Каталожный номер | GEO 012 CD |
Формат | CD |
Упаковка | Digipak, буклет 12 стр. |
Дата релиза | 22 апреля 2007 г. |
Альбом легендарной питерской группы, вышедший после 11-летного перерыва. Записан в США с участием гитариста Тома Уэйтса Марка Рибо и других приглашённых звёзд альтернативной музыки: пианиста Джона Медески, трубача Фрэнка Лондона и саксофониста Неда Ротенберга. Также в записи принял участие контрабасист Владимир Волков, ранее уже работавший с лидером АукцЫона Леонидом Фёдоровым над его сольными альбомами и с самой группой на концертах. Звучание пластинки вызывает ассоциации с поздними концертами коллектива и отличается от классических альбомов АукцЫона атмосферой «новой импровизационной музыки».
АукцЫон:
Marc Ribot – harmony stratatone, audition (electric), silvertone
John Medeski – hammond, piano, melodica, chamberlin, farfisa
Ned Rothenberg – alto sax, shakuhachi
Frank London – труба
Владимир Волков – контрабас, перкуссия
Виктор Бондарик – бас гитара
Борис Шавейников – барабаны
Николай Рубанов – бас кларнет, бас саксофон, сопрано саксофон
Михаил Коловский – туба
Дмитрий Озерский – синтезатор, вокал
Леонид Фёдоров – вокал, гитара, перкуссия
Олег Гаркуша – вокал, перкуссия
Музыка:
АукцЫон, В. Волков, M. Ribot, J. Medeski, F. London («Девушки поют», «Дебил»)
N. Rothenberg («Там – дам», «Дебил»)
Тексты:
Дмитрий Озерский, кроме «Доброта» - Олег Гаркуша
Запись: «Stratosphere Sound Studios», New York, 2006 – 2007
Звукорежиссер: Geoff Sanoff
Помощник звукорежиссера: Arjun Agerwala
Исполнительный продюсер: Макс Милендорф
Мастеринг: «Sterling Sound», New York, 2007
Инженер: Will Quinell
Фото: Роман Дриц
Дизайн: Александр Менус
Доброта:
Чем интересен человек – умом, силой, своим чувством, волей? Всё не так. Доброта, доброта. За это можно воевать, доказывать своё из года в год. За неё можно умереть. В каждом ли из нас существует доброта? Я думаю, нет. Доброта (внутренняя) очень далека от нас. Она выходит на свет лишь тогда, когда это очень необходимо. Так в чем же дело? Откроем сердце всем, каждому встречному, и всё будет прекрасно. Люди все, все станут добрее, ближе... Но найдется хотя бы один из ста человек с плохим и некрасивым сердцем и гнилой душой, и он своё возьмет. Он протянет свои нечистые руки к нам, ко всем, сделает нам больно и уйдет, ехидно посмеиваясь...
Это так называемая благодарность за вседоброе и прекрасное...
Так будем же дарить доброту , кто хочет, кто желает этого, кому она нужна, как вода, как хлеб.
© АукцЫон, 2007 © ℗ Г∑ОМЕТРИЯ , 2007 GEO 012 CD
Первый за четырнадцать лет альбом выдающейся группы. Эта пластинка, словно трава, прорастающая на изломе асфальта, — совершенно необычайной природы, сногсшибательной силы и совсем уж заповедной красоты. После томительного многолетнего ожидания она родилась буквально в одночасье — менее чем за ...
Первый за четырнадцать лет альбом выдающейся группы.
Эта пластинка, словно трава, прорастающая на изломе асфальта, — совершенно необычайной природы, сногсшибательной силы и совсем уж заповедной красоты. После томительного многолетнего ожидания она родилась буквально в одночасье — менее чем за неделю, в Нью-Йорке, при участии видных авангардистов — клавишника Джона Медески, трубача Фрэнка Лондона и гитариста Марка Рибо. Их участие сложно переоценить; главное, что они дали этой пластинке, — это вопиющая вседозволенность:«АукцЫон» окончательно превратился в балаган. Здесь все — начиная с шальных гитарных аккордов и заканчивая бесноватой мелодикой — звучит избыточно и чрезмерно. Но Федоров, бредущий всегда восвояси, вопреки исхоженной тропе, и на этот раз оказался genius loci — гением места, в единственно возможной форме затронув извечный вопрос, озвученный еще Камю: как жить среди людей? Не впервой, но вновь в точку.
Издавна существует расхожее мнение: в этой стране, чтобы быть услышанным, надо говорить тихо; Федоров так и вовсе лелеет искусство умолчания, пестуя неизъяснимость и недосказанность. В каждой песне, в каждом аккорде — за вычетом композиции «Ждать», единственной здесь по-настоящему светлой, — сквозит щемящее душу чувство бесприютности; но оно ни в коей мере не отваживает, а, напротив, привлекает — видимо, в силу внутренней созвучности. Во втором «Бумере» есть момент — довольно надуманный по сути, но пробирающий до глубины души, — когда одиноко стоявший посреди поля вагончик вместе с главными героями вдруг снимается с места — и заходится известная шнуровская нетленка; так и здесь в каждой песне четко обозначен вектор движения: под откос. Это песни, щемящие сердце, бередящие душу, но в то же время источающие незримую силу, лишний раз подтверждая нехитрую, но чертовски верную шнуровскую аксиому: свобода это то, что у тебя внутри.
Кирилл Сорокин
Девушки поют Я очень четко помню, когда и при каких обстоятельствах я впервые услышал группу «Аукцыон». Дело было поздней осенью, я учился в 11-м классе и на каникулах поехал повидать друзей — из родного подмосковного города Обнинска в город Пущино, где улицы разрисованы, будто бы по линейке. ...
Я очень четко помню, когда и при каких обстоятельствах я впервые услышал группу «Аукцыон». Дело было поздней осенью, я учился в 11-м классе и на каникулах поехал повидать друзей — из родного подмосковного города Обнинска в город Пущино, где улицы разрисованы, будто бы по линейке. Сначала мы всю ночь громко и нелепо пили в обшарпанных комнатах местного общежития; наутро, когда выпал первый снег, отправились автостопом в Москву. Тем же вечером, сидя в гостях, в полумраке комнаты, освещенной парой свечей, с трудом осознавая реальность, я прослушал альбом «Бодун». Не сказать, чтобы я много чего запомнил, — мурашки по коже во время песни «Ушла», мимолетный летаргический сон, приключившийся на «Фа-фа», общее состояние некоего потрясенного недоумения. Но эта музыка сильно изменила мою жизнь.
Я все это рассказываю не из-за красочности подробностей (было б чем хвастаться), но потому, что знаю: нас — до фига. Волей-неволей в силу действия каких-то подводных социальных механизмов «Аукцыон» превратился в опознавательный знак для узкого круга; по цитатам определяли своих, по знанию материала делали далекоидущие выводы. Когда Леонид Федоров, стряхнув с себя «Аукцыон», как опостылевшую ношу, двинулся в некие новые дали, в хайдеггеровские почти бытие и время, ему сосредоточенно внимали, подразумевая, что когда-нибудь все случится снова. Любовь к «Аукцыону» приобретала практически партийный характер, ее нацепляли на себя, словно фанатскую атрибутику. Да, были эпизодические записи с Сойбельманом, был сильный и тяжкий диск «Это мама» с двумя новыми песнями, но все это больше походило на существование по инерции — в то время как Федоров лично уходил все дальше вниз по реке теснин. Я ждал этого альбома семь лет; я знаю тех, кто ждал вдвое дольше.
«Девушки поют» писался в Нью-Йорке за 4 дня — с ходу, без особых прикидок; то, что попало в итоге на альбом, сыграно максимум с четвертого дубля. Совсем не тянет на произведение, готовившееся десять с лишним лет, — и слава богу: пластинка получилась свободной и емкой. Здесь играют разом десять с лишним человек, но совершенно отсутствует ощущение духоты; известная поэтическая аксиома про то, что для звука пространство всегда помеха, работает в другую сторону: пространство помогает звуку оформиться, встать в полный рост. Любимые федоровские категории — случайность, непредзаданность — сбываются в полной мере: каждая песня проходит полный жизненный цикл, от вступительных аккордов, будто бы нащупывающих тропу, к массовому дерзкому натиску, к горячке; летят — и тают. Из деятелей даунтауна, благодаря которым альбом вообще состоялся (клавишник Медески, гитарист Рибо, дудочник Ротенберг, трубач Лондон; у каждого — дискография на солидную брошюру), более всех заметен Медески; когда «Слова» стартуют его шальным соло на мелодике, «Аукцыон» вдруг становится похож на всклокоченное Tin Hat Trio. Здесь вообще все составляется из микросюжетов — из дуэтов, перекличек и подмигиваний складываются совершенно ошеломительные песни.
По первости — прежде всего по результатам знакомства с песней «Ждать», самой здесь короткой, скромной и светлой, — казалось, что «Девушки поют» будет чем-то вроде «Птицы», но это, конечно, совсем иная история. Это «Аукцыон», пропущенный сквозь призму федоровских походов в запредел (недаром на альбоме столь существенна роль Волкова, вместе с которым Л.Ф. в последнее время записывался); если «Птица» в конечном счете была записью полностью просчитанной, выверенной в каждом звуке, то на «Девушках» музыка хлещет через край. Первая же песня, «Профукал», сшибает с ног беспардонной шумовой атакой; Федоров буквально выплевывает в микрофон гневный речитатив, чтобы через полчаса негромко повторить его в «Возле меня», чья изможденная мелодия — как одна большая пауза, которая точнее всех произнесенных слов. Здесь есть кошмарный и резкий деконструированный вальс «Роган Борн» (практически «Панковский сон» на новый лад); совсем новая вещь «Там-дам», перерастающая из привычного для позднего Федорова плетения словес в хриплый наговор страшной силы; летучая и жгучая в своем стремлении переступить линию жизни «Падал». Есть, наконец, финальная заглавная песня — она длится 10 с лишним минут и по структуре своей дублирует «Фа-фа», но смысл тут обратный: свет во тьме светит; все, что не было со мной, было и прошло.
Это очень важная запись — не потому, что ее столько ждали, и даже не потому, что там играют нью-йоркские корифеи. «Аукцыон» всегда невольно, но точнейшим образом ловил ощущение времени; изъясняясь преимущественно междометиями, местоимениями и омонимами, умел сообщить не только о том, что клокочет внутри, но и о том, что творится снаружи. «Это мама» с ее сгущающимся сумраком — это ведь очень про начало 2000-х, когда чувствовалось, что окружающее пространство помимо твоей воли летит ко всем чертям. «Девушки поют», в котором спасительная легкость соседствует с грозовыми перевалами, свидетельствует (разумеется, не прямо, без каких бы то ни было деклараций) о трудной и смутной внутренней свободе в ситуации несвободы внешней, когда со всех сторон — бессмысленность и хохот серой слизи. В тексте «Там-дам» посреди фонологической игры неожиданно возникает цитата из покойного барда Вени Д’ркина — «одиноким — одиноко»; я бы сказал, что смысл этого альбома лучше всего описывается другой его строчкой: «завтра была война — теперь все можно».
Александр Горбачев 23.11.2007
Хочется выразить отдельную благодарность издателям - альбом хранили с умом, тщанием и без широких жестов; в результате это первая за долгое время пластинка, которую удалось послушать по старинке: дождавшись дня релиза, сорвав целлофан и погрузив CD в проигрыватель. Всяк прошедший старомодный ...
Хочется выразить отдельную благодарность издателям - альбом хранили с умом, тщанием и без широких жестов; в результате это первая за долгое время пластинка, которую удалось послушать по старинке: дождавшись дня релиза, сорвав целлофан и погрузив CD в проигрыватель. Всяк прошедший старомодный церемониал будет вознаграждён сполна: первая же песня «Профукал» обрушивается на слушателя звонкой оплеухой; уже третья, «Ждать» - совсем не похожий ни на классический «АукцЫон», ни на сольного ЛФ тихий и мирный вальсок со словами, какие умеет писать один лишь Дмитрий Озерский. Альбом едва ли напоминает итог 14-летних трудов или там размышлений, что очень, очень правильно - это было бы слишком. Он и записывался-то всего четыре дня; и вольготные, местами разнузданные клавишные Медески, и упоительные соло эгоцентрика Рибо, и дающий кое-где совершеннейшего Кустурицу ансамбль фиксировались на плёнку с первого, второго, максимум четвёртого дубля. Запись не кажется ни идеально сбалансированной, ни ювелирно отшлифованной, более того - хочется разразиться крамолой: она вообще не тянет на откровение. Дюжина отличных музыкантов, десяток приличных песен - очень хороший альбом очень хорошей группы, только и всего.
Но есть на этой пластинке одна песня, которая вынуждает закрыть рот и отречься от собственных показаний. Она называется «Там-дам», звучит восемь с чем-то минут и оправдывает не столько 14 лет ожидания, сколько мою, или твою, или ещё чью увлечённость музыкой как таковой. Так не поют ни девушки, ни дедушки, ни группа Silver Mt. Zion. Так поёт только Леонид Валентинович Фёдоров, лидер великой русской группы «АукцЫон».
По первым ощущениям альбом «Девушки поют» - не чета сиротливым сочинениям Фёдорова: в нём чувствуется такая лютая, пугающая сила, что бросает то в жар, то в холод - особенно когда разбойничий кураж сменяет чёрствая тоска, от которой хоть сейчас в петлю. Здесь звучат утробные, гулкие духовые и ...
По первым ощущениям альбом «Девушки поют» - не чета сиротливым сочинениям Фёдорова: в нём чувствуется такая лютая, пугающая сила, что бросает то в жар, то в холод - особенно когда разбойничий кураж сменяет чёрствая тоска, от которой хоть сейчас в петлю. Здесь звучат утробные, гулкие духовые и лязгающий контрабас, светлые, исполненные беспричинной радости мелодии, и совсем уж атональные номера. Всё это лишь оттеняет фигуру самого Фёдорова, на этот раз особо величественную и в то же время беззащитную.
Вообще, альбом этот по своему изменчивому настроению и вспыльчивому характеру крайне схож с похмельным миросозерцанием - всё вокруг воспринимается обострённо чувственно и тонко, а любая мелочь может обернуться как новым мотивом, так и причиной стремительно развивающейся паранойи. Не сказать, что всю дорогу это жизнелюбивая лихорадка, но ведь у Фёдорова - точно по Шекспиру - «полуслова - язык клеветника, но у порядочного человека такие недомолвки - крик души».
Кирилл Сорокин
Эта группа негласно признана флагманом отечественной альтернативы. Фурор на Западе она произвела ещё в 80-е. Давно ожидаемый альбом («Девушки поют») оказался не совсем обычным. Ведь в записи участвовали лучшие авангардисты из Нью-Йорка - гитарист Марк Рибо, клавишник Джон Медески, трубач Фрэнк ...
Эта группа негласно признана флагманом отечественной альтернативы. Фурор на Западе она произвела ещё в 80-е.
Давно ожидаемый альбом («Девушки поют») оказался не совсем обычным. Ведь в записи участвовали лучшие авангардисты из Нью-Йорка - гитарист Марк Рибо, клавишник Джон Медески, трубач Фрэнк Лондон.
Простейшие мелодические ходы пронизаны резкими атаками струнных и духовых. Зато на выходе - сильнейшее ощущение потусторонности. Ощущение это вытянуго Фёдоровым из фольклора, который и раньше оставлял следы в его композициях, но теперь используется по полной. Получается музыка заговоров, сказок, ворожбы.
Это уже не привычный питерский абсурд с двойниками и потерянными носами. Это реальность, расположенная ниже этажом. Здесь иное - земля, почва. Перемигивание болотных огоньков. Хор кикимор. Сырость, проникающая сквозь поры кожи и разжижающая кровь. Оживающие призраки, вымостившие своими костьми город-некрополь. Фёдоров творит хаос и заново собирает реальность. Точка сборки - на кончике его медиатора.
Если дома поставить «Девушки поют» на проигрыватель, ощущение будет в точности как на концерте. Слушать эту пластинку два раза подряд просто невозможно - какие-то мозговые центры теряют чувствительность. Ну что ж, корифеи нью-йоркского музыкального индепендента на паях с нашими просто обязаны были выдать какое-нибудь музыкальное чудо света. Получилось ли? Скорее да, чем нет. «Девушки поют» - явно шаг вперёд, почти искупающий долгие годы молчания.
Евгений Белжеларекий
Энергией, извлечённой из песен вроде «Профукал», «Долги» и «Дебил», пожалуй, можно было бы осветить немаленький город. При этом у альбома есть и «тихая сторона». Лучший тому пример - это одиннадцати минутный заглавный трек. Музыка начинается мягко и тихо, с приглушённым рогом, стенающим поверх ...
Энергией, извлечённой из песен вроде «Профукал», «Долги» и «Дебил», пожалуй, можно было бы осветить немаленький город. При этом у альбома есть и «тихая сторона». Лучший тому пример - это одиннадцати минутный заглавный трек. Музыка начинается мягко и тихо, с приглушённым рогом, стенающим поверх смеси странных звуков, развивающихся в разных темпах. Вокалист с «шершавым» голосом перекрывает рог, остальные музыканты начинают играть чуть быстрее. Совершенно разные мелодии исторгаются саксофоном, клавишами и другими инструментами. Барабанщик ещё больше ускоряет ритм. Гитара вскоре уходит в психоделику. Всё это приводит остальных музыкантов к извлечению собственных странных звуков. Но громкость при этом остаётся приглушённой. Это не ночной кошмар, но приятный, светлый сон. Возвращается рог, и песня потихоньку затухает.
В то время, когда любой другой джазовый коллектив кажется возвращающимся к стандартам и перепевающим мелодии прошлых мастеров, АукцЫон обдуманно пытается создать нечто свежее и новое. Скептики могут насмехаться, да и, в общем-то, альбом действительно близок к року, но этот диск тем не менее обладает той живостью, которую можно обнаружить в душе и сердце всего настоящего джаза.
Steve HOROWITZ
«Девушки поют» писался в Нью-Йорке за 4 дня - с ходу, без особых прикидок; то, что попало в итоге на альбом, сыграно максимум с четвёртого дубля. Совсем не тянет на произведение, готовившееся десять с лишним лет, - и слава богу: пластинка получилась свободной и ёмкой. Здесь играют разом десять с ...
«Девушки поют» писался в Нью-Йорке за 4 дня - с ходу, без особых прикидок; то, что попало в итоге на альбом, сыграно максимум с четвёртого дубля. Совсем не тянет на произведение, готовившееся десять с лишним лет, - и слава богу: пластинка получилась свободной и ёмкой. Здесь играют разом десять с лишним человек, но совершенно отсутствует ощущение духоты; известная поэтическая аксиома про то, что для звука пространство всегда помеха, работает в другую сторону: пространство помогает звуку оформиться, встать в полный рост. Любимые фёдоровские категории - случайность, непредзаданность - сбываются в полной мере: каждая песня проходит полный жизненный цикл, от вступительных аккордов, будто бы нащупывающих тропу, к массовому дерзкому натиску, к горячке; летят - и тают. Из деятелей даунтауна, благодаря которым альбом вообще состоялся (клавишник Медески, гитарист Рибо, дудочник Ротенберг, трубач Лондон; у каждого - дискография на солидную брошюру), более всех заметен Медески; когда «Слова» стартуют его шальным соло на мелодике,
«АукцЫон» вдруг становится похож на всклокоченное Tin Hat Trio. Здесь вообще всё составляется из микросюжетов - из дуэтов, перекличек и подмигиваний складываются совершенно ошеломительные песни.
По первости прежде всего по результатам знакомства с песней «Ждать», самой здесь короткой, скромной и светлой, - казалось, что «Девушки поют» будет чем-то вроде «Птицы», но это, конечно, совсем иная история. Это «АукцЫон», пропущенный сквозь призму фёдоровских походов в запредел (недаром на альбоме столь существенна роль Волкова, вместе с которым Л.Ф. в последнее время записывался); если «Птица» в конечном счёте была записью полностью просчитанной, выверенной в каждом звуке, то на «Девушках» музыка хлещет через край. Первая же песня, «Профукал», сшибает с ног беспардонной шумовой атакой; Фёдоров буквально выплёвывает в микрофон гневный речитатив, чтобы через полчаса негромко повторить его в «Возле меня», чья измождённая мелодия - как одна большая пауза, которая точнее всех произнесённых слов. Здесь есть кошмарный и резкий деконструированный вальс «Роган Борн» (практически «Панковский сон» на новый лад); совсем новая вещь «Там-дам», перерастающая из привычного для позднего Фёдорова плетения словес в хриплый наговор страшной силы; летучая и жгучая в своём стремлении переступить линию жизни «Падал». Есть, наконец, финальная заглавная песня - она длится 10 с лишним минут и по структуре своей дублирует «Фа-фа», но смысл тут обратный: свет во тьме светит; всё, что не было со мной, было и прошло.
Максим СЕМЕЛЯК
На «Девушки поют» АукцЫон показывает нам, что они способны взять различнейшие стили и создавать замечательную эмоционально честную музыку. Не было ни единого момента во время прослушивания диска, когда мне в голову пришла бы мысль о том, что что-то было сделано по шаблону с намерением ...
На «Девушки поют» АукцЫон показывает нам, что они способны взять различнейшие стили и создавать замечательную эмоционально честную музыку. Не было ни единого момента во время прослушивания диска, когда мне в голову пришла бы мысль о том, что что-то было сделано по шаблону с намерением манипулировать слушателем. В их звучании не было ничего надуманного.
Richard MARCUS
Первый за 14 лет номерной альбом легендарного «АукцЫона» по всем меркам тянет на крупное событие - сам факт выхода диска новых вещей этой ярчайшей группы уже заслуживал бы пристальнейшего внимания, а уж история его записи и вовсе делает его «знаковым». Более десятка лет, после выхода ...
Первый за 14 лет номерной альбом легендарного «АукцЫона» по всем меркам тянет на крупное событие - сам факт выхода диска новых вещей этой ярчайшей группы уже заслуживал бы пристальнейшего внимания, а уж история его записи и вовсе делает его «знаковым».
Более десятка лет, после выхода мега-популярной «Птицы», группа практически оставалась лишь концертным составом. Новыми релизами неизменно продолжал радовать меломанов-эстетов лишь лидер группы Леонид Фёдоров. Уйдя в дебри собственного подсознания, периодически он выплёскивал его содержимое на нас в виде безупречных, зачастую гениальных сольных альбомов, в большинстве своём созданных в сотрудничестве с Владимиром Волковым («Волков-трио»). Диски эти выходили очень скромными тиражами, при этом неизменно становились фаворитами рейтингов разных музкритиков и эталоном того, как можно (и нужно) экспериментировать со словом и звуком.
Группа же периодически давала концерты и как-то незаметно переходила в разряд «икон», вроде бы живых, но скорее ритуально-почитаемых.
И вот год назад просочились сведения, в которые сначала не очень то и верилось: будет новый альбом. Да не просто альбом, а записанный с ведущими персонажами американского авангарда. Позапрошлой зимой на фестивале GlobalFest в Нью-Йорке к «АукцЫону» подошёл Фрэнк Лондон и поинтересовался, не хотят ли они попробовать записать здесь пластинку. Л. Фёдоров: «Мы назвали имена некоторых музыкантов, с которыми нам бы хотелось поработать. В результате, из названных не смог принять участие в записи только Джон Зорн. А с остальными договорились, и им отправили наши пластинки, я даже не знаю, какие - «Бодун», наверное, ещё что-то. А потом мы поехали записываться».
Осенью 2006-го запись состоялась. Знаменитый гитарист Марк Рибо (много работавший с Томом Уэйтсом), не менее знаменитый клавишник Джон Медески, саксофонист Нед Ротенберг, трубач Фрэнк Лондон, контрабасист Владимир Волков и практически весь «АукцЫон» в полном составе. Писалось всё всего за четыре дня, практически сразу, без репетиций особых - лишь пара-тройка вещей записаны не с первого дубля.
По словам Фёдорова, многие вещи накопились за годы «безальбомья», некоторые - были написаны специально к записи. И никакого пост-продакшна, стопроцентный ноль каких-либо студийных ухищрений.
В результате - удивительной силы, гармонии и красоты продукт, демонстрирующий абсолютную внутреннюю свободу людей, его сотворивших. «Обэриутская» поэзия Дмитрия Озерского, сплетается в единую вязь с непростыми импровизациями и шальными аккордами. «АукцЫон» устами Фёдорова снова и снова отвечает на извечный экзистенциальный вопрос: как жить среди людей? И в ёрнической «Профукал», и в «светло-лиричной» «Ждать», и в мрачно-бесприютном абстрактном блюзе «Там-Дам», и во вполне традиционно-аукцыоновской «Падал», и в медитативном психоделе «Девушки Поют».
Александр АРЛЯПОВ
Не могу удержаться, чтобы не написать об альбоме группы «АукцЫон» «Девушки поют», ставшем главной рок-интригой этой весны. Ещё бы! Одна из самых по-настоящему значимых групп России выпустила номерной альбом после 11-летнего перерыва. Уже этот факт - значимое событие само по себе. А уж вдвойне ...
Не могу удержаться, чтобы не написать об альбоме группы «АукцЫон» «Девушки поют», ставшем главной рок-интригой этой весны. Ещё бы! Одна из самых по-настоящему значимых групп России выпустила номерной альбом после 11-летнего перерыва. Уже этот факт - значимое событие само по себе.
А уж вдвойне делает интересным этот релиз то, что записывалась пластинка в Нью-Йорке с такими значимыми деятелями американской экспериментальной музыки, как Марк Рибо (известный инструменталист и композитор, гитара которого звучит на альбомах Тома Уэйтса, Элвиса Костелло и Джона Зорна), клавишник Джон Медески (играл с Джоном Скофилдом и Игги Попом и др.) и известный трубач Фрэнк Лондон. Дополнил творческую палитру знаменитый питерский контрабасист Владимир Волков – неизменный партнёр Леонида Фёдорова по его последним сольным работам, когда уже стало возникать опасение, что «АукцЫон» скоро окончательно распадётся. Фёдорова всё дальше затягивало в фолковую мелодику, с одной стороны, и в жёсткий авангард, с другой. И всё это помножалось на давнюю любовь Фёдорова к причудливой поэтике обериутов. Это не прошло бесследно. На пути, на который вступили в своё время Волков и Фёдоров, похоже, обратной дороги нет. Альбом – продолжение тех же экспериментов, но на более масштабном уровне. К завораживающей и очень напоминающей народную песню фёдоровской мелодике добавилась бесшабашная «аукцЫоновская» энергия и цветастая многоплановость, которую в равной степени привносит каждый из участников коллектива. А узнаваемый почерк нью-йоркской экспериментальной школы привнесли американские музыканты, сделав саунд альбома в некотором смысле даже модным. Итак, перед нами ударный фанк «Профукал», психоделичные и медленные «Падал» и «Возле меня», ёмкая жемчужина альбома – «Ждать», совершенно безумные плясовые «Роган борн», «Слова» и «Дебил» с какой-то, я бы даже сказал, балканской мелодикой в духе Бреговича и Кустурицы. И в завершение диска главный хит, придающий композиционную законченность всему альбому – собственно песня «Девушки поют».
Вне сомнения, это один из интереснейших релизов года, однако принципиальный отказ музыкантов «АукцЫона» от композиционной продуманности каждой вещи (практически всё писалось на полной импровизации) привёл к тому, что многие песни выглядят сильно затянутыми, безразмерными. Но, пожалуй, это можно признать единственным недостатком пластинки, такой долгожданной и такой, в конечном итоге, потрясающей.
Владимир ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
Главный альбом 2007-го. В студии находится большое количество гениально музицирующих персонажей, которые умеют играть столько, сколько нужно. Профессионалы выдают почти с первого дубля шедевры. Дай Бог, на этом они не остановятся. Радиф КАШАПОВ
Главный альбом 2007-го. В студии находится большое количество гениально музицирующих персонажей, которые умеют играть столько, сколько нужно. Профессионалы выдают почти с первого дубля шедевры. Дай Бог, на этом они не остановятся.
Радиф КАШАПОВ
Сумасшедшая штука от российского авангардного рок-ансамбля, известного как АукцЫон. Этот диск скачет от неразборчивого космического фолка и фьюжн-атмосферы песен вроде «Там-дам» к более шумному, жёсткому экспериментальному «сложному звучанию», которое способно шокировать и повергнуть в восторг ...
Сумасшедшая штука от российского авангардного рок-ансамбля, известного как АукцЫон. Этот диск скачет от неразборчивого космического фолка и фьюжн-атмосферы песен вроде «Там-дам» к более шумному, жёсткому экспериментальному «сложному звучанию», которое способно шокировать и повергнуть в восторг толпу поклонников японского нойза. Этот альбом важное место отводит вкладу американских джаз-модернистов и авангардистов, таких как гитарист Марк Рибо и трубач Фрэнк Лондон из «Klezmatics». Джон Медески добавляет много драйва, поднимая клавишные риффы, поддерживая шутливо-поучительный русский вокал, а ещё привносит налёт прог-фьюжна, хорошо перемешивающегося с ярко исполненным арт-роком а-ля «Plastic People», который напоминает хаотичные ужимки современных балканских духовых оркестров. Некоторые мелодии мягче, например, запинающаяся, акустическая «Ждать» или эпическая, смахивающая на Chick Corea «Девушки поют», завершающая альбом. Более дикие треки обладают самобытным чувством отречённости - очевидно, этот альбом, записанный вживую в маленькой нью-йоркской студии, был сделан с большой долей веселья. Ясно, что он не придётся по вкусу абсолютно всем, но для любителей нездешней музыки это будет настоящий взрыв. Определённо стоит проверить!
Эта пластинка, словно трава, прорастающая на изломе асфальта, - совершенно необычайной природы, сногсшибательной силы, и совсем уж заповедной красоты. После томительного многолетнего ожидания она родилась буквально в одночасье - менее чем за неделю, в Нью-Йорке, при участии видных авангардистов - ...
Эта пластинка, словно трава, прорастающая на изломе асфальта, - совершенно необычайной природы, сногсшибательной силы, и совсем уж заповедной красоты. После томительного многолетнего ожидания она родилась буквально в одночасье - менее чем за неделю, в Нью-Йорке, при участии видных авангардистов - клавишника Джона Медески, трубача Фрэнка Лондона и гитариста Марка Рибо. Их участие сложно переоценить; главное, что они дали этой пластинке, - это вопиющая вседозволенность: «АукцЫон» окончательно превратился в балаган. Здесь всё - начиная с шальных гитарных аккордов и заканчивая бесноватой мелодикой - звучит избыточно и чрезмерно. Но Фёдоров, бредущий всегда восвояси, вопреки исхоженной тропе, и на этот раз оказался genius loci - гением места, в единственно возможной форме затронув извечный вопрос, озвученный ещё Камю: как жить среди людей? Не впервой, но вновь в точку.
Издавна существует расхожее мнение: в этой стране, чтобы быть услышанным, надо говорить тихо; Фёдоров так и вовсе лелеет искусство умолчания, пестуя неизъяснимость и недосказанность. В каждой песне, в каждом аккорде - за вычетом композиции «Ждать», единственной здесь по-настоящему светлой, - сквозит щемящее душу чувство бесприютности; но оно ни в коей мере не отваживает, а, напротив, привлекает - видимо, в силу внутренней созвучности. Во втором «Бумере» есть момент - довольно надуманный по сути, но пробирающий до глубины души, - когда одиноко стоявший посреди поля вагончик вместе с главными героями вдруг снимается с места - и заходится известная шнуровская нетленка; так и здесь в каждой песне чётко обозначен вектор движения: под откос. Это песни, щемящие сердце, бередящие душу, но в то же время источающие незримую силу, лишний раз подтверждая нехитрую, но чертовски верную шнуровскую аксиому: свобода это то, что у тебя внутри.
Ключевые треки: «Падал», «Ждать», «Там-дам», «Дебил», «Девушки поют».
Кирилл СОРОКИН
Основанный как реакция на репрессивный советский строй, подавлявший творческую вольность и яркое искусство, российская группа АукцЫон прокладывала свой путь по сценам всего мира в течение более двадцати лет, не чувствуя недостатка энергии. Одна причина: маниакальный энтузиазм вокалиста/шамана ...
Основанный как реакция на репрессивный советский строй, подавлявший творческую вольность и яркое искусство, российская группа АукцЫон прокладывала свой путь по сценам всего мира в течение более двадцати лет, не чувствуя недостатка энергии. Одна причина: маниакальный энтузиазм вокалиста/шамана Олега Гаркуши. Вживую горделивая походка, яркая жестикуляция, кружение по сцене, буйные выходки и упругая мимика фронтмена передают разнузданную радость легендарных представлений ансамбля. Тот же театральный сюрреализм оживляет альбом «Девушки поют» («Геометрия»). Подчёркнутый фыркающими горнами, испуганными клавишами, сумасшедшей перкуссией, создаваемая октетом смесь прог-рока, свободного джаза, ска и цыганского фолка переступает языковые и жанровые барьеры. Мастера-музыканты соединяют композиции, похожие на саундтрек к мультфильму, воедино, но главная задача - вовсе не совершенствование; АукцЫон озабочен игнорированием правил и весельем.
Bob GRENDRON
АукцЫон записал ряд пластинок и обзавёлся поклонниками по всему свету со времён последних лет существования Советского Союза. Их стиль-шумная, притягивающая смесь винтажных клавишных мелодий и гитары, психоделические волны, кивки в сторону поп-музыки восьмидесятых и подводные течения современного ...
АукцЫон записал ряд пластинок и обзавёлся поклонниками по всему свету со времён последних лет существования Советского Союза. Их стиль-шумная, притягивающая смесь винтажных клавишных мелодий и гитары, психоделические волны, кивки в сторону поп-музыки восьмидесятых и подводные течения современного этнического фьюжна, от славянского фолка до ска.
У них есть ритмическая вовлечённость и открытость в своей работе, привлекшая к ним цвет нью-йоркского импровизаторского андеграунда, которые появляются как гости на альбоме «Девушки поют», последнего вышедшего альбома АукцЫона: гитарист Марк Рибо, клавишник Джон Медески, саксофонист Нед Ротенберг, трубач Фрэнк Лондон и русский контрабасист Владимир Волков.
David К. ADLER
«Девушки поют» - не та музыка, которую можно поставить играть фоном во время обеда, если только ваши представления о хорошем времяпровождении не предполагают таковым пикник на берегу реки Стикс. Со вступительного визга «Профукал» и до самого безумного одиннадцати минутного карнавального воя ...
«Девушки поют» - не та музыка, которую можно поставить играть фоном во время обеда, если только ваши представления о хорошем времяпровождении не предполагают таковым пикник на берегу реки Стикс. Со вступительного визга «Профукал» и до самого безумного одиннадцати минутного карнавального воя заглавной песни, приводящей «Девушки поют» к какофоническому завершению, понятно, что песням АукцЫона не суждено штурмовать Топ 40 радиостанций.
Работа АукцЫона напоминает об эре европейской музыки, когда границы в живописи, театре и композиции были размыты. После появления на российской андеграундной музыкальной сцене представления группы стали чем-то вроде легенды и, во многом как дадаисты, положившие начало этой тенденции, АукцЫон ломал границы того, что считалось возможным. «Девушки поют», первая работа группы за последние 12 лет, появилась после их появления на нью-йоркском GlobalFest, и с помощью Андреса Левина (Yerba Buena) и Фрэнка Лондона (Klezmatics) ансамбль отыскал более открытый, импровизационный способ записи.
После создания базовых треков альбома АукцЫон пригласил клавишника Джона Медески и гитариста Марка Рибо (который долгое время работал совместно с Томом Уэйтсом) для завершения проекта. Хотя музыка звучит невероятно сложно, ни одна из песен на «Девушки поют» не состоит из более чем двух аккордов. Это оставило Медески и Рибо достаточно возможностей для импровизации, что развеяло всякие сомнения АукцЫона по поводу работы с новыми партнёрами. У альбома есть грубый, сюрреалистичный край, и вклад Медески - весело-свободный и творческий. Он не только избегает тенденций джема, но и добавляет клавишные линии, которые могли бы быть уместны в саундтреке к фильму Феллини.
Конечно, очень трудно оценить «Девушек» в какой-либо традиционной манере, поскольку этот альбом - не просто сборник песен. Вместо того его можно назвать слуховой атакой чувств. Тексты выкрикиваются, ворчатся и воются в один момент, а в другой бормочутся и шепчутся. Я попросил своего русского друга объяснить мне, о чём поётся в одной из песен. Он сказал мне, что текст груб и бессмыслен, а также не поддаётся переводу. Впрочем, ещё он сказал, что невозможность понимания того, о чём поётся в песнях, не является препятствием к получению удовольствия от музыки, поскольку он всё равно «не может уяснить, о чём они вообще толкуют» в большинстве песен.
Другими словами, поклонники Captain Beefheart, Тома Уэйтса, Бьорк и, в конце концов, Джона Колтрейна, должны получить море удовольствия от прослушивания «Девушки поют». Это сложный и манящий диск не для слабонервных. И тем не менее, при наличии некоторого упорства, прослушивание диска - однозначно стоящее предприятие.
Douglas HESELGRAVE
Какой великолепный хаос, одновременно нестройный и мелодичный. АукцЫон, русская авангард-рок группа, питающая любовь к импровизации, поработала совместно с группой талантливых джазовых музыкантов, среди которых гитарист Марк Рибо, клавишник Джон Медески, саксофонист Нед Ротенберг и трубач Фрэнк ...
Какой великолепный хаос, одновременно нестройный и мелодичный. АукцЫон, русская авангард-рок группа, питающая любовь к импровизации, поработала совместно с группой талантливых джазовых музыкантов, среди которых гитарист Марк Рибо, клавишник Джон Медески, саксофонист Нед Ротенберг и трубач Фрэнк Лондон. Двенадцати музыкантам, участвующим в записи, есть о чём поспорить здесь: восхитительные восточноевропейские мелодии, вокал поочерёдно мелодичный и дикий, электрические риффы и акценты, расставленные трубой, кларнетом и перкуссией. Рибо и Медески заставили заметить своё присутствие сразу на резкой «Профукал», звучащей как спор Медески, Мартина и Вуда с одним из ансамблей Джона Зорна. Этнические истоки АукцЫона преобладают в мелодиях таких композиций, как живая «Ждать» и топочущая, зловещая «Роган Борн», которая становится всё жёстче и жёстче благодаря гитаре Рибо, фортепиано Медески и действительно яростному вокалу, а затем переходит в обтекающий прибой белого шума, с которого начинается «Там-дам». «Девушки поют» не взорвёт альбомный чарт «Billboard», но отважный слушатель наверняка захочет эту пластинку достать.
Steve GREENLEE