пластинка была скорее проходной, собранной из нескольких кусков, а "Отчуждение" знаменовало начавшийся переход группы от политизированных боевиков к бунту против современной цивилизации. И структурно пластинка стала последней для "золотого" состава (Борзыкин — Беляев — Рацен — Бабанов). После студийной сессии, в результате конфликта с продюсером и будущим эстрадным магнатом Александром Шульгиным, готовый альбом ложится на полку на добрые четверть века. "Отчуждение" должно было появиться на пике популярности группы — стадионные выступления, международные гастроли — мало, кто мог предположить, что всего через два-три года группа уйдёт фактически в андеграунд, не желая вписываться уже в реалии бандитского капитализма.
В 2005 году Борзыкин заново записал песни программы, так получился альбом "Отчуждение-2005". Нынешнее издание включает оба варианта "Отчуждения", которые отличаются звучанием, порядком и немного составом композиций. А изначальный вариант содержал ещё два номера "революционного цикла", пожалуй, эта тема здесь не особо интересна и уместна. Порой сражаясь с «отчуждением», Борзыкин попадает в вилку традиционного обличения "средневековий" и "тоталитаризмов". Хотя проблема эта скорее связана с веком сим.
Андрей СМИРНОВ
Завтра, 1 января 2015 г.
Оригинальная версия альбома «Отчуждение» группы «Телевизор» опубликована спустя четверть века после записи. Важное событие для тех, кто ориентируется в отечественной рок-музыке. Запись выпущена издательством «Геометрия» в рамках переиздания дискографии группы «Телевизор» и отныне две версии ...
На сей раз в буклете от «Геометрии» отчего-то не содержится исторических подробностей этого необычного релиза, поэтому посвятим этому несколько слов. В 1989 году популярная группа «Телевизор» записала альбом «Отчуждение» в Москве на студии Кардиологического центра. Продюсером записи был ...
На сей раз в буклете от «Геометрии» отчего-то не содержится исторических подробностей этого необычного релиза, поэтому посвятим этому несколько слов. В 1989 году популярная группа «Телевизор» записала альбом «Отчуждение» в Москве на студии Кардиологического центра. Продюсером записи был Александр Шульгин; по некоторым данным, он и финансировал студийную работу над пластинкой. После окончания записи лидер «Телевизора» Михаил Борзыкин отказался от предлагаемых Шульгиным условий выпуска диска. И «Отчуждение» не вышло в свет вообще. Публичного скандала тоже не было, о ситуации с альбомом знали лишь немногие посвящённые. Поклонников у «Телевизора» тогда было гораздо больше, чем теперь, но и они как-то спокойно обошлись без нового альбома. Впоследствии стало известно, что многие артисты соглашались на условия Александра Шульгина и заключали с ним чуть ли не пожизненные контракты. Через несколько лет большинство этих контрактов были расторгнуты через суд. Однако и тогда Михаил Борзыкин сохранял олимпийское спокойствие и не делал (по крайней мере, в публичном поле) попыток вызволить «Отчуждение». Подождав какие-то 16 лет, лидер «Телевизора» в 2005-м взял и переписал весь альбом заново - на домашней студии и практически в одиночку. В том же году «Отчуждение» выпустила компания «Никитин» - скорее в качестве исторической, чем культурной ценности.
В 2014 году «Геометрия» каким-то образом всё же добыла оригинал альбома и в рамках переиздания бэк-каталога «Телевизора» выпустила под одной обложкой обе версии - 1989 и 2005 годов. И опять-таки: это выглядит восстановлением исторической справедливости, и не более того. Можно, конечно заняться сравнениями одних и тех же песен, записанных с 16-летней разницей - но это окажется довольно скучным делом, поскольку разница весьма невелика. Стиль «Телевизора» и пристрастие Михаила Борзыкина к рубленым фразам за эти годы остались почти неизменными. Признаться, даже если сравнивать эти песни с треками из других альбомов группы - разница тоже будет невелика.
Правда, можно предположить, что история «Телевизора» могла бы пойти иначе, если бы альбом «Отчуждение» вышел в своё время. В 1989-м публика была куда менее равнодушна к политическим заявлениям, а трек-лист включал и «Три-четыре гада», и «Политпесню» с фразами вроде «спи спокойно, Сталин». Кроме этих песен, здесь были записаны «Отечество иллюзий», «Дети уходят» и «Музыка для мёртвых». Достаточно ли этого, чтобы вывести «Телевизор» на стадионы, подобно их коллегам по Ленинградскому рок-клубу? История не знает сослагательного наклонения, но, честно говоря, вряд ли. «Телевизор» слишком будоражил, слишком резко увлекал публику в какие-то чуждые и непонятные электронные области - и это совпало с чаяниями общества не так уж надолго. В 1989-м этот альбом определённо послушало бы больше людей, чем в 2005-м или в 2014-м - но явно не на порядок.
Таким образом, переизданное «Отчуждение» лишь добавляет в дискографию «Телевизора» выпавшее звено, пропажу которого почти никто и не заметил, и снабжает нас любопытным примером экономических взаимоотношений периода дикого шоу-бизнеса.
Алексей МАЖАЕВ
InterMedia, 5 января 2015 г.
В процессе выпуска шикарно оформленной серии - заново выпускаемой полной дискографии легендарной ленинградской группы «Телевизор» – настало время сенсаций и открытий. В историю группы вернулась ее, без преувеличения, главная запись-тайна - альбом «Отчуждение». Так же эта запись была, до настоящего ...
В ноябре 2014-го года лейбл «ГЕОМЕТРИЯ» представил двойное издание альбома «Отчуждение» группы «Телевизор»: запись 1989 года, которую продюсировал Александр Шульгин, и версию записи 2005 года. Для обоих вариантов альбома проведены реставрация и ремастеринг.Стоит сразу отметить, что обе версии — ...
Одним «АукцЫоном» лейбл «Геометрия» не ограничивается и не менее ответственно подходит к переизданию наследия рок-группы «Телевизор». Очередным счастьем для всех, кому неравнодушно творчество группы, стал выход альбома «Отчуждение».Причём формально пластинка 1989 года, записанная в течение 21 дня в ...
ТЕЛЕВИЗОР«Отчуждение» (2014)ГЕОМЕТРИЯ6/6Четверть века основной альбом этого бокса был сказкой, мифом и вообще тем, что в природе вроде как было, но официально не существовало. С приходом интернет-эры болталось на торрентах и файлообменниках, но (повторюсь) – не существовало.Без преувеличения - ...
01 | Музыка для мёртвых |
|
|
02 | Отечество иллюзий |
|
|
03 | Пластмасса |
|
|
04 | Холод |
|
|
05 | Дети уходят |
|
|
06 | Политпесня |
|
|
07 | Три-четыре гада |
|
|
08 | Потребитель |
|
|
09 | Не плачь |
|
|
10 | Вера |
|
|
11 | Отчуждение |
|