Что издано

Каталожный номер GEO 107, 108, 118 CD
Формат CD
Упаковка Slipcase, digipak, mini-digisleeve, буклет
Дата релиза 7 февраля 2019 г.

Вежливый отказ
"Опера-86"

Первое издание легендарного дебютного альбома московской рок-группы Вежливый отказ «Опера-86» в формате CD, с качественным мастерингом и коллекцией уникальных дополнений. В виде магнитоальбома запись появилась в фонотеках любителей музыки в 1986 году и стала свидетельством нового уровня развития отечественного рока.

«Похоже, детство нашего рока позади» и «Фантастический — во всех бесконечных смыслах этого определения — альбом» написал тогда Евгений Чорба в статье «Космогония Отказа», опубликованной в культовом андеграундном рок-фэнзине «Урлайт». Там же была сформулирована идея, что «Опера» «является прологом нового идеологического направления в отечественной рок-музыке — назовём его социальным символизмом».

Основными отличительными чертами саунда альбома являлись профессиональное и разнообразное пение закончившего отделение академического вокала Мерзляковского училища Дмитрия Шумилова (в последующие этапы истории группы ставшего клавишником, а потом басистом) и креативные клавишные Петра Плавинского. «Опера-86» звучит раскрепощённее последующих альбомов, но содержит меньше экзистенциальной глубины, музыкальной насыщенности и ритмической изощрённости.

Состав Отказа того периода представлял собой содружество музыкантов двух формаций. Из группы 27-й километр пришли гитарист, композитор и вокалист Роман Суслов и басист Михаил Верещагин. Выходцами из Ансамбля современной камерной музыки (он же — Кружок музыкальных изысканий) Красный насос были пианист и автор песен Плавинский, покинувший команду вскоре после записи «Оперы-86», и вокалист Шумилов. Также в состав вошёл барабанщик Михаил Митин. В песне «Пролетарий», на контрасте с остальным трек-листом, поёт Марина Крылова. Этот пример приглашённого вокала остался в истории группы единственным.

Четверо из пяти музыкантов Отказа были выпускниками МИФИ, что создавало определённое единство мировоззрения и культурной среды. Возможно, это повлияло и на формирование психоделически-внеземной эстетики части текстов. Фактически, тогда у группы было два лидера — Суслов и Плавинский. Две песни они написали вместе — «Мы все обречены на пораженье» и «Я учусь». Тексты в ещё четырех сусловских песнях созданы поэтом Аркадием Семёновым — сотрудничество Суслова с ним началось ещё в группе 27-ой километр. Песни Плавинского написаны на его собственные стихи, а также на слова Сергея Попова («Ракеты-Кометы»), и Олега Чухонцева («Пионер»).

Второй диск издания включает записи концертов 1986 года в ДК ЖБИ и ДК МИИТ. На третий диск, мини-CD, вошёл вокальный цикл советского композитора–авангардиста Александра Мосолова «Четыре газетных объявления», исполненный Романом Сусловым в дуэте с пианистом Петром Айду.

Вежливый отказ
Опера-86

bonus tracks (12-16) - альтернативное сведение
Музыка:
Пётр Плавинский (1, 4, 7. 10. 11)
Роман Суслов (2, 3, 5, 6, 8, 9)
Тексты:
Сергей Попов (1)
Пётр Плавинский (2, 4, 7, 9, 11)
Аркадий Семёнов (3, 5, 6, 8)
Олег Чухонцев (10)

Пётр Плавинский - клавишные
Дмитрий Шумилов - вокал, бас-гитара (11)
Роман Суслов - гитара, вокал, драм-машина
Михаил Верещагин - бас-гитара
Михаил Митин - барабаны (3, 9, 11)
Марина Крылова - вокал (7)
Запись:
Сергей Высоцкий
Роман Суслов
Москва - Видное 1986

CD бонус
Архив 1986

Треки 1-8 - концерт в ДК ЖБИ
Треки 9-13 - концерт в ДК МИИТ
Музыка:
Роман Суслов
Пётр Плавинский (3, 6, 7)
Тексты:
Аркадий Семёнов (1, 2, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12)
Пётр Плавинский (3, 7, 13)
Олег Чухонцев (6)
Запись концерта в ДК ЖБИ: Алексей Яковлев
Реставрация и звуковая редакция: Евгений Гапеев

mini CD бонус
Александр Мосолов
Четыре Газетных Объявления (op. 21, 1926)
Исполняют:
Роман Суслов (вокал)
Пётр Айду (рояль)
Записано в студии "Параметрика" в январе-феврале 2010 года

ИЗДАНИЕ 2017-2019 подготовлено группой Вежливый отказ и лейблом ГЕОМЕТРИЯ
Использованы фонограммы из архивов Александра Агеева и Равиля Дианова
Реставрация и звуковая редакция: Евгений Гапеев
Перевод лирики: Илья Шлепаков
Текст редакционной статьи: Григорий Дурново
Переводы статей в буклете: Михаил Сизоненко
Дизайн обложки: Дмитрий Мокшин
Дизайн буклета: Александра Новожёнова
Вёрстка буклета: Анастасия Ельцева
Фото: Анатолий Азанов, Игорь "Лётчик" Каргин, Сергей Бабенко, Аркадий Семёнов, Алексей Иванов
В буклете использована репродукция картины художника Николая Акимова (род. 1960) и статья "Космогония Отказа", опубликованная в журнале "Урлайт" в 1986 году
Продюсер: Вячеслав Недеогло

Фото с презентации, состоявшейся 7 февраля в Центральном доме художника: Владимир Лаврищев

"...мы имеем возможность наблюдать группу «in progress», еще не нашедшей своего уникального звука и манеры, и одновременно с этим почувствовать тогдашнюю общую атмосферу, в которой ковалась московская новая волна".
Андрей БУХАРИН

Мнения
«Опера-86» — это дебютный альбом Вежливого отказа, который по каким-то загадочным причинам не был в свое время издан ни на каких носителях, а ходил в списках на магнитной ленте. 
Рецензия от "colta.ru"
Вежливый отказ "Опера-86"

«Опера-86» — это дебютный альбом Вежливого отказа, который по каким-то загадочным причинам не был в свое время издан ни на каких носителях, а ходил в списках на магнитной ленте. 

Зародившись в недрах «кружка музыкальных изысканий» Красный насос, в котором в начале 80-х играли Пётр Плавинский, Дмитрий Шумилов и Роман Суслов, и группы 27 км, в которой сложился творческий союз Романа Суслова и поэта Аркадия Семёнова, Вежливый отказ произвёл сильное впечатление при первом же появлении на широкой публике. «О, эта команда-загадка! Скитается по городу, вспыхивая в различных ДК, смурной квинтет… Гонит такой же смурной то ли реггей, то ли рэп, то ли — страшно подумать! — джаз», — писал один из рецензентов журнала «Урлайт». «Да, друзья, это настоящее искусство!» — писал другой. Одиннадцать сценок-зарисовок с яркими персонажами — Обывателем, Телеграфистом, Пролетарием, Пионером, Гармонистом и пр. — эффектно погружали привычные реалии эпохи в нестандартный, несоветский антураж, ёрнически-иронично и с разной степенью сочувствия высвечивая абсурд происходящего. Осведомлённые современники были настолько впечатлены, что «Опера-86» была объявлена «прологом нового идеологического направления в отечественной рок-музыке — социального символизма». 

Одним словом, это культовая запись, наконец изданная в надлежащем качестве: Вежливый отказ и лейбл ГЕОМЕТРИЯ официально выпустили «Оперу-86» на компакт-диске. В альбом включены отреставрированные материалы оригинального магнитоальбома, а также редкие концертные записи с неизвестными широкой публике песнями — «Такси миллионов», «Телевизор», «День и ночь» — и (самое неожиданное!) вокальный цикл композитора-авангардиста Александра Мосолова «Четыре газетных объявления». Написан он в 1926 году, а в 2009-м Роман Суслов впервые исполнил его в дуэте с пианистом Петром Айду. 

Александр ВЕЛИКАНОВ
colta.ru, 31 января 2019 года

colta.ru
...мы имеем возможность наблюдать группу «in progress», еще не нашедшей своего уникального звука и манеры, и одновременно с этим почувствовать тогдашнюю общую атмосферу, в которой ковалась московская новая волна.
Рецензия от "Андрей Бухарин на facebook"
Вежливый отказ "Опера-86"

Как тайный историк-архивист с соответствующим дипломом не могу не откликнуться на тот факт, что впервые официально издана «Опера’86», дебютный, или точнее будет выразиться нулевой альбом нашей замечательной группы Вежливый отказ
Звучит он, надо признать, неожиданно — в том смысле, что имеет мало общего с нашими привычными представлениями о ВО. Записан он был в период двоевластия в группе: Петр Плавинский vs Роман Суслов. Два лидера и автора в одном коллективе создают особое напряжение, которое не может длиться долго, и Плавинский, основатель и клавишник, уходит вскоре после записи альбома, в котором преобладает звучание его синтезатора. Даже поёт здесь не Суслов, а нынешний басист Дмитрий Шумилов, демонстрирующий чуть ли не «оперный» размах (недаром учился академическому вокалу в Мерзляковском музучилище). То есть мы имеем возможность наблюдать группу «in progress», еще не нашедшей своего уникального звука и манеры, и одновременно с этим почувствовать тогдашнюю общую атмосферу, в которой ковалась московская новая волна.
Альбом подготовлен лейблом «Геометрия» практически как серьезное научное издание: реставрированная запись, альтернативные версии треков, обширнейшие комментарии и так далее. Второй компакт-диск содержит концертные записи того же 1986 года в ДК ЖБИ и ДК МИИТ. А для окончательных гурманов имеется совсем уж изысканная добавка — мини-CD с авангардным вокальным циклом Александра Мосолова «Четыре газетных объявления» 1926 года, записанного Сусловым с пианистом Петром Айду с 2010-м.

Андрей БУХАРИН
facebook, 10 февраля

Андрей Бухарин на facebook
Трек лист:
CD 1: Опера-86
CD 2: Архив 1986
Mini CD
01 Ракеты-Кометы
02 Мы все обречены на пораженье
03 Середина зимы
04 Далеко не на каждой планете
05 Несу я украдкой
06 Из варягов
07 Пролетарий
08 Телеграфист
09 Я учусь
10 Пионер
11 Блюз
12 Пролетарий (bonus track)
13 Мы все обречены на пораженье (bonus track)
14 Середина зимы (bonus track)
15 Я учусь (bonus track)
16 Блюз (bonus track)
01 Телеграфист
02 Из варягов
03 Далеко не на каждой планете
04 Несу я украдкой
05 Встречное движение
06 Пионер
07 Такси миллионов
08 Телевизор
09 Середина зимы
10 Портрет
11 День и ночь
12 Помощник
13 В чужих озёрах сна
01 Четыре Газетных Объявления
Фото
Видео