Единственный альбом, где легендарный битник-трубадур Алексей «Хвост» Хвостенко выступает в роли чтеца-декламатора. Он исполняет как собственные стихи, так и басни, написанные совместно с автором текста легендарного хита «Над небом голубым» Анри Волохонским. Музыкальное обрамление для стихов Хвоста создают его постоянные творческие партнёры: бывший участник оркестра Дюка Эллингтона Анатолий «Толик» Герасимов (флейта, саксофон), а также музыканты группы АукцЫон. Кроме того, в записи приняли участие члены детского кружка сценической речи из Санкт-Петербурга, в том числе, сын саксофониста АукцЫона Николая «Колика» Рубанова - Богдан. Запись в основном проходила на квартире лидера группы Леонида Фёдорова, фактического продюсера альбома, который затем сводил треки на своей домашней студии. Работа над «Скорпионом» по ряду причин растянулась почти на 10 лет – с 2004 по 2013 год, за это время оба ключевых участника проекта – Хвостенко и Герасимов – ушли из жизни. После смерти Хвоста «критиком и советником» музыкантов в процессе записи стала его дочь Анна. Своё название альбом c легкой руки контрабасиста группы АукцЫон Владимира Волкова получил как по включённому в издание стихотворению «Под знаком Скорпиона», так и потому что сам Хвост по гороскопу был Скорпион. Всего «Скорпион» включает 22 трека, которые дополнены видеобонусом – эксклюзивной съёмкой чтения Хвостом некоторых стихотворений во время записи. Альбом стал первым релизом в серии «Голос поэта».
Голос Алексея Хвостенко записан Андреем Ласкиным 28 мая 2004 года
в квартире Алисы Туровой в Москве.
Видео снято тогда же Евгением Гапеевым при участии Вадима Ульянкина.
Музыку и остальные звуки в различных частях Москвы и Санкт-Петербурга записали:
Анатолий Герасимов, Борис Шавейников, Юрий Парфёнов, Михаил Коловский, Владимир Волков, Николай Рубанов и дети.
Организация записи: Анна Хвостенко и Леонид Фёдоров.
Записи обработаны и сведены Леонидом Фёдоровым весной 2013 года в его домашней студии в Москве.
Мастеринг: Леонид Фёдоров и Евгений Гапеев.
"Альбом получился настоящим, неформальным прощанием с великим автором, который знал тайну творчества, подзабытую нашим веком".
Александр В. Волков, Контрабанда
"Если кто и думает, что времена литературных вечеров канули в Лету, то данный альбом является абсолютным опровержением этого. <...> Можно сказать, что альбом уникален, потому что больше мы нигде не найдём этих стихотворений в исполнении самого автора - это своего рода подарок поэта поклонникам его творчества".
Мария Орловская, Rockcor
"Можно считать первый диск «Геометрии» из серии «Голос поэта» не только грандиозным началом, но и большим подарком для всех любителей поэзии: прошлых, настоящих, будущих".
Антон Ковальский, REактивист/siapress
"Это – полноценное самостоятельное издание, не похожее на предыдущие. Хорошие стихотворения со светлым добрым посылом, прочтённые под лёгкую ненавязчивую музыку. Или, точнее, лёгкая ненавязчивая музыка, сыгранная под хорошие стихотворения со светлым добрым посылом".
Дмитрий Мех, reproduktor.net
© Алексей Хвостенко, наследники
© Анатолий Герасимов, наследники
© ℗ 2014 ГЕОМЕТРИЯ
Альбом открывает серию «Голос поэта». Жанр неожиданный – мелодекламация. Тексты и самого знаменитого диссидента, поэта, барда, и написанные Хвостенко в соавторстве с автором текста легендарного хита «Над небом голубым» Анри Волохонским. Жаль, что этот жанр – чтение стихов под специально подобранный ...
5/5 Если кто и думает, что времена литературных вечеров канули в Лету, то данный альбом является абсолютным опровержением этого. «Скорпион» представляет собой сборник стихов поэта, которые сам Хвостенко исполняет под едва уловимую, ненавязчивую музыку. Можно сказать, что альбом уникален, потому ...
5/5
Если кто и думает, что времена литературных вечеров канули в Лету, то данный альбом является абсолютным опровержением этого. «Скорпион» представляет собой сборник стихов поэта, которые сам Хвостенко исполняет под едва уловимую, ненавязчивую музыку. Можно сказать, что альбом уникален, потому что больше мы нигде не найдём этих стихотворений в исполнении самого автора - это своего рода подарок поэта поклонникам его творчества. Конечно, такой альбом трудно рассматривать как музыкальный релиз, так как внимание в первую очередь обращается не на музыку, а на голос чтеца, манеру исполнения: автор озвучивает собственные произведения спокойно, уравновешенно, с необходимой долей той «авторской холодности», которая не оставляет места самолюбованию. Что касается музыкального сопровождения, то оно, как уже было сказано, в основном заключается в фоновой мелодии, звучащей «на втором плане». Однако музыка здесь неоднородна: например, «День победы» сопровождается трубами, которые, исходя из темы стихотворения, здесь наверняка неслучайны, а «Филантропу» сопутствуют атмосферные звуки, напоминающие этническую мелодию. Некоторые композиции более ритмизованны, к примеру, в «Сопляк и слизень» мы слышим звук барабана (перкуссии). Ещё в ряде композиций присутствует такой эффект, как эховое повторение за автором: например, лаконичное стихотворение «Стерва» дублируется детско-женским голосом с опозданием примерно на одно слово. Общее впечатление от альбома двояко: на первый взгляд кажется, что перед нами отголосок поэзии XX века с уклоном в бардовскую песню (оформление диска достаточно олдскульно), но большинство текстов тяготеет всё-таки к уже современной андеграундной литературе, с её чётко выраженной независимостью от стандартов. Особенно приятно было отметить, что исполнение абсолютно лишено пафоса и патетики, чего невольно ожидаешь от исполнения стихов. Здесь же всё просто, по-домашнему (ассоциация с литературным вечером в узком кругу), и это подтверждается завершением альбома словами: «Ну, что, может, хватит, ребята?»
Мария ОРЛОВСКАЯ
Rockcor, #1/2015, стр. 25
Алексей Хвостенко — личность культовая, и любой артефакт, имеющий к нему отношение, имеет ценность. Особенно стихи. Уже сейчас понятно, что поэтическое наследие Хвоста займёт довольно заметное место на книжной полке второй половины XX века. Уверен, что и «Скорпион», выпущенный «Геометрией», имеет ...
В конце 2014 года музыкальное издательство «Геометрия» выпустило первый диск из цикла «Голос Поэта». Им стал альбом «Скорпион», в котором Алексей «Хвост» Хвостенко читает как собственные стихотворения, так и написанные им в соавторстве с Анри Волохонским басни под аккомпанемент Анатолия Герасимова ...
Поэзия - святая пустота, Голодный блеск в глазах пустого слова, Незыблемая паузы основа, Крик вопля слёз, открывшего уста… Необычный альбом, возникший на стыке жанров, эпох, персонажей. Между началом и финалом работы над "Скорпионом" прошло почти десять лет. За это время в мир иной ...
Голодный блеск в глазах пустого слова,
Незыблемая паузы основа,
Крик вопля слёз, открывшего уста…
Необычный альбом, возникший на стыке жанров, эпох, персонажей. Между началом и финалом работы над "Скорпионом" прошло почти десять лет. За это время в мир иной ушли главные участники проекта — сам Алексей Хвостенко и знаменитый джазмен Анатолий Герасимов. Проект подхватили друзья-соратники, довели до настоящего завершения — пластинка из новой серии "Голос поэта" вышла в свет. И как всё изданное под эгидой Хвоста, обречено на внимание преданной публики. В какой-то момент авторитет Алексея Хвостенко стал так весом, что всё, связанное с ним, принимается безоговорочно, хотя некоторые записи из его разнообразной дискографии явно курьёзны или весьма относительны по качеству.
Но "Скорпион", без сомнений — и оригинально, и содержательно. Весной 2004-го года, за полгода до смерти, Алексей Хвостенко начитал под запись 22 произведения. Стихи — свои и совместные с Анри Волохонским, автором текста знаменитого "Рая" ("Над небом голубым"), что стал общесоюзным хитом в исполнении Гребенщикова, который, правда, "приземлил" место действия песни.
С музыкальным оформлением для стихов поработали бывший участник оркестра Дюка Эллингтона Анатолий Герасимов (флейта, саксофон), уникальный трубач Юрий Парфёнов и музыканты круга "Аукцыона" — Борис Шавейников, Михаил Коловский, Владимир Волков, Николай Рубанов. Фактическим продюсером альбома стал Леонид Фёдоров, который обрабатывал и сводил записи в своей домашней студии
При всех границах заявки — "поэт у микрофона" — альбом получился очень музыкальным. Тут и тембр Хвоста, и — условно — музыкальность его строк и образов, и больший диапазон участников, не скованных компромиссами рок-бард-традиции. И получилось соблюсти баланс поэтического "я" и звуковых экспериментов.
Вообще, Хвостенко, если и зачислять по разряду "авторской песни", то только очень "метафизической", во многом отрицающей сам факт этой самой "авторской песни". В него выплеснулись и трубадуры, и Возрождение, и романтики, и Серебряный век, и авангард, и битники, наверное, и Южинский круг, и шансон. Хвост мог выступать как последователь некоей школы, направления, и тут же становится ниспровергателем оных.
Как настоящий любимец муз, Хвост был человеком искусств. Художник, скульптор, поэт, певец, артист. Он принадлежал к генерациям "неофициального искусства" — и в шестидесятые, и в девяностые — не сильно охотясь за временем. Хвостенко осознавал, что проживает в "пышном веке печатных схем и чеков". И по-своему решал взаимоотношения с миром, отстаивая свою самодостаточность и самобытность. В Париже, ставшим его пристанищем после выезда из Союза, обитал по сквотам и, кажется, не сильно обзаводился официальными регистрациями. А возращение российского гражданства уже в ХХI веке потребовало подписи российского президента. При этом Хвост всегда оставался своеобразным центром, вокруг которого начиналась "движуха", пусть сам он этим не сильно заботился. Хотя и имел звание вице-президента Академии русских художников.
С подачи контрабасиста Владимира Волкова альбом получил название по включённому в издание стихотворению "Под знаком Скорпиона", да и сам Хвост из астрологических "скорпионов". Хочется, ой, хочется, оспорить сей вариант — всё-таки традиционно символ имеет сугубо негативную трактовку. Пожалуй, за исключением античности: в древнем Риме скорпиона связывали с Меркурием, и уже не только покровительствующего торговле, но и открытого ремёслам и искусству. Или же вспомнить бальмонтовского скорпиона, "гордого и вольного". Таковым, очевидно, был и Алексей Львович Хвостенко, в ноябре 2015 года ему бы исполнилось 75 лет.
Наконец, традиционное доброе слово издателям — за качество диска, в котором, помимо голоса, музыки и текстов — есть любопытная видео-составляющая, подробная история создания пластинки от Сергея Гурьева и фундаментальное литературоведческое слово Натальи Вишняковой "Последний вагант".
Андрей СМИРНОВ,
Завтра, 26 февраля 2015 года
На этой пластинке Алексей «Хвост» Хвостенко читает собственные стихи и басни под авангардное музыкальное сопровождение Анатолия Герасимова и группы «АукцЫон». Хвост здесь во всех смыслах в своём репертуаре: он и пел примерно так же, как декламировал стихи - надреснутым ёрническим голосом, ...
На этой пластинке Алексей «Хвост» Хвостенко читает собственные стихи и басни под авангардное музыкальное сопровождение Анатолия Герасимова и группы «АукцЫон». Хвост здесь во всех смыслах в своём репертуаре: он и пел примерно так же, как декламировал стихи - надреснутым ёрническим голосом, далёким от благозвучия. Аккомпанемент, собственно, вполне соответствует этой манере. Благообразие и мелодизм произведения Хвостенко всегда приобретали в чужом исполнении - вспомним хотя бы «Над небом голубым» Бориса Гребенщикова и «Орландину» группы «Колибри». Альбом «Скорпион», пусть тут и стихи записаны, встаёт в один ряд с другими работами Хвоста, предназначенными сугубо для любителей или тех, кто стесняется признаться, что ему на самом деле такая музыка не нравится. Казалось бы - ну, очередное переиздание «Геометрии», как всегда, красивое, но при этом и необязательное.
Всё это не совсем так. Диск «Скорпион» доселе никогда не издавался и является одной из последних прижизненных записей Алексея Хвостенко. Об этом в буклете подробно рассказывает статья Сергея Гурьева. Вернувшего российское гражданство и надолго приехавшего в Россию Хвоста в 2004 году уговорили записать на плёнку свои стихи. Тот в своей манере посопротивлялся, да и в процессе записи предлагал бросить это дело да и выпить вина, но всё же в прекрасный майский день на московской квартире у первой жены Алисы Туровой наговорил 22 текста - в своей узнаваемой артистичной манере. Музыку планировалось наложить позднее, но 30 ноября того же года Хвост умер от воспаления лёгких. «Все участники процесса были деморализованы, запись надолго легла на полку», - менее экспрессивно, чем обычно, констатирует Гурьев. Спокойный тон повествования оттеняется его драматичным содержанием: о записи вспомнили только в 2013-м, когда Анатолий Герасимов уже серьёзно болел. Он успел записать партии саксофон для половины треков, после чего тоже умер.
Лидер «АукцЫона» Леонид Фёдоров подхватил вторично выпавшее знамя и, невзирая на зловещую ауру, которая начала сгущаться над проектом, довёл музыкальную работу над альбомом до конца. Естественно, были приглашены ещё несколько музыкантов «АукцЫона» и читающие стихи дети, а некоторые идеи Герасимова Фёдоров творчески переосмыслил. Стало ли от этого лучше или хуже, мы сравнить уже не сможем - получилось как есть. Зато можно сравнить напечатанные в буклете тексты Алексея Львовича с ними же в авторском исполнении.
Альбом «Скорпион» всячески рекомендуется искренним любителям творчества Хвоста, а также интересующимся, для которых в буклете содержится трактат Натальи Вишняковой «Последний вагант». Кроме того, работа определённо должна привлечь внимание мистиков - нечасто ведь встречаешь альбом, который стал последним в жизни двух их трёх ключевых участников процесса. Надеемся, что с остальными фигурантами всё будет хорошо.
Алексей МАЖАЕВ,
InterMedia, 16 марта 2015 года
Шесть дней и десять летСкажите честно: вы правда до сих пор считаете, что «Город золотой» сочинил Гребенщиков? Расставались бы с этим неполезным заблуждением. Ибо досточтимый Борис Борисович не имеет к данной композиции ни малейшего отношения. Слова песни написал Анри Волохонский на мелодию ...
01 | Стерва |
|
|
02 | Дерево в саду |
|
|
03 | Поэзия |
|
|
04 | День победы |
|
|
05 | Сопляк и слизень |
|
|
06 | Элегия |
|
|
07 | Филантропу |
|
|
08 | Чёртик - погонщик слов |
|
|
09 | Басня про кретина |
|
|
10 | Пейзаж в зеркале |
|
|
11 | Стихотворение о музыке (О, Музыка!..) |
|
|
12 | Глупец |
|
|
13 | Пейзаж |
|
|
14 | Памятник |
|
|
15 | Улисс |
|
|
16 | Говнюк в ивняке |
|
|
17 | Под знаком Скорпиона | ||
18 | Часослов |
|
|
19 | Басня сверкающего слова (Вот) |
|
|
20 | Вильяму Петровичу Брую | ||
21 | Сонет. Продолжение |
|
|
22 | Печальные забавы |
|