Каталожный номер | GEO 040-041 CD |
Формат | 2CD |
Упаковка | Exclusive digipak, буклет 20 стр. |
Дата релиза | 30 декабря 2012 г. |
Шедевр подпольной «позднесоветской» звукозаписи, до сих пор остававшийся не изданным на CD. Главный автор музыки альбома и бессменный лидер группы До мажор, гитарист Андрей Сучилин в своё время был одним из создателей «московской рок-лаборатории», а позднее - российским резидентом созданного Робертом Фриппом международного гитарного сообщества Guitar Craft. В проектах Сучилина играли такие знаменитые музыканты, как Сергей Летов, Михаил Жуков, Андрей Соловьёв, Аркадий Кириченко. При записи «Ноэмы» Сучилин, однако, обошёлся без звёзд и, тем не менее, создал эпическую полуторачасовую «нетленку»: журнал «Контркультура» назвал её «Лучшим альбомом 1990 года», а фирма «Мелодия» в 1992-м выпустила сокращённую версию на виниле. В изданную «ГЕОМЕТРИЕЙ» полную версию «Ноэмы» вошла концептуальная композиция «Лукин», посвящённая полузабытому пионеру отечественного фри-джаза Виктору Лукину, который в 90-м сидел в непальской тюрьме, отбывая 10-летний срок за инкриминированное ему убийство товарища в Гималайских горах (музыкант якобы столкнул его в пропасть). Композиция включила засэмплированное интервью Лукина с рассказом об этих невзгодах, данное им репортёрам непосредственно в тюрьме. По стилю «Ноэма» - в основном инструментальный альбом с редким присутствием вокала, авангардно-постмодернистская смесь new age, new wave, амбиента, фриппертроники и массы других элементов, приобретающих в общем контексте совершенно уникальное звучание.
До Мажор:
Андрей Сучилин - гитара, вокал, клавиши, программирование, перкуссия
Владимир Давыдов - сопрано-саксофон
Михаил Плотников - барабаны
Александр Соколов - клавиши
Александр Воронин - сопрано-саксофон, флейта
Екатерина Ковалёва - вокал
Николай Потулов - вокал
Влад Артамонов - бас
Евгений Филипов - гитара
Все композиции, аранжировки и тексты песен - Андрей Сучилин, кроме "Шестоднев": автор текста - аноним XVII века по мотивам Иоанна экзарха Болгарского, из личной коллекции С. Абрамовича
Альбом записан в студии Дворца культуры "Зеленоград" в начале 1990 года
Запись и сведение: Константин Брыксин, с участием Александра Соколова
Реставрация и мастеринг: Евгений Гапеев
Дизайн: Александр Яковлев
Фото: Сергей Бабенко, Юрий Чашкин, семейные архивы музыкантов
Альбом ранее был издан в 1992 году ФГ "Мелодия" в сокращённом виде на грампластинке № С60 32017 009.
Полностью издаётся впервые.
© 1990, Андрей Сучилин «До Мажор» © ℗ 2012, Г∑ОМЕТРИЯ® (www.geometry.su)
Существуют альбомы культовые. Иные пластинки получаются провальными. Но есть и альбомы-призраки, о которых многие что-то читали, встречали упоминания о них в различных изданиях и даже слышали какие-то фрагменты. Но проникнуться их духом и ощутить всю заложенную в них силу довелось лишь единицам. ...
Существуют альбомы культовые. Иные пластинки получаются провальными. Но есть и альбомы-призраки, о которых многие что-то читали, встречали упоминания о них в различных изданиях и даже слышали какие-то фрагменты. Но проникнуться их духом и ощутить всю заложенную в них силу довелось лишь единицам. К таким работам, вне всяких сомнений, можно отнести альбом «Noema» группы «До Мажор».
Об этом коллективе сегодня знают, наверное, лишь истинные ценители музыки. Его главный идеолог – Андрей Сучилин – не является персонажем культовым, о нём практически не пишут в прессе и, уж тем более, не показывают его по телевидению. Не звучат произведения группы «До Мажор» и по радио. Впрочем, время от времени об этой группе всё же вспоминают и какие-то её произведения попадают на различные сборники, как, например, на антологию русской психоделии Tripwave. Но это, скорее, исключение из правил.
Группа «До Мажор», появившаяся ещё в начале 80-х годов прошлого столетия, не может похвастаться масштабными концертными турне и запоминающимися шоу. Их выступления были редки, коллектив же существовал, большей частью, в виде студийного проекта. Практически без денег, используя довольно скромную аппаратуру, Сучилин умудрился создать несколько великолепных произведений, увенчались которые шикарным двойником «Noema».
Альбом был записан в далёком 1990 году. Какая-то его часть впоследствии былаиздана фирмой «Мелодия» на виниле. Полную же авторскую версию слышали лишь немногие, но подавляющее большинство из них не сдерживало восторга от услышанного. Альбом «Noema» получил хорошую прессу, но коллегами-музыкантами был встречен в штыки. Многие из них посчитали работу Сучилина слишком попсовой. Сейчас, когда с момента записи пластинки прошло более двадцати лет, такие утверждения выглядят особенно смешно, сам же материал до сих звучит свежо, демонстрируя не только оригинальность мышления автора, но и его высокий профессионализм.
В начале 90-х, говоря о «Noema», критики отмечали массу заимствований, замаскированных цитат и всевозможных отсылок как к западным, так и к отечественным музыкальным произведениям. Наверное, нет смысла повторяться и в очередной раз заострять на этом внимание, тем более, что работу эту лучше воспринимать целиком именно в том виде, как она подана автором, не пытаясь разложить на составляющие. То, что альбом после многолетнего пребывания в забвении, наконец, встретился со слушателем и оказался востребован, как нельзя лучше говорит о его самобытности и уникальности.
Подавляющее большинство композиций с «Noema» — инструментальные произведения. Лишь четыре трека украшены вокалом Екатерины Ковалёвой и Николая Потулова. Ещё одна композиция составлена из фрагментов интервью Виктора Лукина, советского художника-оформителя и одного из пионеров русского авангарда, по воле судьбы оказавшегося в непальской тюрьме. В какой-то степени, посвящённый ему трек, является ключевым во всей этой работе. Во всяком случае, он заставляет проявить интерес к судьбе человека, о котором, как выясняется, не знает даже «Википедия».
«Noema» — это убедительный ответ тем, кто считает, что в России никогда не было и не будет качественной современной музыки. Это довольно нетипичная для русской музыки ситуация, когда слова просто-напросто не нужны. И настроение, и поток сознания здесь выражены только с помощью музыкальных инструментов, где тон задаёт неуёмная гитара Андрея Сучилина, мечущаяся между барабанных дробей и басовых лабиринтов. Время от времени её заменяют саксофоны, на которых играют Александр Воронин и Владимир Давыдов. Немногочисленные тексты выполняют лишь вспомогательную функцию, хотя и они, что называется, не без изюминки. Например, «Зарин Заман», повествующий о таинственном газе, уничтожающем всё живое в радиусе «трёх часов езды на велосипеде». Сегодня его назвали бы стёбом ради стёба, тогда говорили, что это своеобразный чёрный юмор.
Произведения, составившие «Noema», отличаются своей продолжительностью. При этом с каждой секундой происходит всё новое развитие темы, что и приковывает внимание слушателя. В этом отношении показательны обе версии «Блюза», как классическая оригинальная, где басовая канва обыгрывается всё новыми гитарными пассажами, так и переработанная, более «бодрая» его версия, которую предваряет не менее убедительное интро. Убедительна и столь же эпическая композиция «Марш», завершающая двойник, в которой на первом плане совершенно неожиданно оказываются барабаны.
Отдельно хочется отметить саунд пластинки. Его многослойность не ускользнёт от внимания даже самого искушённого меломана. Сегодня, когда техника и технологии позволяют делать практически всё, что заблагорассудится, мало кто может похвастаться подобным звучанием. Результат же работы Сучилина говорит об особом мышлении, которым, к сожалению, обладают очень немногие, не говоря уже об умении реализовывать задуманное.
Также стоит отметить, что в полном виде «Noema» издаётся впервые. Благодаря усилиям лейбла «Геометрия», отечественные меломаны получили возможность пополнить свои коллекции одним из лучших произведений, созданных когда-либо представителями отечественной рок-музыки. Эта пластинка из разряда тех, которые должны стоять на полке любого коллекционера и истинного ценителя качественной музыки. Полтора часа, проведённые за прослушиванием лучшей студийной работы группы «До Мажор», могут в корне изменить даже сложившиеся годами музыкальные пристрастия.
Дмитрий Мех
reproduktor.net, 10 апреля 2013 г.
Андрей Сучилин – личность культовая. Московская школа рок-авангарда неотделима от деятельности Сучилина в группе "До мажор" и других проектах, от его экспериментальных записей с Сергеем Летовым, Александром Пиллаевым и Трэйси Дрэйком, продюсерской и издательской работы. При этом Сучилин никогда к ...
20 лет спустя Двадцать лет назад на «Мелодии» вышла знаковая для постперестроечной России пластинка группы Андрея Сучилина «До Мажор» под названием «Noema». Оставив след в истории, она тем не менее могла кануть в вечность, если бы не расширенное переиздание альбома, готовящееся сегодня в ...
5/5 Устали от банальных скучных песен? Надоели одинаковые мелодии? Хочется чего-нибудь нового и необычного? Тогда мы идем к вам! А точнее идёте вы. Идёте и слушаете альбом группы До Мажор “NOEMA”, вышедший в 1990-м году на виниле и совсем недавно переизданный на CD. Диск оформлен в формате ...
В случае с пластинкой «Ноэма» мы имеем ни много ни мало — впервые изданный на CD и в полном объёме лучший альбом 1990 года, по авторитетному мнению журнала «Контркультура». И за прошедшие двадцать лет альбом не потерял ни в свежести восприятия, ...
На обложке долгоиграющей пластинки Noema к нашему времени уже легендарной группы «До Мажор» стоит © 1991 советской фирмы «Мелодия». В оригинале Noemaдолжна была быть двойным альбомом, и «Мелодия» обещала оперативно выпустить оставшиеся четыре композиции, однако весь альбом уже как двойной ...
«Ноэма», это мысленное представление о предмете. Дальше можно - хоть в Википедию, хоть за водкой – ясно, что просто не будет. Лидер и создатель «До Мажора» Андрей Сучилин - единственный на нашем многострадальном пространстве музыкант, участвовавший в гитарных академиях Роберта Фриппа и ...
«Ноэма», это мысленное представление о предмете. Дальше можно - хоть в Википедию, хоть за водкой – ясно, что просто не будет. Лидер и создатель «До Мажора» Андрей Сучилин - единственный на нашем многострадальном пространстве музыкант, участвовавший в гитарных академиях Роберта Фриппа и представитель сообщества Guitar Craft. Двойной магнитоальбом, записанный в 1990 году, как это ни дико звучит для современности, имеет концепцию и смысл, и не говорит на темы, «актуальные» для лже-медиа. Он из другой вселенной.
«Ноэма» несет легкое дыхание того, «что мы потеряли» и надежду, что такое все же потерять нельзя. 20 лет назад релиз был выпущен на виниле – продолжительностью, естественно, с LP. В нынешнем шикарно оформленном и полном издании – 2 CD, но рассказывать о разницах не буду, тут надо писать роман, а не абзац.
Не стоит по старинке относиться к «Ноэме», как к коллекции тайн и шарад – теперь он стал «просто» музыкой. Но попытка определения стиля тут – ловушка. Есть эмбиентные структуры, околоджазовые ритмы, фриппертоника. Хочется выделять риффы и тембры, психоделия приходит не сразу, заумности и завернутости вовсе нет. Особая тема – соло Сучилина. Он избегает излишних яркостей, не говоря уже о резкостях, делает музыку достаточно монотонной, как сказал бы Хольгер Шукай, и утонченно-фантазийной. Итог - рок образов и чувств, а не предметов и ощущений.
Собирался написать про этот альбом давно и долго. Уговаривал себя не заглядывать в материал, над которым работал еще для «100 магнитоальбомов». Детали там есть, но хотелось жизни. Спасло слушанье – с годами эта запись звучит менее экстравагантно, но все более раскрыто и понятно. «Ноэма» - отличное выражение позитивной «московскости», свободной грамотности и умелости.
В чем смысл этой записи сейчас, особенно, если вы полагаете, что музыка умерла? Что ж, «Ноэма» может иметь и функциональное приложение – допустим, играть для релакса или в кино. Но значение альбома кому-то было ясно сразу - журнал «Контркультура» назвал её «Лучшим альбомом 1990 года». Сейчас можно вновь, осознавая спорность, назвать его одной из вершин нашего рока - вообще. Хотя на мозги музыкантов этот альбом не очень-то повлиял – судя по нынешнему состоянию сцены. Или же это влияние есть, но скрыто в генотипе, ждет своего времени подковерно, вернее подсценно.
Александр В. Волков
Контрабанда, 25 сентября 2013 г.
Пощечина общественному вкусу. Или за что я раз и навсегда полюбил русского Роберта Фриппа. Когда слушаешь новое издание лучшего альбома Андрея Сучилина и его разнообразной, многочисленной и по-хорошему буйной и неукротимой, точно литовский сейм, команды, в мозгу возникает этакое клише – «артист, ...
Пощечина общественному вкусу. Или за что я раз и навсегда полюбил русского Роберта Фриппа.
Когда слушаешь новое издание лучшего альбома Андрея Сучилина и его разнообразной, многочисленной и по-хорошему буйной и неукротимой, точно литовский сейм, команды, в мозгу возникает этакое клише – «артист, стоящий особняком даже в когорте нестандартной отечественной музыки». Среди музыкантов «До Мажора» нельзя не выделить двух Александров: Соколова и Воронина, клавиши и духовые, соответственно, и маститого барабанщика Михаила Плотникова. Также отметим, что тональность до-мажор - полная противоположность любимому нашему шансону, официально позиционирующему себя как адепта ля-минор.
В чем уникальность эпохальной пластинки, выходившей ранее на виниле от «Мелодии» - в усеченном виде? И зачем стоило ее издавать, да ещё так вкусно? Чего же блистательного делает Сучилин на своем самом-самом сильном релизе? Да ничего такого уж особенного. Просто то, что он делает - непохоже ни на что. Даже на Роберта Фриппа, с которым его некоторые сравнивают. На самом деле он совсем другой: пальчики бегают в ином направлении – даже немного знакомые с гитарной техникой это понимают. Несмотря на то, что Сучилин по всем правам является российским резидентом созданного Фриппом международного гитарного сообщества Guitar Craft и поучился - в меру отпущенного времени - у британского мэтра. И связал с ним свое имя; вернее, добрые люди связали.
Мне лично «Ноэма» уже тогда, в 90-м, был ближе и роднее тех же «Островов» или «Жаворонских язычков». Наш парень он и есть наш. Вот хотя бы тема «Котик-коток» - аж 06:07 чистого времени, это скорее, Дэвид Сильвиан, с синтез-флейтой и инфернальным арпеджио. А уж «Хина Вишну» - длинная, как коса пакистанской девственницы, этническая баллада, - пряный, горячий и терпкий саунд-гоголь-моголь. Куда торопиться? Все успеем.
Дождались и вокалов: нервная «Зарин-заман» уводит в лабиринты духовных пиршеств и ментальных пощечин. Нет, мы не жалеем. Да и вокал Кати Ковалевой располагает к катарсису. «Зарин-заман» отравляет все живое в радиусе трех часов езды на велосипеде / А велосипед среду не загрязняет абсолютно / И на нем уехать можно далеко, почти куда захочешь...»
Интересная деталь: фундаментальная работа была выполнена в моем родном Зеленограде, в с детства любимом ДК, хорошим знакомым Костей Брыксиным. И хотя сам он выпустил интересную пластинку с характерным названием «Песни нашего двора», очень продуктивно работал с арт-роком и андеграундом. На его счету и «Чистая Любовь», и «Инструкция по выживанию», и т.д, и т.п.. И сделал всё классно. Мой личный выбор на «Ноэме» – вещь «Лукин». Фантасмагорическая история о реально существующем (или всё же нет?) этно-страннике, попавшем в непальскую тюрьму. С сэмплами протоколов допроса и, опять же, душераздирающим арпеджио. Песенки-то на альбоме все больше некороткие, да еще и без вокалов, а может так и надо? Туманно-эротические «Шаги» и амбиентный финал «Марш» ( с мрачной афганской темой) на почти шестнадцать минут. Мир стал совершенен, но от этого он не стал не более позитивен. И многим должно стать стыдно: почему Андрей смог, а кто-то упорно и по сей день эксплуатирует «три блатных аккорда»? Потому и ценен подобный штучный товар, как «Ноэма».
Александр КУТИНОВ
Контрабанда, 24 декабря 2016 года
Советский андеграундный арт-рок в роскошном «глянцевом» форматеПереиздан легендарный альбом «Ноэма» (1990) московской группы До Мажор, ведомой гитаристом и композитором Андреем Сучилиным, которого называли «русским Робертом Фриппом». Эта группа числилась по разряду рок-андеграунда, хотя к обширному ...