Что издано

Каталожный номер GEO 024 CD
Формат CD
Упаковка Digipak
Дата релиза 29 декабря 2010 г.

Оркестр Вермишель
"Странник"

Последний альбом инструментального питерского этно-арт-рок-ансамбля, записывавшийся на протяжении трёх лет и законченный незадолго до смерти его лидера, композитора и аккордеониста  Сергея Щуракова (экс-Аквариум). Своеобразное подведение итогов 10-летнего творческого пути группы, звучание которой постоянно приобретало новые и новые краски и оттенки. «Альбом «Странник» мы записывали довольно долго, — говорил Сергей Щураков. — Над этим проектом мы работали с вдохновением, творчески, не торопясь и желая сотворить шедевр». По его словам, отличительная черта альбома - «некоторый налет фламенко в части композиций - такое фламенко с рок-н-роллом». Издание «Странника» завершает дискографию уникального коллектива, в активе которого были совместные выступления со звездами мировой величины, в том числе с Питером Хэммиллом (Van Der Graaf Generator), с Майклом Найманом и его оркестром, а также участие музыкантов в записи альбома Марка Алмонда «Heart On Snow».

Оркестр Вермишель:
Сергей Щураков - аккордеон
Тимур Богатырёв - флейта
Мария Щуракова - мандолина (3, 5, 8)
Наталия Марашова - мандолина (1, 2, 4, 7, 9)
Юлия Рычагова - виолончели
Илья Розовский - гитары
Михаил Иванов - бас-гитара
Павел Иванов - ударные
Ирина Литвинова - мандолина (2)

Струнная группа
Скрипки: Анастасия Поволоцкая (1, 4, 7), Екатерина Маркова (5, 8),
Евгения Жаржавская (5, 8), Виталия Пак (5, 8)
Альты: Алевтина Алексеева (5, 8), Татьяна Громова (5, 8), Мария Елина (1)

Автор музыки Сергей Щураков, кроме
"Гиневер" - Андрей "Дюша" Романов
"Танпур" - Дмитрий Веселов

Запись: Артём Тамазов и Павел Иванов, студия "Странник"
(Санкт-Петербург, 2006)
Сведение: Евгений Мясников, Игорь Лавров ("Возвращение")

© 2006, «КИНО ПЛЮС»

© 2006, ОРКЕСТР ВЕРМИШЕЛЬ www.vo.org.ru

© ℗ 2010 ГЕОМЕТРИЯ  /www.geometry.su/   

Мнения
Последняя пластинка незаурядного коллектива. Записана она была ещё в 2006 году. Альбом готовился на протяжении трёх лет и был закончен незадолго до смерти лидера "Оркестра", аккордеониста и композитора Сергея Щуракова. Выпуск альбома отложился в связи со смертью Щуракова в августе 2007 ...
Рецензия от "Завтра, 2001, 23 февраля"
Оркестр Вермишель "Странник"
Последняя пластинка незаурядного коллектива. Записана она была ещё в 2006 году. Альбом готовился на протяжении трёх лет и был закончен незадолго до смерти лидера "Оркестра", аккордеониста и композитора Сергея Щуракова. Выпуск альбома отложился в связи со смертью Щуракова в августе 2007 года. 

"Странник" завершает дискографию "Оркестра Вермишель", это фактическое подведение итогов десятилетнего творческого пути группы. "Альбом мы записывали довольно долго, — говорил Сергей Щураков. — Над этим проектом мы работали с вдохновением, творчески, не торопясь и желая сотворить шедевр". Отличительная черта альбома — "некоторый налет фламенко в части композиций — такое фламенко с рок-н-роллом". 

"Странник" — это своеобразные "странствия музыканта", путешествие по стилям, культурам и эпохам. Девять композиций, классический сорокапятиминутный формат. Множество ярких тем, мелодических находок, захватывающих сюжетов. 

"Начинается альбом с "Расставания" и завершается "Возвращением", которое является неким итогом бесконечно большого пути. В этих пьесах, написанных в разных стилях, похожие вступления, одинаковые тональность и размер, близкий темп. Благодаря этому они становятся словно двумя опорами большого "моста", объединяющего весь альбом в цикл… Центральная композиция "Странник" — "это духовное странствие в поисках истины". 

В проявлениях "Оркестра" всегда можно было найти арт-рок и симфо-рок, разнообразную этнику и необарокко, минимализм и лаунж. А в музыкальных святцах Щуракова одновременно были Бах, Бетховен, Рахманинов, Прокофьев, Led Zeppelin, Cocteau Twins, The Beatles, Deep Forest, Стив Райх, Роберт Фрипп, Penguin Cafe Orchestra (кстати, вторая композиция альбома "Оркестр королевских пингвинов" — переосмысление творчества английской группы), Clannad, Майк Олдфилд и Майкл Найман. С Найманом группа даже выступала. Ещё с Питером Хэмиллом. Принял участие "Оркестр Вермишель" в записи "русского альбома" Марка Алмонда "Heart on snow". 

При этом сам Щураков, как правило, относил стиль группы к рок-музыке. Хотя на "Страннике" рока как такового почти и нет. Но неслучайно, что рок по-русски — это судьба. Сергей Щураков так и воспринимал свою творческую жизнь. "Я не родился для того, чтобы стать аккордеонистом, композитором, чтобы что-то сыграть, чтобы заниматься творчеством... Я надеюсь, не в этом смысл моего рождения… Думаю, что это все-таки вещи сопутствующие. Сопутствующие Жизни. И тому самому главному, что в этой жизни мы должны сделать. Может быть, пока мы играем на аккордеоне или на скрипке, или занимаемся чем-то другим, мы как раз к этому самому главному дорожку нащупываем. Я не знаю, каков замысел Бога в отношении меня. Но, конечно же, цель каждого человека — это возвращение в лоно Божие. Мне сложно представить другую цель". (Из интервью журналу "Фома"). 

К названию альбома ещё можно вспомнить определение героя пьесы М.Горького "На дне": "Что такое... странник? Странный человек... не похожий на других..." 

"Странность" Щуракова сотоварищи — это уверенное движение без компромисса с суетным миром. Но не бунт, а путь добра и любви. 

"Оркестр Вермишель" всегда пытался пройти по узкой тропинке между попсом и элитаризмом, делая непростую красивую музыку, которая, тем не менее, была открыта любой аудитории. Проблема — порой такое звучание начинает работать как фон, и изысканные композиции тонут в шуме мегаполиса и хаосе времени. Впрочем, ещё Ницще замечал: "Наша современная музыка с ее сильными лёгкими и слабыми нервами прежде всего пугается самой себя... В нас живет сознание, что наш век есть век труда. Это не позволяет нам посвящать лучшие часы дня искусству, хотя бы самому почетному и великому. Мы ищем в искусстве отдохновения, наслаждаемся им на досуге и посвящаем ему только остатки нашего времени, наших сил. Таков общий факт, изменивший отношение искусства к жизни. Мы видим теперь повсеместно, что артисты великих искусств обещают нам отдых и развлечение: что они обращаются к утомленным, и умоляют последних пожертвовать им вечерними часами их трудового дня — совершенно, как артисты, стремящиеся забавлять и вполне довольствующиеся, если им удается одержать победу над нахмуренным лбом и опущенным взором". 

Ницшеанский путь — это преодоление норм и традиций. Щураков, наоборот, именно в них старался найти ресурсы для творчества и духовного восхождения. 

"Оркестр Вермишель" и его предводитель умело сочетали интерес и любовь ко множеству мировых культур и чёткий духовный вектор: " Мы договорились с моим другом пойти на Пасху в Духовную академию, а он предложил сначала зайти к Борису Гребенщикову. Вот такое получилось у нас первое знакомство: мы всю ночь стояли вместе в церкви на службе... Это был как раз начальный период моей веры: полгода назад я крестился. Тогда было такое время, когда хлынул поток синкретизма, — буддизм, даосизм, — всё это занимало огромное место в творчестве Бори, и всё это было очень красиво. Но для меня это были не религии, а скорее культурные пласты, из которых можно черпать вдохновение. Религия же для меня была только одна. И альтернативы в этом не было".

Андрей Смирнов
Завтра, 2001, 23 февраля
"Посмертный" альбом питерского "Оркестра Вермишель" выходит просто и буднично – словно и не было этих долгих лет ожидания, в течение которых легендарная запись готовилась к печати. На обложке – рассказ об альбоме от лица группы, фотографии улыбающихся музыкантов и никаких вам траурных рамок, ...
Рецензия от "InRock, 2011, № 2 (48)"
Оркестр Вермишель "Странник"

"Посмертный" альбом питерского "Оркестра Вермишель" выходит просто и буднично – словно и не было этих долгих лет ожидания, в течение которых легендарная запись готовилась к печати. На обложке – рассказ об альбоме от лица группы, фотографии улыбающихся музыкантов и никаких вам траурных рамок, никаких "в память", "посвящается"... Словно жив руководитель группы, аккордеонист и композитор Сергей Щураков, а сам коллектив не сегодня-завтра выступит с новой программой где-нибудь в московском ЦДХ. Наверное, так и надо: музыка "Оркестра" жива и продолжает звучать с компакт-дисков и в наших сердцах, как жива и память об ушедшем в 2007-м году Сергее. На "Страннике" мы слышим "классическое" звучание "Вермишели" (аккордеон, мандолина, струнные, флейта, изящная ритм-секция), зафиксированное в одном из лучших инструментальных составов (перечислять участников не будем – их много и все они прекрасны). Сами музыканты описывают "Странника" как альбом-путешествие по разным эпохам, культурам и стилям: "Оркестр королевских пингвинов" навеян творчеством британской Penguin Cafe Orchestra, "Дикий мед" – музыкальное воплощение легенды об Иоанне Крестителе, "Фанданго" – собственное впечатление от испанской музыки, "Серебряный экспресс" – энергичный, но грациозный танец в "византийском" духе (с прекрасным басовым соло, да-да!). В последовательности "шагов" выделяется пьеса "Гинвер" в стиле изящной ренессансной паваны, написанная флейтистом "Аквариума" Андреем "Дюшей" Романовым (основные линии оригинальной аранжировки бережно сохранены в оркестровке "Вермишели"). Центральная (по замыслу, не по местоположению) композиция "Странник" – образ духовного паломничества, в котором важнейшую роль обретает баховская интонация: строгая, размеренная, возвышенная. И если бы не периодические квазиарабские "вставки", эта вещь вполне могла бы сойти за медленную часть какого-нибудь барочного инструментального концерта. Обрамляется альбом спокойными, уравновешенными "Расставанием" и "Возвращением", символизирующими начало и итог поиска. Несмотря на декларируемую пестроту, диск "Странник" органично вписывается в собственную стилистику "Вермишели" и становится логичным финалом студийного цикла "Anabasis" (1996) – "Византия" (1999). Ждать этого завершения пришлось более десяти лет (конечно, были еще саундтреки к фильмам, но это – дело другое: при всём качестве музыки замысел всегда подчинен сюжету киноленты). Идеальная, классическая гармония и в музыке, и в творческой судьбе коллектива: мост через времена, эпохи, стили в вечность.

Елена Савицкая

InRock, 2011, № 2 (48)
Вешай мне «Вермишель» на уши! Я не особый любитель инструментальной музыки (классика не в счёт). В большинстве своём её очень быстро становится скучно слушать, но, как ни странно, оркестр «Вермишель» мне всегда нравился. Помните, в своё время очень популярными были сборники музыки «Одинокий ...
Рецензия от "Re:aktivist"
Оркестр Вермишель "Странник"

Вешай мне «Вермишель» на уши!

Я не особый любитель инструментальной музыки (классика не в счёт). В большинстве своём её очень быстро становится скучно слушать, но, как ни странно, оркестр «Вермишель» мне всегда нравился. Помните, в своё время очень популярными были сборники музыки «Одинокий пастух»? Так вот последний альбом инструментального питерского этно-рок ансамбля с созвучным названием «Странник»  вызывает, по сути, такие же впечатления. Только «пастушья» музыка не всегда отличалась живым исполнением, а здесь перед нами действительно целый оркестр, который, забегая вперед, скажу, звучит изумительно.

К великому сожалению, это последний альбом «Вермишели». Наверное, неспроста он так долго записывался (три года) и был закончен незадолго до смерти её лидера, прекрасного композитора и аккордеониста Сергея Щуракова. Тем, кто  любит «Аквариум» известно, что он впервые появился в группе во времена альбома «Равноденствие». Лично я считаю этот альбом лучшим в истории творчества Бориса Гребенщикова и есть подозрение, что в какой-то степени в это великолепие (как раз-таки инструментальное) внёс свою лепту Щураков.

«Альбом «Странник» мы записывали довольно долго. Над этим проектом мы работали с вдохновением, творчески, не торопясь и желая сотворить шедевр», — говорил Сергей Щураков.

Что ж, это чувствуется. Девять композиций, звучащих на пластинке – это девять отдельных историй (они, кстати, описываются в буклете). Под такую музыку действительно хочется, внимая ей и закрыв глаза, представлять. Вот ты идешь босой по полю и трава щекочет пятки. Вот ты плывешь по чистой глади пруда на лодке. А вот твоё сердце бьётся при виде любимой девушки. Впрочем, я, кажется, слишком замечтался. «Странник» для этого самый подходящий катализатор. Советую проверить.

Антон КОВАЛЬСКИЙ
reaktivist.ru, 26 июля 2014 г.

Re:aktivist
Последняя пластинка Оркестра Вермишель выпущена уже после прекращения существования проекта и то не сразу. Тут, скорее, действовали морально-нравственные причины. Но лишать народонаселение такого сокровища нельзя: эта музыка, извините за банальность, будет вечной. Итак, поминальная молитва по ...
Рецензия от "Контрабанда"
Оркестр Вермишель "Странник"

Последняя пластинка Оркестра Вермишель выпущена уже после прекращения существования проекта и то не сразу. Тут, скорее, действовали морально-нравственные причины. Но лишать народонаселение такого сокровища нельзя: эта музыка, извините за банальность, будет вечной.

Итак, поминальная молитва по главной отечественной формации из славного стана пост-рока и их посмертному альбому. Как же всё это криво и нелепо! Лучшие музыканты оставляют нас в самый неподходящий момент, причем в случае с императором «Вермишели» Сергеем Щураковым, особенно по-дурацки и до слёз. Врачебная ошибка во время стандартной операции… 
Теперь мы знаем, что «Странник» - самый субтильный в эстетическом плане, и, одновременно, самый строгий в смысле построения и организации, практически в иоганн-себастьян-баховских традициях, диск «Червячков». Так по признанию Щуракова переводится с итальянского «вермишели». Зря терять аудиовремя – не про них. Масштабный, на шесть с лишком минут пролог «Расставание» - размеренный лирический марш, где представлен весь набор вермишельных инструментов, от кнопочного аккордеона фронтмена до средневековой мандолины, звучащие через бесчисленные струнные и перкуссию. Кстати, шестиминутный формат – наиболее приемлемый для «Оркестра». В системе «360 секунд» выдержано большинство из вещей сюиты. 
Финальный номер с говорящим названием «Возвращение» – жизнеутверждающий кельтский вальс, музыкальная тема, полная надежд и стремлений. Многочисленные участники коллектива и его лидер действительно верили в светлое, полное сложной гармонии будущее. И активно, нажимая на клавиши и терзая струны, работали над его скорейшим приближением. На фотографиях буклета, самого по себе - достойного арт-объекта, сплошь счастливые одухотворённые лица.
Весь музыкальный материал «Странника» - бесценен. Выделить что-то? Пожалуй «Дикий мед», с библейскими мотивами, гармонический сон об Иоанне Крестителе. Утончённая «Гиневер», поп-рок Эпохи Возрождения, написанная флейтистом «Аквариума» Андреем «Дюшей» Романовым. И конечно, заглавная «Странник» - торжественная сарабанда с затейливой мелодикой и вскипающим девятым валом хором скрипок.
Финальный релиз Щуракова сотоварищи далеко ушёл от рок-канонов, особенно отечественных. С учётом отсутствия текстов его вообще можно принять за творение какого-нибудь интернационального конгломерата. Возникает, к примеру, параллель с Tuxedomoon. Пульсирующая «Оркестр королевских пингвинов» пронизана чопорным духом Туманного Альбиона. «Фанданго» – темпераментное испанское настроение с питерским акцентом. «Серебряный экспресс» – этакое, совсем не мрачное, балканское Средневековье. С грациозным мелодическим пунктиром и энергетийной бас-гитарой. 
«Тёплый очаг», видео-бонус, – подлиннее, под одиннадцать минут. Есть возможность посмотреть, как люди всё это творят в реальном времени. Хотя ощущение иной реальности и даже вовсе нереальности сохраняется. Теперь уже в бесконечности. И ещё: прекрасный саунд издания придаёт его непростой красоте и простой мудрости дополнительный шарм.

Александр КУТИНОВ
Контрабанда, 29 июля 2017 года

Контрабанда
Трек лист:
CD
01 Расставание
06:01
02 Оркестр королевских пингвинов 06:31
03 Дикий мёд
06:12
04 Фанданго
06:25
05 Гиневер
02:25
06 Танпур
01:46
07 Серебряный экспресс 05:11
08 Странник
04:22
09 Возвращение
06:15
10 Теплый очаг (видео-бонус)
10:50
Фото