Каталожный номер | GEO 001 CD |
Формат | CD |
Упаковка | Digipak, буклет-«гармошка» |
Дата релиза | 11 сентября 2003 г. |
Диск, известный как «самый лёгкий для восприятия альбом Лёни Фёдорова», но включающий песни, практически не исполняющиеся АукцЫоном на концертах. Пластинка записана по необычному принципу: в качестве фонового музыкального сопровождения к песням звучат обрывки записей Имы Сумак, Эминема, Дона Черри, Шнитке, Рахманинова, Вивальди, Дживана Гаспаряна и др. Лишь в двух композициях Фёдорову подыгрывает басист АукцЫона Виктор Бондарик. Так как запись домашняя, она кое-где включает стук соседей, недовольных шумом, и даже звуки ударов топора. На обложке диска изображён аутентичный австралийский абориген, специально для оформления альбома снятый главой выпускающего лейбла в 100 километрах от Сиднея.
Музыканты:
Андрей Котов – колёсная лира № 6
Виктор Бондарик – бас № 5, 7
Леонид Фёдоров - гитара, вокал, музыка, миксы
© Л. Фёдоров, Д. Озерский, О Гаркуша, 2003 г.
℗ Геометрия, 2003 г. GEO 001 CD
Тексты Дмитрия Озерского, кроме:
«Думай про меня» - Дмитрий Озерский и Дмитрий Стрижов,
«Города» - Олег Гаркуша,
«Музыка моя» - текст и музыка группы «Преферанс»,
«Муж» - Леонид Фёдоров,
«Старец» - Алексей Хвостенко
Сведение и премастеринг Андрея Романова
Дизайн Светланы Никитиной
Фото Леонида Фёдорова и Павла Кострикина
Феномен таланта Фёдорова столь же необъясним, сколь и неоспорим. Его песни - это целая вселенная со своей системой образов и мифов, со своей внутренней логикой. Его творчество существует за пределами любых контекстов, оно просто и закончено как лиловая спираль, изображённая на задней стороне ...
Феномен таланта Фёдорова столь же необъясним, сколь и неоспорим. Его песни - это целая вселенная со своей системой образов и мифов, со своей внутренней логикой. Его творчество существует за пределами любых контекстов, оно просто и закончено как лиловая спираль, изображённая на задней стороне обложки. Его гипнотическая и завораживающая музыка происходит из того же сора, из которого произрастает настоящая поэзия. Обрывки симфоний, дешёвая акустическая гитара, какие-то шумы... Его словоблудие равносильно философской немногословности. И почему журналистов удивляет, что Фёдоров не даёт интервью? Бесспорно, лучшая пластинка уходящего года. Очень хочется надеяться, что новая программа Фёдорова получит такое же разноплановое и славное продолжение, как и предыдущая.
Д. А.
rockmusic.ru//5-6 (декабрь 2003 - январь 2004). - Стр. 141.
В этом же номере опубликованы итоги 2003-го года, в которых Глеб Лисичкин отметил Леонида Фёдорова в числе "Артистов года.
От редакции сайта.
Иногда осколки прошлого внезапно настигают там, откуда их не ждёшь. Журнал "rockmusic.ru" в первой половине нулевых, несмотря на характерное уже для того времени название, был вполне компетентным красочным бумажным музыкальным изданием немалого объёма; так называемым "толстым" журналом. Несколько номеров редактору сайта досталось по наследству. Таблоид, в редколлегии которого числились такие люди как Дмитрий Спирин, Глеб Лисичкин, Анна "Умка" Герасимова, Евгений Силин, подобно множеству других печатных сми, мягко говоря, пропал с радаров. И вот, совершенно случайно в нём обнаружилась одна из немногочисленных рецензий на альбом, занявший достойное место в Вечности. Компенсируя этот пробел в коллекции отзывов на издания лейбла ГЕОМЕТРИЯ, и сравнивая нынешнюю активность музыкальных обозревателей, количество ревью на "Лиловый день" кажется таким уж и небольшим. Но - что есть, то есть.
Лидер самой уважаемой и успешной российской инди-группы АукцЫон последнее время чаще выступает и записывается самостоятельно или в компании с музыкантами, не входящими в его основной состав. И тянет Фёдорова к совсем иным экспериментам и творчеству, далёкому от крупных площадок.Очередной сольный ...
Лидер самой уважаемой и успешной российской инди-группы АукцЫон последнее время чаще выступает и записывается самостоятельно или в компании с музыкантами, не входящими в его основной состав. И тянет Фёдорова к совсем иным экспериментам и творчеству, далёкому от крупных площадок.
Очередной сольный альбом Фёдорова открывает каталог нового отечественного рекорд-лейбла «ГЕОМЕТРИЯ» и обозначает новые горизонты для далёкой от сегодняшних стандартов музыки. Хотя поначалу новые песни кажутся достаточно знакомыми, во всяком случае, похожими на его последние работы с «Волковтрио» и на композиции из альбома «Анабэна». Но вот возникает неожиданный симфонический сэмпл - и всё меняется, становится неузнаваемым и завораживающим. Звучат ростовские колокольные звоны и электронные коллажи Исао Томиты, грузинские и русские хоры, дудук Дживана Гаспаряна и голос Имы Сумак, музыка Вивальди и Шнитке, Орфа и Вагнера, а связывает этот «букет» не имеющий аналогов на нашей рок-сцене фёдоровский вокал.
«Лиловый день» тянется от авангардного шансона до гипнотического, ассоциативного, одухотворённого рока и от текстов, похожих на древний заговор, до современной поэзии Дмитрия Озерского - основного автора «аукцыоновского» репертуара. Пластинка очень грустных песен не погружает, однако, в минорное настроение, а оставляет в лёгкой задумчивости.
Этот альбом - самый спокойный из записанных Фёдоровым. В нём, кстати, идеально гармонируют содержание и оформление. «Лиловый негр» на обложке, словно пришедший из знаменитой песни Вертинского, вполне в духе звучащих на диске задумчивых и изысканных песен. Фёдоров работал над этим альбомом в одиночестве, не торопясь и без контроля и опеки со стороны будущих издателей. Они до самого последнего момента не знали, что за материал получат. Но вряд ли их разочаровало то, что они в итоге услышали.
Александр В. ВОЛКОВ
Диск ладный, певучий и восхитительный. И, что удивительно, в самом деле новый - Леонид Фёдоров так долго ходил вокруг переделок старого да около всяких будетлянских анабэн, что продолжи он в подобном блаженном духе - простили бы и одобрили. Жилец вершин всё-таки. Но нет, он надышал добрую дюжину ...
Диск ладный, певучий и восхитительный. И, что удивительно, в самом деле новый - Леонид Фёдоров так долго ходил вокруг переделок старого да около всяких будетлянских анабэн, что продолжи он в подобном блаженном духе - простили бы и одобрили. Жилец вершин всё-таки. Но нет, он надышал добрую дюжину совершенно неслыханных песен, из которых всего-то парочка была как-то засвечена ранее. Каждую из песен подмывает не откладывая подобрать на гитаре - хотя я и не умею этого делать. Особенно №4 («Полнеба») и №7 («Печаль») - это создания уровня «Зимы» и той же «Птицы», сверхсрочное песенное искусство. Стилистически «Лиловый день» совпадает с предыдущим фёдоровским сольником «Четыре с половиной тонны» - та же кухонно-рюмочная акустика, нарочито криминальные грязь и копоть записи, капающие краны, нестройные хоры неопохмелённых гостей, отзвуки тараканьих бегов под обоями. Голос Фёдорова звучит как давно, с прошлого вечера, уже сорванный. А на гитаре он играет - примерно как Цой в 1982-м. И в этом жухлом, словно бы пигментированном, саунде «Лилового дня» живёт восторг свежесочинённой, начерно исполненной песни.
Этот восторг имеет под собой плодородную почву - потому что новые фёдоровские композиции выразительны необыкновенно и против воли запоминаются с первого же прогона. Умеет же человек присочинить мелодию! Фёдоров, этот Левша русского рока, куёт музыку, невзначай сообразуясь с аглицким понятием lo-fi - то есть пишется нарочито небрежно и кустарно. Так, словно плёнку взяли да и начистили кирпичом. Но при кажущейся наивности исполнения звукоизмещение этой пластинки велико: за гитарой и голосом поминутно увязываются какие-то свистульки, жалейки, колотушки, обрывки симфоний и прочая небывальщина. Аппарат получается сложный, неказистый с обшивки, но летательный. Странно и удивительно слышать, как русская голоштанная рок-акустика оказывается украдкой напоенной звуками большого авангарда, серьёзной классики и просто передовой саунд-эстетики. Не зря же на этом диске, воспевающем «музыку мою с добрым взглядом», среди прочих выражена благодарность Име Сумак, Рахманинову и новой японской музыке. Самому Фёдорову тоже надобно объявить серьёзную благодарность за то, что он придумал, куда нам можно двигаться дальше, ни много ни мало.
Максим СЕМЕЛЯК
АукцЫон, одна из главных групп 80-90-х, уже скоро десять лет, как не записывает ничего нового - последней пластинкой была «Птица» (1994). Что, впрочем, не мешает группе играть аншлаговые концерты на московских площадках и оставаться недосягаемой по классу исполнения для амбициозной рок-молодёжи. ...
АукцЫон, одна из главных групп 80-90-х, уже скоро десять лет, как не записывает ничего нового - последней пластинкой была «Птица» (1994). Что, впрочем, не мешает группе играть аншлаговые концерты на московских площадках и оставаться недосягаемой по классу исполнения для амбициозной рок-молодёжи. Тех, кто пристально следит за жизнью коллектива, его летаргическое состояние нисколько не печалит - музыкальная деятельность группы сместилась в область сольного творчества лидера группы Леонида Фёдорова, к которому многие музыканты АукцЫона так или иначе причастны. И не только они - на «Лиловом дне» слышно также колёсную лиру Андрея Котова и руководимый им ансамбль народной музыки Сирин.
Сольная дорожка Фёдорова началась альбомом «Четыресполовинойтонны» (именно так, в одно слово), получившего тёплый приём и благословение публики. С тех пор вышло ещё три сольных альбома (один из них - совместно с авангардным питерским Волковтрио). Каждый из них представлял собой уклон в какую-нибудь сторону - пластинка «Зимы не будет» была мрачно-абсурдистской, диск «Анабэна» напоминал совместные опыты АукцЫона с Алексеем Хвостенко по озвучиванию стихов Велимира Хлебникова. Нынешний «Лиловый день» - сумма всех минувших поисков, и одновременно - новая ступенька творческой жизни этого совершенно гениального музыканта. Возникает ощущение, что альбом был записан одним махом, без бесполезных дублей, единым порывом. На аскетичную фёдоровскую гитару то тут, то там накладываются какие-то совершенно нереальные звуки - как будто на заднем плане играет заезженная виниловая пластинка - покрывающие ткань альбома какими-то совершенно невообразимыми мелодическими орнаментами. На привередливое радио, которое берёт только хиты, «взяли» лишь одну песню с альбома, а можно было бы взять все 11.
Алексей КРИЖЕВСКИЙ
Новый альбом лидера АукцЫона записан на кухне. Согласно законам шоу-бизнеса, он должен, просто обязан быть забракован. И это хорошо. Каждая из песен имеет по крайней мере на два осязаемых ухом слоя. Первый - это Леонид Фёдоров с гитарой, записанный цинично плоским, нарочито топорным звуком (ручки ...
Новый альбом лидера АукцЫона записан на кухне. Согласно законам шоу-бизнеса, он должен, просто обязан быть забракован. И это хорошо. Каждая из песен имеет по крайней мере на два осязаемых ухом слоя. Первый - это Леонид Фёдоров с гитарой, записанный цинично плоским, нарочито топорным звуком (ручки эквалайзера крутить бесполезно); его дополняют, а порой даже и заглушают бытовые шумы - от звука включенного газа на плите и вентилятора до звуков дождя; фрагменты классических произведений (Рахманинов, Вивальди, Шнитке), а также записи перуанской певицы Имы Сумак, дудука Дживана Гаспаряна, хора русской духовной музыки Сирин. Возникающие из ниоткуда и уходящие в никуда. В целом ощущение такое, будто мы не просто подслушали, как напевает человек в соседней комнате, а слышим музыку, звучащую у него в голове.
Что ценно, Фёдоров собрал на альбоме действительно новые песни: «Вьюга», «Полнеба», «Печаль», «Лиловый день»… И этим пластинка выгодно отличается от его прошлых сольных работ - «Четыресполовинойтонны» и «Анабэна». Подавляющее большинство текстов принадлежат постоянному автору АукцЫона Дмитрию Озерскому, один - Олегу Гаркуше и один, наиболее футуристический, самому Фёдорову. Лучшие композиции, на мой взгляд, «Музыка моя», «Думай про меня», «Вьюга», «Города».
Удивительный мелодизм Леонида Фёдорова не спрячешь ни за какими шумами! А простота и кажущаяся безыскусность иных стихов неожиданно обнаруживают глубину и масштабность вселенских размахов – качество, исконно присущее народным песням.
«Как бывают далеки День и ночь и утро-вечер, Музыка моя, Постой, больше я тебя не встречу…» В конце 80-х рок в России был окончательно масс-культурой освоен, присвоен, причёсан, упакован в красивую целлофановую обёртку и выставлен на полку культурного супермаркета. Фёдоров делает шаг в противоположную сторону, к истокам. «Лиловый день» воспринимается как альбом-манифест, альбом-вызов. Такое явление можно назвать «кухонным роком» (ведь есть же «гаражный»). Кстати, в подобной эстетике, презрев возможности современных студий, записывает в последние годы альбомы и бывший лидер Звуков Му Пётр Мамонов, ставший добровольным затворником в своей подмосковной деревне. Не исключено, что скоро у Фёдорова и Мамонова в этом плане появятся подражатели.
PS «Лиловый день» выпущен на никому не известном лейбле ограниченным тиражом. Журналистам для рецензии не выдаётся, а стоит недешево. Известным российским рок-журналом номинирован на лучший альбом 2003 года.
Владимир ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
Леонид Фёдоров (экс - АукцЫон) записал очередной гениальный альбом. Говоря «гениальный», я не сильно грешу против действительности: это простая констатация того, что в лиловом конверте с изображением туземца с трубой помещена музыка, отмеченная печатью какого-то иного, неведомого большинству, ...
Леонид Фёдоров (экс - АукцЫон) записал очередной гениальный альбом. Говоря «гениальный», я не сильно грешу против действительности: это простая констатация того, что в лиловом конверте с изображением туземца с трубой помещена музыка, отмеченная печатью какого-то иного, неведомого большинству, мира. Устроена она так: начинает усиленно работать фёдоровская акустическая гитара, которую вполне можно было бы назвать «дворовой», и на неё медленно, но верно налипают всякие звуковые ошмётки: хоровые арии, радиомонологи, щелчки, старушечье пение, куски классических симфоний, потустороннее сопрано, марокканские трубы, капающая вода, треск проводки, писк часов Casio, потаённая электроника, разговоры, крики... (Кое-что можно даже узнать: в конце «Старца» явственно слышен голос Эминема (Эминема!), в «Лиловом дне» - гортанные вскрики Имы Сумак, но это узнавание не важно и не нужно.) Песня превращается в вязкий ком аудиотумана, в котором медленно движется тоскующий мужской голос, натыкаясь на разные предметы и тоскуя ещё больше. Записано так плотно, что невозможно просунуть лезвие; продираясь сквозь этот кустарник шумов, звонков, картонных ударов, голос Фёдорова обдирается почти до крови. Кажется, что на заднем плане щёлкают зубами какие-то томминокеры, пожирающие время и искажающие пространство, оставляющие от мыслей и эмоций лишь обрывки, слоги, части фраз: жил ли не жил, жаль ли не жаль, хух ли не хух нехух ли. Осколочные тексты Дмитрия Озерова рассыпаются, крошатся, мелодии поминутно проваливаются в совершеннейшую какофонию, как на записях вьетнамских уличных оркестров, - но песни, песни остаются и продолжают звучать в душе слушателя долго после того, как закончится альбом. При этом если предыдущий альбом, «Анабэна», записывался внушительной толпой музыкантов (Волков-трио, Сергей Старостин, Леонид Сойбельман и ещё добрая дюжина человек), то «Лиловый день» - это частная антреприза одного Фёдорова, которому теперь, как Мамонову, совсем-совсем никто не нужен: есть микрофон, компьютер, набор любимых пластинок - вот и всё, и этого достаточно. Кажется, что в одиночку невозможно записать такое: слишком пронзительной и веской, почти нечеловеческой кажется эта пластинка. И оттого, что где-то в Питере живёт человек, которому это под силу, становится немного страшно.
Алексей МУНИПОВ
Разнообразие возможных творческих ипостасей Фёдорова известно - тут и «Четыресполовинойтонны», и «Это мама», и «Анабэна». «Лиловый день», в принципе, ближе всего к первому из перечисленных альбомов - прежде всего, по составу исполнителей: на сей раз нет ни группы, ни даже кучи разных музыкантов, ...
Разнообразие возможных творческих ипостасей Фёдорова известно - тут и «Четыресполовинойтонны», и «Это мама», и «Анабэна». «Лиловый день», в принципе, ближе всего к первому из перечисленных альбомов - прежде всего, по составу исполнителей: на сей раз нет ни группы, ни даже кучи разных музыкантов, Фёдоров снова один со своей акустической гитарой... Впрочем, один ли? На самом-то деле, новый альбом музыканта не похож ни на одного из перечисленных предшественников. Чего, впрочем, и следовало ожидать - и, конечно, очень приятно, что Леонид Фёдоров снова не повторился, не просто напел новых песенок под гитару, но сделал полноценное художественное полотно, 48 минут длящееся и из 11 частей состоящее.
Шурик ГОРБАЧЁВ
Автор почти всех текстов - клавишник группы Дмитрий Озерский. Единственные стихи Фёдорова на композицию «Муж». Она самая длинная, что не может не радовать. Потому, как исполнено просто отлично. Так проникновенно редко поют у нас. По духу напоминает Петра Николаевича Мамонова. Талантлив текст ...
Автор почти всех текстов - клавишник группы Дмитрий Озерский. Единственные стихи Фёдорова на композицию «Муж». Она самая длинная, что не может не радовать. Потому, как исполнено просто отлично. Так проникновенно редко поют у нас. По духу напоминает Петра Николаевича Мамонова. Талантлив текст Олега Гаркуши «Города». Его заключительные строки даже вынесены на диск. Хороши спотыкающееся надрывное гитарное соло из «Думай Про Меня», просачивающийся сквозь шумовую стену напев из «Бабули», пронзительный пульсирующий звук из заглавной песни. По мере прослушивания диска психоделическая составляющая усиливается и начинает доминировать. К концу альбома слова сдаются окончательно. По поводу пластинки на стихи Велимира Хлебникова FUZZ писал, что Фёдорову всё равно, какие тексты, лишь бы подходили ритмически. Похоже на то. Слова иногда еле можно разобрать (например, «Лиловый День»). Хотя их там всего ничего - два четверостишия. Это просто ритуальные пляски. Главное - войти в транс. Если принять некий допинг, то к концу песни многим удастся. Тоже с композицией «Печаль».Фёдоров не мешается в пиар, сохраняет вдумчивую миросозерцательную позицию. У него сильная позиция.Волей-неволей, он - адепт древнерусской тоски-печали. Истерик-эзотерик. Так что, жить в России и слушать Леонида Фёдорова - это естественно.
Альбом экспериментален даже для такого перманентного экспериментатора, как Фёдоров. Он минималистичен и однороден по способу использования звуков. Он буквально захлёбывается в компьютерных волнах.
Запись объединена тем, что вокал вмонтирован в шумовую основу. Среди её компонентов много атмосферных звуков: капли дождя, крики, экзальтированные вокализы, сплошь утыканные мелизмами. Среди инструментов - колёсная лира. Довольно простой по задумке, но хороший по исполнению дизайн.
Борис ГОЛОДЕЦ