Что издано

Каталожный номер GEO 107, 108, 118 CD
Формат CD
Упаковка Slipcase, digipak, mini-digisleeve, буклет
Дата релиза 7 февраля 2019 г.

Вежливый отказ
"Опера-86"

Первое издание легендарного дебютного альбома московской рок-группы Вежливый отказ «Опера-86» в формате CD, с качественным мастерингом и коллекцией уникальных дополнений. В виде магнитоальбома запись появилась в фонотеках любителей музыки в 1986 году и стала свидетельством нового уровня развития отечественного рока.

«Похоже, детство нашего рока позади» и «Фантастический — во всех бесконечных смыслах этого определения — альбом» написал тогда Евгений Чорба в статье «Космогония Отказа», опубликованной в культовом андеграундном рок-фэнзине «Урлайт». Там же была сформулирована идея, что «Опера» «является прологом нового идеологического направления в отечественной рок-музыке — назовём его социальным символизмом».

Основными отличительными чертами саунда альбома являлись профессиональное и разнообразное пение закончившего отделение академического вокала Мерзляковского училища Дмитрия Шумилова (в последующие этапы истории группы ставшего клавишником, а потом басистом) и креативные клавишные Петра Плавинского. «Опера-86» звучит раскрепощённее последующих альбомов, но содержит меньше экзистенциальной глубины, музыкальной насыщенности и ритмической изощрённости.

Состав Отказа того периода представлял собой содружество музыкантов двух формаций. Из группы 27-й километр пришли гитарист, композитор и вокалист Роман Суслов и басист Михаил Верещагин. Выходцами из Ансамбля современной камерной музыки (он же — Кружок музыкальных изысканий) Красный насос были пианист и автор песен Плавинский, покинувший команду вскоре после записи «Оперы-86», и вокалист Шумилов. Также в состав вошёл барабанщик Михаил Митин. В песне «Пролетарий», на контрасте с остальным трек-листом, поёт Марина Крылова. Этот пример приглашённого вокала остался в истории группы единственным.

Четверо из пяти музыкантов Отказа были выпускниками МИФИ, что создавало определённое единство мировоззрения и культурной среды. Возможно, это повлияло и на формирование психоделически-внеземной эстетики части текстов. Фактически, тогда у группы было два лидера — Суслов и Плавинский. Две песни они написали вместе — «Мы все обречены на пораженье» и «Я учусь». Тексты в ещё четырех сусловских песнях созданы поэтом Аркадием Семёновым — сотрудничество Суслова с ним началось ещё в группе 27-ой километр. Песни Плавинского написаны на его собственные стихи, а также на слова Сергея Попова («Ракеты-Кометы»), и Олега Чухонцева («Пионер»).

Второй диск издания включает записи концертов 1986 года в ДК ЖБИ и ДК МИИТ. На третий диск, мини-CD, вошёл вокальный цикл советского композитора–авангардиста Александра Мосолова «Четыре газетных объявления», исполненный Романом Сусловым в дуэте с пианистом Петром Айду.

Вежливый отказ
Опера-86

bonus tracks (12-16) - альтернативное сведение
Музыка:
Пётр Плавинский (1, 4, 7. 10. 11)
Роман Суслов (2, 3, 5, 6, 8, 9)
Тексты:
Сергей Попов (1)
Пётр Плавинский (2, 4, 7, 9, 11)
Аркадий Семёнов (3, 5, 6, 8)
Олег Чухонцев (10)

Пётр Плавинский - клавишные
Дмитрий Шумилов - вокал, бас-гитара (11)
Роман Суслов - гитара, вокал, драм-машина
Михаил Верещагин - бас-гитара
Михаил Митин - барабаны (3, 9, 11)
Марина Крылова - вокал (7)
Запись:
Сергей Высоцкий
Роман Суслов
Москва - Видное 1986

CD бонус
Архив 1986

Треки 1-8 - концерт в ДК ЖБИ
Треки 9-13 - концерт в ДК МИИТ
Музыка:
Роман Суслов
Пётр Плавинский (3, 6, 7)
Тексты:
Аркадий Семёнов (1, 2, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12)
Пётр Плавинский (3, 7, 13)
Олег Чухонцев (6)
Запись концерта в ДК ЖБИ: Алексей Яковлев
Реставрация и звуковая редакция: Евгений Гапеев

mini CD бонус
Александр Мосолов
Четыре Газетных Объявления (op. 21, 1926)
Исполняют:
Роман Суслов (вокал)
Пётр Айду (рояль)
Записано в студии "Параметрика" в январе-феврале 2010 года

ИЗДАНИЕ 2017-2019 подготовлено группой Вежливый отказ и лейблом ГЕОМЕТРИЯ
Использованы фонограммы из архивов Александра Агеева и Равиля Дианова
Реставрация и звуковая редакция: Евгений Гапеев
Перевод лирики: Илья Шлепаков
Текст редакционной статьи: Григорий Дурново
Переводы статей в буклете: Михаил Сизоненко
Дизайн обложки: Дмитрий Мокшин
Дизайн буклета: Александра Новожёнова
Вёрстка буклета: Анастасия Ельцева
Фото: Анатолий Азанов, Игорь "Лётчик" Каргин, Сергей Бабенко, Аркадий Семёнов, Алексей Иванов
В буклете использована репродукция картины художника Николая Акимова (род. 1960) и статья "Космогония Отказа", опубликованная в журнале "Урлайт" в 1986 году
Продюсер: Вячеслав Недеогло

Фото с презентации, состоявшейся 7 февраля в Центральном доме художника: Владимир Лаврищев

"...мы имеем возможность наблюдать группу «in progress», еще не нашедшей своего уникального звука и манеры, и одновременно с этим почувствовать тогдашнюю общую атмосферу, в которой ковалась московская новая волна".
Андрей БУХАРИН

Мнения
Альбом звучит весьма раскрепощенно, но есть одно но — человеку, который не жил в СССР и не успел прочувствовать на себе все тонкости прошлой жизни, будет сложно уловить кое-какие ёрничества коллектива.
Рецензия от "Rockcor"
Вежливый отказ "Опера-86"

Предлагаем погрузиться в эпоху 80-х, когда русский рок набирал свои обороты. И сегодня мы вспомним творчество московской группы, образовавшейся в октябре 1985 года.  Зимой того же года музыканты дали свой первый концерт. Они привлекали внимание публики благодаря смешению абсолютно разных музыкальных жанров. Находилось в их аранжировках место и для фри-джаза, и для «типичного» русского рока, и для прогрессива. В итоге многие отечественные слушатели отнесли их к жанру авангардной музыки и андерграунда.  Сам же лидер группы Роман Суслов определил творчество как «профанацию тоталитарного героизма». Альбом, о котором пойдёт речь, дебютный релиз музыкантов, увидевший свет в 1986 году только на магнитной ленте. А вот  представленный бокс, о котором пойдет речь — переиздание, вышедшее в начале текущего года уже на физических носителях. Вашему вниманию предлагаются одиннадцать сценок с яркими харизматичными персонажами: Обывателем, Телеграфистом, Пролетарием, Пионером, Гармонистом и другими, не менее колоритными личностями. Каждый из героев интересен благодаря необычному характеру. По сути музыканты разыграли самый настоящий спектакль, положив на текст рок-аранжировки. Если вы всей душой любите интересные музыкальные пьесы, то рекомендуем присмотреться к деятельности этого коллектива из Москвы. Музыканты быстро погрузят вас в советский антураж благодаря безграничному обаянию и способности к самоиронии. Помимо вокальных партий, следует отметить и запоминающиеся аранжировки. Альбом звучит весьма раскрепощенно, но есть одно но — человеку, который не жил в СССР и не успел прочувствовать на себе все тонкости прошлой жизни, будет сложно уловить кое-какие ёрничества коллектива. Первая пластинка включает в себя шестнадцать песен, вторая восемь, а бонусом к ним идут песни с  живых концертов в ДК МИИТ и ДК ЖБИ, состоявшихся в 1986 году, а также вокальный цикл советского композитора-авангардиста Александра Мосолова. Данное издание станет отличным подарком для тех, кто любит окунуться в прошлое благодаря творчеству  легендарных коллективов, а также может послужить подарком для коллекционера-поклонника группы.

Анастасия Игнатова
Rockcor, #4/2019, стр. 32

Rockcor
Отзыв о концерте в честь выхода "Оперы-86" включает в себя и экскурс в историю группы, и элементы рецензии. Потому обойти его вниманием невозможно!
Рецензия от "Викиновости"
Вежливый отказ "Опера-86"

7 февраля 2019 года московская прогрессив-рок группа Вежливый отказ дала необычный концерт, посвящённый презентации альбома «Опера-86». Дебютная запись команды, вышла в свет в 1986 году в виде магнитоальбома, и была оценена прессой, как поворотный пункт в истории жанра. Теперь лейбл ГЕОМЕТРИЯ впервые реализовал альбом в формате CD. Релиз стал завершением многолетней работы по выпуску новых изданий дискографии группы. Специалистами лейбла был проведён мастеринг исходной фонограммы, в альбом включены уникальные концертные бонусы и экстра-бонус на Mini-CD.

Презентация релиза проходила в концертном зале Центрального дома художника (ЦДХ), на концерт пришли многие деятели контркультуры 1980-х годов, издатели, промоутеры, продюсеры, музыканты, журналисты и тусовщики. Публика понимала, что присутствует на редком по исторической значимости событии и пребывала в перманентном восторге — и во время концерта, и после него.

Группа отнеслась к презентации по-особому и подготовила специальную программу — экскурс в историю Вежливого отказа, воспоминание о поворотных пунктах и пиках карьеры коллектива. Некоторые, хорошо известные вещи прозвучали в этот вечер неожиданно, отличаясь аранжировками от альбомных вариантов.

До концерта знатоки творчества группы надеялись на исполнение вещей с презентуемого альбома, которые не часто попадают в актуальный репертуар команды. Состав и саунд «Отказа» ещё в 1986 году, после записи альбома «Опера-86», претерпел серьёзные изменения. Но на этот вечер ансамбль ненадолго вернулся в те времена, когда были с «московской» иронией изобретены и название группы и её творческое кредо «профанация тоталитарного героизма».

Концерты «Отказа» иногда включали номер из альбома «Опера-86» — «Ракеты-кометы», который исполняли, бывший в 1986-м вокалистом Дмитрий Шумилов и один из основателей группы клавишник Пётр Плавинский. В концерте в ЦДХ Плавинский не принимал участие, его на этой композиции заменил композитор Павел Карманов, недавно представивший в концертном зале Зарядье, с участием, в том числе, и Вежливого отказа, спектакль-мистерию — «Рождественский Вертеп Павла Карманова».

Затем Шумилов сел за клавиши — такой период тоже был в его карьере в группе, на сцену вышли лидер, вокалист, гитарист Роман Суслов и барабанщик Михаил Митин. Трио сыграло композицию «В чужих озёрах сна» с раскрепощёнными барабанами и импровизирующий гитарой. Затем к ним присоединилось трубач Андрей Соловьёв, саксофонист Павел Тонковид, скрипач Сергей Рыженко, за фортепиано сел Максим Трефан, а Шумилов взял в руки привычный бас — группа приобрела актуальный вид, что сразу создало и дополнительную глубину, и качество звука.

Суслов рассказывал про авторов песен, вспоминал, например, поэтов Аркадия Семёнова и Гора Оганисяна. Прозвучали и ещё песни с альбома «Опера-86» — «Несу я украдкой», «Я учусь». Пел Суслов. Далее в плей-листе шли более поздние хиты: «Летаргический сон», «Эй, кузнец», ставший прозрачной балладой с глубоким басом, шепчущим вокалом и поющей трубой. Более поздние композиции «Икар», «Коля и соловей», «Шкаф», «Мурка», «Бурятская морская» рисовали удивительные музыкальные картины. «Марина» вызвала особый восторг публики, «Зенитчик» прозвучал агрессивно и бодро. Группа исполнила «Мы победим» — хит из альбома «Военные куплеты», несколько композиций из готовящегося альбома «Романсы», а в финале — «Hero D», композицию, написанную специально для «Вертепа» Павла Карманова. По сути, музыканты продемонстрировали, как формировался их уникальный саунд и современный репертуар.

Вежливый отказ чередовал вещи текстовые и построенные на фонемах, многие звучали даже не метафизически, а чуть ли не инопланетно, зрители вспоминали King Crimson, сравнивая музыку обеих групп, как два уникальных творческих конгломерата идей и влияний.

Саунд в ЦДХ трудно было назвать идеальным, специфика зала не даёт в полной мере озвучить подобные концерты. На следующий день в соцсетях появились и критические экспертные отзывы об акустике концерта. Однако, волшебство некоторых созвучий, сочетаний инструментов — скрипки, трубы, гитары — представляется очевидным. Звучало много соло Суслова, его гитара стремилась быть максимально «рОковой», но крики «Браво!» из публики и выверенность звучания группы оставляли ощущение в чём-то академического мероприятия. С момента начала подготовки шоу в ЦДХ и до его завершения, концерт сопровождала атмосфера соединявшая понимание и поиск, ностальгию и модерн. Альбом «Опера-86», бывший для многих «легендой рока», теперь доступен в хорошем качестве. Он занял своё, подобающее место в истории отечественной рок-культуры.

Викиновости
Альбом "Опера" – и начало замечательного будущего, и конец прекрасной эпохи, в нём лучами сходятся и фейерверками разлетаются идеи, мысли и смыслы, занимавшие рок-цивилизацию, которая тогда только пыталась анализировать и осознавать себя.
Рецензия от "InRock"
Вежливый отказ "Опера-86"

8/10

Альбом "Опера-86" не имеет к жанру оперы никакого отношения. Разве что квалификация тогдашнего вокалиста группы Дмитрия Шумилова, выпускника музыкального училища при Московской консерватории по классу академического вокала, соответствует этой идее. Но, в соответствии с выбранным группой названием, он после этой записи вокалистом быть перестал, причём не потому что плохо пел, а потому что задачи дальнейшего рок-музицирования оказались иными.

Музыка "Отказа", тогда только что собранного из участников команды "27 километр" и Кружка музыкальных изысканий "Красный насос", оказалась непохожа на будущие музыкальные опыты "Отказа" и вообще мало что напоминала из окружающей рок-цивилизации. Альбом, соединяя новую волну, авангард и ощущение стёба, формировал специфическую московскую ауру и остался неким артефактом из истории отечественной рок-музыки. В нём словно нашли отражение стильная изысканность "Оберманекена", абстрактная чувственность "Аквариума", игривая напористость "Странных игр". Удивительно и то, что диск вовсе не содержит, как принято говорить, "ростки будущих успехов". Он совсем другой! Словно с другой планеты – и тематика песен, и псевдокосмические клавиши Петра Плавинского.

Текст на задней стороне обложки показательно уборист, переиздание переполнено не только музыкой, но и информацией, ассоциациями и векторами развития, как реализованными, там и ушедшими в пустоту с течением лет. Это была последнее пока что время для отечественной рок-культуры, когда творческая энергия фонтанировала, брызгала из всех щелей, клапанов и форточек. Над чем музыканты тогда усмехнулись в названии альбома – над образованием своего вокалиста или над дряхлеющей, но ещё не знавшей о том, как ей недолго осталось, советской культурой? Она, культура, была всезнающей и всеведущей, ей было дело до всего, и это буквально сквозит из каждой минуты, каждой ноты и каждой паузы фонограммы. Уже потом ставший в "Отказе" единоличным лидером Роман Суслов, словно подкрутив ручку, уменьшил эту внешнюю яркость и театральность. А пока – именно этот "творческий фонтан".

Другой вектор выбрала и страна, и группа, и дебют "Отказа" вспоминали нечасто, разве как некую "доисторическую" запись, а в отреставрированном виде она впервые увидела вид только сейчас. Можно послушать альбом и бонусные концерты, чтобы не только погрустить о том, что мы потеряли (хотя бы на уровне потенциала), но и порадоваться тому, что в итоге приобрели. Альбом "Опера" – и начало замечательного будущего, и конец прекрасной эпохи, в нём лучами сходятся и фейерверками разлетаются идеи, мысли и смыслы, занимавшие рок-цивилизацию, которая тогда только пыталась анализировать и осознавать себя.

Александр В. Волков

InRock #1 (87)/2019, стр. 59

InRock
«Опера-86» — это дебютный альбом Вежливого отказа, который по каким-то загадочным причинам не был в свое время издан ни на каких носителях, а ходил в списках на магнитной ленте. 
Рецензия от "colta.ru"
Вежливый отказ "Опера-86"

«Опера-86» — это дебютный альбом Вежливого отказа, который по каким-то загадочным причинам не был в свое время издан ни на каких носителях, а ходил в списках на магнитной ленте. 

Зародившись в недрах «кружка музыкальных изысканий» Красный насос, в котором в начале 80-х играли Пётр Плавинский, Дмитрий Шумилов и Роман Суслов, и группы 27 км, в которой сложился творческий союз Романа Суслова и поэта Аркадия Семёнова, Вежливый отказ произвёл сильное впечатление при первом же появлении на широкой публике. «О, эта команда-загадка! Скитается по городу, вспыхивая в различных ДК, смурной квинтет… Гонит такой же смурной то ли реггей, то ли рэп, то ли — страшно подумать! — джаз», — писал один из рецензентов журнала «Урлайт». «Да, друзья, это настоящее искусство!» — писал другой. Одиннадцать сценок-зарисовок с яркими персонажами — Обывателем, Телеграфистом, Пролетарием, Пионером, Гармонистом и пр. — эффектно погружали привычные реалии эпохи в нестандартный, несоветский антураж, ёрнически-иронично и с разной степенью сочувствия высвечивая абсурд происходящего. Осведомлённые современники были настолько впечатлены, что «Опера-86» была объявлена «прологом нового идеологического направления в отечественной рок-музыке — социального символизма». 

Одним словом, это культовая запись, наконец изданная в надлежащем качестве: Вежливый отказ и лейбл ГЕОМЕТРИЯ официально выпустили «Оперу-86» на компакт-диске. В альбом включены отреставрированные материалы оригинального магнитоальбома, а также редкие концертные записи с неизвестными широкой публике песнями — «Такси миллионов», «Телевизор», «День и ночь» — и (самое неожиданное!) вокальный цикл композитора-авангардиста Александра Мосолова «Четыре газетных объявления». Написан он в 1926 году, а в 2009-м Роман Суслов впервые исполнил его в дуэте с пианистом Петром Айду. 

Александр ВЕЛИКАНОВ
colta.ru, 31 января 2019 года

colta.ru
...мы имеем возможность наблюдать группу «in progress», еще не нашедшей своего уникального звука и манеры, и одновременно с этим почувствовать тогдашнюю общую атмосферу, в которой ковалась московская новая волна.
Рецензия от "Андрей Бухарин на facebook"
Вежливый отказ "Опера-86"

Как тайный историк-архивист с соответствующим дипломом не могу не откликнуться на тот факт, что впервые официально издана «Опера’86», дебютный, или точнее будет выразиться нулевой альбом нашей замечательной группы Вежливый отказ
Звучит он, надо признать, неожиданно — в том смысле, что имеет мало общего с нашими привычными представлениями о ВО. Записан он был в период двоевластия в группе: Петр Плавинский vs Роман Суслов. Два лидера и автора в одном коллективе создают особое напряжение, которое не может длиться долго, и Плавинский, основатель и клавишник, уходит вскоре после записи альбома, в котором преобладает звучание его синтезатора. Даже поёт здесь не Суслов, а нынешний басист Дмитрий Шумилов, демонстрирующий чуть ли не «оперный» размах (недаром учился академическому вокалу в Мерзляковском музучилище). То есть мы имеем возможность наблюдать группу «in progress», еще не нашедшей своего уникального звука и манеры, и одновременно с этим почувствовать тогдашнюю общую атмосферу, в которой ковалась московская новая волна.
Альбом подготовлен лейблом «Геометрия» практически как серьезное научное издание: реставрированная запись, альтернативные версии треков, обширнейшие комментарии и так далее. Второй компакт-диск содержит концертные записи того же 1986 года в ДК ЖБИ и ДК МИИТ. А для окончательных гурманов имеется совсем уж изысканная добавка — мини-CD с авангардным вокальным циклом Александра Мосолова «Четыре газетных объявления» 1926 года, записанного Сусловым с пианистом Петром Айду с 2010-м.

Андрей БУХАРИН
facebook, 10 февраля

Андрей Бухарин на facebook
Трек лист:
CD 1: Опера-86
CD 2: Архив 1986
Mini CD
01 Ракеты-Кометы
02 Мы все обречены на пораженье
03 Середина зимы
04 Далеко не на каждой планете
05 Несу я украдкой
06 Из варягов
07 Пролетарий
08 Телеграфист
09 Я учусь
10 Пионер
11 Блюз
12 Пролетарий (bonus track)
13 Мы все обречены на пораженье (bonus track)
14 Середина зимы (bonus track)
15 Я учусь (bonus track)
16 Блюз (bonus track)
01 Телеграфист
02 Из варягов
03 Далеко не на каждой планете
04 Несу я украдкой
05 Встречное движение
06 Пионер
07 Такси миллионов
08 Телевизор
09 Середина зимы
10 Портрет
11 День и ночь
12 Помощник
13 В чужих озёрах сна
01 Четыре Газетных Объявления
Фото
Видео