Каталожный номер | GEO 100-101 CD/ 050 DVD |
Формат | CD+DVD+CD |
Упаковка | Exclusive box, стерео обложка, 6-полосный digipak, буклет 16 стр.,сувенирный мешочек с CD-бонусом, буклет-гармошка |
Дата релиза | 11 августа 2016 г. |
Легендарный альбом «Жилец вершин» создан в 1995 году андеграундным бардом Алексеем «Хвостом» Хвостенко и рок-группой Аукцыон. Песни альбома были написаны на стихи поэта-футуриста начала ХХ века, «Председателя Земного шара» - Велимира Хлебникова. В ходе подготовки к записи группа и Хвост играли концерты-камлания, экспериментируя с медитативной музыкой и хлебниковскими текстами.
Работа над альбомом шла в течение двух месяцев на студии SNC. В записи участвовали звёздные приглашенные музыканты – Анатолий «Толик» Герасимов (саксофон, флейта), Пётр Акимов (виолончель), а также Олег Васильев (труба), Михаил Коловский (туба) и Дмитрий Каховский (неизвестный струнный марокканский инструмент). На альбоме не использовались синтезаторы, что придало фонограмме особое дыхание и пространственность. «Жилец вершин» вышел в свет 1996 году и стал одним из важнейших релизов в истории российской рок-музыки. Отзывы на альбом опубликовали крупные рок-критики, в том числе Андрей Бурлака, Анатолий Гуницкий, Сергей Гурьев.
«В альбоме «Жилец вершин» чары хлебниковских слов стали ещё более могущественными, магический ритм рока придал им новое качество, раскрыл скрытый доселе смысл необычных словообразований».
Анатолий Гуницкий
В бонусный DVD нового издания вошли эксклюзивные видеоматериалы (клипы «Призраки» и «Чудовище», live-варианты композиций «Боги 1» и «Бобэоби», записанные в Киеве, съёмки с репетиции «Нега-Неголь», интервью Олеси Бондаревой с Хвостом, Герасимовым и Фёдоровым и песня «Рай», значительная часть которых публикуется впервые.
В комплект входит традиционный подарок от лейбла, на этот раз - «Мешок вещей». В него вложен дополнительный буклет, в оформлении которого использовались визуальные прочтения неологизмов Хлебникова (проект мастерской Бориса Трофимова). Также в «Мешке» - уникальный CD-бонус «Камлания», иллюстрирующий переход от предыдущего альбома Хвоста и Аукцыона - «Чайник вина» (1992) к «Жильцу вершин».
«…получился явно не рок-н-ролл. Это даже музыкой трудно назвать».
Леонид Фёдоров – из интервью Андрею Бурлаке
1. CD "Жилец вершин"
Текст: Велимир Хлебников
Музыка: АукцЫон, кроме "Кузнечик" - Анатолий Герасимов и АукцЫон
Звук: Алексей Ананьев, Михаил Раппопорт, Александр Мартисов
Студия: ЛСД-фильм (1995)
Продюсер: Сергей Шкодин
Цифровой монтаж и мастеринг: Евгений Гапеев (2015)
Фото: Евгений Мохорев
На фото: Илья Светин
Буквы: А. С.
Спасибо Свете за идею обложки
Исполнители:
Алексей Хвостенко - вокал, речитатив, подпевки
Анатолий Герасимов - всякие флейты, подпевки, саксофон
Николай Рубанов - саксофон, фортепиано, синтезатор, бас-кларнет, перкуссия, египетская тростниковая дудочка
Павел Литвинов - перкуссия, подпевки
Борис Шавейников - барабаны, перкуссия
Виктор Бондарик - бас, акустическая гитара
Дмитрий Матковский - акустическая гитара, электрогитара, гавайская гитара, перкуссия, тампура, индийская арфочка
Леонид Фёдоров - вокал, подпевки, акустическая гитара, электрогитара, фортепиано, перкуссия
Олег Васильев - труба
Михаил Коловский - туба
Пётр Акимов - виолончель
Дмитрий Каховский - неизвестный струнный марокканский инструмент
Александр Абдулов - табла
Дмитрий Озерский - подпевки, речитатив
Татьяна Рубанова - вокал
девушка, приведённая Хвостом - мужской голос
2. DVD "Мешок вещей"
1. Призраки (1996)
Режиссёр и оператор: Сергей Зезюльков
2. Чудовище (1999)
Режиссёр: Алексей Антонов
Художник: Артур Молев
Оператор: Андрей Мазур
3. Нега-неголь
Репетиция, СПб, 1995
4. Интервью - Хвост, Герасимов, Фёдоров (СПб, 1995)
Автор и режиссёр: Олеся Бондарева
Оператор: Константин Арцеулов
Организатор съёмок: Сергей Гурьев
5. Боги I
6. Бобэоби
Концерт в Киеве, 1997
Режиссёр съёмок: Владимир Бакун
3. CD "Камлания"
Алексей Хвостенко - голос, бубен, флейта
Леонид Фёдоров - голос, акустическая гитара, акустический бас
Дмитрий Матковский - электрическая и акустическая гитары, акустический бас
Павел Литвинов - перкуссия
Николай Рубанов - саксофоны
Олег Гаркуша - танцы
Концертные записи 1992 года
© АукцЫон, 1995, 1992 (www.auktyon.ru) ℗ © Г∑ОМЕТРИЯ® , 2016 (www.geometry.su)
Приятно, что подобные славные вещи происходят в наше во многих отношениях бесславное время, когда музыка рок и другая живая культура выдавливаются потоком тупой коммерческой продукции на периферию общественного внимания. Надо иметь мужество решиться на такую необычную работу и довести её до конца...
Рецензия Анатолия "Джорджа" Гуницкого была опубликована не только задолго до появления данного издания, но и за несколько лет до рождения "ГЕОМЕТРИИ". Тем не менее она здесь процитирована, потому что в ней много сказано о самом альбоме.
Велимир Хлебников – незапертая дверь, на неё смотрят с почтением, но внутрь заходят редко. Не слишком уютно в этих лабиринтах. Любить поэзию Хлебникова сложно, не знать совсем – неприлично. Интеллектуалы издавна предпочитают листать Хлебникова, поверхностно возбуждать восприятие его загадочными текстами. Известно о Хлебникове немало: что он сочинял заумные стихи и поэмы, не менее странную прозу и непонятные драмы. Был близок к Маяковскому и футуристам. Именовал себя Председателем Земного шара. Творения Хлебникова изданы практически в полном объёме, опубликованы воспоминания о нём, комментарии, исследования. Если говорить серьёзно, то мы о Хлебникове не знаем ничего. Кто он, этот гениальный скиталец, который писал о себе в автобиографических заметках, что он «вступил в брачные узы со Смертью и, таким образом, женат», что он «дал людям способы предвидеть будущее и нашёл закон поколений» и «через законы быта люда прорубил окно в звёзды». Николай Асеев вспоминал о Хлебникове: «В мире мелких расчётов и кропотливых устройств собственных судеб Хлебников поражал своей спокойной незаинтересованностью и неучастием в людской суете. Меньше всего он был похож на типичного литератора… был он похож больше всего на длинноногую задумчивую птицу, с его привычкой стоять на одной ноге, и его внимательном глазом, с его внезапными ответами… и улётами во времена будущего. Все окружающие относились к нему нежно и несколько недоумённо›. Даже агрессивный, язвительный Маяковский хранил – по словам того же Асеева – «почтительное, почти благоговейное отношение к В. Хлебникову, знавшему язык, что, называется, насквозь, до тончайших оттенков речи…».
Алексей Хвостенко зашёл в хлебниковскую дверь. Потом позвал за собой друзей-музыкантов из группы «Аукцыон». Так возник замысел альбома «Жилец вершин». Хвост придумал концепцию и некоторые ритмические заготовки, вместе с «аукцыонщиками» сочинили музыку. Удивительно современно зазвучали стихи Хлебникова в рок-н-ролльном варианте! Прежде Хвост и «Аукцыон» уже пытались делать нечто подобное, известны, например, их концерты-камлания, где сочетались музыка и прихотливая игра слов. Это, бесспорно, были очень любопытные опыты, но кто мог предположить, что они увенчаются впоследствии столь блестящим результатом? «Чары слова, даже непонятного, остаются чарами и не утрачивают своего могущества», – говорил Хлебников. В альбоме «Жилец вершин» чары хлебниковских слов стали ещё более могущественными, магический ритм рока придал им новое качество, раскрыл скрытый доселе смысл необычных словообразований. Гзи-гзи-гзео, могатырь, могач, зинзивер, бобэоби – полноценные, сочные, отнюдь не «заумные» слова. Да, они не подчиняются привычным логическим истолкованиям, но, может быть, виной тому недостаточность самой логики, её усталость, ограниченность, заземлённость? Если бы не «Аукцыон», замысел Хвоста вряд ли бы осуществился. У группы в активе несколько превосходных альбомов. Она имеет культовый, некоммерческий статус и при этом не пляшет под наглую дудку шоу-бизнеса. С годами она не утратила самобытности, изобретательности и по-прежнему сохраняет свою уникальную, гротескную субкультуру. Не многие решились бы подбирать музыку к хлебниковским стихам. В предыдущем совместном альбоме «Чайник вина» Хвост пел старые песни. Здесь же он неожиданно раскрылся как рок-вокалист, даже те, кто хорошо знают его манеру, смогут увидеть (вернее, услышать) Хвоста в новом свете. Превосходная экспрессия, тонкое чувство стиля, знакомый хрипловатый тембр звучит с особым колоритом. Приятно, что подобные славные вещи происходят в наше во многих отношениях бесславное время, когда музыка рок и другая живая культура выдавливаются потоком тупой коммерческой продукции на периферию общественного внимания. Надо иметь мужество решиться на такую необычную работу и довести её до конца – альбом, кстати, делался очень долго, всё что-то не устраивало музыкантов.. «Жилец вершин» возник на пересечении трёх лучей: роковые вибрации, русская поэзия и светлая энергетика питерских нонконформистов 1960–1970-х годов, проложивших путь к Свободному искусству. Знаменательно, что точкой приложения сил оказался будетлянин Хлебников – человек, умевший соединять времена и расширять пространства.
январь 1995
Анатолий ГУНИЦКИЙ
lenta.auktyon.ru
Восхождение на вершину и взгляд в бездну последнего пылко влюбленногоМожно разлюбить женщину, темное пиво и кроссовки «Адидас». Но нельзя разлюбить «Аукцыон». И тем более, одну из их самых странных пластинок. Но странных прекрасной странностью. После пронзительной «Птицы» от Федорова и компании ...
Музыкальный обозреватель «Коммерсантъ FM» Артем Липатов рассказал о переиздании альбома «Жилец вершин» группы «Аукцыон», написанного на стихи Велимира Хлебникова Дай бог здоровья людям, запустившим некогда лейбл «Геометрия»: если бы не их неуемное желание придавать отечественной рок-музыке ...
Музыкальный обозреватель «Коммерсантъ FM» Артем Липатов рассказал о переиздании альбома «Жилец вершин» группы «Аукцыон», написанного на стихи Велимира Хлебникова
Дай бог здоровья людям, запустившим некогда лейбл «Геометрия»: если бы не их неуемное желание придавать отечественной рок-музыке достойную форму издания, не было бы у нас очень много чего: как минимум, двух изданий Подольского рок-фестиваля на CD и DVD точно не было бы. Некому было бы издавать минское трио Port Mone, группу «Ива Нова», нижегородцев «иллинойз», некому выпускать уникальные по объему и дизайну полные дискографии «Телевизора», «Вежливого Отказа» и «Аукцыона». Вот, кстати, о последних и поговорим.
Самый свежий релиз в серии переизданий «Аукцыона» — «Жилец вершин». Второй совместный проект с поэтом и бардом Алексеем Хвостенко впервые вышел в свет в 1995-м. Он сочинен на стихи великого русского поэта, одного из основоположников русского футуризма, экспериментатора слова Велимира Хлебникова; сам Леонид Федоров некогда назвал «Жильца» в числе «двух альбомов “Аукцыона”, в которых сам бы он ничего не менял».
Поэзия Хлебникова, тончайшая словесная паутина с кажущимися абсурдными образами и спотыкающимся ритмом, показалась Хвостенко вполне музыкальной; он сочинил на одно из стихотворений вместе с саксофонистом Анатолием Герасимовым первую из вошедших в альбом песен, а потом показал ее Федорову. Так рождался «Жилец вершин». Думаю, он до сих пор до конца недооценен и недопонят даже самыми истовыми фанатами «Аукцыона» — тем важнее нынешнее его переиздание, особенно с учетом того, что в подарочный бокс с голограммой на обложке, помимо, собственно, альбома, «Геометрией» вложены бонусный DVD с клипами и концертными вариантами нескольких песен и интервью, альбом «Камлания», иллюстрирующий переход от предыдущего альбома Хвоста и «Аукцыона» «Чайник вина» к «Жильцу», и буклет, в оформлении которого использованы визуальные прочтения неологизмов Хлебникова (проект мастерской одного из лучших отечественных дизайнеров Бориса Трофимова).
Артём ЛИПАТОВ
КоммерсантЪ FM, 19 августа 2016 года
Неутомимая «Геометрия» переиздала альбом, записанный в 1995 году группой «АукцЫон» вместе с андеграундным бардом Алексеем Хвостенко, которого все звали просто Хвост. Диск давно уже считается классическим, сразу после выпуска его называли не иначе как сенсационным - при этом в мире не очень много ...
Неутомимая «Геометрия» переиздала альбом, записанный в 1995 году группой «АукцЫон» вместе с андеграундным бардом Алексеем Хвостенко, которого все звали просто Хвост. Диск давно уже считается классическим, сразу после выпуска его называли не иначе как сенсационным - при этом в мире не очень много людей, которые его бы регулярно переслушивали. Вполне допускаю, что даже некоторые фанаты «АукцЫона» (из тех, кто громко заявляет о гениальности группы) вообще не осилили «Жильца вершин». Как справедливо заявлял лидер «АукцЫона» Леонид Фёдоров, «получился явно не рок-н-ролл. Это даже музыкой трудно назвать». Вокал Хвостенко (ныне покойного) трудно назвать благозвучным, стихи Велимира Хлебникова трудно назвать доходчивыми, особенно в хвостовской подаче, ну а «АукцЫон» выдал тот максимум авангардного звучания, на какой был способен. Результат, понятно, получился гениальным, тем более что многие сделали этот вывод, даже не дослушав альбом до конца.
Переиздание-2016 - на самом деле повод наконец-то его дослушать, а заодно ознакомиться с сопутствующими материалами: по своей издательской традиции «Геометрия» на них щедра. Так, на одном из бонус-дисков под названием «Камлания» представлены две продолжительные композиции -«Камлания 1» и «Камлания 2». Это своего рода переходная работа между предыдущим альбомом «АукцЫона» и Хвоста «Чайник вина» и записью «Жильца вершин». В ходе подготовки к новой работе бард и группа исполняли со сцены хлебниковские тексты под экспериментальные музыкальные ипровизации. Термин «камлания» как нельзя лучше описывает содержание этих концертов и дисков. Более того, с бонус-альбома лучше бы начать знакомство с этим изданием: «Камлания» либо подготовят слушателя к «Жильцу вершин», либо отпугнут его от этой работы далеко и надолго.
Ещё более ценным представляется бонусный DVD с видеозаписями. Концертные фрагменты представляют собой своеобразную усечённую видеоверсию альбома «Жилец вершин» и позволяют оценить, как это всё смотрелось на сцене. Но тут и воображение включать не обязательно, чтобы догадаться, что выглядело это более чем андеграундно и ничуть не развлекательно. Зато в DVD есть трек под скромным названием «Интервью» - и это нужно смотреть обязательно. Во-первых, запись проходила в захламлённой комнатке с ковром на стене - картинка получилась очень атмосферной. Во-вторых, перед Олесей Бондаревой не на шутку разговорились и Хвостенко, и Фёдоров, и саксофонист Анатолий Герасимов. Каждый из них не то чтобы прирождённый оратор, из Леонида в большинстве интервью слова лишнего не вытянешь - но здесь он пойман в редком состоянии: он одновременно и объясняет, что не может выразить что-то словами, и пытается это таки выразить. Как по мне, этот момент гораздо интересней концертных камланий - но и альбом переслушать тоже не помешает. Классика русского рок-авангарда как-никак.
Алексей МАЖАЕВ
InterMedia, 27 сентября 2016 года
Новым переизданием "ГЕОМЕТРИЯ" завершает серию классических "аукцыоновских" альбомов. И логично, что им стал "Жилец вершин" — легендарный, исторический и неожиданный альбом, созданный в 1995 году совместно с поэтом и бардом Алексеем Хвостенко. Литературной основой пластинки стали произведения ...
Новым переизданием "ГЕОМЕТРИЯ" завершает серию классических "аукцыоновских" альбомов. И логично, что им стал "Жилец вершин" — легендарный, исторический и неожиданный альбом, созданный в 1995 году совместно с поэтом и бардом Алексеем Хвостенко. Литературной основой пластинки стали произведения поэта-футуриста Велимира Хлебникова. По большому счёту, именно "Жилец вершин" стал неким рубиконом, перейдя который "Аукцыон" вошёл в (свой) новый век. После "Жильца" группа отчасти застыла в каком-то очарованном анабиозе, и если не считать альбом-сборник "Это мама", следующая пластинка "Ы" вышла только спустя двенадцать лет. И если раньше "Аукцыон" с достаточной долей условности шёл по ведомству рока, то "Жилец вершин" подводит под этим своеобразную черту. Без манифестов, спокойно и уверенно. Тем паче, и слово "музыка" здесь не всегда однозначно работает, по крайней мере, в общепринятом понимании.
Альбом выводит группу за рамки пусть и обширной, но субкультуры. Так, через "Жильца вершин" Фёдоров "ловит" контрабасиста Владимира Волкова, который станет его многолетним соавтором сольной, а потом и "аукцыоновской" истории. И сам Фёдоров открывает для себя новые ходы, формы и пространства, свидетелями погружения в которые мы являемся и по сей день. Так, через полтора десятка лет Фёдоров вместе с интернационалом соратников замахнётся на хлебниковскую палиндромическую поэму "Разин" и сотворит (пусть небесспорный) альбом-мистерию "Разинримилев". Показательно, что один из недавних фильмов-посвящений Леониду Фёдорову названием отсылает именно к этому альбому.
"Геометрический" подход привычно интригует и радует. В бонусный DVD — вошли эксклюзивные видеоматериалы (клипы "Призраки" и "Чудовище", концертные версии композиций "Боги 1" и "Бобэоби", съёмки с репетиции "Нега-Неголь", интервью с Хвостом, Фёдоровым и Анатолием Герасимовым). Также в комплект входит традиционный сувенир, в этот раз по-хлебниковски целый "Мешок вещей", с дополнительным буклетом, где имеется интервью Фёдорова о создании пластинки.
В ходе подготовки к записи акустическая часть "Аукцыона" и Хвост играли совместные концерты. Отчасти об этих выступлениях CD-бонус издания, по-своему иллюстрирующий переход от предыдущего совместного альбома "Чайник вина" к "Жильцу вершин". Эти упругие медитации носят вполне точное название "Камлания", а некоторые сюжеты пересекаются с диском "Верпования", выпущенным в начале нулевых.
В лимоновском собрании гениев "Священные монстры" Велимир Хлебников — один из немногих, кто не удостоился едкой ревизии — святой русский гений. Лимонов патетически восклицает, что не нашлось у Хлебникова своего Достоевского с Пушкинской речью. Конечно, есть соблазн приписать "Аукцыону" подобную попытку. Однако Хлебников и по сей день не "канонизирован", неясен, авангарден. И даже ценитель обэриутов Олег Гаркуша скорее недоумевал по поводу Хлебникова, и опять-таки это первый (но далеко не последний) альбом, где одного из лидеров группы нет даже в титрах. (В настоящем издании Гаркуша представлен только на "Камланиях" в качестве … "танцора").
Кстати, "Аукцыон" вовсе не был первооткрывателем хлебниковской поэзии на современной сцене, и дело даже не в ревякинском словотворчестве. Удивительно (а может, и нет), но ещё в восьмидесятые к Хлебникову обратился композитор Александр Журбин на пластинке "Два портрета": певец и актёр Виктор Кривонос исполняет, например, то самое "Бобэоби пелись губы", ставшее одной из визиток и настоящего альбома.
"Жилец вершин" — сложносочинённый эксперимент, серьёзный студийный опыт с привлечением ряда больших музыкантов. Манящее полуакустическое звучание, околоджазовые инструменталы, авангардистские изыски и почти хтонические бездны. Попытка найти смысл каждого звука и слога. Природное и технологическое. Вполне реальные боги, чудовища, кузнечики и могатыри. "Его образы убедительны своей нелепостью, мысли — своей парадоксальностью", - писал про Хлебникова Гумилёв. Конечно, сложно представить того же Фёдорова в походе революционной армии в Иране или в образе "председателя земного шара". Отсюда и некоторый салонный привкус пластинки. Но "аукцыонщики" и уж тем более Хвост всегда были далеки от суеты приобретателей, это подлинные фантазёры и изобретатели, что и позволило им вести полноправный диалог с Велимиром Хлебниковым.
Поюнности рыдальных склонов,
Знаюнности сияльных звонов.
В венок скрутились
И жалом многожалым
Чело страдальное овили.
Андрей СМИРНОВ
Завтра, 13 сентября 2016
История Алексея «Хвоста» Хвостенко развивалась от диссиденствующего андеграундного барда через разрешённое в перестройку парижское чудо к открытию русского рока 90-х, вписавшемуся в зыбкую эстетику группы «Аукцыон». Альбом «Жилец вершин» – вершина этого процесса, переносящая в рок-среду стихи ...
История Алексея «Хвоста» Хвостенко развивалась от диссиденствующего андеграундного барда через разрешённое в перестройку парижское чудо к открытию русского рока 90-х, вписавшемуся в зыбкую эстетику группы «Аукцыон». Альбом «Жилец вершин» – вершина этого процесса, переносящая в рок-среду стихи Велимира Хлебникова. Это не первое обращение музыкантов к творчеству «Председателя Земного шара» – вспомним, например, диск Александра Журбина «Два портрета: Марина, Велимир», но «Жилец вершин» сплетает тренды и сущности до дрожи точно, ведь на нём «встретились» родственные души.
Фонограмма захватывает шаманским драйвом, гармоничностью, попаданием в эстетические чакры – поколенческие и цивилизационные. «Жилец вершин» звучит живо и естественно – при его создании даже не использовались синтезаторы. С удивительной гармонией вещи складывают вместе лёгкий хоррор и танцующий психодел, игру фонем, родственную звукоплетению группы, фри-фрагменты и доходящую до экстаза пляску слов и нот. Как-то очень мало у нас такой музыки, прямо связанной и с мировой рок-культурой, да и с культурой вообще.
К оригинальному изданию – давнему CD и недавнему винилу – добавлен коллекционный бокс-сет. DVD-бонус удачно отражает трек-лист и иллюстрирует альбом. В нём – клипы «Призраки» и «Чудовище»; съёмки с репетиции «Нега-Неголь»; интервью Олеси Бондаревой с Хвостом, Герасимовым и Фёдоровым; великая песня «Рай»; live-варианты «Боги 1» и «Бобэоби», записанные в Киеве.
Внешний вид издания творчески развивает идеи оригинального оформления и использует элементы, не пригодившиеся в оригинальном издании. Лейбл охотно «играет в подарки»: в бокс-сет аккуратно вложен целый «Мешок вещей», и это настоящий мешок, только маленький! А там – «дополнительный» буклет, радующий визуальными прочтениями неологизмов Хлебникова от мастерской Бориса Трофимова. Там же CD-бонус «Камлания» с двумя фрагментами уникальных совместных шоу Хвоста и группы. Эти записи должны были стать главным сюрпризом издания, и они – именно бонус, медитативный и туманный, показывающий развитие проекта от альбома «Чайник вина» (1992) к «Жильцу вершин» (1995). Группа играет сложно, свободно, и легко сваливается во фри-импровизации. Этим дополнительный диск отличаются от идеального авант-поп-джаз-минимализма основного альбома. «Камлания» доводилось слышать в разных записях, на этом издании отдано предпочтение материалу, который отличается от трек-листа «Жильца», что логично, разумно и… жаль – сравнивать варианты было бы интересно.
Можно спорить, какой из альбомов Хвоста и «Аукцыона» важней. Примиряющая позиция звучит, возможно, так: «Чайник вина» – рок-н-ролльней, фантасмагоричней, философичней, а «Жилец вершин» – трансцендентней и таинственней.
Александр В. ВОЛКОВ
InRock #4 (77), 2016 - стр. 56
Велимир Хлебников — Эверест русской поэзии. Смелые языковые эксперименты, наделение отдельных звуков особым смыслом, сложнейшие синтаксические выкладки, математические спекуляции, собственные историософские концепции... Всё это, конечно, страшно далеко от народа. Но, тем не менее, как и любую ...
Велимир Хлебников — Эверест русской поэзии. Смелые языковые эксперименты, наделение отдельных звуков особым смыслом, сложнейшие синтаксические выкладки, математические спекуляции, собственные историософские концепции... Всё это, конечно, страшно далеко от народа. Но, тем не менее, как и любую недоступную вершину, Хлебникова время от времени пытаются покорить и обогатить собственными смыслами.
Общим местом стал тезис о том, что Хлебников является поэтом для поэтов. Вот и Константин Кинчев, рассуждая недавно о доступных и недоступных творениях рок-музыкантов, сравнил себя с Есениным, а Дмитрия Ревякина — с Хлебниковым. В «Жильце вершин» «АукцЫон» и Алексей Хвостенко пытаются доказать диаметрально противоположную точку зрения, что блаженный Велимир может быть понятен даже детям.
Замысел, конечно, амбициозный, но отчасти получилось. Слушая альбом, удивляешься, насколько цепляющие и хитовые музыкальные темы подобраны, например, к песням «Бобэоби», «Боги II», «Иверни, Выверни» и «Призраки». А забубенный «Гроб» вообще радует мелодией в стиле французского шансона!
Но вообще-то «Жилец вершин» нужно разбирать как цельную работу — некий радиотеатр, где царит полифония, полиметрия и плюрализм мнений. Например, «Чудовище» написано так, будто сюжет предания «Чудо святого Георгия о Змие» подан через призму не героя, а его антагониста-дракона. В этом можно легко убедиться, посмотрев размещенный на DVD-бонусе анимационный клип Алексея Антонова и Артура Молева на эту песню.
Объем альбому придает и присутствие фигуры автора. В «Благовесте», судя по всему, звучит голос самого Велимира Хлебникова, предваряемый восторженной детской репликой: «Тише-тише, ОН говорит!!». Сложную систему подводных течений пластинки составляет и наличие в ней микроциклов. Так, трек «Боги» двухчастен, а «Бобэоби» представлена в двух вариантах. Жаль, лишь, что «Призраки», долженствующие разыгрываться по ролям, исполняется одним Леонидом Феддоровым (при эпизодическом участии Хвоста), из-за чего разномастные реплики оказываются вложенными в уста одного лирического субъекта.
«Жилец вершин» переиздан «Геометрией» с присущим этому лейблу размахом. На DVD можно увидеть не только клип «Призраки» с концертной версией «Богов» и «Бобэоби», но и неспешное интервью Олеси Бондаревой с Хвостом, Федоровым и Анатолием Герасимовым в антураже старой питерской квартиры, где царит творческий беспорядок. Вопросы примерно такие же, какие бы <задавал> вдумчивый журналист сейчас: где тот стержень, на который насажено колесо бытия и как относиться к полыхающей на окраине империи войны? Ответы тоже примерно те же, и о войне рассуждают натужно и неохотно...
Для любителей диковинок в коробку с «нящками» вложен холщовый мешочек с лапидарной надписью «Вещи» и диском хвостовских «Камланий» внутри. Отличный пропуск в какой-нибудь зачарованный лес!
Денис СТУПНИКОВ
km.ru, 27 декабря 2016 года
01 | Мешок/Бобэоби | ||
02 | Благовест |
|
|
03 | Иверни-выверни |
|
|
04 | Три и два |
|
|
05 | Призраки |
|
|
06 | Гроб |
|
|
07 | Утопленники |
|
|
08 | Могатырь | ||
09 | Кузнечик |
|
|
10 | Боги I |
|
|
11 | Чудовище |
|
|
12 | Боги II |
|
|
13 | Нега-неголь |
|
|
14 | Весёлое место |
|
|
15 | Бобэоби |
|
01 | Призраки |
|
|
02 | Чудовище |
|
|
03 | Нега-неголь |
|
|
04 | Интервью |
|
|
05 | Боги I |
|
|
06 | Бобэоби |
|
01 | Камлания 1 |
|
|
02 | Камлания 2 |
|