Что издано

Каталожный номер GEO 081 CD
Формат CD
Упаковка Digipak
Дата релиза 10 сентября 2014 г.

Ива Нова
"КРУТИЛА ПИЛА"

Первый студийный альбом питерской альтернативной этно-экстрим группы, записанный квартетом. Исторически в составе - только девушки: Елена Новикова - бас, Анастасия Постникова - вокал, Екатерина Фёдорова - ударные, Наталия Потапенко - аккордеон. Для работы над альбомом команда пригласила австрийского саунд-продюсера Ричарда Дойча (The Frozen Orchestra, Metamorphosis) и увеличила в аранжировках долю электроники. На «КРУТИЛА ПИЛА» группа нашла гармонию между гладким звучанием предыдущих релизов и развёрнутым «стадионным» саундом. Новая Ива Нова звучит не только бодро, драйвово и разнообразно, но по-европейски мощно и качественно.

Специальным гостем на «КРУТИЛА ПИЛА» стал Заслуженный артист Республики Тыва, мастер тувинского горлового пения (хоомей) Альберт Кувезин (Ят-Ха, Хуун-Хуур-Ту). По счастливому стечению обстоятельств звёздный гитарист и певец был в Питере с концертом в момент работы группы в студии. Эта чудесная возможность была использована – на альбоме звучат его «завораживающие басы».

Группа популярна в Европе, её охотно зовут на фестивали, она представляла отечественную культуру на десятках музыкальных форумов. Это не частое явление для современной российской рок-сцены и статуса нашего рока. Только за время подготовки альбома Ива Нова гастролировала в Румынии, выступала в Дании, Германии и Эстонии.

Ива Нова:
Анастасия Постникова — вокал, аналоговый синтезатор, перкуссия
Наталия Потапенко — аккордеон, голос и крики
Елена Новикова — бас
Екатерина Фёдорова — барабаны, перкуссия, голос и крики

Iva Nova:
Anastasia Postnikova - vocal, analog synth, percussions
Natalia Potapenko - accordion, voice and shouts
Elena Novikova - bass
Ekaterina Fedorova - drums, percussions, voice and shouts 

=====

Специальный гость: 
Альберт Кувезин (ТУВА), ЯТ-ХА , горловое пение (10) 

Special guest:
Albert Kuvezin (Tuva), Yat-Kha, throat singing (10) 

В "Вальсе оглохших под мостами" приняли участие: 
Михаил Коловский (Санкт-Петерубрг, "АУКЦЫОН") - туба 
Алексей Иванов (Санкт -Петербург, "Союз коммерческого авангарда", "ФИГС") - монотрон 
Николай Судник(Санкт-Петербург, "ЗГА") - шум
Евгений Зарубицкий (Москва) — вход микшерного пульта
Петр Толмачев (Антверпен) - звук "Прислонясь к дверному косяку" 
Ремко Муерманс (Санкт-Петерубрг) - электронные глупости
Уло Кригул (Таллин) - пианино "Красный Октябрь" 
Тодор Тодорович (Оснабрюк, "Blues Company") - гитара
Арнольд Де Бур (Амстердам, "The Ex", "ZEA") - гитара
Грег Жильг (Лион, "Hupwrson Bisous") - виолончель, голос, звуковые эффекты, игрушка
Павел Лазарев (Санкт Петербург) - голос
Максо Грусевич и Антон Слепаков (Днепропетровск, "Гражданин Топинамбуръ", "Вагоновожатые") - укулеле, перкуссия, микрофоны 
Пушка Петропавловской крепости в полдень (Санкт-Петербург)
Кенар Дастин( Москва) - вокал
Екатерина Федорова (Санкт-Петербург) - ванна с водой и чайник
Анастасия Постникова (Санкт-Петербург) - звуки улиц Парижа и аэропорта Пулково 

In the recording of "Waltz of the deaf under the bridges" took part:
Mikhail Kolovsky (Saint-Petersburg, "Auktyon") - tuba
Aleksey Ivanov (Saint-Petersburg, "S.K.A.", "FIGS") - monotron
Nick Sudnick (Saint-Petersburg, "ZGA") - noise
Eugeny Zarubitsky (Moscow) - input mixing board
Petr Tolmachev (Antwerpen) — the sound “lianing against the doorjamb”
Remko Muermans (Saint-Petersburg) - electronic stupidity 
Ulo Krigul (Tallinn) - "Red October" grand piano
Todor Todorovich (Osnabr?ck, "Blues Company") - guitar
Arnold de Boer (Amsterdam, "The Ex", "ZEA") - guitar
Greg Gilg (Lyon, "Hyperson Bisous") - cello, voice, sound effects, toy 
Pavel Lazarev (Saint-Petersburg) - voice
Makso Grusevich and Anton Slepakov (Dnepropetrovsk, “Grazhdanin Topinambur» ,»Vagonovozhatye») - ukulele, percussions, microphones
Cannon of the Peter and Paul Fortress at noon (Saint-Petersburg)
Kenar Dustin (Moscow) - vocal
Ekaterina Fedorova (Saint-Petersburg) - bath with the water, kettle
Anastasia Postnikova (Saint-Petersburg) - sounds of Parisian streets and Pulkovo airport

=====

Записано на студии ТМ «Терминал», Санкт-Петербург, 2014
Звукорежиссер и продюссер: Ричард Дойч
Мастеринг: Грегор "Кекс" Стренг, Soundbakary, Вена 

Художник и дизайнер: Инка Макута 
Фото: Марина Ерискина
Перевод текстов: Юрий Огарев, Полина Гондлях, Александр Голубовский, Эмилия Лосева, Вячеслав Четин

Recording: TM “Terminal” studio, Saint-Petersburg, 2014
Sound engineer and executive producer: Richard Deutsch 
Mastering: Gregor "Keks" Streng, Soundbakery Vienna 

Art design : Inka Makuta
Photo: Marina Eriskina
Translation: Yuri Ogarev, Polina Gondlyakh, Alex Golubovskiy, Emilia Loseva, Viacheslav Chetin

© Ива Нова, 2014 (www.iva-nova.ru) ℗ © ГЕОМЕТРИЯ, 2014   (www.geometry.su)

Мнения
«Женщинам, напротив все свободные искусства и все добродетели и благодеяния обязаны своим процветанием; недаром сами названия искусств и добродетелей все женского рода». Агриппа Неттесгеймский, "Речь о достоинстве и превосходстве женского пола". Четвёртый студийный альбом необычной питерской ...
Рецензия от "Завтра"
Ива Нова "КРУТИЛА ПИЛА"

«Женщинам, напротив все свободные искусства и все добродетели и благодеяния обязаны своим процветанием; недаром сами названия искусств и добродетелей все женского рода».

Агриппа Неттесгеймский,
"Речь о достоинстве и превосходстве женского пола".

Четвёртый студийный альбом необычной питерской группы. Существующая уже дюжину лет "Ива Нова" — весьма успешный коллектив, и, как мне иногда кажется, некий таинственный женский союз. Во всяком случае, привлекая мужчин к работе над альбомами, состав группы, несмотря на неоднократные изменения, остаётся строго женским.

Группа активно гастролирует по Европе и представляет Россию во многих  музыкальных фестивалях. Впрочем, и по нашей стране заметно перемещается, не забывая самые отдалённые уголки. "Ива Нова" — редкий и удачный пример русской независимой группы, которая открыта миру, но постоянно что-то открывает в себе и в мире. Непростое самоопределение "этно-экстрим", которое явно не загонишь в рамки фолка и псевдофолка, тем более тут народность проявляется скорее интуитивно и легко обращается к неконвенциональным формам.

Нынче "Ива Нова" — квартет, последняя версии группы существуют без гитары. Ритм-секция, перкуссии, аккордеон, аналоговый синтезатор. Пожалуй, больше электроники, больше экспериментов, при сохранении рок-драйва и буйства плясовых. "Ива Нова" — узнаваемы, хоть и меняются с каждым альбомом.

"Крутила пила" — лихая, эмоциональная пластинка, звенящий высокоэнергетический саунд, попытка максимально сблизить студийное и концертное звучание. "Ивановы" подчёркивают большие заслуги продюсера Ричарда Дойча в осуществлении проекта. По словам, аккордеонистки Наталии Потапенко, отсутствие гитары сначала пугало, "но страх привел нас к поиску нового звучания. Катя, барабанщица, обзавелась сэмплером, Настя — вокальным процессором, а с аккордеоном начались эксперименты через гитарный звуковой процессор. Эти поиски привели к результату, который нас радует и открывает новые неограниченные звуковые горизонты".

"Ива Нова" творит в непрерывном поиске новых звуков. Да и тексты, не перегруженные образами, иногда именно звуковой опыт, органично вплетённый в ткань композиции, а не существующий параллельно музыке.

Вот удивительно-стихийная "Гроза", вот индустриальная "Фабрика 76" с рыком тувинского уникума Альберта Кувезина ("Ят-Ха"), вот "Жаворонки" (из репертуара дружественной группы "Зга"), сложенные из двух произведений футуриста Василиска Гнедова, причём "Ива Нова" ставит идею Гнедова — неожиданное сочетание слов с целью новых смыслов — с ног на голову. Смыслы здесь растворяются в цельном многомерном пространстве звуков, образов, что разыгрывает свои захватывающие представления.

Один из центров альбома — "То не ветер ветку клонит" ("Лучина"), песня середины XIX века авторства поэта Семёна Стромилова. За полтора века "Лучину" пели многие, вплоть до американо-русской группировки Red Elvises и Янки Дягилевой; строгая интерпретация "Ива Нова", пожалуй, претендует на то, чтобы быть одной из наиболее ценных.

Мир "Ива Нова" — бесконечно живой, одухотворённый и, несмотря на весомую техническую оснащённость, вполне несовременный. И как альфа и омега "ивановского" космоса — женщина, что вовсе не озабочена борьбой за равноправие, женщина, которая знает (как минимум догадывается) о своей подлинной силе. "Крутила пила" — это коллекция женских образов — от наивной девицы-"дуры" до инфернальной Саломеи, которая, впрочем, представлена здесь скорее в духе поэтических прочтений — как вечный прообраз роковой женщины или даже "не танцующая женщина, а метафора — в форме меча, кубка, цветка" (С.Малларме).

Венчает альбом (или же это вообще бонус) композиция "Вальс оглохших под мостами". "Вальс" родился спонтанно и был исполнен только один раз — 1 января 2014 г. Сначала был записан аккордеон и "постновогодний монолог"-текст, а потом запись оказалась в руках друзей-музыкантов из разных стран, наполнивших "Вальс" множеством разных звуков — от тубы Михаила Коловского и гитар западноевропейцев до пушки Петропавловской крепости и шума Парижа. "Ива Нова" знает, что мир полон музыки. Надо только уметь услышать. 

Андрей СМИРНОВ
Завтра, 16 октября 2014

Завтра
Играть рок без гитариста – дело заведомо провальное. Но питерская этно-экстрим  группа «Ива Нова» повела себя, как настоящий мужик (несмотря на то, что в составе их отродясь не было). Она не стала распускать нюни  и заменила Инну Лишенкевич на… новое звучание: барабанщица Екатерина ...
Рецензия от "RE:активист"
Ива Нова "КРУТИЛА ПИЛА"

Играть рок без гитариста – дело заведомо провальное. Но питерская этно-экстрим  группа «Ива Нова» повела себя, как настоящий мужик (несмотря на то, что в составе их отродясь не было). Она не стала распускать нюни  и заменила Инну Лишенкевич на… новое звучание: барабанщица Екатерина Фёдорова подружилась с семплером, главный голос группы Анастасия Постникова начала баловаться с вокальным процессором, а аккордеонистке Наталии Потапенко пришлось «отгребать» за двоих – язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент подключили к гитарной примочке.

Конечно, такие эксперименты сказались на саунде группы. Он, хоть и не кардинально, но изменился. Музыка стала ещё более наэлектризованной, но при этом не лишилась самого главного – жизни. Лично я это отчётливо почувствовал на выступлении группы этим летом в Сургуте, когда без всяких гитар «Ива Нова» устроила на сцене настоящий рок-н-ролл.


Многие песни, как сообщается в пресс-релизе альбома, записаны с первого дубля, но, несмотря на это, никакой небрежности нет. Всё звучит по-европейски качественно и, что немаловажно, внятно. Нет никакой каши. За это, думаю, стоит благодарить не только группу, но и австрийского саунд-продюсера Ричарда Дойча, который хорошо знает своё дело. Отдельно хочу отметить бас. За время существования «Ива Новы» в группе сменилась тьма тьмущая бас-гитаристок (видимо, это какое-то проклятие, потому что с сентября 2014 в коллективе играет уже пятая — Галина Киселёва). Надеюсь, что первая в истории — Елена Новикова — будет заглядывать на огонёк почаще. Она очень хорошо вписалась в новую работу коллектива «Крутила пила».

Но давайте перейдём к начинке. Что барышни накрутили и напилили спустя четыре года после «К себе нежно»? По сути, кардинальных изменений нет. Как обычно, не обошлось без инструменталов.  Традиционное «Интро» вначале сразу даёт понять, с чем нам предстоит иметь дело – здесь все свои эксперименты со звуком «Ива Нова» более чем наглядно демонстрирует. Видно, что девушки сами в восторге от своих удачной звуковой находки, поэтому и музыки без слов на «Крутила пила» больше, чем обычно. Экспериментируй не хочу.

Типичная для группы музыкальная зарисовка «Хрустальная электричка», экстремальная и мощная «Фабрика 76», украшенная мастером тувинского горлового пения Альбертом Кувезиным являются своего рода привалами, на которых можно перевести дух. Ведь когда появляются слова, «Ива Нова» крепко обхватывает тебя и тянет на глубину своих песен. Здесь уже не до праздного ничегонеделанья – чтобы впитать в себя все премудрости аранжировок, отвлекаясь на пение Анастасии Постниковой (кстати, так круто она ещё никогда не звучала) надо постараться.  Голос Анастасии и без того волшебен, но именно на «Крутила пила», благодаря грамотно выстроенному саунду, доведён до абсолюта.  От того и все без исключения песни (в альбоме «К себе нежно» этот фокус не прошёл) бьют точно в цель. Особенно на фоне, не побоюсь этого слова, выдающихся текстов. Они написаны преимущественно (кроме трёх) той же Постниковой.

Совершенно изумительные «Сигналы» соперничают по пронзительности с песней «Сердце без слов» с предыдущего лонгплея, витиеватая и даже немного шаманская «В дороге», игривая и чудаковатая «Дура» — это ещё не всё хорошее, что ожидает слушателя.

Обособленно (во многом как раз благодаря нестандартному тексту кубофутуриста Василиска Гнедова) расположились «Жаворонки». Эпическая композиция с леденящей душу концовкой. Пропущенный через вокальный процессор голос, начитывающий «Азбуку вступающим»  -  это с одной стороны мелочь, но иногда именно такие «экзорцизмы» становятся для тебя главными маячками в альбоме. «Нас считают дураками, а мы, дураки, лучше умных», — пожалуй, одна из ключевых фраз пластинки.

Поразило также то, насколько серьезно подошла «Ива Нова» к песне «То не ветер ветку клонит». Они не стали делать из неё кабаре, окончательно и бесповоротно вешая на неё ярлык лубка, а подарили этому трагическому произведению (коим, по сути, это песня и является) новую жизнь. Причём, кажется, лучшей трактовки я не слышал.

Ничем не хуже перечисленных песня «Гроза» и «Безнадежный я». Они, конечно, весьма типичны для «Ива Новы», но надо отдать должное — отсутствие гитары делают своё дело. Так, например последняя звучит с надрывающимся аккордеоном гораздо мистичнее, а история о неполадках погоды рука не поднимается назвать стандартной фолк-песенкой. Группа определённо нашла свой собственный стиль и с этим уже сложно поспорить.

Лишнее подтверждение тому «Саломея» на стихи Олега Жуковского. Весьма впечатляющая песня, которая легко может приклеить на группу ещё один ярлык музыкального стиля: это самый что ни на есть психодел. А что? Этно-экстрим-психодел-рок вполне себе звучит.

Что касается «Вальса оглохших под мостами», то она под занавес альбома подчёркивает весь размах проделанной работы. Как гласит пресс-релиз, с подачи Дойча, «Ива Нова» разослала запись своим друзьям, голландским, питерским, прибалтийским музыкантам, и попросила их сыграть все что угодно и на чем угодно. В итоге в «Вальсе» приняли участие, в числе прочих: птица кенор, ванна с водой, пушка Петропавловской крепости в полдень, звуки улиц Парижа и аэропорта «Пулково», игрушки и многое другое.

Пока я писал эту рецензию, переслушал альбом раз пять (если не больше). Быть может, виной тому эффект новизны восприятия, но мне кажется, что «Крутила пила» — лучший альбом группы «Ива Новы» и, пожалуй, один из лучших российских релизов этого года. По сути, перед нами таже самая питерская группа и надо быть наивным, чтобы считать отсутствие гитаристки достаточным основанием воспринимать коллектив, как нечто радикально новое. В их музыке всегда главным действующим лицом был аккордеон, поэтому лично для меня изменения не принципиальны. Принципиально другое. Поиски звука сыграли для «Ива Нову» прекрасную службу. Кто ищет — тот всегда найдёт. С Ричардом Дойчем коллектив нащупал ту самую едва уловимую грань и алмаз их музыки засиял пуще прежнего. Поздравляю!

Антон КОВАЛЬСКИЙ
reaktivist.ru, 29 октября 2014 года

19 ноября 2014 года материал был опубликован на портале siapress.ru

RE:активист
Оценка: 8 (10)Питерские барышни из группы Ива Нова нечасто записывают альбомы, хотя и явно не испытывают проблем с вдохновением и регулярно радуют публику на концертах новыми вещами. И пока еще им ни разу не удавалось записать два альбома одним и тем же составом. За три года, разделившие предыдущий ...
Рецензия от "headbanger.ru"
Ива Нова "КРУТИЛА ПИЛА"
Оценка: 8 (10)

Питерские барышни из группы Ива Нова нечасто записывают альбомы, хотя и явно не испытывают проблем с вдохновением и регулярно радуют публику на концертах новыми вещами. И пока еще им ни разу не удавалось записать два альбома одним и тем же составом. За три года, разделившие предыдущий диск «К себе нежно» и его последователя «Крутила Пила», в группе сменилось две басистки (на новом альбоме партии баса записала участница оригинального состава Елена Новикова, ныне вновь покинувшая команду), но главной переменой стал уход одной из основательниц группы, гитаристки/вокалистки Инки Лишенкевич (замену ей было решено не искать). Это, разумеется, заметно сказалось на новом саунде Ива Новы: вслед за гитаристкой из музыки, по большей части, ушла и рок-составляющая. Фолковый элемент также сведен к минимуму – о нем напоминают разве что аккордеонные и, иногда, вокальные партии. Группа гораздо увереннее, чем раньше, двинулась туда, куда ее уже давно тянуло: в сторону экспериментальной музыки с сильным креном в электронику. Уже в инструментальном интро можно услышать множество интересных вещей, показывающих, как далеко музыканты ушли от своих корней: нестандартные ритмы, элементы техно и даже индастриала. Эта вещь задает тон всему альбому, на котором уже нет места для фолк-рок-н-ролльного угара (настроение у диска получилось, скорее, меланхоличным, как бы это ни удивляло давних поклонников команды) и полушансонных вещей вроде «Самокрутки» или «Города» (последнее особенно радует). То, что сегодня играет Ива Нова – это самый настоящий арт-рок. Разумеется, нестандартный, но вполне способный заинтересовать ценителей жанра (это уж явно поинтереснее получасовых клавишных соло). Эклектика по-прежнему остается неотъемлемой составляющей саунда группы: например, в «Жаворонках» музыканты уходят практически в этно-транс (да еще и с вставками вокодерного вокала), а очередная версия «То не ветер ветку клонит» получилась по-настоящему мрачной и тяжелой, чуть ли не с металлическим грувом. Небанальны и тексты: скажем, в тех же «Жаворонках» на музыку положены стихи поэта-футуриста Василиска Гнедова; но и ставшая единственным автором текстов в команде вокалистка Анастасия Постникова тоже не прочь поиграть в слова (яркий пример – песня «Дура»). Венчает все это «Вальс оглохших под мостами», содержащий множество различных музыкальных и не очень звуков, записанных внушительной сборной друзей группы, а также светлый и очень питерский текст. Единственным промахом стала плясовая «Фабрика 76» - и дело даже не в том, что эта вещь выпадает из общего настроения диска. Если раньше группе удавались прекрасные танцевальные рок-боевики, то эта вещь, положенная на простой электронный бит, вызывает очень неприятные ассоциации с творчеством каких-нибудь эстрадных баянистов – и горловое пение Альберта Кувезина (Ят-Ха) не спасает ситуацию. Впрочем, это уже мелочи, неспособные испортить общее впечатление. С каждым новым альбомом Ива Нова делает внушительный шаг вперед, и «Крутила Пила» не стала исключением. Быть может, российские рок-радиостанции будут не очень рады такому нестандартному материалу, но для тех, кому не хватает качественной и интересной русскоязычной музыки, он станет настоящим глотком свежего воздуха.

Леонид КРАВЧЕНКО
headbanger.ru, 31 октября 2014 года
headbanger.ru
Оценка: 9 (10)За свою историю фолк-рок-группа из Питера "сбрасывала с себя шкуру" раза три как минимум, и с каждым новым составом возвращалась не менее интересной. Вот и теперь, на первом после ухода вокалистки/гитаристки Инны Лишенкевич альбоме, когда проходит удивление от незнакомого прежде ...
Рецензия от "InRock"
Ива Нова "КРУТИЛА ПИЛА"
Оценка: 9 (10)

За свою историю фолк-рок-группа из Питера "сбрасывала с себя шкуру" раза три как минимум, и с каждым новым составом возвращалась не менее интересной. Вот и теперь, на первом после ухода вокалистки/гитаристки Инны Лишенкевич альбоме, когда проходит удивление от незнакомого прежде образа и саунда, чувствуешь – барышни снова попали в точку! Главное, что они сделали – не стали искать замену Инне (она яркий и незаменимый музыкант), а построили новое звучание имеющимися средствами. Название диска прекрасно раскрывает то, что мы слышим – это и правда вращение, безустанный хоровод, вихрь, в центре которого – барабаны Екатерины Фёдоровой и бас Елены Новиковой (участницы первого состава, вернувшейся в коллектив и вновь покинувшей его в сентябре 2014-го). Вокруг в вечных салочках кружатся аккордеон Наталии Потапенко и клавишные Анастасии Постниковой, такие непохожие (живой и электронный тембры), но очень близкие по своей роли. И поверх – вокал Постниковой, раскрывшийся наконец во всей красе. Бывает, на концертах электронная составляющая подминает живую, и кажется, что нынешняя "Ива Нова" играет расхожий этно-бит, однако в студии баланс идеален, и в музыке расслушивается масса тонкостей и красот. Хороши и мелодии, и тексты – "Ива Нова" ищет волшебное в повседневном и успешно его находит, отождествляет себя с миром, с природой ("Первая гроза, как я, ревнива" в песне "Гроза"). Группа берет в качестве источников для вдохновения то городской фольклор ("То не ветер ветку клонит"), то стихи поэтов-футуристов ("Жаворонки" – вещь, пришедшая из совместного проекта "Ива Новы" и группы "ЗГА" "Футуроз"). Самая быстрая песня, лихо закрученный хоровод – "Саломея", где кажется, что под финальный выкрик все должны наконец рухнуть вповалку, запутавшись и закружившись головой... А затем – прийти в себя где-то на берегах Невы в финальной "Вальс оглохших под мостами". Это не песня, а коллаж шумов, звуков и текстовых зарисовок Постниковой. "Чувствуешь себя живым!" – восклицает под конец она. Всё правда, альбом полон этой любви к жизни, и каждый может ее услышать.

Владимир ИМПАЛЕР
InRock #5 (67)/2014, стр. 55
InRock
Петербургский женский квартет "Ива Нова" славится гигантским опытом международных гастролей и правильным градусом фолка в песнях. Это редкий случай удачно конвертируемого национального продукта – по-хорошему, государство должно их на руках носить. Новый альбом "Крутила Пила" записан при участии ...
Рецензия от "КоммерсантЪ Weekend"
Ива Нова "КРУТИЛА ПИЛА"
Петербургский женский квартет "Ива Нова" славится гигантским опытом международных гастролей и правильным градусом фолка в песнях. Это редкий случай удачно конвертируемого национального продукта – по-хорошему, государство должно их на руках носить. Новый альбом "Крутила Пила" записан при участии австрийского продюсера Ричарда Дойла, который усилил электронную составляющую аранжировок, после чего музыка, прежде вегетариански беззаботная, немедленно приобрела тревожный и сумрачный оттенок. Альбом записан без гитар, девушкам пришлось освоить семплеры и голосовые процессоры. При этом в песнях осталось природное ощущение живости и экспромта. К слову, большинство из них записаны с одного дубля. По условно готической линии теперь местами можно даже проследить родство этой музыки с Theodor Bastard, по части сумасбродного отрыва – с "Детьми Пикассо". В качестве специального гостя на альбоме появился мастер горлового пения из "Ят-Ха" Альберт Кувезин. Как вы заметили, большинство музыкантов, упомянутых в этой рецензии, отечественные. И "Крутила Пила" – лишнее доказательство зрелости и конкурентоспособности нашей фолк-сцены.

Борис БАРАБАНОВ
КоммерсантЪ Weekend № 49 (390), 19 декабря 2014 года


КоммерсантЪ Weekend
Альбом питерского девичьего квартета - один из позитивных сценариев разрешения противоречий рынка. Группа делает ритмичную, заводную, умную смесь на базе фолка и стадионного рока. Как нередко у нас бывает, качественный рост команды поддержан на новом альбоме появлением «варяга» - австрийского ...
Рецензия от "Контрабанда"
Ива Нова "КРУТИЛА ПИЛА"

Альбом питерского девичьего квартета - один из позитивных сценариев разрешения противоречий рынка. Группа делает ритмичную, заводную, умную смесь на базе фолка и стадионного рока. Как нередко у нас бывает, качественный рост команды поддержан на новом альбоме появлением «варяга» - австрийского саундпродюсера Ричарда Дойча, который помог создать насыщенный нюансами и аранжировочными мелочами саунд. На горизонте музыкальной панорамы можно заметить даже намек на такую формально далекую, но, оказывается, родственную эстетику, как Gotan Project – звук аккордеона роднит континенты. Но тут можно услышать самую разную музыку – например, в альбом отлично вписалось горловое пение – шаманство и рык знаменитого тувинского рок-героя Альберта Кувезина.

Электроника – ее девушки теперь используют много шире обычного - помогает добиться плотности и панорамного звучания. Фолковые настроения делают диск то взрывным, то задумчивым, но он остается живым и дышащим, не в последнюю очередь благодаря собранной групповой игре. Вершина этого настроя в трек-листе – великий романс «Лучина», давно уже ставший народной песней. «Крутила Пила» явно сделан не для сельской дискотеки, но парадоксально вполне может понравиться и там и в хороших наушниках. Но лучше всего он, кажется, зазвучит именно на предельной громкости - на природе.

Александр В. ВОЛКОВ
Контрабанда, 12 октября 2014 года

Контрабанда
Первый студийный альбом питерской альтернативной этно-экстрим группы, записанный квартетом. Исторически в составе - только девушки: Лена Новикова - бас, Анастасия Постникова - вокал, Екатерина Федорова - ударные, Наталия Потапенко - аккордеон. Для работы над альбомом команда пригласила ...
Рецензия от "zvuki.ru"
Ива Нова "КРУТИЛА ПИЛА"

Первый студийный альбом питерской альтернативной этно-экстрим группы, записанный квартетом. Исторически в составе - только девушки: Лена Новикова - бас, Анастасия Постникова - вокал, Екатерина Федорова - ударные, Наталия Потапенко - аккордеон. Для работы над альбомом команда пригласила австрийского саунд-продюсера Ричарда Дойча (The Frozen Orchestra, Metamorphosis) и увеличила в аранжировках долю электроники. На "Крутила Пила" группа нашла гармонию между гладким звучанием предыдущих релизов и развернутым "стадионным" саундом. Новая Ива Нова звучит не только бодро, драйвово и разнообразно, но по-европейски мощно и качественно.

"Первое время было, надо признаться, страшновато остаться без гитары, - говорит Наталия Потапенко. - Этот страх привел нас к поиску нового звучания. Катя, барабанщица обзавелась семплером, Настя - вокальным процессором, а с аккордеоном начались эксперименты через гитарный звуковой процессор. Эти поиски привели к результату, который нас радует и открывает новые неограниченные звуковые горизонты".

Специальным гостем диска стал звездный гитарист и певец, мастер тувинского горлового пения хоомей Альберт Кувезин (Ят-Ха, Хуун-Хуур-Ту), заслуженный артист Республики Тыва. По счастливому стечению обстоятельств Кувезин был в Питере с концертом в момент работы группы в студии. Эта чудесная возможность была использована – на альбоме звучат его "завораживающие басы".

Группа популярна в Европе, ее охотно зовут на фестивали, она представляла отечественную культуру на десятках музыкальных форумов. Это не частое явление для современной российской рок-сцены и статуса нашего рока. Только за время подготовки альбома Ива Нова гастролировала в Румынии, выступала в Дании, Германии и Эстонии.

Дед ЗВУКАРЬ
zvuki.ru, 25 сентября 2014 года

zvuki.ru
На новый альбом группы «Ива Нова» рецензент поглядывал с некоторой опаской. «Ну вот, - думал я, - сейчас эти дамы вновь будут истерично верещать, а мне опять придумывать нелепые формулировки вроде смеси фолка с альтернативой». И так я себя застращал, что собственно прослушивание прошло ...
Рецензия от "InterMedia"
Ива Нова "КРУТИЛА ПИЛА"

На новый альбом группы «Ива Нова» рецензент поглядывал с некоторой опаской. «Ну вот, - думал я, - сейчас эти дамы вновь будут истерично верещать, а мне опять придумывать нелепые формулировки вроде смеси фолка с альтернативой». И так я себя застращал, что собственно прослушивание прошло гораздо менее болезненно, чем представлялось. Наверно, секрет не только в неоправдавшихся ожиданиях, но и в некоторых изменениях непосредственно в группе. «Ива Нова» стала квартетом, дамы не преминули сфотографироваться для буклета в предельно несуразном виде, но при этом поменяли звучание в более дружелюбную для слушателя сторону: «Крутила пила» вовсе не похожа на манифест одичавших женщин, сорвавшихся с цепи. Группа отказалась от использования гитары, зато аккордеон стал солирующим инструментом, а на запись был приглашён австрийский саунд-продюсер Ричард Дойч. Эти перемены, похоже, повысили интерес нынешних участниц коллектива собственно к музыке, а не к громким неясным высказываниям через музыку. Особенно удачно получились инструментальные композиции - «Интро», «Фабрика 76» (с горловым пением Альберта Кувезина) и «Хрустальная электричка», куда весьма внезапно вставлен фолк-фрагмент, оказавшийся очень к месту. В песни со словами «Ива Нова» тоже охотно добавляет продолжительные инструментальные куски, примечательные не только набором инструментов - аккордеон, бас, ударные, перкуссия, - но и мелодиями. Петербургский женский квартет - это понятие поневоле заставляет вспомнить о «Колибри», и не только по формальным признакам: сегодняшняя «Ива Нова» намного шумнее и менее изысканна, но в каких-то моментах умудряется выглядеть наследницей «Колибри» по прямой.

Если скверные альбомы группы «Ива Нова» выглядели вполне цельно, то удачная пластинка «Крутила пила» всё время распадается на отдельные эпизоды. Взять, написать и записать отличную от усов и до хвоста песню у команды пока не получается. Мощные инструментальные соло, как правило, вступают в противоречие с вокальными партиями, а, например, крайне изобретательные тексты «Дуры» и «Саломеи» тяжело воспринимать из-за не слишком удачной мелодии. Гармонии удаётся достичь в треке «Жаворонки», написанном на стихи русского эгофутуриста Василиска Гнедова - здесь «Ива Нова» чутко улавливает дух авангардизма столетней давности и сопровождает текст Василиска адекватно странной музыкой и аранжировками, в которых, ну что ты будешь делать, альтернативность и народность смешаны в верных пропорциях. Эксперименты с условной классикой группа продолжает в романсе «То не ветер» - собственно, здесь экспериментом выглядит попытка квартета спеть в классической традиции, а сыграть в электронно-нойзовой.

«Гроза» похожа на привет из прошлой жизни группы, трек «Безнадёжный я» портит навязчивый аккордеон. В финале альбома размещён «Вальс оглохших под мостами», в записи которого приняли участие человек 15 и коллекция необычных музыкальных инструментов, в том числе пушка Петропавловской крепости в полдень. Это не песня, а монолог, чем-то напоминающий интермедии Билли Новика, только без хрипотцы. Все надписи в буклете диска дублированы на английском. Сложно судить, насколько это оправданно: «Ива Нова» часто играет за границей, и есть опасения, что часть западной публики потеряет интерес к группе, если разжевать им, о чём поют барышни.

Алексей МАЖАЕВ
InterMedia, 9 января 2015 г. 

InterMedia
Трек лист:
CD
01 Интро/Intro
02 Сигналы/Signals
03 Хрустальная электричка/Crystal Train
04 В дороге/To The Road
05 Дура/Silly Maiden
06 Жаворонки/Crested Larks
07 То не ветер ветку клонит/Not A Branch, Swayed By A Wind Blow
08 Гроза/Thunderstorm
09 Безнадёжный я/Hopeless Me
10 Фабрика 76/Factory 76
11 Саломея/Salome
12 Вальс оглохших под мостами/Waltz Of The Deaf Under The Bridges