Что издано

Каталожный номер GEO 005 CD
Формат CD
Упаковка Digipak
Дата релиза 20 июля 2005 г.

Оркестр Вермишель
"Марк Аврелий"

Оркестр Вермишель - группа питерского аккордеониста и концертмейстера Сергея Щуракова, умершего в 2007 году. В разное время он был участником нескольких составов Аквариума, работал с Поп-механикой Сергея Курёхина и Трилистником Дюши Романова, записывался с Леонидом Фёдоровым, Колибри и в проекте «Митьковские песни». «Марк Аврелий» - изначально музыка, написанная для одноимённого документального фильма, которая в процессе работы переросла в нечто большее. По форме – сюита в стиле этно-арт-рок.

Оркестр Вермишель:
Сергей Щураков – мандолина №8
Тимур Богатырёв – флейта
Наталья Марашова – мандолина
Илья Розовский – гитара
Михаил Иванов – бас
Юлия Рычагова – виолончель, соло в №5
Екатерина Маркова – скрипка, соло в №2
Ксения Петраш – скрипка, соло в №2, 3, 8, 11
Виктория Велькова – скрипка
Ксения Косяченко – альт, соло в №9
Татьяна Громова – альт

Музыка – Сергей Щураков
Оркестровка – Сергей Щураков
Звукорежиссер – Артём Тамазов
Продюсер – Артём Тамазов

Записано в студии «Странник», Санкт-Петербург, в 2004 году.
Дизайнер – Александр Яковлев
Художник – Антон Очиров

© Оркестр Вермишель, 2004, www.vo.org.ru

© Дизайн Александр Яковлев, 2005 © Художник Антон Очиров, 2005

©&℗ Г∑ОМЕТРИЯ®   2005, GEO 005 CD

 

Мнения
Оркестр с неоркестровым названием «Вермишель» записал новую пластинку с названием «Марк Аврелий». Музыка, которая на ней содержится, это вроде как саундтрек к одноимённой документальной ленте. Саундтрек, да не совсем - из материала, который готовился исключительно в качестве сопровождения к ...
Рецензия от "Stereo&Video, 2006, №2"
Оркестр Вермишель "Марк Аврелий"

Оркестр с неоркестровым названием «Вермишель» записал новую пластинку с названием «Марк Аврелий». Музыка, которая на ней содержится, это вроде как саундтрек к одноимённой документальной ленте. Саундтрек, да не совсем - из материала, который готовился исключительно в качестве сопровождения к видеоряду, в конечном счёте, выросло вполне самостоятельное произведение. Диск качественно оформлен - эффектно, но без излишеств, в руках его держать - одно удовольствие. Ну, и - куда деваться - придётся рассказать про музыку. А это непросто, так как альбом у «Вермишели» получился абсолютно вне современных тенденций отечественной поп-музыки. Если уж требуются аналогии, то мне сразу хочется сравнить их с Майклом Найманом и его кинематографическим минимализмом. Те же инструментальные построения, не без гитары и баса, разумеется, но обогащённые звуком флейты, скрипки, виолончели (а у «Вермишели» - ещё и мандолины не в последнюю очередь). Участники этого странного оркестра и сами осознают свою уникальность, даже текстом на обложке диска вроде как отмахиваются от рокопопса: «Запись имеет настолько нехарактерное для современной рок-музыки масштабное звучание, что концертное исполнение сюиты кажется невозможным». По-моему, вяло отмахиваются. Ну, если уж сама группа не против того, чтобы её включили в стан рокеров, так вот ещё одна аналогия - гитарный построк. GYIBE, в первую очередь, только без скорбной занудности последних. Вслушайтесь хотя бы в трек «Финал»: хронометраж меньше полутора минут, а драматизма - как на целом альбоме канадцев.

 

Сергей ОБОЛОНКОВ

Stereo&Video, 2006, №2
Необычайнейшей красоты музыка. Можно даже сказать - классическая «вермишельная». История появления данного альбома следующая: в феврале 2004-го «Оркестр Вермишель» начал работу над саундтреком к фильму «Марк Аврелий. Последний триумф императора» режиссёра Максима Ладыгина. Теперь эта музыка ...
Рецензия от "Рокмьюзик.ру, 2005, 15 ноября "
Оркестр Вермишель "Марк Аврелий"

Необычайнейшей красоты музыка. Можно даже сказать - классическая «вермишельная». История появления данного альбома следующая: в феврале 2004-го «Оркестр Вермишель» начал работу над саундтреком к фильму «Марк Аврелий. Последний триумф императора» режиссёра Максима Ладыгина. Теперь эта музыка записана и издана на СD; а если учесть, что за десять лет своего существования группа под руководством Сергея Щуракова выпустила всего две пластинки - «Anabasis» (1997) и «Византия»(1999), - то диск «Марк Аврелий», по сути дела и по факту вполне можно считать третьим альбомом замечательного питерского коллектива.

В первых строках своего обзора я написал, что в альбоме звучит музыка «классическая «вермишельная». Это, в самом деле, так, но в тоже время и не совсем, потому что щураковский аккордеон здесь не слышен, Сергей его и не использовал, и только в одной пьесе сыграл на мандолине. Тем не менее, не узнать «Оркестр Вермишель» невозможно. Правда, ежели прежде считалось, что оркестр исполняет полиэтническую музыку, то в связи с «Марком Аврелием» можно, мне кажется, в самом деле говорить про создание полноценной (пусть и не очень продолжительной: длительность звучания альбома - 31 минута) оркестровой сюиты. Запоминаются звучащие здесь мелодические рисунки, сольные партии флейты, виолончели и мандолины. Да, это эффектная и самоценная сюита, причём сочетание различных её фрагментов продуманно и имеет необходимое сюжетное соотношение с фабулой фильма.

К року и ко всему тому, что мы привыкли понимать под этим славным термином, и особенно в последние сумасшедшие пять-десять лет, «Марк Аврелий» почти не имеет никаких привязок. Впрочем, это совсем и не страшно, и слушать «Оркестр Вермишель» ничуть не менее интересно, чем раньше. Вне зависимости от любых терминологических клише.

Рокмьюзик.ру, 2005, 15 ноября
Столичный любитель музыкально покритиковать А. В. Кутинов цементирует пьедестал для питерских рок-небожителей. Не мудрствуя лукаво, заявляем: этот альбом с древнеримским названием - самое яркое детище Сергея Щуракова и его соратников с берегов Невы. Увы, отец-основатель и  духовный лидер ...
Рецензия от "Контрабанда"
Оркестр Вермишель "Марк Аврелий"

Столичный любитель музыкально покритиковать А. В. Кутинов цементирует пьедестал для питерских рок-небожителей.

Не мудрствуя лукаво, заявляем: этот альбом с древнеримским названием - самое яркое детище Сергея Щуракова и его соратников с берегов Невы. Увы, отец-основатель и  духовный лидер Оркестра Вермишель оставил нас ради небесных садов, но успел сделать много более, чем прекрасного. «Марк Аврелий» - истинный перл русского пост-рока, имеющий уши да обрящет.
А что же такое пост-рок? Термин это непростой и довольно противоречивый. Прежде всего, он не имеет ничего общего с понятиями вроде «пост-панк», то есть это не нечто, выросшее из предыдущего, некогда знакового стиля. Пост-рок констатирует кончину рока и не берёт от него ничего. Вообще ничего. Зато налицо сугубо экспериментальное использование инструментов, когда-то связанных с роком, в совершенно новом качестве. а также ласковое изнасилование ритма, мелодий, тембра и последовательности аккордов, которые нехарактерны для традиций всяческих «Комон Эврибади!»
Великолепные God Is An Astronaut, Maybeshewill, This Will Destroy You играют, по сути классическую музыку XXI века, с отсылами в век прошлый. Наш Оркестр Вермишель среди них фигура далеко не последняя. Ох, очень многим звёздам придётся кусать ногти, локти и другие части тела, узнав как высоко ценят ТАМ пост-рокеров из Города Ленина.
Данный диск - саундрек к документальному кинофильму. При этом, опять же, законно пребывая в тренде, канадцы Godspeed You! Black Emperor проложили дорожку к восхвалению этого императора, пусть и не самого порядочного товарища. Так и у наших соотечественников никакой моральной апологии - во главу угла ставится красота и эстетическое совершенство. А с этим у саунд-бакалейщиков всё в порядке.
Кстати, про саунд. Нам предлагается возвышенная пышность и пугающее даже разнообразие. Благо музыкантов и используемых ими инструментов - хоть с Северной Кореей делись: флейта, мандолина, виолончель, скрипка, соло, альт и немножко клавишные – круговорот звуков в природе. «Безмолвие», «Пристанище»,  «Царствование», «Реминисценции» - это такие своеобразные увертюры к маленьким современным операм. А самые мощные в душевно-духовном плане – «Хорал» с фантастическим  аккордеоном, «Варвары», где до печенок пробирает ритмическая поступь, «Изваяние», - там ну очень нервные струны, и полузаглавная «Император» со сказочной скрипичной мелодией.
Трогательный момент: сам Сергей Щураков непосредственно играет лишь в «Реминисцеции», и то на мандолине. Да и зачем больше-то? Настоящий пост-рокер руководит, сочиняет и дирижирует. И всё выходит с пометкой «супер». Это люди, которым хочется поклоняться и при этом получать несказанное удовольствие. Но слушать их надо дозировано. Той же вещи «Финал» с его стаккато надолго хватит. Или мой персональный выбор – дрожащее от восторга «Памятование». Им нужно на пьедестал, однозначно.

Александр КУТИНОВ
Контрабанда, 29 мая 2017 года

Контрабанда
Трек лист:
CD
01 Марк Аврелий
02 Изваяние
03 Хорал
04 Варвары
05 Памятование
06 Император
07 Царствование
08 Реминисценции
09 Напутствия
10 Раздумье
11 Пристанище
12 Безмолвие
13 Финал