Последний альбом инструментального питерского этно-арт-рок-ансамбля, записывавшийся на протяжении трёх лет и законченный незадолго до смерти его лидера, композитора и аккордеониста Сергея Щуракова (экс-Аквариум). Своеобразное подведение итогов 10-летнего творческого пути группы, звучание которой постоянно приобретало новые и новые краски и оттенки. «Альбом «Странник» мы записывали довольно долго, — говорил Сергей Щураков. — Над этим проектом мы работали с вдохновением, творчески, не торопясь и желая сотворить шедевр». По его словам, отличительная черта альбома - «некоторый налет фламенко в части композиций - такое фламенко с рок-н-роллом». Издание «Странника» завершает дискографию уникального коллектива, в активе которого были совместные выступления со звездами мировой величины, в том числе с Питером Хэммиллом (Van Der Graaf Generator), с Майклом Найманом и его оркестром, а также участие музыкантов в записи альбома Марка Алмонда «Heart On Snow».
Оркестр Вермишель:
Сергей Щураков - аккордеон
Тимур Богатырёв - флейта
Мария Щуракова - мандолина (3, 5, 8)
Наталия Марашова - мандолина (1, 2, 4, 7, 9)
Юлия Рычагова - виолончели
Илья Розовский - гитары
Михаил Иванов - бас-гитара
Павел Иванов - ударные
Ирина Литвинова - мандолина (2)
Струнная группа
Скрипки: Анастасия Поволоцкая (1, 4, 7), Екатерина Маркова (5, 8),
Евгения Жаржавская (5, 8), Виталия Пак (5, 8)
Альты: Алевтина Алексеева (5, 8), Татьяна Громова (5, 8), Мария Елина (1)
Автор музыки Сергей Щураков, кроме
"Гиневер" - Андрей "Дюша" Романов
"Танпур" - Дмитрий Веселов
Запись: Артём Тамазов и Павел Иванов, студия "Странник"
(Санкт-Петербург, 2006)
Сведение: Евгений Мясников, Игорь Лавров ("Возвращение")
© 2006, «КИНО ПЛЮС»
© 2006, ОРКЕСТР ВЕРМИШЕЛЬ www.vo.org.ru
© ℗ 2010 ГЕОМЕТРИЯ /www.geometry.su/
Последняя пластинка незаурядного коллектива. Записана она была ещё в 2006 году. Альбом готовился на протяжении трёх лет и был закончен незадолго до смерти лидера "Оркестра", аккордеониста и композитора Сергея Щуракова. Выпуск альбома отложился в связи со смертью Щуракова в августе 2007 ...
"Посмертный" альбом питерского "Оркестра Вермишель" выходит просто и буднично – словно и не было этих долгих лет ожидания, в течение которых легендарная запись готовилась к печати. На обложке – рассказ об альбоме от лица группы, фотографии улыбающихся музыкантов и никаких вам траурных рамок, ...
"Посмертный" альбом питерского "Оркестра Вермишель" выходит просто и буднично – словно и не было этих долгих лет ожидания, в течение которых легендарная запись готовилась к печати. На обложке – рассказ об альбоме от лица группы, фотографии улыбающихся музыкантов и никаких вам траурных рамок, никаких "в память", "посвящается"... Словно жив руководитель группы, аккордеонист и композитор Сергей Щураков, а сам коллектив не сегодня-завтра выступит с новой программой где-нибудь в московском ЦДХ. Наверное, так и надо: музыка "Оркестра" жива и продолжает звучать с компакт-дисков и в наших сердцах, как жива и память об ушедшем в 2007-м году Сергее. На "Страннике" мы слышим "классическое" звучание "Вермишели" (аккордеон, мандолина, струнные, флейта, изящная ритм-секция), зафиксированное в одном из лучших инструментальных составов (перечислять участников не будем – их много и все они прекрасны). Сами музыканты описывают "Странника" как альбом-путешествие по разным эпохам, культурам и стилям: "Оркестр королевских пингвинов" навеян творчеством британской Penguin Cafe Orchestra, "Дикий мед" – музыкальное воплощение легенды об Иоанне Крестителе, "Фанданго" – собственное впечатление от испанской музыки, "Серебряный экспресс" – энергичный, но грациозный танец в "византийском" духе (с прекрасным басовым соло, да-да!). В последовательности "шагов" выделяется пьеса "Гинвер" в стиле изящной ренессансной паваны, написанная флейтистом "Аквариума" Андреем "Дюшей" Романовым (основные линии оригинальной аранжировки бережно сохранены в оркестровке "Вермишели"). Центральная (по замыслу, не по местоположению) композиция "Странник" – образ духовного паломничества, в котором важнейшую роль обретает баховская интонация: строгая, размеренная, возвышенная. И если бы не периодические квазиарабские "вставки", эта вещь вполне могла бы сойти за медленную часть какого-нибудь барочного инструментального концерта. Обрамляется альбом спокойными, уравновешенными "Расставанием" и "Возвращением", символизирующими начало и итог поиска. Несмотря на декларируемую пестроту, диск "Странник" органично вписывается в собственную стилистику "Вермишели" и становится логичным финалом студийного цикла "Anabasis" (1996) – "Византия" (1999). Ждать этого завершения пришлось более десяти лет (конечно, были еще саундтреки к фильмам, но это – дело другое: при всём качестве музыки замысел всегда подчинен сюжету киноленты). Идеальная, классическая гармония и в музыке, и в творческой судьбе коллектива: мост через времена, эпохи, стили в вечность.
Елена Савицкая
Вешай мне «Вермишель» на уши! Я не особый любитель инструментальной музыки (классика не в счёт). В большинстве своём её очень быстро становится скучно слушать, но, как ни странно, оркестр «Вермишель» мне всегда нравился. Помните, в своё время очень популярными были сборники музыки «Одинокий ...
Я не особый любитель инструментальной музыки (классика не в счёт). В большинстве своём её очень быстро становится скучно слушать, но, как ни странно, оркестр «Вермишель» мне всегда нравился. Помните, в своё время очень популярными были сборники музыки «Одинокий пастух»? Так вот последний альбом инструментального питерского этно-рок ансамбля с созвучным названием «Странник» вызывает, по сути, такие же впечатления. Только «пастушья» музыка не всегда отличалась живым исполнением, а здесь перед нами действительно целый оркестр, который, забегая вперед, скажу, звучит изумительно.
К великому сожалению, это последний альбом «Вермишели». Наверное, неспроста он так долго записывался (три года) и был закончен незадолго до смерти её лидера, прекрасного композитора и аккордеониста Сергея Щуракова. Тем, кто любит «Аквариум» известно, что он впервые появился в группе во времена альбома «Равноденствие». Лично я считаю этот альбом лучшим в истории творчества Бориса Гребенщикова и есть подозрение, что в какой-то степени в это великолепие (как раз-таки инструментальное) внёс свою лепту Щураков.
«Альбом «Странник» мы записывали довольно долго. Над этим проектом мы работали с вдохновением, творчески, не торопясь и желая сотворить шедевр», — говорил Сергей Щураков.
Что ж, это чувствуется. Девять композиций, звучащих на пластинке – это девять отдельных историй (они, кстати, описываются в буклете). Под такую музыку действительно хочется, внимая ей и закрыв глаза, представлять. Вот ты идешь босой по полю и трава щекочет пятки. Вот ты плывешь по чистой глади пруда на лодке. А вот твоё сердце бьётся при виде любимой девушки. Впрочем, я, кажется, слишком замечтался. «Странник» для этого самый подходящий катализатор. Советую проверить.
Последняя пластинка Оркестра Вермишель выпущена уже после прекращения существования проекта и то не сразу. Тут, скорее, действовали морально-нравственные причины. Но лишать народонаселение такого сокровища нельзя: эта музыка, извините за банальность, будет вечной. Итак, поминальная молитва по ...
Последняя пластинка Оркестра Вермишель выпущена уже после прекращения существования проекта и то не сразу. Тут, скорее, действовали морально-нравственные причины. Но лишать народонаселение такого сокровища нельзя: эта музыка, извините за банальность, будет вечной.
Итак, поминальная молитва по главной отечественной формации из славного стана пост-рока и их посмертному альбому. Как же всё это криво и нелепо! Лучшие музыканты оставляют нас в самый неподходящий момент, причем в случае с императором «Вермишели» Сергеем Щураковым, особенно по-дурацки и до слёз. Врачебная ошибка во время стандартной операции…
Теперь мы знаем, что «Странник» - самый субтильный в эстетическом плане, и, одновременно, самый строгий в смысле построения и организации, практически в иоганн-себастьян-баховских традициях, диск «Червячков». Так по признанию Щуракова переводится с итальянского «вермишели». Зря терять аудиовремя – не про них. Масштабный, на шесть с лишком минут пролог «Расставание» - размеренный лирический марш, где представлен весь набор вермишельных инструментов, от кнопочного аккордеона фронтмена до средневековой мандолины, звучащие через бесчисленные струнные и перкуссию. Кстати, шестиминутный формат – наиболее приемлемый для «Оркестра». В системе «360 секунд» выдержано большинство из вещей сюиты.
Финальный номер с говорящим названием «Возвращение» – жизнеутверждающий кельтский вальс, музыкальная тема, полная надежд и стремлений. Многочисленные участники коллектива и его лидер действительно верили в светлое, полное сложной гармонии будущее. И активно, нажимая на клавиши и терзая струны, работали над его скорейшим приближением. На фотографиях буклета, самого по себе - достойного арт-объекта, сплошь счастливые одухотворённые лица.
Весь музыкальный материал «Странника» - бесценен. Выделить что-то? Пожалуй «Дикий мед», с библейскими мотивами, гармонический сон об Иоанне Крестителе. Утончённая «Гиневер», поп-рок Эпохи Возрождения, написанная флейтистом «Аквариума» Андреем «Дюшей» Романовым. И конечно, заглавная «Странник» - торжественная сарабанда с затейливой мелодикой и вскипающим девятым валом хором скрипок.
Финальный релиз Щуракова сотоварищи далеко ушёл от рок-канонов, особенно отечественных. С учётом отсутствия текстов его вообще можно принять за творение какого-нибудь интернационального конгломерата. Возникает, к примеру, параллель с Tuxedomoon. Пульсирующая «Оркестр королевских пингвинов» пронизана чопорным духом Туманного Альбиона. «Фанданго» – темпераментное испанское настроение с питерским акцентом. «Серебряный экспресс» – этакое, совсем не мрачное, балканское Средневековье. С грациозным мелодическим пунктиром и энергетийной бас-гитарой.
«Тёплый очаг», видео-бонус, – подлиннее, под одиннадцать минут. Есть возможность посмотреть, как люди всё это творят в реальном времени. Хотя ощущение иной реальности и даже вовсе нереальности сохраняется. Теперь уже в бесконечности. И ещё: прекрасный саунд издания придаёт его непростой красоте и простой мудрости дополнительный шарм.
Александр КУТИНОВ
Контрабанда, 29 июля 2017 года