Каталожный номер | GEO 066-068 CD/034 DVD |
Формат | 3CD+DVD |
Упаковка | Exclusive box-set, буклет 128 стр. |
Дата релиза | 19 апреля 2014 г. |
«Полное собрание сочинений» до сих пор не издававшейся на CD культовой группы московского new wave, основанной в середине 80-х студентами-искусствоведами Максимом Волковым и Сергеем Гурьевым (впоследствии – известным рок-критиком).
Стиль Чистой любви, базирующийся на квазиироничной рок-поэзии, в музыкальном плане балансировал между самыми разными направлениями – от панка и неохарда до ретро-ВИА и «вальсоблюзов». Аудиоколлекция включает все три студийных альбома коллектива, записанные в разные годы, и единственный зафиксированный live.
На первом CD представлен альбом «Московские чувства» (1988), вошедший в книгу «100 магнитоальбомов советского рока»; специально для данного релиза эта (не законченная в своё время) работа была «дозаписана» четверть века спустя. Бонусами к нему идут раритетный ранний альбом «От сердца к сердцу» (1986), записанный в студии журфака МГУ с использованием синтезатора АНС и ранее почти не распространявшийся, а также репетиционные записи 1987 года с участием Сергея «Сили» Селюнина (Выход) в качестве бас-гитариста.
Второй CD содержит «пиковый» альбом группы - «Сухостой», кассетный релиз которого состоялся в 2000-м году на лейбле Popa Begemota Records (эта запись получила положительные отзывы различных рок-критиков - от Артёма Троицкого («Ведомости») до Геннадия Шостака («Музыкальная газета»), написавшего, что «это один из немногих альбомов, который хотелось бы взять с собой в XXI век»). Также эта запись включила первую в истории русскоязычную кавер-версию «Smoke on the Water», сделанную к 25-летию альбома Deep Purple «Machine Head».
Третий СD включает концерт в клубе «Форпост» (2004), изначально записанный так плохо, что работа над постпродакшном растянулась на несколько лет, - но настолько удачно передающий дух группы, что грех было его не отреставрировать.
На DVD помещен эксцентричный фильм «Муви» (2013) об истории ансамбля, с современными интервью и фрагментами архивных видеозаписей.
«Изюминка» коллекции – 128-страничный буклет, включающий «дискретную» историю группы, написанную Максимом Волковым, его же рисунок-иллюстрацию к «пёрпловскому» каверу «Пожар на Женевском озере», тексты песен, архивные фотографии и элементы «криптоментального» поп-арта.
Звук на DVD: Dolby Digital 2.0
* - МОСКОВСКИЕ ЧУВСТВА 1988
Коллектив исполнителей:
Борис Деарт: запись звука, драм-машина, клавиши (4, 9, 10)
Виталий Баранчук: бас-гитара (1-3, 6-11)
Володя Лелеков: клавиши (3, 5, 8)
Геннадьич: basso profundo / basso cantato
Константин Брыксин: запись звука, драм-машина
Макс: песни/балалайки; бас (12)
Сергей Селюнин: бас-гитара (4, 5)
Записано в домашней студии Бориса Деарта и в студии Дворца культуры «Зеленоград» в 1988 году
Завершающий этап проведен в студии FM Division в 2012 году
** - ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ 1986
Коллектив исполнителей: Андрей Зырянов: бас-гитара (1, 3)
Володя Бочаров: бас-гитара (2, 4-8)
Геннадьич: меццо-тинто-брассо
Киса: барабаны (1, 3-6, 9-10)
Костя Логунов: барабаны (2, 7, 8)
Макс: «пение» плюс т.н. «гитары», бас-гитара (9), ФАЭМИ
Саша Крейчи – артифицированный детский голос (1, 10)
Станислав Антонович Крейчи: запись звука, синтезатор АНС
Яков «Я-Ха» Соколов - mix’2008 (9)
Записано в студии журфака МГУ в 1986 году
Бонус-треки:
А. Егоров - клавиши, запись звука,
В. Лелеков - клавиши,
Л. Плоткин - барабаны,
М. Волков - голос/гитары,
С. Гурьев - голос,
С. Селюнин - бас
Записано в радиоузле типографии издательства «Молодая гвардия» в 1987 году
*** - СУХОСТОЙ 1999
Коллектив исполнителей:
Алексей «АВМ» Марков: запись звука, барабаны, вторая первая гитара (11), бас-гитара (2, 12), кастрюля
Андрей Дюков: бас-гитара (3)
Анна Досифеевна: доп.женский голос (1) / в песню не вошел
Геннадьич: голос, дикий голос, доп.голос, казу, «Рояль»
Леонид Кулемин: баян (5)
Макс: первая/вторая/третья гитара, бас-гитара (1, 4, 6-11), голос, доп.голос
Олег «Викторыч» Пшеничный: ободрение детей (12)
Света Чапурина: домра! (3, 9)
Сергей Проклов: первое сведение альбома
Юля Стерехова: женский голос (5), доп.женский голос (1, 3)
«Это один из немногих альбомов, который мне хотелось бы взять с собой в XXI век»
Геннадий Шостак, «Музыкальная газета»
Спасибо маме Рады: за баян
Записано на портостудии АВМ в Химках и Кунцево в январе-мае 1999 года.
«Сибариты» (12) начинаются с искусственно присоединенного к ним куска выступления в детском клубе «Факел», проходившего под молчаливым прессингом детей (прим. д/филофонистов)
«Девочка из Питера» (13): Макс Волков (голос, клавиши, гитарз), Василий Стабуров (запись звука, бас-гитара, барабаны, перкуссия)
**** - ФОРПОСТ live 2004
Коллектив исполнителей:
Аркадий «Аккордий» Голубков: звук
Геннадьич: дикий голос, доп.дикий голос, казу, чтение стихов в лицах (7)
Дима Талашов: гитара
Лена Голицына: барабаны
Макс: гитара, голос, доп.голос
Олег «Викторыч» Пшеничный: баночка, артифицированный бродкастинг (1)
Рита Лопухина: женский голос
Роберт Мусин: бас-гитара
Юля Зайцева: женский голос
Юра Лопухин: саксофон
Записано на концерте в клубе «Форпост» (Москва) 23 октября 2004 года
ЧИСТАЯ ЛЮБОВЬ «МУВИ» 2013
ФИЛЬМ МИШИ ЯКОБСОНА (он же МАЙКЛ МОРОЗОВ) и МАКСИМА ВОЛКОВА
В ФИЛЬМЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ: АЛЕКСАНДР В.ВОЛКОВ В РОЛИ КАМЕО, АЛЕКСЕЙ ШУЛЬГИН, АННА МИРКЕС, АННА ШКОЛЬНИК, ВЛАД ТУПИКИН, ГЕРКУЛЕС «ОН РАЗГОНИТ ТУЧИ ВОЛШЕБНОЙ МЕТЛОЙ», ИГОРЬ ПОТАПОВ, ИРИНА ШАФИР, ИТАЛЬЯНСКИЙ ИМПРОВИЗАТОР, КАПИТАН ГУЛЬ, МАРИНА БАРЕШЕНКОВА, МАРТА ВЛАДИМИРОВНА ЦИФРИНОВИЧ, МИЗТИРИУЗ МИСТЕР ИКС, МИХАИЛ «МАЙКЛ» МОРОЗОВ, ОЛЕГ КУКОВИЧ, ПОЛ СТЭНЛИ, ПУШКИН, ШИШКИН, СВЕТЛАНА ЧАПУРИНА, СЕРГЕЙ БАБЕНКО, СЕРГЕЙ СМИРНОВ, СОБАКА ДИНГО, СОНЯ ЛЕБЕДЕВА, УМКА, ХОР ДЕВУШЕК «КАМЕННЫЕ СОБАКИ», ЦИКАДЫ, ЭМЕРСОН, ЛЭЙК И ПАЛМЕР, ЮРИЙ ТОРУБАЕВ
АРТИСТЫ АКАДЕМИЧЕСКИХ ТЕАТРОВ, ИСПОЛНИВШИЕ В ФИЛЬМЕ РОЛИ МУЗЫКАНТОВ ГРУППЫ ЧИСТАЯ ЛЮБОВЬ:
АЛЕКСЕЙ КАЛЯБИН, АЛЕКСЕЙ МАРКОВ, ВИТАЛИЙ КУТУЗОВ, ДМИТРИЙ ТАЛАШОВ, ИВАН ГОЛЕЙ, КОНСТАНТИН ЛОГУНОВ, АНДРЕЙ КАЧАНОВ, ЛЕНА «МЕТАЛЛИКА» ГОЛИЦЫНА, МАКСИМ ВОЛКОВ, МАРИНА РАГОЗИНА, ИГОРЬ ИВЛЕВ, ОЛЕГ «ВИКТОРЫЧ» ПШЕНИЧНЫЙ, РИТА ЛОПУХИНА, РОБЕРТ МУСИН, СЕРГЕЙ ГУРЬЕВ, ЮЛЯ ЗАЙЦЕВА, ЮРИЙ ЛОПУХИН
Съемочная группа выражает искреннюю признательность Ростиславу Лебедеву и Соне Лебедевой за предоставленную для съемок студию и гостеприимство
ФИЛЬМ ПОДГОТОВИЛИ К ПОКАЗУ:
ОПЕРАТОР - ДМИТРИЙ УЛЬЯНЦЕВ
ЗВУК и МАСТЕРИНГ - ЕВГЕНИЙ ГАПЕЕВ
РЕСТАВРАЦИЯ ВИДЕО и АВТОРИНГ - ДМИТРИЙ ГАВРИЛОВ
ВИДЕО И ФОТО ПРЕДОСТАВИЛИ:
АЛЕКСАНДР МАТЮШКИН, АЛЕКСЕЙ РЫБАКОВ, АЛЕКСЕЙ МАРКОВ, АНДРЕЙ Ч., ГАЛИНА БОСАЯ, ДЕНИС БОРИСОВ, ДЕНИС РЫЛОВ, ЕВГЕНИЙ ГАПЕЕВ, ИГОРЬ МОРОЗОВ, ИРИНА ЗДАНЬСКА, ИРИНА КУЛИК, ЛЕОНИД ЧЕРНЯК, НАТАЛЬЯ «КОМЕТА» КОМАРОВА, ОЛЕСЯ БОНДАРЕВА, ОЛЬГА БАРАБОШКИНА, ОЛЬГА КОЛОБОВА
Роуди-фотограф: Ирина Масалкина
Фото: Сергей Бабенко, Игорь Мухин, Алексей Морозов, Юрий Торубаев, Сергей Леонтьев, Алексей Шульгин, Александр Шумов, Максим Волков, Вилли Павленко, Олеся Бондарева, Рада Анчевская, Сергей Гурьев, Олег Беликов, Дмитрий Мусатов, Наталья Старикова, Дмитрий Пискулов, Ольга «Lomiel» Панова, а также из архивов М.Волкова и С.Гурьева
Отдельное спасибо Леониду Черняку за помощь в обнаружении цифрового варианта утраченного рисунка «Пожар на Женевском озере»
Спасибо Александру Агееву за 24-летнее хранение первой копии альбома «Московские чувства»
Реставрация звука, ремастеринг, точечное пересведение: Евгений Гапеев
Художественное оформление: Александр С. Волков
© 2014 Чистая любовь ℗ 2014 ГЕОМЕТРИЯ Г∑ОМЕТРИЯ®
Много-много лет назад, примерно в начале 90-х, когда компакт-диски были ещё уделом избранных и даже самых избранных представителей человечества, мой знакомый, работавший в студии звукозаписи, «добил» мне одну из кассет ЧИСТОЙ ЛЮБОВЬЮ. На этом моё знакомство с группой прекратилось. Повод его не ...
Много-много лет назад, примерно в начале 90-х, когда компакт-диски были ещё уделом избранных и даже самых избранных представителей человечества, мой знакомый, работавший в студии звукозаписи, «добил» мне одну из кассет ЧИСТОЙ ЛЮБОВЬЮ. На этом моё знакомство с группой прекратилось. Повод его не просто возобновить, но расширить и углубить до предела предоставило издательство«ГЕОМЕТРИЯ». В его каталоге много диковин. Но ЧИСТАЯ ЛЮБОВЬ становится абсолютным чемпионом среди релизов. Глянцевый бокс. Внутри – четыре диджипака и книга в обложке из какого-то уникального материала. Типа тех, в какие облачали дорогие альбомные издания в советское время. Так вот. Благодаря этому боксу, претендующему на статус академического, мне и довелось узнать, что единственная известная мне запись была незавершённым альбомом «Московские чувства» (1988). Случилась в те годы некоторая утечка. Плёнки, впоследствии мистически нашедшиеся, совершенно тривиальным для советской России образом были украдены из студии. В начале девяностых, во времена кооперативного расцвета торговли всем, чем угодно, включая магнитиздат, контрафактные «Московские чувства» и нахлынули на меломанов тогда ещё советской России. Точнее – на ту интеллектуальную часть публики, что в рок-музыке искала экзотику.
«Московские чувства» открывают первый том «Полного собрания сочинений». Однако это второй по счёту альбом, начатый записываться более привычным для рок-альбома составом (можно было ввернуть тут термин лайн ап, но в те времена такого никто и не знал-не слыхивал). Несмотря на то, что альбом датирован 1988 годом, завершена запись «Московских чувств» была лишь спустя четверть века, в 2013 году. За это время альбом не растерял ни крупицы своего шарма. Такое ощущение, что ЧИСТАЯ ЛЮБОВЬ навсегда останется актуальной, и не только в силу экзотичности текстов, изобилующих смешными, но высокопоэтичными оборотами. Уникальности у ЧЛ практически в каждой строке любой взятой песни, поэтому цитирование каких-то избранных может нанести ущерб остальным, не процитированным.
Помимо поэзии здесь куча фишек в самой музыке. Группа не чуралась экспериментов музыкальных, не менее смелых, чем поэтических. Многие ли рок-составы могут похвастать использованием в записи легендарного советского синтезатора АНС, на котором творили Шнитке, Губайдуллина, Денисов и другие столпы русского авангарда? Звучит «Александр Николаевич Скрябин» в хронологически первом, а здесь – втором (им, можно сказать, дописан первый CD) по счёту альбоме «От сердца к сердцу» (1986). А уж совсем «добит» диск двумя уникальными, хоть и архивного качества бонусами. Это записи группы 1987 года, на которых в качестве басиста отметился фронтмен питерской группы ВЫХОД Сергей «Силя» Селюнин.
Второй диск – пожалуй, квинтэссенция творчества группы, главными действующими лицами которой считается неизменное трио: известный рок-критик и вокалист, а также на казу игрец Сергей Гурьев, танцующий перкуссионист и декламатор Олег Пшеничный, и, наконец, генератор идей, автор большинства текстов и музыки, гитарист и вокалист Максим Волков. Хотя остальной состав ЧЛ не был столь стабилен, концепция соблюдалась неукоснительно.
В третьем альбоме «Сухостой» (1999) группа достигла оптимального саунда. Это доведённый до идеала интеллектуальный рок с текстами, которые в те поры можно было воспринять как панк-стёб с вкраплениями фолк-, хард- и арт-рока… Вся эта благодать осенена панковской печатью. Часть песен альбома знакома по предыдущим записям: «Узники морали», «Аглая», «Зайцы», «Земля в тумане», «Партитура любви». Другая часть – новые хиты «Весёлые рыболовы», «Джо-мажор», «Папа Карло и волшебная дверь», «Песня московских студентов», «Сухостой (Враг извращений)», «Приехали мы в Монтрё» (пожалуй, единственный русскоязычный кавер «Smoke On The Water» сами понимаете кого), «Сибариты (До отказа)» и «Девочка из Питера».
Если поискать «духовных» собратьев ЧИСТОЙ ЛЮБВИ, то к таковым можно отнести ранний НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ или действительно забытый андеграундный коллектив московской Рок-лаборатории ПОРТ АРТУР. Однако вектор поэзии наших героев совершенно иной. Искусствовед по образованию Волков смог создать нечто не просто не устаревающее, но и с годами открывающее новые срезы культурных напластований. Каждый текст, которые я всё ещё боюсь начинать цитировать (причина тому - остановиться будет сложно), несёт нечто уникальное. Провокативное и задорное, но в то же время нежное и лиричное.
Третий CD содержит живую запись, трансформированную в альбом «Live in Форпост 23.10.2004». Последнее (до даты презентации «Полного собрания сочинений», что прошла в московском China Town Café 19 апреля сего года) выступление ЧИСТОЙ ЛЮБВИ. После концерта в клубе «Форпост» группа начала планомерно работать над данной коробочкой и шла к ней от идеи до полного воплощения без малого десять лет. Немало времени отняла полная реставрация звука. Часть его, по признанию самих музыкантов, была безнадёжна. Однако благодаря колоссальному труду саунд-художника Евгения Гапеева даже фонограммы т.н. «архивного» качества звучат вполне слушабельно. Над звуком "форпостовского" лайва изрядно и обильно потрудился ещё один реставратор - Аркадий "Аккордий" Голубков. Его заслуга в том, что "зальник" не просто звучит, а прекрасно передаёт драйв и настроение концерта.
Специально для этого издания был снят фильм о ЧИСТОЙ ЛЮБВИ под ёмким названием «Муви», который и стал главным разделом DVD. По сути дела он - экранизация «Хроник чистой любви», которым отведена бОльшая часть книги данного комплекта, упомянутой в предисловии (которое, надеюсь, никто не прочитал – и правильно!). Бывают экранизации удачные, бывают наоборот. В данном случае Мише Якобсону (он же Майк Морозов) и Максиму Волкову удалось сделать произведение, перекликающееся с литературным творением, но живущее отдельно, своей собственной жизнью. Пересматривать его одно удовольствие во второй и в третий разы. Динамичное повествование о том, как создавалась группа, история создания некоторых песен, отлично подобранные иллюстрации ко всем наиболее значимым моментам «летописи» (ибо исторически выверенные факты, включая показ мод в театре Славы Зайцева под суперхит «Зайцы (Обитатели березняка)», здесь озвучены и в большинстве представлены визуально), пролетает на одном дыхании.
Ну и раз уж мы останавливаемся на всех частях содержимого коробочки, грех не сказать и о книге. В ней кроме собственно «Хроник ЧИСТОЙ ЛЮБВИ», ставших сценарной основой «Муви», приведены толкования некоторых песен и практически полное собрание текстов. Вся эта благодать уместилась в 128-страничном буклете-альбоме, который можно без натяжения называть произведением Искусства.
По всем параметрам группа ЧИСТАЯ ЛЮБОВЬ легендарна. Хотя бы тем, что её участники нашли в себе силы подтвердить легендарный свой статус и не снизойти до мифа. В чём отличие легенды от мифа? Легенда будоражит сознание. Она жива до тех пор, пока её пересказывают. И издание от «ГЕОМЕТРИИ» - одна из форм пересказа. Тот случай, когда в красивую обложку упаковано соответствующее ей содержание. Миф – это то, что вроде бы известно всем, но в чём суть славы, вряд ли кто вспомнит. Например, о том, что Геракл совершил дюжину подвигов, скажет кто угодно, а многие ли вспомнят их все или повод для их свершения? То-то…
ЧИСТАЯ ЛЮБОВЬ создала все песенные шедевры в 80-е годы прошлого века, на заре своего существования. Если и выступала с ними изредка, то по принципу «новые песни пишут те, у кого старые плохие». И несмотря на не столь обширное, как у иных прочих классиков, наследие, песни ЧЛ стали ярким примером жизни, которая сама достойна песни.
Митрофан НАСОСОВ
Музыкальный Насос на sky24.ru, 2 мая 2014 г.
«Крышеснос» российской рок-журналистики и фронтмен группы «Чистая любовь» о смысле андеграунда, миазмах инди-культуры и влиянии спецслужб на рок-движение.© Миша Якобсон Сергей Гурьев — один из основателей российской музыкальной журналистики, человек, научивший эту профессию издевательски ...
Сергей Гурьев — один из основателей российской музыкальной журналистики, человек, научивший эту профессию издевательски улыбаться и шутить, взрывая мозг. Гурьев известен в разных образах, несколько раз в сети обсуждалась тема, что он вообще — персонаж вымышленный. Но его образы не противоречат друг другу. Известность приходила к Сергею изначально как к журналисту, идеологу эпохи самиздата, редактору, автору знаковых музыкальных фэнзинов «Урлайт», «КонтрКультУра» и Pinoller. Он утвердился и как писатель, выпустив биографию группы «Звуки Му». Есть люди, твердо уверенные, что Сергей — продюсер и музыкант.
Повод для интервью — выход на лейбле «Геометрия» бокс-сета «ПСС» («Полное собрание сочинений») рок-группы «Чистая любовь», в которой Сергей — фронтмен. Эта андеграундная команда прошла путь от эксперимента студентов-интеллектуалов через звание «легенды не для всех» к прижизненному памятнику — полной дискографии, изданной по нынешним временам невероятно роскошно и в лучших традициях постмодерна. Когда-то «ЧЛ» была мемом для знатоков, теперь она вдруг оказалась отражением идей и комплексов недавно закончившейся эпохи.
— Есть ощущение, что андеграунда как движения или как творческого заповедника сейчас нет. У тех, кто так себя называет, достаточно денег и связей для покупки дорогих инструментов и поездок за рубеж. Или же они вынуждены работать на корпорации. Может ли сейчас выйти из котельной, из дворников и сторожей (бомжей) новый музыкальный феномен?
— Мне кажется, сейчас понятию «андеграунд» наиболее созвучны люди, начинавшие в 90-е годы, когда было много нищеты, свободы и иллюзий какой-то творческой новизны. Например, у таких лидеров жанра, как Юлия Теуникова или Владимир Белканов, денег с тех пор намного больше не стало. А явления более позднего времени — скажем, «Лемондэй» или Jack Wood — это для меня уже не андеграунд, а скорее некие миазмы инди-культуры. Все это — такой субъективно-терминологический вопрос. Андеграунд я понимаю как нечто духовное: мол, где-то «там наверху» люди вынуждены пытаться соответствовать трендам и «прогибаться под изменчивый мир», а в полумифическом подполье продолжают царить нестяжательство, спонтанные импульсы и томление духа — это все «андеграунд». А «индепендент», или «инди», — нечто иное, связанное с поиском концепции и стиля, чтобы найденное как-то «выстрелило» в альтернативной среде. Мне кажется, в этом плане молодое поколение сейчас скорее находится в поле «инди», а люди поиска духовной точки как-то со временем перевелись.
— Кажется, термин, с которым связывалось твое творчество, — «гонзо-журналистика» — вспоминают все реже. Или же эта психология, эта технология, попав в «реальные», «эффективные» мозги, мутировала в пиар-цивилизацию и она в таком виде теперь командует нами со всех «кнопок» — интернета, телевидения, радио? Может ли она расти качественно — в позитив?
— «Гонзо-журналистикой» в эпоху «КонтрКультУры» мы себя не называли, но, наверное, действительно могли бы. Это связано с эксцентрикой, игровым началом. В конце 80-х я считал, что рок-журналистика должна выражаться не в описании рок-музыки традиционными средствами: она должна нести в себе ту же подачу, тот же посыл, что и сам рок. Например, в рок-музыке есть «фузз», «драйв», «рубилово», «крышеснос» — и вот всего этого надо добиваться и в рок-журналистике. Искать парадоксальные словосочетания, смешивать — иногда даже в рамках одного предложения — наукообразное философствование и уголовный сленг, например. Вызывая у читателя, как это стали называть позднее, когнитивный диссонанс. У нас тогда, как мне кажется, даже «Московский комсомолец» многому научился и даже «Эхо Москвы». Но сейчас уже и само понятие «когнитивный диссонанс» превратилось в такой штамп, что на некоторых порталах, как я слышал, его аж запрещают употреблять. «Гонзо-журналистика» была актуальным «свежаком» на рубеже 80—90-х, когда люди устали от академизма и тоски совка. А после журналистской вакханалии 1990-х со всеми этими «Мегаполис-экспрессами» сейчас, пожалуй, глотком свежего воздуха стала и продолжает оставаться фундаментальная аналитика. Другое дело, что она, как и герои «желтых лет», тоже мутировала в пиар-цивилизацию — и во всяких шоу / круглых столах на федеральных каналах, переплетая тех и других, устраивают эдакий сюрреалистический цирк. Во времена «КонтрКультУры» было понятно, куда идти: выражаясь футбольным языком, существовала куча свободных зон. А сейчас информационное пространство тотально и искажено — и, как и куда ни плюнь, окажешься его частью, растворишься в нем. Поэтому-то делать ничего и не хочется.
— Мифичность журналистской объективности — вещь, которую массовое сознание воспринять не сможет, полагаю. Как ты относишься к современной журналистике?
— Для меня в журналистике самым ценным продолжают оставаться язык в плане формы и ориентация на духовные ценности в плане подхода. Что касается языка, последним, кто радовал в музыкальной журналистике, был, наверное, Макс Семеляк. Сейчас из рецензентов музыки мне, пожалуй, наиболее симпатичен Андрей Смирнов («Завтра») — потому что его волнуют не актуальные коммерческие тренды, а все та же духовная составляющая. Еще очень нравился Лева Ганкин на «Радио Культура», но его там, увы, давно нет.
— Выход бокс-сета «ПСС» группы «Чистая любовь», где ты поешь и солируешь на казу, — игра, которая выросла во что-то большее? На такую мысль наталкивают, например, ваши максимализм и перфекционизм, долгие доводки материала. Словно издание готовилось на века или в космос. Почему так серьезно?
— Контент коллекции «Чистой любви» — это художественный трэш, и вот на контрасте с этим хотелось сделать издание патологически репрезентативным. Такое искрометное говно в золоте. А вообще «Чистая любовь» изначально была мечтой об идеальной, несуществующей и невозможной в природе рок-группе. Соединяющей несоединимое: высокий интеллект и пустоголово-мещанские тексты о любви, мнимый музыкальный примитивизм и поиск новых граней выразительности рок-музыки. Как говорила Росвита Трекслер, «музыковед, который однажды детально рассмотрит их песни, будет поражен»… Мечтали мы об этом с художественным мозгом «Чистой любви» Максом Волковым на старших курсах искусствоведческого отделения истфака МГУ в середине 80-х. Нам тогда казалось, что живой рок-музыки вокруг нас в СССР нет, а есть или пафосно-революционная антимузыка, или группа «Автограф». А хотелось создать среднее между Slade, The Stranglers и ВИА «Верасы». Чтобы было нечто громоподобно-щемяще-певучее — и сексуально агрессивное. При этом средств под рукой не было вообще никаких. В этом плане «Чистая любовь» всегда была утопией, красивейшим чертежом мифического Рок-Дворца Советов, увенчанного сердцем со скрещенными костями вместо Ленина. Не группа как таковая, а ее идеальный образ. Но настоящую группу мы вопреки логике и возможностям тем не менее пытались создать. И экзотические плоды этих титанических, но заведомо неосуществимых усилий теперь составляют пресловутый контент коллекции. Слушать все это сейчас, мне кажется, как минимум забавно и, так сказать, культурологически поучительно. Местами попадаются-таки нечеловеческие прорывы в недостижимое.
— Раскрой, пожалуйста, тайну разделения славы и труда в вашем дуэте.
— Дело в том, что я более широко известен в каких-то кругах благодаря рок-самиздату, инди-продюсерству, книге про «Звуки Му» и всему такому. Поэтому существует такой штамп восприятия: «“Чистая любовь” — это группа, где поет Сергей Гурьев». При этом Макс, являющийся главным творческим ядром проекта, незаслуженно теряется в моей сомнительной тени… На самом деле это абсолютно самоценная личность: востоковед, сын морского офицера, очень тонкий и глубокий человек. Хотя многое в группе и строится на противоестественном сочленении наших вроде бы малосовместимых творческих начал. Почти те же слова, кстати, можно сказать и про мой журналистский коитус с другим Волковым, Александром Сергеевичем, с которым мы делали «КонтрКультУру» и Pinoller. Живу, так сказать, в стихии и под сенью тонких и глубоких Волковых, образуя с ними долгосрочные творческие тандемы.
— Охарактеризуй проект «Чистая любовь» — музыкально, эстетически. На позднем этапе в группе много музыкантов — почти оркестр, заметный женский бэк-вокал. Вам плевать на тенденции рынка? Группу не интересует будущее? Или вы так его видите?
— Изначально, в середине 80-х, «Чистая любовь» в плане своей интеллектуальной рефлексии по поводу всего — панка и ВИА, собственно интеллекта и бытового «тупизма» — могла быть, наверное, отнесена все-таки к new wave. Но это был такой особенный new wave — не преодолевающий, а, наоборот, принципиально не желающий отказываться от таких базовых ценностей рока 70-х, как «забой» и «угар». А появившиеся впоследствии «оркестр» и женское бэк-вокальное трио — это все те же символы эпоса и монументализма, контрастирующие с «трэшевостью» концептуального ядра. Если довести этот дискурс до абсурда, получился бы эдакий концерт для казу с оркестром, где казу играет мелодию «а на кладбище все спокойненько», а аранжируется все это в грандиозную симфонию Малера с элементами Slade. На тенденции же рынка — конечно, плевать! «Чистая любовь» и рынок — это как комета над муравейником, бессмысленно, грозно и почти незаметно раз в сто лет пролетающая.
— Ты говорил про теплое отношение к Slade и The Stranglers. О'кей, а сейчас есть на мировой сцене кто-то, кто вызывает у тебя ощущение духовного родства?
— Вообще почти нет такого. В эпоху активной фазы вызывали симпатию Dead Weather — в отличие от других инкарнаций Джека Уайта. К сожалению, такую откровенную рок-музыку сейчас играть обычно стесняются. Еще более острую любовь на грани маньячества вызывала QueenAdreena, но сейчас у солистки Кэти-Джейн, похоже, не осталось физических сил на этот проект. Точно так же, как и лично у меня с чисто физическими силами на «Чистую любовь» налицо большие проблемы. Вечным Джаггером себя не чувствую и близко.
— «Чистая любовь» — поколенческий реликт, выражение развития, генезиса последнего пока поколения, которое пыталось формулировать себя и мучилось от невозможности этого?
— «Чистая любовь», мне кажется, — глубоко индивидуальный феномен. Если говорить о каких-то архетипичных влияниях, то это, наверное, The Beatles и «ДК». Соответственно мы с Максом — это такой тандем, где с условным Ленноном дуэтом вопреки логике пытается петь не Маккартни, а поминутно теряющий слух Женя Морозов (вокалист «ДК». — Ред.). Все получалось очень музыкально, но с элементами атонального медвежьего рева. Наше поколение — поколение постмодернизма. Творчество — конвульсии постмодернизма, который, разрушая стили друг о друга, создает первобытный хаос и одновременно через собственное саморазрушение приходит к чеканным классическим хитовым формам. И все это в одном флаконе. В описании кажется, что такое невозможно — а вот тем не менее...
— На презентации «Чистой любви» выступили музыканты, которых ты продюсировал, — много нового показавшие «Дочь Монро и Кеннеди» и сыгравший отличный «бест» рок-бард Владимир Белканов. На подъеме с программой «Укок» психоделические «Рада & Терновник», но вот почти ничего не слышно про нежный и глубокий проект «Третья мировая весна». Почему эти, такие разные, артисты оказывались в разное время твоими подопечными?
— Одна девушка-продюсер как-то раз вывела «формулу неуспеха» музыкального проекта. Типа если ты хочешь узнать, выстрелит или не выстрелит некий молодой музыкальный проект, надо дать его послушать Гурьеву. И если ему понравится — значит, точно не выстрелит! Я думаю, это хорошая формула. У меня вызывает отторжение практически любой музыкальный проект, где чувствуется попадание в некий глубинный нерв молодежных масс текущего момента. Например, когда Кушнир в середине 90-х всем давал слушать демо-кассету «Мумий Тролля» и почти все ему говорили, что это «говно без шансов», я сказал, что «при грамотном промоушене это можно раскрутить до уровня “Агаты Кристи”». А «Агата Кристи» тогда была в самом «зените-раззените». Но сама музыка «троллей» при этом вызывала у меня крайне агрессивное неприятие! А если кто-то мне сильно нравится, значит, он абсолютно чист от этого «попадания в молодежный нерв эпохи» — и шансов добиться широкого успеха у него практически нет. Вот таким проектам я всегда любил отчаянно помогать, буквально костьми ложась.
— Скажи тогда — на фига?! В чем смысл этой деятельности? Никто не стал богатым и даже телеизвестным, хотя, на мой вкус, это острогениальные, нужные стране музыканты. Чего не хватает нашему миру? Зачем нужен художник, которого тупо не знает большинство любителей жанра?
— Я беззаветно люблю отсутствие практического смысла. Мне кажется, что когда я бьюсь за некую чистую, свободную от всякого прагматизма идею, я как бы набираю очки в параллельном высшем мире эдаких платоновских эйдосов, что гораздо более ценно перед вечностью. Соответственно и эти проекты, которым я помогаю, как мне кажется, обладают гораздо большей ценностью в абсолютном смысле, чем те, которые добиваются формального успеха в мире постылых видимостей.
— Кого ты сейчас слушаешь, кому помогаешь?
— Именно сейчас я слушаю главным образом Grand Funk Railroad— популярный у нас еще в 70-х прямолинейный и вполне классический хард-рок с хорошим религиозным потенциалом. А помогаю — Марине Барешенковой, девушке-сонграйтеру, аккомпанирующей себе на клавишных. Это для меня — такое сакральное, храмовое искусство. Она поет высоким, чистым голосом, самозабвенно искренним, и в ее песнях нет практически никаких искажений, идущих от земной суеты, — это словно ретранслятор высших духовных энергий. Она любит средневековую музыку и, когда поет под свой «Курцвейл», часто использует регистры органа, клавесина. Недавно я читал эпопею Писигина про британское фолк-возрождение — думаю, примерно такое же впечатление производил на современников голос воспетой им Энн Бриггс.
— Твой выбор, как и ранее, — явно вне трендов, объявленных в СМИ «модными», или вкусов интернета и телеаудитории. Но и в какой-нибудь ретро-вечер эта музыка тоже вряд ли впишется. Чего ты ждешь от музыкантов, которым помогаешь?
— Просто жду, что они дадут концерт на пределе своих возможностей и произведут сильнейшее впечатление на тех, кто на них пришел. Это никак не связанно с коммерцией. Люди сейчас часто жалуются на то, что жить становится плохо. И тут задача простая: создать некую чудесную зону, в которой в один прекрасный вечер всем будет хорошо.
— Как ты относишься к недавнему скандальчику с «открытием», что поздние песни Цоя якобы писались в Голливуде? Тема звучала анекдотично — народ беспокоила не проблема авторства и стилистических соответствий, а чисто политический аспект. Но участие наших спецслужб в этих процессах давно и громогласно объявлено. Было бы странно, если бы ЦРУ и их коллеги из разных стран вот так картинно не обращали внимания на эти процессы.
— Тема «спецслужбы и искусство» вообще большая, интересная и актуальная. Сейчас все больше говорят и пишут о том, что наша пресловутая перестройка уходит корнями в Международный институт прикладного системного анализа, существовавший в 70-е годы в Австрии, над которым простирались совиные крылья как андроповских, так и западных спецслужб. Потом появился его советский филиал: Всесоюзный научно-исследовательский институт системных исследований — ВНИИСИ, в рамках которого работал Гайдар. Там с использованием методик системного анализа разрабатывались всякие долгосрочные программы развития СССР. И все спецслужбы, которые вокруг этих институтов вились, пытались то ли обдурить друг друга, то ли затеять какие-то совместные проекты, чтобы нае*ать свои правительства и заработать денег. И потом все стало двигаться в определенную сторону, в Питере по инициативе КГБ в начале 80-х был создан рок-клуб, в Москве в 85-м таким же образом — рок-лаборатория. Я со всем этим в 80-е, будучи рок-самиздатчиком, немного соприкасался, и было полное ощущение странной гражданской войны в подпольном рок-движении, где воюющие стороны подспудно контролировались разными кланами КГБ, противоборствующими между собой. Одни хотели устроить перестройку и погреть на этом клешни, другие — наоборот, сохранить статус-кво. Многие рок-деятели, конечно, использовались «втемную», другие работали как своего рода «двойные агенты», стараясь, в свою очередь, использовать интересы КГБ в революционных целях. Существовал даже термин «новая зубатовщина». Сейчас это, наверное, многим покажется конспирологическим бредом, а тогда весь воздух был этим пропитан. «Поздние песни Цоя в Голливуде» — надо полагать, перебор, но широкая тема глубокого и очень неоднозначного влияния спецслужб на подпольное рок-движение остается пока практически неисследованной. Что, может быть, и хорошо, потому что вскрытие новых фактов могло бы привести к целому конгломерату разочарований и краху идеалов.
— После твоего с Александром С. Волковым журнала Pinoller, кажется, альтернативной прессы как массового явления не стало вообще. Что произошло? С кем? Почему в сети нет популярного издания, посвященного альтернативе?
— Я думаю, ответ прост: в связи с развитием интернета. Точно так же как пластинки перестали продаваться: все есть в сети. Диски покупают теперь не человеческие массы, а коллекционеры, чей круг узок. Можно и сейчас, конечно, сделать альтернативный журнал для коллекционеров, но это будет скорее не социокультурный феномен, а полиграфический. Кроме того, в 80—90-е в народе, еще озверевшем от тоски совка, жил запрос на эксцентрично-эпатажно-революционный дискурс. Сейчас эта ниша выглядит, как мне кажется, далеко не так заманчиво.
— Нынешние политические изменения воспринимаются нередко как сползание к реакции. Будет ли все это стимулом для создания новой альтернативной прессы, музыки, вообще искусства? Каким оно будет?
— Тут видны два понятных пути: нащупывание новых и новых болевых точек архетипов сознания, что все видели на хрестоматийном примере Pussy Riot, — и поиск утраченных вневременных форм духовности в рамках этих архетипов. Мне, как человеку стареющему, ближе второй путь. Слушаю мотеты… Как говорил великий Черчилль, «кто в молодости не был революционером — у того нет сердца; кто в старости не стал консерватором — у того нет мозгов».
Очередная редкость и красивость от лейбла «Геометрия», еще один лихой вираж отечественной рок-истории в аудио-документах и видео-свидетельствах. Коллекционное издание, красная дразнящая коробка содержит «скромно» названное «Полное собрание сочинений» («ПСС») группы «Чистая любовь» (3CD + DVD). ...
Очередная редкость и красивость от лейбла «Геометрия», еще один лихой вираж отечественной рок-истории в аудио-документах и видео-свидетельствах. Коллекционное издание, красная дразнящая коробка содержит «скромно» названное «Полное собрание сочинений» («ПСС») группы «Чистая любовь» (3CD + DVD). Эта команда, как и другие, появившиеся в данной серии архивных изданий, не пользовалась большим успехом на манежах и аренах, это была типичная «звезда не для всех».
Название релиза ясно говорит, что эти люди читали книги и обладают чувством юмора. «Чистая любовь» была создана в 80-х Максимом Волковым и Сергеем Гурьевым, изучавшими премудрости искусствоведения в МГУ. В дуэте Гурьев отвечал за wild-вокал и исполнение на казу, а со временем вырос, но не в рок-звезду, а в редактора и автора культовых андеграундных изданий УрЛайт, КонтрКультУра и Pinoller. Также Сергей выпустил книгу – биографию группы «Звуки Му». Волков же играл почти на всех инструментах, пел и был музыкальным мозгом команды. Но они оказались именно группой, творческим единством – по одному же, теряли часть тонуса эстетства и эпатажа, шарма одичавших всезнаек, который составлял важную часть группового очарования. Еще один герой и член коллектива - звездный журналист Олег Пшеничный исполнял на концертах перфоманс из диких танцев и игры на баночках из-под кофе. Движение Пшеничного по сцене настолько выражало идею команды, что он оказался ближе к ней, чем многие прекрасные музыканты, сотрудничавшие с ЧЛ. Он выражал ту ноту интеллектуального безумия, без которой странным образом затуманивался смысл происходящего. Группа оказалась вся построена на таких противоречиях и парадоксах.
Официальная дискография коллектива долго ограничивалась альбомом «Сухостой», изданным на кассете более десяти лет назад. Ходят также рассказы о подпольных релизах с украденным из студии недоделанным материалом, которые участники коллектива встречали в разных городах России. Их убеждали купить «пиратку», приговаривая «вот настоящий рок». Про последний тезис - поговорим. Стилистически «Чистая любовь» стала результатом столкновения нередко противоположных убеждений и мнений участников – парней продвинутых, упертых и ироничных. Это была модная тогда new wave, но ее делали люди, выросшие на хард-роке и высокой эстраде, но понимавшие, что время уже дышит в ритме панка. Это чувствуется, что бы они ни играли – хоть неохард, хоть пост-ВИА, хоть «вальсоблюзы».
На первом CD «ПСС» расположен альбом «Московские чувства» (1988), вошедший в книгу «100 магнитоальбомов советского рока». Бонус – «ранний» альбом «От сердца к сердцу» (1986), в записи которого был использован мегалегендарный – первый в СССР - синтезатор АНС. Отметим, что лучшие песни переходили, наследовались от одного альбома к другому – команда искала, словно ворочалась в аудио-пространстве, стремясь выразить себя. Второй CD отдан под альбом «Сухостой» (2000)– главную запись коллектива, серьезно пересведенную для этого издания. Подпевки, инструменты оказались словно прорисованы, прояснены – то, что такая работа стала возможна, подтверждает уровень мышления группы – они всегда пытались сделать больше, чем могли. Главный хит команды – эротоманские «Зайцы» тут истинного «постпинклойда» не достигает, но эта вещь разворачивается во всю мощь на концертном альбоме. Слышней стала домра Светланы Чапуриной («Дочь Монро и Кеннеди») в композициях «Джо Мажор» и эпохальный «Приехали мы в Монтрё» - кавере диппёрпловской «Smoke on the Water», выполненном с подстрочным переводом. Отметим волшебный вокал Юлии Стереховой - ее подпевки и сольное исполнение «Песни московских студентов» - запоминаются сразу и надолго.
Третий диск представляет размашистый концерт в клубе «Форпост» (2004) – свидетельство возвращения группы на сцену в нулевых. Тогда это был большой бэнд, почти маленький оркестр. Новые песни - «Девочка из Питера» и «Сэр Генри» - вещи с развернутой драматургией, это уже более арт, чем хард или панк. В четвертый - DVD-диск - вошел специально снятый фильм «Муви» (2013), поймавший настроение группы, казавшееся таким неуловимым. Специально отметим кадры с участием ушедшей из жизни радио-ведущей Лены Голицыной, игравшей в 2000-х в группе на барабанах. Тут же записаны «скрытые» live-фрагменты, которые и правда, не так просто найти.
Комплект «ПСС» сразу стал культурным феноменом и артефактом. «Чистая любовь» особой концертной работоспособностью не отличалась, а вот иронию и интеллект сплетала с духом эпохи исправно. Удалось, и не только мелочами, вроде тусовочных «шифров» типа «Запилен Лёд», зафиксировать не просто настроение, не дух, но что-то вроде камертона психики поколения, создавшего смесь интеллектуальной иронии и животного стремления к «настоящему», передать что-то невыразимое, но очень хорошо всем известное. То, что дышало в эпоху, спутавшую путчи, революции, ностальгию и ползучую победу постмодерна - как в искусстве, так и в жизни.
Слушавший ЧЛ, тащился или оставался равнодушным, но чувствовал, что понимает в происходящем не совсем все, несмотря на навязчивую до стеба доходчивость песен. Это, ощущаемое на уровне инстинкта, второе дно не позволяло создавать «народные» хиты, ограничивало самовыражение энергетической и эмоциональной разрядкой. Постмодернизм тут предстал смесью архетипов прошлого и мечты о будущем, теряющего смысл хорошего воспитания/образования и взрыва в мозгах, осколки от которого до сих пор летают вокруг нас и ранят старые раны.
Фото Сергея Бабенко и Алексея Шульгина.
Текст: Александр В. Волков
k-banda, 26 мая 2014 г.
Чтобы высказать своей мнение о новом фундаментальном релизе, который вышел из под кисти лейбла «Геометрия» мне пришлось взяться за учебник истории. Благо предусмотрительные издатели положили его вместе с четырьмя дисками, представляющими собой полное собрание сочинений группы «Чистая любовь», в ...
Чтобы высказать своей мнение о новом фундаментальном релизе, который вышел из под кисти лейбла «Геометрия» мне пришлось взяться за учебник истории. Благо предусмотрительные издатели положили его вместе с четырьмя дисками, представляющими собой полное собрание сочинений группы «Чистая любовь», в одну весьма увесистую коробку.
128-страничный буклет с мемуарами о создании группы, многочисленных мифах вокруг
авангардного ансамбля-недоразумения, концептуальных пьянках и прочих муках творчества читать, признаюсь, было одно удовольствие. Написан он не только с юмором, но и со стилем. Благо с выражением своих мыслей посредством слов у участников коллектива проблем не было и не могло быть. Все как один искусствоведы и журналисты (речь о Максиме Волкове, Сергее Гурьеве и Олеге Пшеничном). От того и песни у них «заразные». Бьющие точно в цель гипертрофированностью образов, изобретательными сюжетами и как я уже где-то писал — юмором. Юмором высокого культурологического толка. Всё это, наряду с правильным позиционированием себя (о котором никто специально скорее всего не задумывался) в музыкальном мире переломной России, сделали из группы легенду. Но, увы, не сделали легендарную группу.
Конечно, я как ровесник «Чистой любви», не берусь серьёзно судить о её ценности для русской культуры (не по Сеньке шапка). Когда я ещё ходил пешком под стол, «чистолюбцы» вовсю шокировали таллинских хиппи и извлекали звуки из Александра Николаевича Скрябина (первого в мире многоголосного синтезатора звука). Однако свою «искусствоведческую экспертизу» я провёл. Честно послушал все диски от начала и конца и посмотрел фильм, чтобы иметь представление о творчестве группы. Как любителю всего этакого, «Чистая любовь» — это моя тема, однако... Коллектив, не мой взгляд, очень ярко стартанул, но, увы, всё что происходило после 90-х — это скорее ностальгия по упущенным возможностям.
В отличие от «Сухостоя» (ему посвящен отдельный диск бокс-сета), который меня совершенно не зацепил (разве только песня «Девочка из Питера») из-за своего плоского саунда и отсутствия эмоций, альбом 1988 года «Московские чувства» — это действительно отличная пластинка. В ней (включенной, кстати, в список ста лучших магнитоальбомов советского рока) есть то, чего в 90-е музыканты безвозвратно потеряли — умения очаровывать и очаровываться происходящим. В «Чувствах» можно смаковать каждый звук. Несмотря на кажущую совковость записи, всё звучит круто, а самое главное в полной мере передаётся особый шарм «Чистой любви»: манерно-маргинальное пение изящно-болезненных текстов, усиленное весьма убедительными, практически ажурными аранжировками. Во время прослушивания ловил себя на мысли, что чаще остальных включаю «Осень наступила» (ах, какие там чудесные клавиши) и «Аглаю». Безусловные хиты.
На этом же диске помимо «Московских чувств» можно обнаружить самый первый альбом группы «От сердцу к сердцу», который был «любезно» кем-то выкраден прямо из студии. Звучит он, конечно, не так приятно, как предыдущий, но составляет с ним весьма убедительный дуэт, по которому и можно судить о творчестве «Чистой любви» в целом.
Кому-то, конечно, нравится «Сухостой», кому-то придётся по душе третий диск в бокс-сете — альбом «Форпост» с записью концерта 2004 года, а для меня, кажется, первые пластинки так и останутся теми, что смогут рассказать о группе более объективно и исторически верно. Кстати, об «рассказать». Четвёртый диск в этом произведении искусства от «Геометрии» (для настоящих аудиофилов это настоящая находка вне зависимости от отношения к группе) — фильм «Муви». В его сценарной основе лежит текст буклета, но от этого он не теряет очарование (спойлеры тут даже помогают воспринимать материал). Единственное, что не понравилось в фильме — рассказчику стоило выучивать слова, а не в бумажку смотреть. Выглядит дешево.
Очень хочется верить, что история «Чистой любви» ещё окончательна не написана. Всё ведь в этом мире циклично. Может, вновь собраться, придумать новых песен и повторить 80-е?
«Чистая любовь» однажды выступала у нас на корпоративе. Ну как на корпоративе... Праздничная пьянка по какому-то уже забытому поводу в просторной 317-й комнате ЦДА увенчалась концертом трио Гурьева, Волкова и Пшеничного. Выступление очень походило на то, которые принято называть ...
«Чистая любовь» однажды выступала у нас на корпоративе. Ну как на корпоративе... Праздничная пьянка по какому-то уже забытому поводу в просторной 317-й комнате ЦДА увенчалась концертом трио Гурьева, Волкова и Пшеничного. Выступление очень походило на то, которые принято называть импровизированным, но интерьер комнаты, в мирное время служившей ньюс-румом, уцелел, несмотря на гурьевские пассы и эскапады и попытки Пшеничного разбить свою «перкуссию» (кажется, в этой роли выступала банка из-под кофе) в труху. Рьяных фанатов «Чистой любви» среди аудитории не нашлось, поэтому фактически имел место феноменальный казус: культовая группа выступила в отсутствие адептов её культа, после чего и музыканты, и публика разошлись с лёгким чувством недоумения. Мне, помнится, жалко было Максима Волкова: он вроде как умел играть на гитаре и должен был, по моему разумению, неловко чувствовать себя в компании энтузиастов самодеятельности Сергей Гурьева и Олега Пшеничного.
На самом деле «Чистая любовь» - это, конечно, не настоящая рок-группа, а скажем так, арт-проект, чистое дуракаваляние взрослых достойных людей. Впрочем, зная Сергея Геннадьевича Гурьева, можно не сомневаться, что и к дуракавалянию он подходит с полной серьёзностью, подводя мощную теоретическую базу под каждое очередное бредовое произведение его группы. Волков, несмотря на его внешнюю положительность, все начинания Геннадьевича полностью поддерживает (хотя некоторые и не сразу).
Нет никаких сомнений, что такая группа раз в жизни заслуживает выпуска «Полного собрания сочинений» в красивом бокс-сете. Полное собрание не так уж велико: оно включает альбом «Сухостой», главное вместилище самых важных произведений «Чистой любви» (и фактически единственный номерной релиз группы), две ранних пластинки, объединённых здесь на одном диске, концертник, DVD с фильмом о группе и объёмистую брошюру с текстами песен и историей «ЧЛ». Брошюра и DVD отчасти дублируют друг друга, затрагивая ключевые моменты жизни и творчества коллектива. Кстати, «мемуары» для буклета вопреки ожиданиям написал не «акула пера» Сергей Гурьев, а Максим Волков. Видимо, серый кардинал Гурьев пока не готов раскрывать все тайны «Чистой любви». А вот в фильме «Чистая любовь муви» Геннадьич представлен более активно и ярко, размахивая руками даже сильнее обычного. Мне глубоко в душу запал его рассказ о записи альбома, в процессе которого музыканты употребили 16 или 21 литровых бутылей спирта. «Почему он называет такие странные числа?» - подумал я, и рыжебородый маэстро с экрана тут же прочёл мою мысль и ответил: «Мне запомнилось, что там было число, кратное пяти, плюс один. А сколько точно - 16 или 21 - я не помню».
Эта статистика, а также буклетные рассказы об истории сочинения и записи главных песен «Чистой любви» очень помогают если не проникнуться творчеством группы, то хотя бы оглядеть его более подготовленным взглядом. И тогда «Зайцы», «Узники морали», «Джо-мажор», «Весёлые рыболовы», «Аглая» и «Приехали мы в Монтрё», покажутся не злобным, а вполне культурным и даже культуртрегерским издевательством над рок-н-роллом.
История этой полумифической группы насчитывает почти три десятилетия. В 1985 году два студента-искусствоведа из МГУ затеяли группу, исходя из главного принципа: того, что удовлетворяло бы на все сто, вокруг -— нет. Одного звали Максим Волков, он сочинил большую часть композиций группы. ...
История этой полумифической группы насчитывает почти три десятилетия. В 1985 году два студента-искусствоведа из МГУ затеяли группу, исходя из главного принципа: того, что удовлетворяло бы на все сто, вокруг -— нет. Одного звали Максим Волков, он сочинил большую часть композиций группы. Второй — ныне знаменитый музыкальный журналист, критик, продюсер Сергей Гурьев. "Чистая любовь" — не самая известная ипостась его деятельности, к тому же в значительной степени полемизирующая с остальными направлениями. Ибо журнал "УрЛайт" двигал перестроечный рок, "КонтрКультУра" ориентировалась на сибирский панк, "Комитет охраны тепла" и прочих героев экзистенциального андеграунда, в качестве продюсера Гурьев имел или имеет отношение к таким явлениям, как "Рада и Терновник", "Дочь Монро и Кеннеди", "Белканов-бэнд" и Марина Барешенкова. А вот "Чистая любовь" вопиюще отрицала многие железобетонные установки советского рока: политизированный морализм, звериная серьёзность, влияние бардовской песни и любовь эпилогом. Здесь перед зрителями-слушателями предстали неутомимые герои-любовники, эксцентричные эпатажники, остроумные хулиганы. Это был непафосный опыт создания идеальной рок-группы, в которой бы сочетались смех, интеллектуализм и пассионарность, а содержание не давило, но поддерживало звучание. Понятия не имею, как появилось название, весьма удачное: повлиял ли Стиви Уандер ("Lookin’ for аnother рure love"), или что-то связанное с культурой средневековья. И если уж не с трубадурами, то с вагантами "Чистую любовь" точно можно сопрячь.
"Чистая любовь" — игра в рок-н-ролл, которая в плане подлинности оказалась куда адекватнее многих угрюмых правдорубов. А игра, если верить Фридриху Юнгеру, естественна, антибуржуазна и самодостаточна — что очень близко рок-ансамблю. К тому же, "Чистая любовь" воплощала активное мужское отношение к реальности.
Наконец, музыкальные горизонты "Чистой любви" были куда как разнообразнее и богаче стандартов своего времени: от наивного харда до породистого пост-панка, от классического рока 60-х до ВИА и отечественной киномузыки. Но разноголосица форм была явственно подчинена харизме музыкантов. Что весомо — несмотря на локальность истории, заметная часть номеров вполне себе хиты: "Зайцы", "Партитура любви", "Аглая", "Земля в тумане", "Приехали мы в Монтрё" — русская версия народного "Smoke on the water": одновременно ирония, самоирония и признание какого-то особого, пусть и несколько странного, статуса "тёмно-пурпурных" в России. Некоторые афористичные строчки из песен в чём-то предвосхитили эпоху твиттера и фэйсбука.
"Полное Собрание Сочинений" —уникальный бокс-сет с оправданным подзаголовком "искусствоведческая экспертиза". На CD у "Чистой любви" доселе ничего не выходило. Вообще, единственное официальное издание группы — кассета рубежа веков с альбомом "Сухостой". А нынешнее издание включает все три студийных альбома и единственный зафиксированный live-концерт. Правда, стоит учитывать, что весь материал группы — чуть больше двадцати номеров, и каждый альбом фактически представлял попытку записать одну и ту же программу. Первый CD — доработанная пластинка "Московские чувства" (1988), некогда вошедшая в фундаментальный кушнировский труд "100 магнитоальбомов советского рока" плюс дебютный альбом "От сердца к сердцу" (1986), зафиксированный в студии журфака МГУ с использованием синтезатора АНС, и репетиционные записи 1987 года с участием Сергея "Сили" Селюнина ("Выход"). 3-й СD включает концерт в клубе "Форпост" (2004). На DVD размещены снятый специально для данного издания фильм "Муви" и ряд архивных видеоматериалов. Также прилагается 128-страничный буклет с "Хрониками Чистой Любви". Его буду изучать уже после написания рецензии — знаю, как легко попасть под очарование такого богатого описания.
Понятно, что многое осталось в потенциале. Сам проект был и остаётся хобби для его создателей. Выступления "Чистой любви" редки, нерегулярны и, как правило, ориентированы на "посвящённых". Хотя в конце 80-х записи группы одновременно фигурировали в хит-парадах как андеграундных изданий, так и в самых что ни на есть массовых.
Но, как настоящие эстеты, вписываться в прокрустово ложе реальности музыканты "Чистой любви" не собирались и не собираются.
"Не знала, что у "Чистой любви" такое богатое творческое наследие!" – пробормотала я, получая на рецензию увесистый красный бокс-сет с четырьмя дисками и нашлепкой "искусствоведческая экспертиза". Да, довольно сложно быть в ситуации, когда в качестве "аттестуемых" оказываются твои коллеги – ...
Группа «Чистая Любовь» не то непризнанная, не то неизвестная легенда русского рока. Обычно про такие коллективы говорят: «широко известные в узких кругах». Группа была основана искусствоведами Сергеем Гурьевым и Максимом Волковым в середине 80-х годов и периодически давала концерты и записывала ...
Дмитрий МЕХ
reproduktor.net, 10 октября 2014 г.
В конце 70-х - середине 80-х годов последнего века прошлого тысячелетия особым диссидентским шиком среди советских студентов считалось играть в собственной рок-группе. Как хорошо известно, некоторые из этих полусамодеятельных коллективов сумели возмужать и пронести свой энтузиазм через испытания, ...
Тридцать лет назад дипломированные искусствоведы Сергей Гурьев и Максим Волков, объединенные страстью к Серебряному Веку и панк-року, создали уникальный проект с названием, от которого можно было ждать всего.От попсы из детского дома в духе «Ласкового Мая» или «Сладкого Сна» до хэви-металла в ...
Тридцать лет назад дипломированные искусствоведы Сергей Гурьев и Максим Волков, объединенные страстью к Серебряному Веку и панк-року, создали уникальный проект с названием, от которого можно было ждать всего.От попсы из детского дома в духе «Ласкового Мая» или «Сладкого Сна» до хэви-металла в духе Cinderella и от музыкального студенческого театра до андеграундных электронных экспериментов, от ленинградской советской эстрады до свердловской новой волны. Часть публики сомневалась - а что, если её радует искусством группа замаскированных профессионалов? Тогда казалось что это – проект одноразовый. Но не тут-то было.
Теперь перед фанатами стиля и исследователями культуры - бокс-сет (3CD + DVD). Самым знаковым альбомом в дискографии стал релиз «Московские чувства». Некоторые песни, такие как «Сухостой», «Веселые рыболовы», «Узники морали» стали если не культовыми, то превратились в классику инди. Запал народу в душу «Праздник электричества» - «Девчата красьте ваши ротики, мы держим путь в страну эротики!» Что уж говорить про «Зайцев» – «злых дефлораторов» и «обитателей березняка». Вау, это же готическо-эротический блюз с атмосферными явлениями Stranglers! Кстати, помится, под этот хит бодро выходили на подиум модели кого? Правильно, Славы Зайцева. Тогда же укрепилась характерная черта группы – «товарное» количество приглашенных музыкантов из разных коллективов и играющих в разных стилях. Впрочем, слушалось и слушается всё это вполне органично.
«Московские чувства» (1988) в бокс-сете соединены на одном CD с альбомом «От сердца к сердцу» (1986) – «доисторическим экспериментом», на котором можно послущать легендарный синтезатор АНС. Конечно, жемчужина коробки - альбом «Сухостой» (1999). Он отчасти повторяет «Чувства», но выглядит куда более зрелым, и еще более ироничным. А хит «Девочка из Питера», хоть и обозначен, как «бонус», с легкостью согревает душу. Несмотря на кинг-сайз-порцию саунд-экспериментов, команда верна себе. Диск «Live in Форпост» (2004) – яркий пример того, что происходило на концертах «Любви». Бешеная энергетика, очень специфический саунд, этакий ню-арт-трэш, и внезапные скачки со стиля в стиль и с жанра на жанр. И полное приятие благодарной публики.
Логическим завершением коллекции является DVD c полнометражныv фильмом под простым, но ёмким и философским названием «Муви». Это документально-художественная картина, где собрано многое из того, что было снято про «Чистую любовь». Плюс – бесчисленное количество фотографий - архивных и не очень. Съемка в основном любительская, но это только придает кадрам шарма. Жанр картины определить сложно, а оно нам надо? Назовем так – «По страницам истории (в стиле рок)», в роли Леонида Млечина выступает журналист Александр Волков. Он же как-то посетовал, что в силу некоторых внешних причин, а также личных качеств, вроде лени и э-э-э не слишком большой ответственности, «Чистая любовь» не сделала пока ни одного «постановочного» клипа. Но ведь это не самое страшное для такой группы? Зато подарочное издание снабжено гигантского объема и запредельного качества буклетом. Но не объем и качество печати, а эксклюзивная информация, тщательно и любовно собранная, принесет желающим тут и счастье, и радость.
Александр КУТИНОВ
Контрабанда, 4 февраля 2016 года
01 | Праздник электричества* |
|
|
02 | Партитура любви* |
|
|
03 | Морские волки* |
|
|
04 | Аглая* | ||
05 | День без тебя (Чёрное солнце)* |
|
|
06 | Зайцы* |
|
|
07 | Восточный джаз* |
|
|
08 | Осень наступила* |
|
|
09 | Космонавты* |
|
|
10 | Узники морали* |
|
|
11 | Апокалипсис* |
|
|
12 | Земля в тумане* |
|
|
13 | Две собачки / Intro** |
|
|
14 | Осень наступила** |
|
|
15 | Морские волки** |
|
|
16 | Партитура любви** | ||
17 | Каждому своё** |
|
|
18 | День без тебя (Чёрное солнце)** |
|
|
19 | Восточный джаз** |
|
|
20 | Апокалипсис** |
|
|
21 | Земля в тумане** |
|
|
22 | Помоги мне** |
|
|
23 | Две собачки / Reprise** |
|
|
24 | Зайцы (bonus 1987) | ||
25 | Партитура любви (bonus 1987) |
|
01 | Весёлые рыболовы |
|
|
02 | Узники морали |
|
|
03 | Джо-мажор | ||
04 | Папа Карло и волшебная дверь |
|
|
05 | Песня московских студентов |
|
|
06 | Аглая |
|
|
07 | Зайцы | ||
08 | Сухостой (Враг извращений) | ||
09 | Приехали мы в Монтрё |
|
|
10 | Земля в тумане |
|
|
11 | Партитура любви |
|
|
12 | Сибариты (До отказа) |
|
|
13 | Девочка из Питера (bonus) | ||
01 | Instroo |
|
|
02 | Весёлые рыболовы |
|
|
03 | Узники морали | ||
04 | Джо-мажор |
|
|
05 | Девочка из Питера |
|
|
06 | Сэр Генри |
|
|
07 | Берлинская былина | ||
08 | Приехали мы в Монтрё | ||
09 | Партитура любви |
|
|
10 | Восточный джаз | ||
11 | Зайцы |
|
01 | Муви |
|
|
02 | Скрытый раздел-сюрприз |
|
|
03 | Скрытый раздел-сюрприз |
|
|
04 | Скрытый раздел-сюрприз |
|