Каталожный номер | GEO 093-094 CD/046 DVD |
Формат | 2CD+DVD |
Упаковка | Exclusive box, стерео обложка, 8-полосный digipak, буклет 24 стр., digipak с DVD-бонусом, 2 эксклюзивных бирдекеля |
Дата релиза | 21 июля 2015 г. |
«Бодун» (1991) – пятый студийный альбом питерской рок-группы АукцЫон. Некоторые эксперты считают эту пластинку важнейшей в истории команды.
На втором CD нового издания содержится концертная запись, сделанная в городе Люнебург 10 октября 1991 года во время немецких гастролей АукцЫона. На бонусном DVD – выступление группы в снятой на Шаболовке в 1993 году телепрограмме «Ад Либитум», концертной рубрике легендарной «Программы А». Съёмка была передана издательству автором, ведущим и режиссёром программы Сергеем Антиповым незадолго до его смерти.
Также в видеочасть издания вошёл фрагмент концерта в Витебске, снятый в 1991 году. Это единственный известный видео-материал, где группой исполняются шесть песен из «Бодуна». Концерт предварён записью песни «Ушла», сделанной на репетиции в питерском клубе «НЧ/ВЧ». Трек-лист альбома включает «Песню про столбы», не попадавшую из-за ненормативной лексики в некоторые издания.
В буклете опубликованы тексты песен альбома, в том числе вызывавшие споры слова композиции «День Победы». В некоторых источниках приводится следующий фрагмент текста: «Награди меня, День Победы!» Он же, на самом деле, звучит: «Нагруди меня, День Победы!», что слышно на фонограмме. Именно такое написание подтверждено автором текста, музыкантом группы и поэтом Дмитрием Озерским, который рассказал, что стихотворение было создано под влиянием абсурдистских текстов из «Приключений Алисы в Стране Чудес».
Также, благодаря Озерскому, у «Бодуна» появилась запоминающаяся обложка: альбом оформлен с использованием фотографий барельефа, обнаруженного Дмитрием на стене одной ленинградской бани и ставшего олицетворением абстиненции. Для буклета издания были специально сделаны новые фотографии скульптуры. Изображения барельефа выступили основой для эксклюзивных бирдекелей - подставок под пивные бокалы, вложенных в бокс-сет.
Звук на DVD: Dolby Digital 2.0.
CD 1: "Бодун"
Борис Шавейников - барабаны
Виктор Бондарик - бас
Павел Литвинов - перкуссия
Дмитрий Матковский - гитара
Дмитрий Озерский - клавишные, бэк-вокал
Леонид Фёдоров - гитара, ак. гитара, вокал
Олег Гаркуша - бэк-вокал
Николай Рубанов - саксофон, бас-кларнет, дудук, губная гармошка, блок-флейта, манок
Музыка: Леонид Фёдоров и Аукцыон
Тексты: Дмитрий Озерский
Альбом записан в студии SNC Records в 1991 году
Звукорежиссёр: Олег Сальхов
Звукоинженер: Михаил Раппопорт
Оригинальное оформление: Кирилл Миллер
Впервые выпущен на виниле (SNC Records, 1991) в укороченном варианте - без трека "Песня про столбы"
CD 2: Lüneburg, 10 октября 1991
Борис Шавейников - барабаны
Виктор Бондарик - бас
Павел Литвинов - перкуссия
Дмитрий Матковский - гитара
Дмитрий Озерский - синтезатор, бэк-вокал
Кирилл Миллер - художник
Николай Рубанов - саксофоны
Леонид Фёдоров - вокал, гитара
Олег Гаркуша - бэк-вокал, танцы
Владимир Весёлкин - танцы
Михаил Раппопорт - звук
Музыка: Леонид Фёдоров и Аукцыон
Тексты: Олег Гаркуша (1, 3-5, 10, 11), Дмитрий Озерский (2, 6-9, 12)
Запись из архива Бориса Шавейникова
DVD: Ад либитум
* - Программа "А" Шаболовка, 1993
Съёмки из архива "Программы "А" /http://www.tva.ru// предоставлены и публикуются с разрешения создателя, режиссёра и ведущего программы Сергея Антипова (1959 - 2015)
** - Витебск, 1991
Съёмки из архива Олега Гаркуши
<с появлением "Бодуна"> Музыка "Аукцыона" никому больше не казалась излишне веселой, она обрела законченную форму. Никакого расслабления диск не допускает и воспринимается с годами всё более психоделично. Тоска в нем доходит до танцев, радость – до крови, а истерика словно завязывает слова в крепкий узел.
Александр В. ВОЛКОВ (InRock)
«АукцЫон» играет музыку психических состояний, переживаний, аффектов. «Бодун» в этом отношении — один из самых «настроенческих» альбомов группы. Здесь представлены «пятьдесят оттенков похмелья», достоверность которых бывалые люди подтвердят. Остальные же просто отправятся в опасное пушешествие с опытными гидами, гарантирующими полную безопасность для организма.
Денис СТУПНИКОВ (km.ru)
Приятно держать в руках пластинку, которая не устарела за почти четверть века. Новая упаковка ей очень к лицу, а из буклета что-то новое узнают даже те, кто успел с 1991 года выучить песни из «Бодуна» наизусть. В реставрированном и ремастированном виде альбом не утратил своего духа, зато обрёл некую чёткость звучания, которой не хватало ранним записям «АукцЫона» (повторюсь, без ущерба для фирменной разнузданности и бардачности). Ну а по песенному наполнению «Бодун» был и остаётся одним из сильнейших альбомов группы.
Алексей МАЖАЕВ (InterMedia)
© АукцЫон, 19911 - 1993 (www.auktyon.ru) ℗ © Г∑ОМЕТРИЯ®, 2015 (www.geometry.su)
9/10На этом релизе эпопея с изданием бэк-каталога питерской группы, которую многие считают лучшей независимой командой страны, достигла вершины. Всё тут к месту и в тему – от цвета коробки, оформления вложенных в нее дисков и буклета до бирдекелей – подставок под пиво. С этим нюансом, правда, ...
9/10
На этом релизе эпопея с изданием бэк-каталога питерской группы, которую многие считают лучшей независимой командой страны, достигла вершины. Всё тут к месту и в тему – от цвета коробки, оформления вложенных в нее дисков и буклета до бирдекелей – подставок под пиво. С этим нюансом, правда, объективность хромает – если кто-то, как рецензент, пиво пьет, то получит бытовую радость от этой мелочи, как и от фирменной майки "Бодун", которая никуда не вложена, но стилю происходящего соответствует.
Фраза "я нервный, я нежный" – компас при движении по альбому. С первых нот это – психоделический комок чувств, эстетик и фобий, которые переполняют музыку группы. Песни полны "переходного" чувства, эмоциональной дрожи и нервности. Эти чувства свойственны всему творчеству "Аукцыона", но тут они оказались наиболее ясно выражены – такое было время. Вряд ли можно назвать другую запись, столь же "несоветскую" по многим параметрам – и психологическим, и музыкальным. Альбом отражает эпоху в необычном ракурсе, достоверно и жутковато, будто это взгляд через маску рыжего клоуна. Неудивительно, что абсурдистские тексты отсылают к "Приключениям Алисы в Стране Чудес". Только чудеса тут оказались "постсоветскими".
Всё это сопровождается редчайшей – и тогда, и сейчас – ритмической свободой и даже, можно сказать, богатством – когда песни словно вырастают из своей идеи, и, вдруг становясь всё шире, перерастают ее. Из этой эстетики эпического минимализма позднее выйдут сольные диски Леонида Фёдорова.
На новом издании альбома можно отследить уточнения в текстах и в истории оформления. В трек-листе присутствует "Песня про столбы", выпадавшая из-за крепкого словца из ранних изданий. На втором CD содержится концертная запись, сделанная в немецком городе Люнебург. На DVD – выступление на Шаболовке (1993) в "Ад Либитум" – концертной рубрике "Программы А". В этом есть печальный аспект – съемка передана для издания лично автором, ведущим и режиссёром программы Сергеем Антиповым незадолго до его смерти. Также записан раритет – концерт в Витебске (1991) с бурными веселкинскими танцами. Тут песен с "Бодуна" сравнительно много – шесть. Оба дополнительных диска чередуют материал альбома, обязательные "День Победы", "Зима", "Фа-Фа" и хиты с предыдущих релизов.
Альбом не назвать самым популярным в дискографии группы, хотя он и был выпущен в свое время на виниле фирмой SNC, а значит, разошелся большим тиражом. При этом некоторые эксперты полагают "Бодун" важнейшим, а есть и такие, которые считают его лучшим. Это дело личного вкуса, но думается, все согласятся, что этот альбом – переломный. С ним связаны многие изменения в жизни группы – от оформления (с ними перестал на довольно долгое время работать Кирилл Миллер) до концертного шоу. Музыка "Аукцыона" никому больше не казалась излишне веселой, она обрела законченную форму. Никакого расслабления диск не допускает и воспринимается с годами всё более психоделично. Тоска в нем доходит до танцев, радость – до крови, а истерика словно завязывает слова в крепкий узел.
Александр В. ВОЛКОВ
InRock, #4/72 (2015), стр. 53
«АукцЫон» играет музыку психических состояний, переживаний, аффектов. «Бодун» в этом отношении — один из самых «настроенческих» альбомов группы. Здесь представлены «пятьдесят оттенков похмелья», достоверность которых бывалые люди подтвердят. Остальные же просто отправятся в опасное пушешествие с ...
«АукцЫон» играет музыку психических состояний, переживаний, аффектов. «Бодун» в этом отношении — один из самых «настроенческих» альбомов группы. Здесь представлены «пятьдесят оттенков похмелья», достоверность которых бывалые люди подтвердят. Остальные же просто отправятся в опасное пушешествие с опытными гидами, гарантирующими полную безопасность для организма.
Абстинентная жалоба «В нелюди» в начале пластинки сменяется нервно-возбужденным «Днем Победы». Принявший очередную дозу алкоголик дает волю своим болезненным фантазиям, самая сокровенная из которых - «хочется черную смелую женщину». Никакая спутница жизни таких откровений не вынесет, поэтому герой быстро остается один («Ушла»). Лиха беда начало, и останавливаться на достигнутом он явно не намерен.
Немного поплакавшись в «Сироте», наш рассудительный клошар ударяется в нездоровую философию («Слон»), а потом впадает в крайнюю аффектацию («Фа-фа»). Явную близость к белой горячке знаменует исторгнутый из недр бессильный вопрос «Warum?». «Летчик» - типичная попытка самооправдания, предпринятая с самого дна бытия. «Песня про столбы» находится примерно в той же парадигме, только здесь уже намного больше агрессии. «Зима» исполнена равнодушного удивления героя от того, что он еще живой, хотя почти полностью разрушен и к тому же изнурен бессонницей. «Отлюбил» - прощальная песня, нарочито бессвязная и бестолковая.
«Бодун» дал миру несколько хитов («Зима», «Фа-фа», «День Победы») и множество афоризмов («накатила суть», «нагруди меня»). Фразу «перекати-поле, перекати-тело» уместно ввернул чуть позже в блюз «Hoochie Coochie Man» Сергей «Чиж» Чиграков.
Нынешнее издание «Бодуна» восстанавливает историческую справедливость. В текст «Дня Победы» вернулось исходное «нагруди меня», которое ранее ошибочно трактовалось как «награди». На диске есть «Песня про столбы», которую зачастую выкидывали из-за наличия в ней слова из трех букв. Одутловатого мальчика с обложки нашли на одной из питерских бань и пофотографировали в новых ракурсах. Результатом этой фотосессии стали вложенные в бокс-сет подставки для пивных кружек.
Бонусный CD включает запись живого выступления «АукцЫона» в немецком Люнебурге в 1991 году. На DVD — концерт в «Программе А» (1993) и фрагмент выступления в Витебске (1991), где материал «Бодуна» представлен наиболее полно. Зрителям небезынтересно будет взглянуть на стриженого под горшок Гаркушу и субтильного танцора Веселкина, измывающегося над ним по полной программе.
Денис СТУПНИКОВ
km.ru, 1 октября 2015 года
«АукцЫон» - «Бодун» **** Переиздания альбомов от лейбла «Геометрия» практически всегда напоминают произведения искусства, которые стоит поставить на полку даже сейчас, когда полки для книг и дисков отмирают за ненужностью - всё ушло в интернет. Но сейчас не об этом. Явно не все альбомы, которым ...
Переиздания альбомов от лейбла «Геометрия» практически всегда напоминают произведения искусства, которые стоит поставить на полку даже сейчас, когда полки для книг и дисков отмирают за ненужностью - всё ушло в интернет. Но сейчас не об этом. Явно не все альбомы, которым издатель даёт красивую новую жизнь, этого заслуживают. И тем более приятно держать в руках пластинку, которая не устарела за почти четверть века. Новая упаковка ей очень к лицу, а из буклета что-то новое узнают даже те, кто успел с 1991 года выучить песни из «Бодуна» наизусть. В реставрированном и ремастированном (работа Евгения Гапеева) виде альбом не утратил своего духа, зато обрёл некую чёткость звучания, которой не хватало ранним записям «АукцЫона» (повторюсь, без ущерба для фирменной разнузданности и бардачности). Ну а по песенному наполнению «Бодун» был и остаётся одним из сильнейших альбомов группы: при беглом взгляде на трек-лист его можно принять за «greatesthits». А как иначе, если в пластинку входят «День Победы», «Ушла», «Сирота», «Слон», «Фа-фа-фа», «Лётчик», «Зима» и «Отлюбил»? Всё это великолепие стоит слушать не просто фоном, а в ситуации погружения - например, листая толстый буклет издания: здесь особенно хороши аутентичные «атмосферные» снимки - так, текст песни «Ушла» сопровождается фотографией Олега Гаркуши, спящего в окружении четырёх пустых бутылок (три из-под вина, одна из-под водки).
Особенно удовольствие - рассматривать разворот со старинными рецензиями на пластинку. Здесь нельзя не отметить то, как интересно тогдашние газетчики пользовались дарованной им свободой слова. Никто - никто! - не отказался от соблазна покаламбурить на тему названия альбома: отсюда «остроумные» заголовки «Десять песен с «Бодуна», «Сто гамм с «Бодуна» и глубокомысленные музыковедческие проходы вроде «Бодун» записан явно не с бодуна» (кстати, весьма сомнительная с точки зрения достоверности фраза). Критики из прошлого также придираются к сведению пластинки -дескать, барабаны «очень выпирают». Это довольно забавная претензия для 90-х, когда музыку слушали на чём попало, и на по пятому разу переписанной кассете вообще не всегда уже можно было расслышать барабаны. Как бы то ни было, в новом издании барабаны впёрты куда надо.
Аудиоальбомом переиздание по традиции не ограничилось. В коробку также вложены CD с немецким концертом 1991 года и DVD с записями двух концертов. Если концерт в «Программе А» 1993 года многие интересующиеся всё-таки видели по ТВ, то выступление в Витебске в 1991-м - абсолютный раритет, в том числе и по качеству картинки, которую никакой реставрацией исправить не удалось. Зато в «Программе А» - профессиональная съёмка, призванная помимо прочего выполнить просветительскую функцию: объяснить телезрителям, что главный в «АукцЫоне» не Гаркуша, а Леонид Фёдоров. Однако даже крупные планы не помогли: когда Олег начинал танцевать, про Лёню все забывали.
Алексей МАЖАЕВ
InterMedia, 18 сентября 2015 года
"Геометрическое" издание бэк-каталога "Аукцыона" дошло до "Бодуна", пятого студийного альбома группы, образца 1991 года. Всегда интересно, что придумает "ГЕОМЕТРИЯ" для "сувенирного" вложения в бокс-сет. "Как я стал предателем" содержал шеврон, в "Бодуне" имеются подставки под пивные бокалы — ...
"Геометрическое" издание бэк-каталога "Аукцыона" дошло до "Бодуна", пятого студийного альбома группы, образца 1991 года. Всегда интересно, что придумает "ГЕОМЕТРИЯ" для "сувенирного" вложения в бокс-сет. "Как я стал предателем" содержал шеврон, в "Бодуне" имеются подставки под пивные бокалы — логично в контексте альбома. Это, конечно, штуки, не имеющие отношения к музыке, но сегодняшние правила игры, лейбл в них реализуется с успехом. Тем более и музыки предостаточно — помимо самого альбома, на бонусном CD содержится концертная запись, сделанная в немецком Люнебурге осенью 1991 года. DVD — это выступление группы в снятой на Шаболовке в 1993 году телепрограмме "Ад Либитум", концертной рубрике легендарной "Программы А". Также в видеочасть издания вошёл фрагмент концерта в Витебске, снятый в 1991 году. Это единственный известный видеоматериал, где группой исполняются шесть песен из "Бодуна". Наконец, альбом включает "Песню про столбы", исключённую из ранних изданий из-за ненормативной лексики — не могу сказать, что значительное приобретение.
"Бодун" — очень цельный альбом, к тому же вся музыка Фёдорова, а тексты Дмитрия Озёрского, три "аукцыоновские" нетленки — "День Победы", "Фа-фа-фа" и "Зима".
Это здесь "накатила суть", "зима зимует", "нет меня — и не надо". Альбом медитативно-сумрачный, нарочито болезненный, местами остервенелый, весьма заметны ударные, личное и коллективное бессознательное, почти без социальных шпилек, влияние абсурдистских стихов из "Алисы в Стране Чудес", местами нечто близкое "Шатунам" — чем глубже вниз, тем ближе к свету.
Сам Фёдоров признавал, что для него "Бодун" — главный альбом, который олицетворял крах сложившейся внутри музыканта системы. Альбом, во многом, не выстрелил в "десятку" и дело не только в слушательской реакции. "Бодун" стал "концом эпохи"– почти ушёл "театр" на сцене, стало больше музыки и меньше кривляния, а неявное доселе лидерство Леонида Фёдорова основательно закрепилось. Впереди была "Птица" и сотрудничество с Алексеем Хвостенко.
Андрей СМИРНОВ
Завтра, 30 июля 2015 года
Альбом «Бодун» действительно хорош. Есть несколько шедевров, ради которых я (да и многие, наверно) слушаю АукцЫон. «ЗИМА» – это, пожалуй, в первую очередь. На удивление много слов, причём много хороших, точных слов. Запоминающаяся «кружащаяся» музыка и кружащийся же стихотворный размер, который ...
Альбом «Бодун» действительно хорош. Есть несколько шедевров, ради которых я (да и многие, наверно) слушаю АукцЫон.
«ЗИМА» – это, пожалуй, в первую очередь. На удивление много слов, причём много хороших, точных слов. Запоминающаяся «кружащаяся» музыка и кружащийся же стихотворный размер, который словно постоянно отвлекается на другие строчки, но периодически всё-таки проглядывает наружу: три рифмующиеся между собой строки, и за ними – одна строка с отдалённой рифмой.
Я живучий,
Но невезучий,
Выпадет случай –
Лето сведёт с ума…
Размер этот захватывает и уволакивает уже сам по себе, а тем более в сочетании с остальным. Впрочем, как я уже говорила, соблюдается он далеко-о-о не везде:) Особенно мне нравится цитировать фразу: «Мне не спится – значит, не сезон». И правда.
«УШЛА» – тоже отличная песня! (Эти две – мои самые любимые с этого альбома.) Имхо, обычно у АукцЫона песни довольно пофигистичные («Дави меня, как слон говно: мне всё равно» (песня «Слон», см. ниже)), а здесь – неожиданно – чистое чувство, без всякой самоиронии. И хотя поётся: «Падаю – и не больно», – понятно, что это потому не больно, что ничто не сможет сравниться с постоянной болью героя от ухода любимой. Странные, немотивированные повторяющиеся образы – не знаю, откуда они взялись, но они слишком понятны и без объяснения.
Нечего делать дома,
Холодно там и стыдно,
Нет меня – и довольно,
Падаю ниже нуля.
Тут любые строчки цитируй, а всё равно лучше послушать целиком, потому что многие из них повторяются, меняя некоторые слова, и видно это состояние героя, который варится в одних и тех же мыслях, ощущениях. Очень сильно.
Кожа моя ослепла,
Холодно мне и стыдно,
Сделано – и довольно,
Ты от меня ушла.
Хотя, имхо, концертная запись лучше: быстрее ритм и острее «накал страстей», ситуация усугубляется очертя голову, как будто ты катишься с горы. Тогда как студийная версия смотрится несколько перечислением бедствий.
Ну а вот и песня «Слон», которую я тоже с удовольствием слушаю, хотя она и менее шедевральна, чем две предыдущие. Но тоже что-то в ней есть.
Я был не тот, не тем болел,
Не там гулял, не тех жалел.
Вот только сначала я слушала концертную запись и думала, что последние строки звучат так: «А ты из спальника робей, а мой удел – любить людей». :) Хе-хе. Но на самом деле там оказалось совсем другое. А строка «надо ли мучиться» очень напоминает мне «стоит ли злиться из их же
Ещё мне нравится песня «Отлюбил» (наверное, противоположный взгляд на события, рассказанные в композиции «Ушла»:)). В отличие от «Ушла», «Зимы» и «Слона», слов здесь очень мало, и я бы не сказала, что они точные или особо классные. Если процитировать – вообще не понятно, что там может нравиться. И тем не менее.
В песне «Сирота» мне очень-очень-очень нравится припев: «Обними меня за плечи, пожалей меня за ордена…». Бывает так, что песню переслушиваешь из-за одной фразы. (Потому что припевы в ней так себе.)
«День Победы»… Ну как вам сказать… :) «День Победы» Вени Д’ркина мне нравится гораздо больше. А Фёдорова иногда слушаешь только за то, что он Фёдоров. И за то, как самозабвенно он распевает самые простые и бессмысленные в сочетании друг с другом слова. :)
Обычно все выделяют песню «Фа-фа-фа». Она действительно запоминается, но ничего особенного лично для меня не представляет. Так же, как «В Нелюди», «Warum?», «Лётчик» и «Песня Про Столбы» (т.е. все остальные песни альбома). Единственное их достоинство – странные интонации Фёдорова, ну да они ж есть и в более качественных песнях, верно? В «Песне Про Столбы» неожиданно появляется строчка «Падаю ниже нуля» из «Ушла». А «Лётчик» – это, знаете ли, вообще… Нет, конечно, «скольких женщин унесла весна…» и грозная музыка впечатляют, но припевчик: «лётчик хочет кончить»… :-/
Что-то мне охота закончить эту рецензию.
Вечная
recensent.ru
Рецензия на диск "Бодун"Автор: Ксения РождественскаяДата: 10.05.2003Прислал (о, а, и): PekinesВпервые: ZVUKI.RU Мягкая шизофрения аранжировок, небрежные концовки песен, тревожная, царапающая музыка, удивленные интонации. Группа «Аукцыон» — это блаженненький, городской сумасшедший, бормочущий ...
Мягкая шизофрения аранжировок, небрежные концовки песен, тревожная, царапающая музыка, удивленные интонации. Группа «Аукцыон» — это блаженненький, городской сумасшедший, бормочущий что-то посреди разлагающейся густой темноты. Он сам бормотанием своим создает эту темноту, безумно и безудержно улыбается, счастливый, не думает ни о чем. Он нервный, да. И это заразно.
Фраза кого-то из революционеров — «меня глубоко перепахало» — очень точно описывает результат аукцыоновского воздействия. Грубейшие стилистические ошибки, нехитрые, казалось бы, мотивчики, дефекты речи Лени Федорова — а все это вместе опасным сквозняком продувает мозги, пробегает по нервным окончаниям, сдвигает восприятие.
"Бодун" — альбом Великой Победы. Бессознательное начинает и выигрывает, мат в три хода и одиннадцать песен. Вас протащит через все круги похмельного синдрома — от первых осторожных аккордов безумия до нечеловеческих воплей: «Ну и зачем, зачем меня сделал-то? И пошто, пошто да недоделал-то?» И радостное предчувствие неминуемого, жестокого, нежного финала не покинет больше вас.
Так все и закончилось: глупая стюардесса из анекдота, которую мужик постоянно просил принести водички — «Ну, вы понимаете, я же с большого бодуна», — в конце концов поняла, что Большой Бодун расположен где-то в пустыне. Карманный апокалипсис открылся на нужной страничке. Городской сумасшедший, не обращая внимания на шуршащий вокруг песок, улыбнулся и закрыл глаза.
А когда говорят, мол, нынешний «Аукцыон» — не в пример хуже прежнего, не верьте: просто со времен «Бодуна» город изменился, и городские сумасшедшие эволюционировали вместе с ним. (2.10.1999)
Ксения Рождественская (Неофициальный дайджест группы АукцЫон)
zvuki.ru/lenta.auktyon.ru
Песни кризиса русской души(рецензия, не закончена) Один из лучших, как я считаю, альбомов русского рока. Написан «на переломе» времен. Одно из тех произведений искусства, которое является «зеркалом своего времени». Но звучит современно – альбом «кризисный». Его отличают три вещи: необычайная ...
Песни кризиса русской души
(рецензия, не закончена)
Один из лучших, как я считаю, альбомов русского рока. Написан «на переломе» времен. Одно из тех произведений искусства, которое является «зеркалом своего времени». Но звучит современно – альбом «кризисный». Его отличают три вещи: необычайная цельность, (композиционная выстроенность), глубина проникновения в проблематику человеческой души, очень оригинальная для русской, да и мировой, музыки стилистика. Не хочется сплошь петь дифирамбы, но у этого альбома почти нет слабых сторон. Разве что излишняя депрессивность (Radiohead и Coldplay такое и не снилось), но эта печаль по сути «светла». Просто у музыкантов, похоже, не было цели развлечь публику, так же как и погрузить в депрессию. Просто альбом о темных сторонах человеческой экзистенции в определенных исторических условиях. А чем глубже в нее погружаешься, тем больше не до смеха :))
Теперь о композиции. В альбоме 11 песен. Не много и не мало. Все песни короткие, кроме– «Фа-фа», «Зима», «Ушла» и «День победы». А так все минутки по две-три. Начинается альбом небольшим «интро» - песней «В нелюди». Это как бы вступление. С нее слушатель должен понять настроение альбома. Настроиться на то, что оно будет не легким. Далее чередуются динамичные и медленные композиции. Совершенно в этом плане все органично. Музыкальная стилистическая «красная нить», которая проходит через весь альбом, – это некое ска. Впрочем обилия духовых нет, они как бы на заднем плане. Мелодии незамысловатые, но главное – ритм. Именно он и создает неповторимую музыкальную атмосферу альбома. Он «рваный», захлебывающийся, спотыкающийся. Как будто плывешь не по волнам, а едешь по неровной дороге.
Это про стилистику, музыкальную сторону, но главное единство альбома создает не она, а тематика песен. Как уже сказано, в альбоме все «крутится» вокруг метаний души человека, погруженную саму в себя и чувствующую свою незащищенность перед лицом мира, перед глобальными и личными переменами. Естественно, о политике ни слова, это было бы пошло. Вся «публицистичность» этого альбома основана на цифрах года его выпуска – 1991. По-моему тут без комментариев. Сопоставляя тематику песен и время их написания, сразу понимаешь атмосферу, в какой он создавался.
И какой предстает эта душа? Очень сложной. Есть искушение сказать, что это душа сумасшедшего или психически не здорового человека. Но это вряд ли так. Действительно есть параноидальные повторения типа «фа-фа, фа-фа», «хочется, хочется черную смелую женщину». Но то, о чем поется далеко не бред. Это скорее языковое осмысление бреда, происходящего в реальности.
Действительно, языковая сторона этого альбома весьма необычна. Такого вольного обращения со словом мало кто в русской музыки, даже в русском роке себе позволял. Вольного, а точнее свободного. Это когда нет подходящего слова, оно заменяется близким не по смыслу, а по звучанию, чтобы выдерживался ритм. Например: «То ли вьюга веселится, то ли птицы, толи полигон».
А вообще текстовая составляющая альбома подчинена музыкальной. Тексты этого альбома в прямом смысле поются. Такой звукописи, которая удается перу Дмитрия Озерского (автор текстов) мало кому доступна.
Отдельно надо сказать о вокале Леонида Федорова и Гаркуши (на бэк вокале). Такого накала эмоций, такой игры чувств, драматичности и искренности стоит поискать! Как можно так спеть: «Дай мне вина, отче. Летчик хочет кончить»! Это ж просто невозможный надрыв!
Таким образом, в альбоме мы видим редкую гармонию: концептуального построения, музыки, вокала, текстов.
А вот теперь перейдем как раз к анализу песен.
В нелюди. Собсно это коротенькое «интро». Лейтмотив: «Уведи в нелюди. Нелюбить убеди». Почему в нелюди? Да потому, что так, как мы живем, так люди не живут. Сразу поднята высокая «Этическая планка». Жизнь без любви. Убеждаешь жить без – любви, значит ты нелюдь. А без любви – оторванность от мира и одиночество. А вот про это и весь альбом.
День победы. «Победная песня»! Хаха. Первая строчка: «Кто это я?». Действительно, сразу встает проблема самоидентификации лирического героя. Кто я, могу ли я взять от мира столько, смогу унести («много ли я возьму?»), любят ли меня здесь в этом мире («в сердце ли я кому?»), могу ли я что-то дать («должен ли я кому?»). Как видим сплошные вопросы. Это такая песня новорожденного. По сути, способность ставить такие вопросы – это и есть Победа человека над миром! Это означает, что человек не закоснел в своих проблемах, своем мещанстве, в своем ничтожестве, а способен задавать вопросы. Некая вариация на тему «Тварь ли я дрожащая или право имею?». А еще юмористическое обыгрывание «Хотелок» человека. Понятно, что мало просто задавать вопросы. Человек еще что-то и хочет. А то, что он хочет – это бред: «Черную, смелую женщину». Негритянку, идущую на войну J Концовка остается открытой, да и вряд ли в ней есть какой-то четко формулируемый смысл, эта некая фантасмагория. Да и звучит клево по ритму, как некая скороговорка. По музыке песня очень динамичная. Саксофончик на заднем плане очень прикольно сочетается с высоким голосом Федорова, они как бы дополняют друг друга. В общем, победная реляция, но…
Ушла. Вот такие у нас победы. Они всегда спотыкаются о поражения. В данном случае здесь поражение на «личном фронте». В русском роке вообще мало песен о любви, а если они и есть, то они о любви несчастной. Вряд ли я ошибусь, если скажу, что несчастней любви, чем в данной песни ни у кого нет. Песня же, по сути, о том, что человека без любви, а точнее , без объекта любви, нет: «Нет меня и не надо… Ты от меня ушла». Помните у Шевчука: «Навалилась беда, как на огонь вода». Но там песня про то, что девушка героя умирает физически. А здесь уход девушки провоцирует другое – смерть души главного героя, разрушение мира, в каком он живет. А как иначе можно трактовать такие страшные строки: «Воздух боится света, Город сжимает стены, Камнем ложатся тени Душные, как зола.» Это же Апокалипсис, конец мира! Да и то, что «Птицы горят в полете» тоже очень сильно звучит. Что может быть светлее, радостнее и оптимистичнее образа птиц? (вспомним одноименный аукцыоновский альбом «Птица»). Нет, они не летают, а горят в полете. Но нельзя постоянно медленно умирать ведь…
Сирота. «Кто-то теряет, кто-то находит». Если было бы все так мрачно, как в предыдущей песне, то и жить бы не стоило. И даже писать такой альбом не стоило бы. Но ведь в нем еще осталось 9 песен J Потому «Сирота». Рефрен песни «Ты не будешь капитан, будешь сирота». Наверное, это можно понять примерно так: «Если ты будешь предаваться депрессии, то выхода никакого не будет. Ты не будешь капитаном, то есть творцом своей судьбы, а будешь замордованной, несчастной сиротой». Конечно же, без Отца (я бы сказал Небесного Отца, то есть без Бога). Этого надо избежать! Общий настрой этой песни меланхолический, но не более. Без депрессии. Это как бы накопление сил перед броском. Каким?
Слон. А вот таким. Эта песня похожа на некий забег. По ритмике она просто ураганная! У меня она ассоциируется с каким-то рэпом. J Мне кажется, этот текст – манифест альбома. В общем-то, такими густыми мазками нарисована вся наша жизнь. Послушайте: «И сон не сон, и жизнь, как слон, И быт, как яд, и все хотят, Тебя вчера, сегодня я ...» Жизнь давит человека «как слон говно», а ему в общем-то по фигу: «Мне все равно». Как все равно? А куда делись 70 лет построения коммунизма? А поворот рек вспять? А освоение космоса? А мирный атом? (1991 год – конец советской эпохи). Нет! Герою все равно. «Трын-трава». «Бриллиантовая рука» какая-то. Редкостный нигилизм. Это констатация факта бесполезности построения лучшего мира, апология бездействия, поскольку действие не приносит должного результата. Далее по тексту: «Ложь даст любовь». Как это понимать? А от противного. Ложь может дать любовь плотскую, продажную, или просто секс. Любовь без Любви в высоком смысле слова. О чем, в общем-то, концовка песни: «А ты из спальни королей, а мой удел любить блядей». А еще характерно признание лирического героя: «Я не люблю терпеть удач». Терпят неудачи обычно-то. Но для героя такие «удачи» равны неудачам. Потому они ему и не нужны. Вот такая позиция. Чтобы выстоять в мире, надо отречься от мира, от его соблазнов, от его псевдо побед. Вот об этом и песня. А в результате – чистая меланхолия которая выражается –
Фа-фа. в песне с таким незамысловатым названием. Параноидальное повторение одного звукосочетания в качестве рефрена. Некий хлебниковский новояз. Или бормотание ребенка. Действительно в этой песне первозданная простота, человека, отрекшегося от мира. Песня «болотная», в том смысле, что она затягивает, как в трясину, из нее уже сложно выбраться. Но она очень сильная, одна из самых сильных на альбоме. Цитировать и анализировать текст бесполезно, надо им проникнутся. Характерна фраза «накатила суть». В общем-то, ее можно поставить эпиграфом ко всему альбому. Действительно, это когда начинаешь отрекаться от мира, от его соблазнов, успехов, побед и поражений, наступает некое просветление, катарсис. Человеку кажется, что вот она –суть! Очень точно подмечено. Вот она, экзистенция, подлинное «я» человека! Но чем больше понимаешь это, тем больше обнаруживается конфликт между духовным и телесным. А отсюда вопрос – почему?
Warum? По-немецки – «почему?» По-немецки, потому, что в русском языке для автора уже не хватает слов. Да их всего-то в песне две строчки: «Ну и зачем, зачем меня сделал-то? Ну и пошто, пошто да недоделал-то?». Обращение конечно же к Творцу, к Богу. Нет, это не бунт, это поиск Истины. Потому что лирический герой, который проделал такой путь, как в предыдущих песнях, закономерно приходит к Богу. Задает Ему вопросы. А это свойство человека искать Истину. Здесь видим некий упрек: почему не доделал меня? Но эта «недоделанность» - следствие первородного греха, падшей природы самого человека, который был создан Творцом существом гармоничным. Вот ощущение недоделанности, человек и должен в себе преодолевать.
nimak9.livejournal.com
Получалось так, что каждый предыдущий альбом «АукцЫона» оставлял впечатление засчёт отдельных «ударных» треков, которые создавали в процессе прослушивания некую обволакивающую, уникальную в своём роде атмосферу «сентиментального карнавала», присущего данной группе. Так было после дебютного ...
Получалось так, что каждый предыдущий альбом «АукцЫона» оставлял впечатление засчёт отдельных «ударных» треков, которые создавали в процессе прослушивания некую обволакивающую, уникальную в своём роде атмосферу «сентиментального карнавала», присущего данной группе. Так было после дебютного «Вернись в Сорренто» («Чудный вечер», «Книга учёта жизни», «Волчица», «Женщина», «Деньги – это бумага»), после хлёсткого и освежающего «Как я стал предателем» («Мёртвый охотник на мёртвых», «Сосёт», «Осколки», «Нэпман», «Лети, лейтенант»), после самого непрочувствованного мной и не близкого мне «В Багдаде всё спокойно» (пожалуй, только «Жертвоприношение» и «Тоска») и даже после великолепного, но всё же немного перегруженного альбома «Жопа» («Колпак», «Пионер», «Самолёт», «Любовь», «Вру»)… Впрочем, изначально «Жопа» называлась «Дуплом», и именно после пластинки «Дупло» («Эрио», 1990) «АукцЫон» победоносно вернул свои, утраченные было в самом конце 80-х позиции в списке моих меломанских интересов.
Альбом «Дупло» на стыке десятилетий продавался где только можно, песни из него имели щедрую ротацию на независимых радиостанциях (как тут вновь не вспомнить добрым словом легендарное радио «SNC»!), и кто знает – ринулся бы я с таким энтузиазмом искать весной 1992-го только что выпущенный диск «Бодун», если бы не «вкусная» (а на «SNC» по-другому и не умели) раскрутка «Дупла» (читай – раскрутка воспрянувшего из пепла пост-перестроечных битв «АукцЫона»). В общем, уже было поздно и незачем взывать: «Остановите самолёт, я слезу!» — ибо метафизический Лётчик с лицом, подозрительно похожим на лицо Велимира Хлебникова, уже вновь стремительно набирал недосягаемую высоту.
Грампластинку «Бодун» я приобрёл в Доме Книги на Новом Арбате, где на втором этаже в ту пору функционировала неплохая рок-точка. Ничто, даже отсутствовавшая в релизе по понятным причинам «Песня про столбы», не оказало абсолютно никакого негативного влияния – «Бодун» я воспринял всецело, сразу и навсегда. Позже включил песню «Слон» в самодельный 90-минутный сборник лучших песен с пластинок, купленных в 1992 году.
В 1998-м году фирма «Manchester Files» (СПб) издала в едином оригинальном оформлении «Полное собрание сочинений» группы «АукцЫон» (10 кассет и 2 плаката): было интересно и забавно вытащить из приобретённого на «Арбатской» синего картонного чемоданчика несколько изменённую (во всех смыслах) версию своего самого любимого «аукцыоновского» альбома:
Ещё с альбомом «Бодун» у меня прочно ассоциируются легендарный фестиваль «Рок против террора» (УДС «Крылья Советов», 6 апреля 1991) и первый концерт «АукцЫона» в «Программе А» (1993). Компакт-диск с шикарным переизданием («Moroz Records», 2000) купил на «Горбушке» в мае 2002-го. Что касается песен из «Бодуна», то каждая из них «тащит» за собой настолько обширный ворох личных воспоминаний и ассоциаций, что стоит, пожалуй, ограничиться лишь неминуемым возвращением к Хлебникову и в финале этого обзора полностью привести текст его стихотворения «Кто?» (1922). Для меня этот текст – прямая, давняя и самая близкая ассоциация с «АукцЫоном», и, в особенности – с представленным сегодня альбомом. Судите сами:
Парень
С слоновьим затылком
И нежными и добрыми громадными неловкими ушами
Выпятил вперёд,
Свесив губу, как слово «так!»,
Свой железный подбородок
Вождя толп,
Прёт вперёд и вперёд, и вперёд!
С весёлыми глазами
Крушения на небе лётчик,
Где мрачность миров осыпана
Осколками птицы железной,
Весёлой птицы осколками.
И слабыми, добрыми губами.
Богатырь с сажень в плечах –
Кто он?
Бывало, своим голосом играя, как улыбкой,
Он зажигает спичку острот
О голенище глупости.
Игорь ШАМАРИН
igor-shamarin.ru
В этом году благодаря музыкальному издательству «Геометрия» вторую жизнь получила одна из лучших студийных работ группы «АукцЫон» – альбом «Бодун». Как и предыдущие релизы из серии переизданий дискографии культового коллектива, этот также выпущен в коллекционном боксе и дополнен видео и аудио ...
Дмитрий МЕХ
reproduktor.net, 2 декабря 2015 года
После «Жопы» Леонид Фёдоров и компания ещё больше удались от своих первых трёх альбомов. При этом совершенно точно можно сказать, что этот разрыв с прошлым пошёл «АукцЫону» только на пользу. Были, конечно, и критические отзывы о пластинке, но лично сами музыканты считают «Бодун» самой важной ...
После «Жопы» Леонид Фёдоров и компания ещё больше удались от своих первых трёх альбомов. При этом совершенно точно можно сказать, что этот разрыв с прошлым пошёл «АукцЫону» только на пользу. Были, конечно, и критические отзывы о пластинке, но лично сами музыканты считают «Бодун» самой важной записью группы, а песню «Фа-фа» лучшей в их карьере. Для меня лично, 1990 год и дальше — это самый любимый период их творчества (даже «Девушки поют» и «Юла» я воспринимаю как естественное развитие) и на «Бодуне» есть, как минимум, одна безоговорочная главная песня всей моей жизни — это «День Победы».
Если альбом с барельефом, обнаруженным Дмитрием Озерским в одной из ленинградских бань (кстати, для оформления переиздания символ абстиненции был найден и заново сфотографирован), уже переслушан бесчисленное количество раз и не нуждается в словах поддержки, то бонусы, которая положила в бокс-сет «Геометрия» откровенно радуют.
На втором CD нового издания содержится концертная запись, сделанная в городе Люнебург 10 октября 1991 года во время немецких гастролей. Такого драйва и мощи, прущей изо всех щелей я, пожалуй, от «АукцЫона» ещё не слышал.
Настоящая находка для фанатов, позволяющая посмотреть на старые песни по-новому — смелой импровизации и звукового безумия на лайве хоть отбавляй. Дифирамбы можно пропеть и очень качественному видео, снятому на Шабаловке в 1993 году для телепрограммы «Программы „А“» и её легендарной рубрики «Ад Либитум».
Антон КОВАЛЬСКИЙ
RE:активист, 10 марта 2016 года
Получалось так, что каждый предыдущий альбом АукцЫона оставлял впечатление за счёт отдельных «ударных» треков, которые создавали в процессе прослушивания некую обволакивающую, уникальную в своём роде атмосферу «сентиментального карнавала», присущего данной группе. Так было после дебютного «Вернись ...
01 | В нелюди |
|
1:39 |
02 | День Победы |
|
4:05 |
03 | Ушла | 5:03 | |
04 | Сирота |
|
4:59 |
05 | Слон | 3:22 | |
06 | Фа-фа |
|
6:11 |
07 | Warum? |
|
2:37 |
08 | Лётчик | 2:27 | |
09 | Песня про столбы | 2:59 | |
10 | Зима |
|
5:20 |
11 | Отлюбил |
|
3:27 |
01 | Самолёт |
|
6:16 |
02 | Немой |
|
6:48 |
03 | Пионер |
|
6:41 |
04 | Боюсь |
|
7:19 |
05 | Выжить |
|
5:45 |
06 | День Победы | 4:30 | |
07 | Зима |
|
6:04 |
08 | Фа-фа | 6:47 | |
09 | Ябеда |
|
6:34 |
10 | Любовь |
|
6:04 |
11 | Книга учёта жизни | 4:31 | |
12 | Отлюбил |
|
4:15 |
01 | Зима * |
|
|
02 | Лейтенант * |
|
|
03 | Ушла * |
|
|
04 | День Победы * |
|
|
05 | Фа-фа * |
|
|
06 | Осколки * |
|
|
07 | Новогодняя песня * |
|
|
08 | Немой * |
|
|
09 | Боюсь * |
|
|
10 | Самолёт * |
|
|
11 | Ушла (репетиция) ** |
|
|
12 | Отлюбил ** |
|
|
13 | День Победы ** |
|
|
14 | Сирота ** |
|
|
15 | Зима ** |
|
|
16 | Слон ** |
|
|
17 | Ушла ** |
|