Каталожный номер | GEO 035 CD |
Формат | CD |
Упаковка | Digipak, буклет 15 или 23 стр. |
Дата релиза | 07 октября 2011 г. |
После длительной паузы, начавшейся ещё в середине 90-х, группа АукцЫон выпустила второй альбом в ХХI веке: вслед за пластинкой «Девушки поют» (2007) появилась «Юла». Приглашённые музыканты на этот раз не зарубежные, а отечественные, но тоже именитые: саксофонист Анатолий Герасимов когда-то играл в биг-бэнде Дюка Эллингтона, а позднее записывался с АукцЫоном и Хвостенко; гитарист Николай Сарабьянов тоже играл с Хвостом, а также с Ириной Богушевской и Евгением Гришковцом; трубач Юрий Парфёнов выступал и записывался с Сергеем Летовым и Сайнхо, в том числе в Три О, а знаменитый фолк-музыкант Сергей Старостин в представлениях вообще не нуждается. Известный авант-джазовый контрабасист Владимир Волков, уже давно выступающий с Фёдоровым, на этот раз впервые заявлен как участник основного состава группы АукцЫон наряду с его постоянными музыкантами: состав коллектива с минимальными изменениями сохраняется еще с 80-х. Большинство текстов одиннадцати композиций альбома в лучших традициях написано клавишником группы Дмитрием Озерским, автором трёх является Олег Гаркуша, а авторство текста заглавного трека принадлежит израильскому другу Фёдорова Дмитрию Полякову.
На первых порах диск заставит слушателя преодолеть лабиринты символов, неологизмов и прочих подводных камней, характерных для текстов АукцЫона «послептичьего» периода. Музыкальная составляющая нового альбома так же чарующе непредсказуема, как и предыдущие работы группы. Альбом вышел одновременно в двух официальных вариантах оформления, созданных питерскими художниками Александром Менусом и
Артуром Молевым: покупатель сможет сам выбрать наиболее понравившийся. Издание каждого варианта сопровождено буклетом.
В 2012 году CD возглавил рейтинг лучших отечественных альбомов по версии журнала Fuzz, занял вторую строчку в топ-10 «Альбомов года» журнала InRock, а также был отмечен в итогах 2011 года на сайте lenta.ru и в журнале «Афиша». Борис Барабанов в «Коммерсантъ Weekend» также выделил «Юлу» как наиболее важную запись года. Альбом попал в шорт-лист знаменитой музыкальной премии «Степной волк» (номинация «Альбом»), а его презентация в клубе Arena Moscow попала в номинацию «Концерт года» Чартовой дюжины («Наше радио»).
АукцЫон:
Борис Шавейников – барабаны, перкуссия
Виктор Бондарик – бас-гитара
Николай Рубанов – саксофоны, бас-кларнет, ф-но, синтезатор, трубафон и рубафон
Михаил Коловский – туба
Дмитрий Озерский – синтезатор, ф-но, подпевки, перкуссия, окарина, расчёска
Владимир Волков – контрабас, виола да гамба, синтезатор, перкуссия, ф-но, вокал, арфочка
Олег Гаркуша – голос, звенелки, свистелки, гуделки, трещотки
Леонид Фёдоров – голос, гитара, перкуссия
Гости:
Сергей Старостин – кларнет, мянкелефинский кларнет (4)
Николай Сарабьянов – электрогитара (4)
Анатолий Герасимов – флейта (4)
Юрий Парфёнов – труба (6, 9)
© АукцЫон, 2011 © ℗ Г∑ОМЕТРИЯ , 2011
Блистательное хулиганство Чтобы познать природу этого альбома, лучше всего начать с песни номер три — «Метели». Она стартует с густопопсового припева в духе не «Аукцыона» даже, а каких-нибудь их недалеких последователей из репертуара «Нашего радио», — а дальше спотыкается, чихает, взрывается ...
Блистательное хулиганство
Чтобы познать природу этого альбома, лучше всего начать с песни номер три — «Метели». Она стартует с густопопсового припева в духе не «Аукцыона» даже, а каких-нибудь их недалеких последователей из репертуара «Нашего радио», — а дальше спотыкается, чихает, взрывается круговертью всхлипов и фонем: группа весело топчет мелодию, превращает формальный хит в неформальный сабантуй. Песня длится 140 секунд — и за это время в ней происходит больше музыкальных событий, чем у иных представителей русского рока за всю карьеру.
Если каждый день в рабочем режиме выходить за рамки всего и вся, рано или поздно это превращается в привычку. За последние годы Леонид Федоров сделал немало удивительных записей, но потихоньку и его совместные блуждания с Владимиром Волковым превратились в путешествия по исхоженным тропам. «Юла» ломает эту невольную рутину с молодецким гиканьем, прыжками и ужимками; это альбом-баловство, альбом-шутка — если, конечно, держать в памяти, что произведение «Шутка» имелось и у Баха. Бесноватый хор орет: «Он кожаный такой, он модный»; песня «Полдень» открывается препошлейшей балканщиной; Олег Гаркуша получает сразу несколько бенефисов — и каждый отрабатывает во всю луженую глотку. «Аукцыон» тут в буквальном смысле идет с молотка; это бешеная, дикая, нестерпимо живая музыка, авторы которой будто бы ошпарились о некий авангардистский кипяток и теперь прыгают на одной ножке и дуют на руки. Вместо экзистенциальной бездны, эстетизация которой стала для позднего «Аукцыона» чем-то вроде фирменного стиля, здесь царит какая-то самовольная, вздорная радость; вместо космополитичной торжественности альбома «Девушек поют» (где все-таки чувствовался некий груз ответственности) — безоглядная спонтанность, взятая не как метод, но как ребяческая проказа. Что это значит? Все большие русские пластинки 2011-го так или иначе посвящены свободе, и «Юла» не исключение; только свобода тут уже не от социума и не от государства — от самих себя: понеслась душа из рая в рай; укатила суть — и голова машет ушами, как крыльями птица. Здесь неслучайно почти все песни — про полет и небо: «Мы тоже летели, куда хотели», «А над нами звезды горят, а под нами птицы парят», «Я вижу колья, слышу крылья». «Юла» еще и чуть ли не самый русский альбом «Аукцыона»: в первой же песне проскакивает строчка «не уходи, побудь со мной»; и дальше — то же: каждая вторая вещь — как какой-то обэриутский романс. Самая частая лексема, повторяющаяся здесь, — «ли», и весь альбом завис в этой заветной неуловимости, неопределенности, между корнями и облаками, между хулиганством и прозрением, между фокусом и судьбой. И Брегович танцует с Шенбергом, и семь человек, каждому из которых уже под пятьдесят, звучат так, будто им максимум двадцать, будто они только пробуют музыку на вкус; и «Юла» — все-таки она вертится. Все вертится.
Александр Горбачёв
Выход нового альбома «Юла» группы Аукцыон стал могучим медиа-событием. Во-первых, «Юлу» ждали долго — не только потому, что предыдущий альбом вышел уже четыре года назад, но и потому, что многим было известно, что диск, по сути, был готов уже весной 2011 года. Во-вторых, сам совершенно ...
Выход нового альбома «Юла» группы Аукцыон стал могучим медиа-событием. Во-первых, «Юлу» ждали долго — не только потому, что предыдущий альбом вышел уже четыре года назад, но и потому, что многим было известно, что диск, по сути, был готов уже весной 2011 года.
Во-вторых, сам совершенно неполитический «АукцЫон» неожиданно стал знаменем для той части общества, которая хочет слушать интеллектуальную российскую музыку, живет с некоторым чувством протеста и которая искренне ищет те действительно прекрасные вещи, которые сейчас есть в стране.
Благодаря этому новый альбом получил значительную для себя прессу; на презентацию пришли даже большие любители футбола (в ущерб параллельно проходившему матчу Словакия — Россия); а Яндекс вообще поставил альбом на свою главную страницу.
Это всё чрезвычайно хорошо. Очень хорошо. И вот теперь самое время обратить внимание собственно на альбом — что же флагманы андерграунда предлагают нам с точки зрения музыкальной?
А тут уже при первом приближении множество необычного. Нет смысла говорить банальности о том, что в составе группы теперь на постоянной основе Владимир Волков и о том, что на альбоме довольно значительную роль играет партия трубы в исполнении Юрия Парфенова, уже все и так написали. Интереснее другое. Для «АукцЫона» и Фёдорова в частности необычно, что уже готовый альбом полгода держался в загашнике и песни оттуда вообще не игрались на концертах. Вспомним, как тщательно готовился и записывался предыдущий диск — «Девушки Поют». Те, кто хотел, к моменту релиза альбома могли выучить большинство его песен наизусть, наблюдая их эволюцию от концерта к концерту. На сей раз сделать это было решительно невозможно. Идея записать альбом с нуля за несколько дней казалась не то чтобы странной — но рискованной, это точно.
Интересно и музыкальное решение альбома. Фёдоров, как выяснилось, пошёл на то, чего последние годы старался избегать — местами вернулся к «балаганной» стилистике раннего «АукцЫона», да еще и потрудился органически вписать Олега Гаркушу в привычную музыкальную палитру. В результате этого песни «Природа», «Кожаный» и «Карандаши и Палочки» смотрятся одновременно и вполне органично новым исканиям группы, и вполне винтажно для старых фанатов.
Но на один подводный камень музыканты, увы, напоролись. Вполне ожидаемо им не хватило песен — привычка Леонида Фёдороваделать по альбому в полгода не может не обеднять потенциальный арсенал группы, когда дело доходит до выхода релиза. Во-первых, диск короткий — 41 минута всего. Во-вторых, всё-таки там есть проходные вещи, есть.
А вот теперь представьте себе альбом,
составленный из дисков «Волны», «Вольфганг» и «Юла» с трек-листом примерно таким:Солнце —
Карандаши и Палочки — Сверху вниз — Огонь —
Хомба — Волны Те — Природа — На Краю — Радуясь —
Нежно — Мимо — Юла — Ли.
Понятно, что это всё фантазии, но такой диск был бы верстовым столбом на годы
вперёд. Увы. Хотя, безусловно, Леониду Фёдорову как автору виднее.
Но после нескольких прослушиваний «Юлы» целиком, когда надоедает брюзжать, вдруг понимаешь, что главное-то не в этом. Что плюсов-то гораздо больше. Что на диске есть один безусловный шедевр — композиция «Юла» (хотя вопрос, зачем её было обрывать на самом интересном месте — на концерте она была длинней, в ней было больше пространства, и мурашки ползли по коже). Что там есть несколько песен просто сильных — и «Огонь», и «Хомба», и «Мимо», и «Природа». А это уже немало.
Кроме того, «Девушки поют» по отдельности песен обещал чуть больше, чем дал в сумме — оказавшись все-таки несколько тяжеловесным. В «Юле», абсолютно, полностью наоборот — альбом лёгкий, стилистически единый и весь такой из себя в цвет оформления — то ли белый, то ли бежевый.
А важнее всего то, что мы живы. Что «АукцЫон» жив. «Жив» в том смысле, что живой, что развивается. Что он всё равно никогда не будет играть стопроцентно «правильно», как мы от него хотим. Что некоторые странные решения — это часть игры. И если бы этой игры не было, жить сейчас на российском музыкальном поле было бы гораздо скучнее. Да и вообще жить было бы скучнее, что уж там говорить.
И если хотя бы к «Юле» мы пришли к тому, что эта группа — одно из тех явлений, из-за которых нам стоит гордиться за свою страну, то — хоть это и совпадение — «Юла» свою задачу выполнила с запасом.
Дмитрий Крюков
Первый студийный опыт «АукцЫона» после долгого перерыва «АукцЫон» всегда был явлением иррациональным. В начале 90-х это была едва ли не единственная группа, которую одинаково котировали и очкарики-интеллигенты, и самые отвязные маргинальные панки. Их музыка была одновременно космополитичной ...
Первый студийный опыт «АукцЫона» после долгого перерыва
«АукцЫон» всегда был явлением иррациональным. В начале 90-х это была едва ли не единственная группа, которую одинаково котировали и очкарики-интеллигенты, и самые отвязные маргинальные панки. Их музыка была одновременно космополитичной (регулярные гастроли в Европе и восторженный прием не понимающей ни слова по-русски публики — лучшее тому доказательство), но в то же время очень русской по духу, а страсть к авангардным экспериментам нисколько не мешала писать цепкие и по-настоящему хитовые песни. Никогда не прекращая активной концертной деятельности, «АукцЫон» мог позволить взять себе студийную паузу почти на полтора десятилетия — и ничуть не потерять актуальности. И если выход предыдущего диска «Девушки поют» сопровождался помпой (тем более, что был записан в Америке при участии приглашенных величин нью-йоркского авангарда, Рибо и Медески), то релиз «Юлы» стал неожиданностью. Эта мощная и на удивление светлая пластинка, записанная на одном дыхании чуть ли не за одиннадцать дней, демонстрирует «АукцЫон» во всех его ипостасях: здесь есть и духоподъемные песни, пробирающие до мурашек по коже, и сюрреалистический балаганчик Олега Гаркуши (несколько номеров на диске традиционно его авторства и исполняются им же), и отсылки к рок-клубовским временам с рефренами вроде «на мне отдыхает природа, в семье не без урода». «АукцЫон» все так же вдохновляется обэриутами, музыка простирается от атональных шумов и джазовых рваных ритмов до драйвового балканского фолка («Полдень»). Удивительное дело — уже совсем немолодые люди продолжают делать музыку с явным удовольствием, достигая подчас совершенно детского задора. Как всегда, «АукцЫон» можно разбирать на цитаты, и самой точной характеристикой альбома будет фраза из него же — «все краше пляшем».
Илья Зинин
Эти музыканты не любят стадионы, а стадионы не любят их. Эта группа одна из самых русских, а за рубежом их знают и ждут гораздо больше, чем на родине. Фантастическая смесь дворового юродства и космической мудрости, внешней простоты текстов и внутренней сложности музыкальной палитры. «АукцЫон» ценят ...
Новый диск знаменитой банды, последние годы безраздельно лидирующей в российской умной рок-альтернативе, удивительно соответствует своему названию. Он подтверждает реноме «Аукцыона» как группы шаманской, умеющей управлять настроениями. Регулярно выходящие альбомы сольных проектов лидера «Ы» ...
Новый диск знаменитой банды, последние годы безраздельно лидирующей в российской умной рок-альтернативе, удивительно соответствует своему названию. Он подтверждает реноме «Аукцыона» как группы шаманской, умеющей управлять настроениями.
Регулярно выходящие альбомы сольных проектов лидера «Ы» Леонида Фёдорова приучили к более сложному восприятию музыки. В «Юле» же стремление к безостановочному движению, когда нет времени не только подумать, но даже оглянуться, берет полный и решительный реванш. Никогда еще граница между работами группы и творчеством Фёдорова не была такой заметной.
Записав «Юлу» без западных звезд, украшавших предыдущий альбом «Девушки поют», культовая команда упростила музыкальную ткань, потеряла в затейливости деталей, импровизационной законченности и композиционной стройности отдельных вещей, но выиграла в цельности, напоре и общем ощущении безраздельного позитива.
Но основное настроение «Юлы», если вынести за скобки эту нервную радость, уловить непросто — альбом словно уплывает из рук, не желает оседать в сознании, распыляется на множество смыслов, разлетается в искры аранжировочных находок. Эти прекрасные «мелочи» опять-таки не так ярки, как на предыдущем диске.
Их цель — ускорить движение, скольжение, быстрее вывести слушателя к следующей вещи. Работают тут большие специалисты — к группе присоединились звезды продвинутой альтернативы, джаза и фолк-авангарда: Сергей Старостин, Анатолий Герасимов, Юрий Парфенов, Николай Сарабьянов.
«Юла» — альбом-хит, но не альбом — сборник хитов. Им не удается даже как следует полюбоваться — каждый фрагмент затмевается наплывающим следующим. Песни заканчиваются, словно обрываются, не успевая укорениться в подсознании, оставляя ощущение легкого голода.
При этом каких-то принципиально ярких вещей на «Юле» вроде бы и нет, но каждая оказывается как минимум любопытной и позволяет нарисовать в сознании некую картинку. «Огонь» — пляшет, «Метели» — метут, инструментал «Летучая», написанный знаменитым контрабасистом Владимиром Волковым, — летит.
Пара вещей, например ностальгический номер «Кожаный», дурашливо заточены под популярного фронтмена Олега Гаркушу. Нетрудно представить, как он вытанцовывает под их пружинный, дерганый ритм. Эта программность, иллюстративность, может быть, приближают музыку к жизни и танцу, а может быть, возвращают нас к раннему «Аукцыону», который объявлялся со сцены не иначе как шоу-группа.
Если придумывать слоган для диска, то подходящим кажется — «Еще, еще и еще!». Трагичности и задумчивости нет места в этом карнавале — их место заняло эфирное кружение. Действительно получилась «юла» — все крутится: иногда боком, иногда вприсядку, но без начала, без конца.
Александр В. Волков
Гений не гений, но парадоксов друг однозначно. Это про группу «АукцЫон», во все периоды своей истории выбиравшую самые неоднозначные творческие пути и при этом умудрившуюся повлиять на многих важных русских музыкантов. В Ленинградском рок-клубе они были почти что изгоями, ибо развивались ...
Гений не гений, но парадоксов друг однозначно. Это про группу «АукцЫон», во все периоды своей истории выбиравшую самые неоднозначные творческие пути и при этом умудрившуюся повлиять на многих важных русских музыкантов. В Ленинградском рок-клубе они были почти что изгоями, ибо развивались большей частью внутрь себя, противореча общепринятым тенденциям и музыкально, и имиджево. Перестроечная волна выхода групп из подполья вместе с остальными вынесла на поверхность и «АукцЫон», чем тот и не подумал воспользоваться в смысле монетизации общественного интереса к себе. Новые пластинки коллектива не считались обязательным слушанием для любителей русского рока, не пропускавших релизов «Кино» и «Аквариума»; это уже потом как-то само собой тогдашние диски «АукцЫона» оказались классикой – и среди поклонников этих записей никогда не было случайных или следящих за модой людей.
Что было дальше: группа втихомолку выпустила пяток образцовых альбомов, впоследствии в сильной степени сформировавших вкус «Мумий Тролля» и других артистов того поколения; усилиями Олега Гаркуши поработала зримым образцом рок-н-ролльного образа жизни со всеми втекающими излишествами; поспособствовала утверждению звезды Сергея Шнурова и «Ленинграда». Каждый из этих пунктов можно было развить в нечто глобально-успешное даже в контексте нашего через губу общающегося с рокерами шоу-бизнеса. Но Леонид Федоров, в котором не все узнавали реального лидера «АукцЫона» (фронтменствующий Гаркуша оттягивал львиную часть внимания на себя), опять проявил полное равнодушие к экстенсивному пути развития и ломанулся, называя вещи своими именами, в музыкальные дебри. Пока подвижники-издатели тиражировали «Пионера» и «Волчицу» в сборниках лучших песен «АукцЫона», Федоров экспериментировал с фолком и авангардом, коллаборировал с джазменами и инди-музыкантами, в том числе с зарубежными. Признаться, в этих опытах даже искренние поклонники «АукцЫона» мало что понимали, но не ругать же гения, если сам не дорос до его уровня. К тому же группа не распускалась, концертировала, исполняла старые хиты, как бы странно это слово ни звучало применительно к, например, «Осколкам». Вопрос о новом альбоме при этом даже не поднимался, казалось, что все уже написано, а собственные изыскания Федорова вели его в какую-то непостижимую глубь. Потом новый альбом все же появился, оказавшись всего лишь облегченной разновидностью экспериментальных деяний лидера «АукцЫона». А потом, когда уже не ждали, случилась парадоксальная «Юла».
Ну вот да – как говорится, «после всего» у «АукцЫона» вдруг
хватило запала выпустить запростецкий альбом вроде «Жопы»: с обычными песнями,
внятными свежими мелодиями, знакомыми голосами, текстовыми шуточками… Такая
пластинка вполне могла выйти году в 1989-м – по крайней мере азартом и
озорством тогдашним дискам группы «Юла» не уступает. При этом спираль
музыкального мышления и оснащения «АукцЫона» поднялась с тех времен на пару
оборотов вверх как минимум. У многих опытных групп случались альбомы, в которых
они вроде бы тщательно моделировали выход прежних трюков на новый уровень, но
уже к середине этих пластинок у слушателей оставалось только одно желание –
задать вопрос «ну и что?». «Юла» держит с начала до конца, взлетая и провисая,
опускаясь в пошлость «Кожаного» и завораживая магическими скороговорками
«Хомбы» и «Мимо», впадая в странную балканщину, распрямляясь в психоделическую
пружину и выдавая негаданные радиохиты… Альбом по традиции начали хвалить еще
до релиза – и на сей раз апологеты ничуть не преувеличили: признанные классики
оказались вполне живыми современниками, и даже если кто-нибудь назовет диск
«Юла» великим, это пластинке ничуть не повредит.
Алексей Мажаев
«АукцЫон»: «Юла» надежды нашей Буревестники русского рок-авангарда выпускают новый альбом презентуют его при огромном стечении меломанов. «Юла» ознаменует собой возвращение к истокам и победу позитива.Предыдущий альбом «АукцЫона» под названием «Девушки поют» был ...
Буревестники русского
рок-авангарда выпускают новый альбом презентуют его при огромном стечении меломанов. «Юла» ознаменует собой возвращение
к истокам и победу позитива.
Предыдущий альбом «АукцЫона» под названием «Девушки поют» был выпущен
в 2007-м, а предыдущий —
культовый «Жилец вершин» — и вовсе в 1995-м. Питерские ниспровергатели рок-устоев
почти перестали работать в студии, да и на сценах
(отечественных) появлялись крайне редко. Фронтмен Леонид Федоров вел успешную
сольную карьеру, так что уже ходили разговоры, что нового альбома может
и не быть вовсе. Но вот он выходит, и одновременно
группа дает самый масштабный концерт за последние годы. Однако все
по порядку.
Начиная внешне как обычная питерская рок-банда эпохи позднего застоя, «АукцЫон» (к 1983-му в названии появилась псевдогопническая «Ы») всегда являлся «засланным казачком». Чрезмерный по всем рок-меркам состав — раз. Отличное владение инструментами — два. Трогательное отношение к звуку — три. И неприятие портвейна и прочих народных стимуляторов перед концертом — четыре. Все пьют, а они лучше других, что ли? В том-то и дело, что лучше.
У группы была редкая особенность: клавишник Озерский почти не сочинял музыку, зато писал тексты. Их пел Леня Федоров, гитарист и вокалист, создававший основные мелодии. А фронтменом был Олег Гаркуша — разболтанный нескладный балерун, который делал всего понемногу, и все криво, но весьма харизматично. После периода первоначального накопления (интересные, но сырые альбомы «Вернись в Сорренто» и «В Багдаде все спокойно» с участием таких неоднозначных фигур, как Владимир Веселкин и Евгений Дятлов) «АукцЫон» нашел свой единственный и неповторимый стиль. Альбомы «Дупло» и «Бодун» произвели настоящий фурор на заматеревшей русской рок-сцене. Это был первоклассный арт-панк — роскошное и при этом диетическое саунд-варево, в которое полоумный повар сыпанул от души джаз-рока, фьюжна, мистичес кого кабаре и воспоминаний по мотивам советских мультфильмов. А потом на свет появилась великая «Птица», и большинство обычных для нашей страны споров о вкусах прекратилось.
Но удержаться в народных кумирах и звездах саундтрека «Брата-2» непросто: вольно или невольно музыканты добрались до таких звуковых эверестов, что мнение простого смертного для них не значило ровным счетом ничего. Казалось, они так и останутся «Жильцами вершин» (так, если кто не помнит, назывался один из самых авангардных их дисков на тексты Хлебникова). Но вот свершилось — родилась и уже почти готова попасть в руки фэнов «Юла», чтобы вернуть русский авангардный рок к его молодым, надрывным истокам. Достаточно посмотреть на позитивные и сумасшедшие названия песен — «Огонь», «Метели», «Шишки», «Природа», «Летучая» и «Карандаши и палочки» — они словно пришли даже не из времен «Бодуна» и «Птицы», это скорее что-то а-ля «Как я стал предателем». Сказать точно сложно — утечки материала в интернет не происходит, за исключением нескольких специально выложенных самой группой треков. Зато после официального выхода 7 октября их можно будет скачать — причем как за деньги, так и бесплатно, что именно для этой группы (фэны знают!) — абсолютный прорыв.
А еще в этот же день «Юла» обретет свое сценическое воплощение — группа даст грандиозный концерт в вместительной «Арене» и без всяких там новомодных штучек. Нас ждет настоящий аукцЫоновский карнавал — с фантастическими мелодиями Федорова, парадоксальными текстами Озерского, инфернальным хором духовых и дионисийскими откровениями Гаркуши. Крутись, меломан!
Александр Кутинов