Что издано

Каталожный номер GEO 089 CD
Формат CD
Упаковка Digibook 84 страницы
Дата релиза 04 декабря 2014 г.

Хвостенко Алексей
"Скорпион"

Единственный альбом, где легендарный битник-трубадур Алексей «Хвост» Хвостенко выступает в роли чтеца-декламатора. Он исполняет как собственные стихи, так и басни, написанные совместно с автором текста легендарного хита «Над небом голубым» Анри Волохонским. Музыкальное обрамление для стихов Хвоста создают его постоянные творческие партнёры: бывший участник оркестра Дюка Эллингтона Анатолий «Толик» Герасимов (флейта, саксофон), а также музыканты группы АукцЫон. Кроме того, в записи приняли участие члены детского кружка сценической речи из Санкт-Петербурга, в том числе, сын саксофониста АукцЫона Николая «Колика» Рубанова - Богдан. Запись в основном проходила на квартире лидера группы Леонида Фёдорова, фактического продюсера альбома, который затем сводил треки на своей домашней студии. Работа над «Скорпионом» по ряду причин растянулась почти на 10 лет – с 2004 по 2013 год, за это время оба ключевых участника проекта – Хвостенко и Герасимов – ушли из жизни. После смерти Хвоста «критиком и советником» музыкантов в процессе записи стала его дочь Анна. Своё название альбом c легкой руки контрабасиста группы АукцЫон Владимира Волкова получил как по включённому в издание стихотворению «Под знаком Скорпиона», так и потому что сам Хвост по гороскопу был Скорпион. Всего «Скорпион» включает 22 трека, которые дополнены видеобонусом – эксклюзивной съёмкой чтения Хвостом некоторых стихотворений во время записи. Альбом  стал первым релизом в серии «Голос поэта».

Голос Алексея Хвостенко записан Андреем Ласкиным 28 мая 2004 года
в квартире Алисы Туровой в Москве.

Видео снято тогда же Евгением Гапеевым при участии Вадима Ульянкина.

Музыку и остальные звуки в различных частях Москвы и Санкт-Петербурга записали:
Анатолий Герасимов, Борис Шавейников, Юрий Парфёнов, Михаил Коловский, Владимир Волков, Николай Рубанов и дети.

Организация записи: Анна Хвостенко и Леонид Фёдоров.

Записи обработаны и сведены Леонидом Фёдоровым весной 2013 года в его домашней студии в Москве.

Мастеринг: Леонид Фёдоров и Евгений Гапеев.

"Альбом получился настоящим, неформальным прощанием с великим автором, который знал тайну творчества, подзабытую нашим веком".
Александр В. Волков, Контрабанда


"Если кто и думает, что времена литературных вечеров канули в Лету, то данный альбом является абсолютным опровержением этого. <...> Можно сказать, что альбом уникален, потому что больше мы нигде не найдём этих стихотворений в исполнении самого автора - это своего рода подарок поэта поклонникам его творчества".
Мария Орловская, Rockcor

"Можно считать первый диск «Геометрии» из серии «Голос поэта» не только грандиозным началом, но и большим подарком для всех любителей поэзии: прошлых, настоящих, будущих".
Антон Ковальский, REактивист/siapress


"Это – полноценное самостоятельное издание, не похожее на предыдущие. Хорошие стихотворения со светлым добрым посылом, прочтённые под лёгкую ненавязчивую музыку. Или, точнее, лёгкая ненавязчивая музыка, сыгранная под хорошие стихотворения со светлым добрым посылом".
Дмитрий Мех, reproduktor.net

© Алексей Хвостенко, наследники

© Анатолий Герасимов, наследники

© ℗ 2014 ГЕОМЕТРИЯ

Мнения
Альбом открывает серию «Голос поэта». Жанр неожиданный – мелодекламация. Тексты и самого знаменитого диссидента, поэта, барда, и написанные Хвостенко в соавторстве с автором текста легендарного хита «Над небом голубым» Анри Волохонским. Жаль, что этот жанр – чтение стихов под специально подобранный ...
Рецензия от "Контрабанда"
Хвостенко Алексей "Скорпион"
Альбом открывает серию «Голос поэта». Жанр неожиданный – мелодекламация. Тексты и самого знаменитого диссидента, поэта, барда, и написанные Хвостенко в соавторстве с автором текста легендарного хита «Над небом голубым» Анри Волохонским. Жаль, что этот жанр – чтение стихов под специально подобранный аккомпанемент не очень  распространен в аудиопространстве.

В новом релизе можно встретить самые странные вселенные, впрочем, знакомые с творчеством Хвостнко новых горизонтов, может быть, и не откроют. Смысл иногда словно ускользает, прячется, превращаясь в эфир и обволакивая сознание. Этому способствуют и авангардные тексты, и неконкретный фри-аккомпанемент, который и начинается и заканчивается громом литавр, эдаким «громом небесным».

Музыку делал, игравший в оркестре Дюка Эллингтона Анатолий «Толик» Герасимов (флейта, саксофон). Затем подключились музыканты «АукцЫона» саксофонист Николай «Колик» Рубанов с сыном Богданом (Хвостенко предложил, чтобы отзвуком к некотрым текстам звучали детские голоса), Владимир Волков, Юрий Парфёнов, Борис Шавейников. Работа над «Скорпионом» по ряду причин растянулась почти на 10 лет – с 2004 по 2013 год, за это время оба ключевых участника проекта – Хвостенко и Герасимов – ушли из жизни. Доделывался альбом на студии лидера «Аукцыона» Леонида Фёдорова.

Издание – не меньше книга, чем аудио-релиз. Об этом говорит и оригинальная графика и благородная толстость упаковки. Про эту пластинку нельзя сказать просто – «душевная» или «глубокая» - она гармонично объединяет все подобные определения. Когда в финале бард широко выдыхает… и так заканчивает свою последнюю работу, слабонервные могут и расчувствоваться. Альбом получился настоящим, неформальным прощанием с великим автором, который знал тайну творчества, подзабытую нашим веком.

Александр В. ВОЛКОВ
Контрабанда, 1 марта 2015 г.

Контрабанда
5/5 Если кто и думает, что времена литературных вечеров канули в Лету, то данный альбом является абсолютным опровержением этого. «Скорпион» представляет собой сборник стихов поэта, которые сам Хвостенко исполняет под едва уловимую, ненавязчивую музыку. Можно сказать, что альбом уникален, потому ...
Рецензия от "Rockcor"
Хвостенко Алексей "Скорпион"

5/5

Если кто и думает, что времена литературных вечеров канули в Лету, то данный альбом является абсолютным опровержением этого. «Скорпион» представляет собой сборник стихов поэта, которые сам Хвостенко исполняет под едва уловимую, ненавязчивую музыку. Можно сказать, что альбом уникален, потому что больше мы нигде не найдём этих стихотворений в исполнении самого автора - это своего рода подарок поэта поклонникам его творчества. Конечно, такой альбом трудно рассматривать как музыкальный релиз, так как внимание в первую очередь обращается не на музыку, а на голос чтеца, манеру исполнения: автор озвучивает собственные произведения спокойно, уравновешенно, с необходимой долей той «авторской холодности», которая не оставляет места самолюбованию. Что касается музыкального сопровождения, то оно, как уже было сказано, в основном заключается в фоновой мелодии, звучащей «на втором плане». Однако музыка здесь неоднородна: например, «День победы» сопровождается трубами, которые, исходя из темы стихотворения, здесь наверняка неслучайны, а «Филантропу» сопутствуют атмосферные звуки, напоминающие этническую мелодию. Некоторые композиции более ритмизованны, к примеру, в «Сопляк и слизень» мы слышим звук барабана (перкуссии). Ещё в ряде композиций присутствует такой эффект, как эховое повторение за автором: например, лаконичное стихотворение «Стерва» дублируется детско-женским голосом с опозданием примерно на одно слово. Общее впечатление от альбома двояко: на первый взгляд кажется, что перед нами отголосок поэзии XX века с уклоном в бардовскую песню (оформление диска достаточно олдскульно), но большинство текстов тяготеет всё-таки к уже современной андеграундной литературе, с её чётко выраженной независимостью от стандартов. Особенно приятно было отметить, что исполнение абсолютно лишено пафоса и патетики, чего невольно ожидаешь от исполнения стихов. Здесь же всё просто, по-домашнему (ассоциация с литературным вечером в узком кругу), и это подтверждается завершением альбома словами: «Ну, что, может, хватит, ребята?»

Мария ОРЛОВСКАЯ
Rockcor, #1/2015, стр. 25

Rockcor
Алексей Хвостенко — личность культовая, и любой артефакт, имеющий к нему отношение, имеет ценность. Особенно стихи. Уже сейчас понятно, что поэтическое наследие Хвоста займёт довольно заметное место на книжной полке второй половины XX века. Уверен, что и «Скорпион», выпущенный «Геометрией», имеет ...
Рецензия от "RE:активист/siapress"
Хвостенко Алексей "Скорпион"
Алексей Хвостенко — личность культовая, и любой артефакт, имеющий к нему отношение, имеет ценность. Особенно стихи. Уже сейчас понятно, что поэтическое наследие Хвоста займёт довольно заметное место на книжной полке второй половины XX века. Уверен, что и «Скорпион», выпущенный «Геометрией», имеет полное право расположиться там же. Ведь, по сути, это единственная запись, где поэт не пытается петь, а читает стихи.

Судьба у альбома получилась непростая. Несмотря на то, что запись длилось всего шесть дней, между записью и выпуском уместилось почти десятилетие. За эти годы ушёл из жизни Хвостенко, не найти уже в живых джазового музыканта Анатолия Герасимова, который был одной из ключевых фигур записи, оформившей звуком стихи Алексея Львовича. Герасимов успел «надудеть» в 2013 году на флейте и саксофоне ровно для половины треков альбома (11 из 22), но потом почувствовал себя настолько плохо, что больше принимать участие в записи не смог и вскоре умер.

Довёл альбом до ума Леонид Фёдоров. Работать со стихами Хвоста музыкантам «АукцЫона» было не привыкать. Такие культовые альбомы, как «Чайник вина» и «Жилец вершин» (хоть и на стихи Велимира Хлебникова, но с голосом Алексея Хвостенко) говорят сами за себя. К тому же помимо них были «Верпования», «Опыт постороннего творческого процесса» и другие яркие моменты взаимодействия поэта и музыкантов. В результате 11 оставшихся треков наполнили звуками Николай Рубанов (саксофон), Михаил Коловский(труба), Борис Шавейников (перкуссия), Юрий Парфёнов (труба) и Владимир Волков (контрабас). Появились на записи и дети. Сын Рубанова Богдан и его друзья по питерскому кружку сценической речи. Таким образом, идея Герасимова использовать в записи голоса детей, читающих стихи Хвоста практически одновременно с ним, осуществилась. Фёдоров же не только записал, но и свёл всё это великолепие в своей домашней студии.

«Скорпион» — очень важная запись. Сейчас, когда Хвоста уже нет, её важность ещё более неоценима. Так что можно считать первый диск «Геометрии» из серии «Голос поэта» не только грандиозным началом, но и большим подарком для всех любителей поэзии: прошлых, настоящих, будущих. Тем более, что лейбл не только выпустил эту запись, но и стал её виновником. Именно шеф ещё тогда совершенно неизвестного музыкального издательства Павел Кострикин предложил в 2004 году Алексею Хвостенко почитать свои стихи в микрофон. Спасибо!

Антон КОВАЛЬСКИЙ

reaktivist.ru, 1 марта 2015 г.

siapress.ru, 7 марта 2015 г.
RE:активист/siapress
В конце 2014 года музыкальное издательство «Геометрия» выпустило первый диск из цикла «Голос Поэта». Им стал альбом «Скорпион», в котором Алексей «Хвост» Хвостенко читает как собственные стихотворения, так и написанные им в соавторстве с Анри Волохонским басни под аккомпанемент Анатолия Герасимова ...
Рецензия от "reproduktor"
Хвостенко Алексей "Скорпион"
В конце 2014 года музыкальное издательство «Геометрия» выпустило первый диск из цикла «Голос Поэта». Им стал альбом «Скорпион», в котором Алексей «Хвост» Хвостенко читает как собственные стихотворения, так и написанные им в соавторстве с Анри Волохонским басни под аккомпанемент Анатолия Герасимова и музыкантов «АукцЫона». Издание получилось интересным и, я бы даже сказал, энциклопедическим. Если бы сегодня люди, как прежде, готовы были открывать для себя что-то новое, именно «Скорпиона» можно было бы рекомендовать для знакомства с творчеством Хвоста. Представители интеллигенции старшего поколения знают Алексея Хвостенко как художника, поэта и барда. К сожалению, в 70-х годах он был вынужден эмигрировать из России во Францию, где вместе с Владимиром Марамзиным издавал журнал «Эхо». Молодёжь знает Хвоста, прежде всего, по работам с группой «АукцЫон», альбомам «Чайник Вина», «Жилец Вершин» и «Верпования». Участники коллектива являются главными популяризаторами творчества Хвостенко в России. Не буду скрывать, что и я впервые познакомился с творчеством Алексея Львовича именно благодаря названным выше пластинкам. Не удивительно, что и «Скорпион» сделан при непосредственном участии музыкантов «АукцЫона», ведь именно с этими людьми в «новой России» Хвост сотрудничал активнее всего. Пластинка записывалась почти десять лет, причём непосредственно запись продолжалась в течение шести дней. В 2004 году Хвостенко записал голос, а уже спустя многие годы под готовую запись было сделано музыкальное сопровождение. «Скорпион» также стал последней работой джазового саксофониста Анатолия Герасимова, который работал над пластинкой уже будучи тяжело больным. Финальная стадия работы происходила весной 2013 года в домашней студии Леонида Фёдорова. Авторское прочтение произведений всегда интересно. Хорошо, что сотрудникам «Геометрии» в своё время пришла мысль записать голос поэта, хотя, как выясняется из размещённой в буклете статьи Сергея Гурьева, сделать это было не так-то просто. Хвостенко не горел желанием записываться, предлагая собравшимся альтернативный вариант времяпрепровождения. Тем не менее, запись всё же состоялась, причём некоторую её часть даже засняли на видео, которое присутствует в издании в виде бонуса. Таким образом, мы можем не только услышать, но ещё и увидеть поэта. Энциклопедическое издание было бы не полным без истории его создания и анализа творчества автора. Всё это здесь есть. Кстати, издание больше похоже не маленькую книгу, чем на обычный компакт-диск: толстый переплёт, который язык не поворачивается назвать диджибуком, страницы из толстой бумаги высокого качества, стихотворения, иллюстрации художника Сергея Есаяна – всё это здесь есть. Дополняют картину статьи Сергея Гурьева «Хвост – погонщик слов» и Натальи Вишняковой «Последний вагант» – такой небольшой анализ стихов Алексея Львовича. «Скорпион» – это своего рода дополнение и к дискографии Хвоста, и к дискографии «АукцЫона». Но в то же время, это – полноценное самостоятельное издание, не похожее на предыдущие. Хорошие стихотворения со светлым добрым посылом, прочтённые под лёгкую ненавязчивую музыку. Или, точнее, лёгкая ненавязчивая музыка, сыгранная под хорошие стихотворения со светлым добрым посылом.

Дмитрий МЕХ
reproduktor.net, 11 февраля 2015 г.

reproduktor
Поэзия - святая пустота, Голодный блеск в глазах пустого слова, Незыблемая паузы основа, Крик вопля слёз, открывшего уста… Необычный альбом, возникший на стыке жанров, эпох, персонажей. Между началом и финалом работы над "Скорпионом" прошло почти десять лет. За это время в мир иной ...
Рецензия от "Завтра"
Хвостенко Алексей "Скорпион"

Поэзия - святая пустота,

Голодный блеск в глазах пустого слова,

Незыблемая паузы основа,

Крик вопля слёз, открывшего уста…

Необычный альбом, возникший на стыке жанров, эпох, персонажей. Между началом и финалом работы над "Скорпионом" прошло почти десять лет. За это время в мир иной ушли главные участники проекта — сам Алексей Хвостенко и знаменитый джазмен Анатолий Герасимов. Проект подхватили друзья-соратники, довели до настоящего завершения — пластинка из новой серии "Голос поэта" вышла в свет. И как всё изданное под эгидой Хвоста, обречено на внимание преданной публики. В какой-то момент авторитет Алексея Хвостенко стал так весом, что всё, связанное с ним, принимается безоговорочно, хотя некоторые записи из его разнообразной дискографии явно курьёзны или весьма относительны по качеству.

Но "Скорпион", без сомнений — и оригинально, и содержательно. Весной 2004-го года, за полгода до смерти, Алексей Хвостенко начитал под запись 22 произведения. Стихи — свои и совместные с Анри Волохонским, автором текста знаменитого "Рая" ("Над небом голубым"), что стал общесоюзным хитом в исполнении Гребенщикова, который, правда, "приземлил" место действия песни.

С музыкальным оформлением для стихов поработали бывший участник оркестра Дюка Эллингтона Анатолий Герасимов (флейта, саксофон), уникальный трубач Юрий Парфёнов и музыканты круга "Аукцыона" — Борис Шавейников, Михаил Коловский, Владимир Волков, Николай Рубанов. Фактическим продюсером альбома стал Леонид Фёдоров, который обрабатывал и сводил записи в своей домашней студии

При всех границах заявки — "поэт у микрофона" — альбом получился очень музыкальным. Тут и тембр Хвоста, и — условно — музыкальность его строк и образов, и больший диапазон участников, не скованных компромиссами рок-бард-традиции. И получилось соблюсти баланс поэтического "я" и звуковых экспериментов.

Вообще, Хвостенко, если и зачислять по разряду "авторской песни", то только очень "метафизической", во многом отрицающей сам факт этой самой "авторской песни". В него выплеснулись и трубадуры, и Возрождение, и романтики, и Серебряный век, и авангард, и битники, наверное, и Южинский круг, и шансон. Хвост мог выступать как последователь некоей школы, направления, и тут же становится ниспровергателем оных.

Как настоящий любимец муз, Хвост был человеком искусств. Художник, скульптор, поэт, певец, артист. Он принадлежал к генерациям "неофициального искусства" — и в шестидесятые, и в девяностые — не сильно охотясь за временем. Хвостенко осознавал, что проживает в "пышном веке печатных схем и чеков". И по-своему решал взаимоотношения с миром, отстаивая свою самодостаточность и самобытность. В Париже, ставшим его пристанищем после выезда из Союза, обитал по сквотам и, кажется, не сильно обзаводился официальными регистрациями. А возращение российского гражданства уже в ХХI веке потребовало подписи российского президента. При этом Хвост всегда оставался своеобразным центром, вокруг которого начиналась "движуха", пусть сам он этим не сильно заботился. Хотя и имел звание вице-президента Академии русских художников.

С подачи контрабасиста Владимира Волкова альбом получил название по включённому в издание стихотворению "Под знаком Скорпиона", да и сам Хвост из астрологических "скорпионов". Хочется, ой, хочется, оспорить сей вариант — всё-таки традиционно символ имеет сугубо негативную трактовку. Пожалуй, за исключением античности: в древнем Риме скорпиона связывали с Меркурием, и уже не только покровительствующего торговле, но и открытого ремёслам и искусству. Или же вспомнить бальмонтовского скорпиона, "гордого и вольного". Таковым, очевидно, был и Алексей Львович Хвостенко, в ноябре 2015 года ему бы исполнилось 75 лет.

Наконец, традиционное доброе слово издателям — за качество диска, в котором, помимо голоса, музыки и текстов — есть любопытная видео-составляющая, подробная история создания пластинки от Сергея Гурьева и фундаментальное литературоведческое слово Натальи Вишняковой "Последний вагант".

Андрей СМИРНОВ,
Завтра, 26 февраля 2015 года

Завтра
На этой пластинке Алексей «Хвост» Хвостенко читает собственные стихи и басни под авангардное музыкальное сопровождение Анатолия Герасимова и группы «АукцЫон». Хвост здесь во всех смыслах в своём репертуаре: он и пел примерно так же, как декламировал стихи - надреснутым ёрническим голосом, ...
Рецензия от "InterMedia"
Хвостенко Алексей "Скорпион"

На этой пластинке Алексей «Хвост» Хвостенко читает собственные стихи и басни под авангардное музыкальное сопровождение Анатолия Герасимова и группы «АукцЫон». Хвост здесь во всех смыслах в своём репертуаре: он и пел примерно так же, как декламировал стихи - надреснутым ёрническим голосом, далёким от благозвучия. Аккомпанемент, собственно, вполне соответствует этой манере. Благообразие и мелодизм произведения Хвостенко всегда приобретали в чужом исполнении - вспомним хотя бы «Над небом голубым» Бориса Гребенщикова и «Орландину» группы «Колибри». Альбом «Скорпион», пусть тут и стихи записаны, встаёт в один ряд с другими работами Хвоста, предназначенными сугубо для любителей или тех, кто стесняется признаться, что ему на самом деле такая музыка не нравится. Казалось бы - ну, очередное переиздание «Геометрии», как всегда, красивое, но при этом и необязательное.

Всё это не совсем так. Диск «Скорпион» доселе никогда не издавался и является одной из последних прижизненных записей Алексея Хвостенко. Об этом в буклете подробно рассказывает статья Сергея Гурьева. Вернувшего российское гражданство и надолго приехавшего в Россию Хвоста в 2004 году уговорили записать на плёнку свои стихи. Тот в своей манере посопротивлялся, да и в процессе записи предлагал бросить это дело да и выпить вина, но всё же в прекрасный майский день на московской квартире у первой жены Алисы Туровой наговорил 22 текста - в своей узнаваемой артистичной манере. Музыку планировалось наложить позднее, но 30 ноября того же года Хвост умер от воспаления лёгких. «Все участники процесса были деморализованы, запись надолго легла на полку», - менее экспрессивно, чем обычно, констатирует Гурьев. Спокойный тон повествования оттеняется его драматичным содержанием: о записи вспомнили только в 2013-м, когда Анатолий Герасимов уже серьёзно болел. Он успел записать партии саксофон для половины треков, после чего тоже умер.

Лидер «АукцЫона» Леонид Фёдоров подхватил вторично выпавшее знамя и, невзирая на зловещую ауру, которая начала сгущаться над проектом, довёл музыкальную работу над альбомом до конца. Естественно, были приглашены ещё несколько музыкантов «АукцЫона» и читающие стихи дети, а некоторые идеи Герасимова Фёдоров творчески переосмыслил. Стало ли от этого лучше или хуже, мы сравнить уже не сможем - получилось как есть. Зато можно сравнить напечатанные в буклете тексты Алексея Львовича с ними же в авторском исполнении.

Альбом «Скорпион» всячески рекомендуется искренним любителям творчества Хвоста, а также интересующимся, для которых в буклете содержится трактат Натальи Вишняковой «Последний вагант». Кроме того, работа определённо должна привлечь внимание мистиков - нечасто ведь встречаешь альбом, который стал последним в жизни двух их трёх ключевых участников процесса. Надеемся, что с остальными фигурантами всё будет хорошо.

Алексей МАЖАЕВ,
InterMedia, 16 марта 2015 года 

InterMedia
Шесть дней и десять летСкажите честно: вы правда до сих пор считаете, что «Город золотой» сочинил Гребенщиков? Расставались бы с этим неполезным заблуждением. Ибо досточтимый Борис Борисович не имеет к данной композиции ни малейшего отношения. Слова песни написал Анри Волохонский на мелодию ...
Рецензия от "Книжное обозрение"
Хвостенко Алексей "Скорпион"
Шесть дней и десять лет
Скажите честно: вы правда до сих пор считаете, что «Город золотой» сочинил Гребенщиков? Расставались бы с этим неполезным заблуждением. Ибо досточтимый Борис Борисович не имеет к данной композиции ни малейшего отношения. Слова песни написал Анри Волохонский на мелодию советского композитора, гитариста-семиструнника и лютниста Владимира Васильева «Канцона и танец» с пластинки лютневой музыки 1970 года. Что?
Франческо Канова да Милано? Да, был такой. Вот только ничего подобного не писал. Произведения Франческо да Милано внесены в ватиканские протоколы и известны наперечет. Кстати, Винченцо Галилей тоже не является автором «Паваны и гальярды» (на эту музыку создана еще одна песня Волохонского, – «Конь унес любимого»).Отличным композитором и великим мистификатором был Владимир Фёдорович Вавилов… Так вот, тот самый «Город золотой», в оригинале именующийся «Рай», и начинающийся строчкой «НАД небом голубым…», начиная с 70-х годов исполнял Алексей «Хвост» Хвостенко, друг и соавтор Волохонского, и лишь в марте 84-го на концерте в Харьковском Государственном Университете ее спел Борис Гребенщиков.К чести БГ, следует упомянуть,  что он искренне признался в полном неведении относительно авторства композиции. Правда, после фильма «Асса» стал «забывать» уточнять эту пикантную подробность.
А Хвостенко и Волохонский жили себе вдали от советских пенатов. Сочиняли под общим псевдонимом  А.Х.В. хулиганские, отчасти абсурдные басни:  «Меж мыла и мочал / Плескалась в шайке Стерва. / Кто век молчал, / Тот скоро будет первым».  В 1984-м книжечка этих басен была издана в Париже совершенно мизерным тиражом. В апреле же 1989-го произошло событие поистине эпохальное: в столицу Франции прибыла «единственная великая русская группа» «АукцЫон». В общем, они нашли друг друга. Уже в 1992-м «Хвост и АукцЫон» записывают альбом «Чайник вина» на стихи Хвостенко, где звучат знамениты «Орландина», «Внутри собаки», «Мы всех лучше», – всего 12 композиций. Вслед за этим последовал альбом «Жилец вершин» (1995) на стихи Велимира Хлебникова, «Опыт постороннего творческого процесса» (1995, квартирник Хвостен-ко и Фёдорова). Последней их совместной работой стал «Скорпион», вышедший в 2014-м, через 10 лет после смерти Хвостенко.
Отличие этой пластинки от прочих заключается в том, что на ней Хвост выступает в необычной для себя роли, – не певца-барда-трубадура, а поэта, читающего свои стихи. Идея эта принадлежала Павлу Кострикину, шефу музыкального издательства «Геометрия». После первого после возвращения (много лет назад Хвостенко заявил, что вернется на родину только после того, как Ленинграду вернут историческое название Санкт-Петербург) концерта Хвоста в клубе «Точка» в 2004-м он подошел к Алексею Львовичу и предложил сделать такую запись. Записывать решили на дому у первой жены Хвоста Алисы Тилле. Хвостенко отлынивал,  «норовил схалявить, но постепенно <…> все-таки читал и читал. Когда закончились стихи, мы потребовали продолжения банкета, и он перешел на басни».Музыкальное сопровождение предлагалось сделать в исполнении Анатолия «Толика» Герасимова. «Озвучивание стихов было большим экспериментом. И не успел эксперимент начаться, как в конце того же 2004-го, 30 ноября, Хвост умер от воспаления легких. Запись надолго легла на полку».
Возобновить проект решились только в начале 2013 года, когда уже серьезно болел и Герасимов. Он умер 25 апреля, успев записать лишь половину треков. Тогда Леонид Федоров решил привлечь к работе музыкантов «АукцЫона» Николая Рубанова (саксофон) и Михаила Коловского (туба), барабанщика Бориса Шавейникова, а также Юрия Парфёнова (труба) и Владимира Волкова (контрабас). Вот примерно так и получилось, что  «Запись альбома “Скорпион” заняла всего шесть дней, но между первым и последним днем уместилось почти целое десятилетие». Но альбом-то – вот он!

Дмитрий МАЛКОВ
Книжное обозрение
Книжное обозрение
Трек лист:
CD
01 Стерва
02 Дерево в саду
03 Поэзия
04 День победы
05 Сопляк и слизень
06 Элегия
07 Филантропу
08 Чёртик - погонщик слов
09 Басня про кретина
10 Пейзаж в зеркале
11 Стихотворение о музыке (О, Музыка!..)
12 Глупец
13 Пейзаж
14 Памятник
15 Улисс
16 Говнюк в ивняке
17 Под знаком Скорпиона
18 Часослов
19 Басня сверкающего слова (Вот)
20 Вильяму Петровичу Брую
21 Сонет. Продолжение
22 Печальные забавы
Фото
Видео