Что издано

Каталожный номер GEO 082 CD/039 DVD
Формат CD+DVD
Упаковка Digipak, буклет 12 стр., слипкейс
Дата релиза 29 октября 2014 г.

Вежливый отказ
"И-и раз!.."

Альбом «И-и раз!..» культовой московской рок-группы Вежливый отказ – коллекционный релиз в серии, включающей полную дискографию коллектива. Данное его издание – первое, выполненное непосредственно с оригиналов «Чёртова Колеса» - легендарной телепрограммы, чей редактор Наталья Грешищева активно содействовала появлению фонограммы. Запись проходила в тон-студии Центрального Телевидения Гостелерадио СССР в Останкино, что позволило получить качественный звук, над которым работал Андрей Пастернак, отвечавший за саунд и на концертах коллектива.
«И-и раз!..» - пятый студийный альбом команды (1992) - развил идеи предыдущего диска Вежливого отказа «Этнические опыты» и продемонстрировал сформировавшийся музыкальный и поэтический стиль группы, в котором, в частности, широко используются фонемы. Единственный полностью осмысленный текст в трек-листе – песня «Тучи над городом встали» Павла Арманда, написанная в 1938 году.
В бонусный DVD-диск включён концерт в телестудии на Шаболовке (1992), снятый творческой группой «Программы А». За пультом звукооператора «случайно» вновь оказался Пастернак, что стало приятным сюрпризом для музыкантов. Благодаря этому в новый релиз запись вошла с высококачественным звуком в аудиофильском формате PCM. Также среди видео-дополнений - песня «Танго» на московском фестивале «Сдвиг» (1989) и выступление в берлинском Podewil Kulturzentrum в 1993 году.
Альбом изначально был оформлен с использованием афиши американского иллюстратора Джозефа Лейендекера. В дизайне диджипака и меню DVD нового издания использованы и другие работы этого выдающегося художника. 

Звук на DVD: Dolby Digital 2.0, PCM Stereo

Михаил Митин - ударные
Дмитрий Шумилов - бас, контрабас
Роман Суслов - гитара, вокал
Максим Трефан - рояль

Музыка и слова Романа Суслова кроме "Эпиграф" (Павел Арманд, 1938)

Запись и сведение Андрея Пастернака

Оригинальное оформление Игоря Шеина
В оформлении использованы работы Джозефа Лейендекера

ИЗДАНИЕ 2014
Оригинальное издание выпущено "Фирмой грамзаписи "ФИЛИ" (LP, FL3 012; 1992)

Трек-листы разделов DVD:
Шаболовка (Москва), Ноябрь 1992 Года (27:40)
1. Икар
2. Ревельский чарльстон
3. Пессимистический рэгге
4. Вальс
5. Танго
6. Босса-нова

Культурный Центр «Подевиль» (Берлин), 3 Декабря 1994 Года (46:33)
1. Вступление
2. Я учусь танцевать по-японски
3. Ревельский чарльстон
4. Венеция
5. Танго
6. Эпиграф: «Тучи над городом встали...»
7. Вальс
8. Босса-нова
9. Как много встреч в чужих озерах сна...
10. Летаргический сон

Фестиваль "Сдвиг" (Москва), 1989 (06:26)
1. Танго

Переиздание альбома «И-и Раз!..» – это отличный подарок поклонникам творчества Романа Суслова и возглавляемого им коллектива. Если вы относите себя к таковым – диск должен стоять у вас на полочке, он действительно того стоит.
Дмитрий МЕХ (reproduktor.net)

© 1989-1993 Вежливый отказ/Vezhlivy otkaz (www.otkaz.ru) © ℗ 2014  Г∑ОМЕТРИЯ®    (www.geometry.su

Мнения
Линейка переизданий группы «Вежливый отказ» добралась — невольная рифма — до альбома «И-и раз!..» Вежливый отказ И-и раз!.. **** У одной из самых странных групп московской рок-сцены 1980-х и 2000-х, настоящих эксцентриков, нет двух одинаковых альбомов. Но этот стоит совсем особняком. Хотя ...
Рецензия от "Эспрессо"
Вежливый отказ "И-и раз!.."

Линейка переизданий группы «Вежливый отказ» добралась — невольная рифма — до альбома «И-и раз!..»

Вежливый отказ

И-и раз!..

****

У одной из самых странных групп московской рок-сцены 1980-х и 2000-х, настоящих эксцентриков, нет двух одинаковых альбомов. Но этот стоит совсем особняком. Хотя бы тем, что по преимуществу инструментальный. Единственный трек со словами — кавер на «Тучи над городом встали» – предвосхитил и бесконечную ретро-эстетику нашей попсы/телеэстрады.

Стиль — изящная мешанина всего, от маршей до вальсов. Собственно, и получается по ощущениям эдакий марш на три ноги: сложная, с неожиданными паузами, музыка с ощущением драйвовой разболтанности. Они прекрасно сыграны и отменно звучат: грувовый безладовый бас Дмитрия Шумилова, мелодичные барабаны Михаила Митина, яркий бисер фортепиано Максима Трефана. Ну и конечно, Роман Суслов, напевающий бессмысленные слова — только потому, что «фонетически нравятся» (позднее, используя птичий язык, имя себе сделают москвичи «Ногу свело» и питерцы «Два самолета»).

В 1990-е такое бы назвали постмодерном. В 1980-е такое в голову никому бы не пришло. Теперь даже не знаем, как такое назвать. Как угодно: jam-band, умеренный авангард, инструментальный глумливый поп... Как всегда бывало со странной музыкой, не-роковыми ответвлениями от русского рока, альбом проглядели. Не в последнюю очередь потому, что, как отмечает в liner notes критик Григорий Дурново, «альбом, записанный в 1991 году, вышел уже в другую эпоху, в 1992-м, и в другой стране».

Александр БЕЛЯЕВ
Эспрессо, 13 января 2015 года

Эспрессо
Иногда брат-меломан может сильно удивить. Мимоходом заглянул в раздачу на рутрекере переиздания альбома "Этнические опыты" и обнаружил такой пассаж одного из комментаторов: "Несколько насторожило то обстоятельство, что выход этого диска любимой мною группы горячо приветствовал такой ...
Рецензия от "Завтра"
Вежливый отказ "И-и раз!.."

Иногда брат-меломан может сильно удивить. Мимоходом заглянул в раздачу на рутрекере переиздания альбома "Этнические опыты" и обнаружил такой пассаж одного из комментаторов: "Несколько насторожило то обстоятельство, что выход этого диска любимой мною группы горячо приветствовал такой одиозный печатный орган, как газета "Завтра". Вот крамола-то…Забавно, что зашоренное сознание сплошь и рядом демонстрируют граждане, декларирующие свободомыслие. Тем более, тот отзыв не содержал ни йоты какой-то политической составляющей: абсурдно разбирать партбилеты у группы, славной своим тонким музыкальным мышлением. Хотя то, что диапазон мировоззрений в "Отказе" простирался — от убеждённого либерала Дмитрия Шумилова до ценителя европейского традиционализма Максима Трефана — хорошо известно. А то в настоящем издании можно было бы, например, обратить внимание на "Ревельский чарльстон" — нет ли в названии композиции (посвящённой лидеру группы "Не ждали" Леониду Сойбельману) имперского реваншизма…

Словом, рискну порадоваться и выходу альбома "И-и-раз" — несомненно, это одно из самых сильных переизданий минувшего года. Оно завершает второй том бэк-каталога группы, в который также вошли альбомы "Этнические опыты", "Коса на Камень" и "Герань". Впереди первый том с альбомами "Опера-86", "Пыль на ботинках", "Вежливый отказ на фирме Мелодия" и "1985-1995", выпуск которого запланирован на 2015 год — год тридцатилетия "Вежливого отказа".

В бонусный DVD-диск включён концерт в телестудии на Шаболовке (1992), снятый творческой группой "Программы А", песня "Танго" на московском фестивале "Сдвиг" (1989) и выступление в берлинском Podewil Kulturzentrum в 1993 году. В шаболовском концерте на сцене вместе с "Отказом" можно увидеть создателей легендарной арт-группы "Север" Александра Лугина и Екатерину Рыжикову

Альбом был записан за четыре дня в 1991 году, но издать его удалось только спустя год. Что ценно, несмотря на два с лишним десятилетия, прошедших с с первого выпуска на фирме грамзаписи "Фили", альбом не потерял ни красок, ни энергетики. Лёгкий скепсис по части "сделанности", "отстранённости" как со стороны музыкантов, так и аудитории возможен, но параллельно работают и свежие открытия, и новые интерпретационные ходы. К слову, на том самом рутрекере жанр альбома обозначен как джаз-рок, — пожалуй, явный промах.

Композиции программы "И-и раз!.." появились ещё в конце восьмидесятых. Альбом в чём-то наследует подходы "Этнических опытов" — создан квартетом Суслов-Шумилов-Трефан-Митин. Это в значительной степени инструментальный альбом, не считая развития темы фонем и случайных слов. Исключение составляет только первая кавер-версия "Отказа": полуминутный акапелльный "Эпиграф" — слегка искажённые полтора куплета довоенной песни Павла Арманда, ставшей знаменитой по фильму "Человек с ружьём" в исполнении Марка Бернеса, ещё её пел Вадим Козин.

"Этнические опыты" — это необозримые пространства русского космоса, "И-и-раз!.." — путешествия по континентам, по большей части сквозь призму воображения -  "Я учусь танцевать по-японски", "Вальс", "Босса-нова", "Свадебный марш".

"И-и-раз!.." — вполне законченное произведение, несмотря на фрагментарность составляющих, обилие эффектных пауз, разнообразие аллюзий — от бибопа и классики до эстрады и "маршей" пианиста Родионова. Музыканты здесь изысканно-техничны и вдохновенно- дерзки, а композиции сложны, многомерны, красивы.

Альбом - это снятие "конфликта" форма-содержание, это обращение к форме как в аристотелевском (близком "идее" Платона) значении, так и в современном — образ, внешний вид. 

Андрей СМИРНОВ
Завтра, 12 февраля 2015 г.

Завтра
9/10Если ваше отношение к этому альбому хотя бы в какой-то степени продиктовано его обложкой, то новое издание "И-и раз!.." поднимет настроение еще до прослушивания. Афиша американского иллюстратора Джозефа Лейендекера, изначально служащая тут "кавером", трогает душу. Нынешний же вариант альбома ...
Рецензия от "InRock"
Вежливый отказ "И-и раз!.."
9/10

Если ваше отношение к этому альбому хотя бы в какой-то степени продиктовано его обложкой, то новое издание "И-и раз!.." поднимет настроение еще до прослушивания. Афиша американского иллюстратора Джозефа Лейендекера, изначально служащая тут "кавером", трогает душу. Нынешний же вариант альбома украшают и другие его работы, и ощущения от них развиваются от вершины искусства афиши до обывательского волшебства, идеального выражения "маргаретмитчеловской" эстетики.
При этом альбом удивителен даже для этой команды, каждое движение которой нестандартно. Для нового издания источником впервые послужила оригинальная лента, предоставленная ТВ-программой "Чёртово колесо", где происходила запись. Группа именно с этой программой попала на гастроли в Европу – что стало локальной, но удачей. Бэнд на этом альбоме достиг одного из пиков развития. Звучит "И-и раз!.." гармонично и законченно, рифмуясь в разных смыслах со словом "Отказ". Изначально прохладное рок-музицирование звенит и словно выгибает спину, кипит через край. Творчество не дает покоя ни создателям, ни слушателям; пластается, крадется нуарный бас, завораживают неторопливые ритмы, шаманит уверенный вокал. Музыка совершенно не навязчива и летит сквозь сознание, как на крыльях, оставляя ощущение театральной феерии.
Небывалая для СССР и тем более, для РФ интеллектуальная насыщенность звука, необычная мелодичность диктовались тем, что в группе все – самостоятельные и состоявшиеся музыканты, играющие и сочиняющие в разных актуальных стилях. Гитара Романа Суслова – вершина уместности и сдержанности, но его вокал не мучается от невозможности что-то сказать. Слова ему стали не нужны – был рожден особый стиль, язык фонем, бессловесного пения. Получились танец подсознания, театр эмоций и пожар сдерживаемых чувств. Голос Суслова не собирается что-то объяснять, а, жонглируя слогами, добирается до расположенной в середине трек-листа "Тучи над городом встали" – песни Павла Арманда, хиту 1938 года. Географические отсылки в названиях песен – "Я учусь танцевать по-японски", "Ревельский чарльстон", "Венеция", стилистические определения ("Свадебный марш", "Танго", "Вальс", "Босса-нова") служат камертоном для эмоций.
На бонусном DVD – коллекция видео тех лет, отлично иллюстрирующая сказанное. Ролик, снятый на Шаболовке (Москва, 1992), выделяется качеством звука, шоу в КЦ "Подевиль" (Берлин, 1992) – позитивной реакцией публики, также есть выступление на легендарном фестивале "Сдвиг" (Москва, 1989).
С попытками определить музыку "Отказа" мучаются поколения критиков. Джаз – не джаз, рок – не рок, авангард – не авангард. Группа же и сейчас продолжает свое дело – успешно строит персональную музыкальную башню из слоновой кости – уникальное прибежище эмоций и страстей.

Александр В. ВОЛКОВ
InRock #6 (68)/2014 - стр. 45
InRock
Я обратил внимание на «Вежливый отказ» непозволительно поздно. В 2010 году после долгого молчания вышел альбом группы с привлекающей внимание обложкой и непритязательным названием «Гуси-Лебеди». Альбом, на мой взгляд, получился запредельно крутым. Всё как мне нравится: сочащийся отовсюду авангард, ...
Рецензия от "RE:активист"
Вежливый отказ "И-и раз!.."
Я обратил внимание на «Вежливый отказ» непозволительно поздно. В 2010 году после долгого молчания вышел альбом группы с привлекающей внимание обложкой и непритязательным названием «Гуси-Лебеди». Альбом, на мой взгляд, получился запредельно крутым. Всё как мне нравится: сочащийся отовсюду авангард, облачённый в форму фри-джаза, и неприкрытое заигрывание с рок-эстетикой.

Естественно, переслушав 11 композиций на пластинке вдоль и поперек, я отправился в интернет изучать наследие коллектива. Понравилась «Герань» 2002 года. Зацепили «Этнические эксперименты» (1990) и «Коса на камень» (1997). Приятно порадовал тогда меня и «И-и-раз!..» 1992 года, который в октябре 2014 года переиздал лейбл «Геометрия» в рамках своей серии коллекционных релизов дискографии группы.

Как сообщает буклет издания (альбом инструментальный и вместо текстов песен нас ждёт отличная обзорная статья Григория Дурново) «И-и-раз!..» стоит особняком в дискографии группы. Его принято считать «самым холодным, изысканным и бесконечно далёким от советского народа». Быть может, тому виной отсутствие на альбоме песен как таковых. Дело даже не в текстах, а как правильно замечено в буклете, в самой структуре композиций — они стараются избегать повторений и мелодий, в принципе. Кстати, о словах. Хоть их и нет, Роман Суслов всё равно поёт. Да, это просто, не вызывающие, никаких конкретных образов, фонемы, но с ними слушать пластинку явно интереснее.

«И-и-раз!..» вышел в России в мутные времена и на фоне того, что творилось, действительно слушался, скорее всего, как что-то из ряда вон выходящее. Он и сейчас впечатляет своей отстранённостью и отрешённостью. Нельзя не отметить и то, что он невероятно круто звучит. Музыкантам, по сути, повезло. Запись проходила в тон-студии Центрального Телевидения Гостелерадио СССР в Останкино, что позволило получить качественный звук, над которым работал Андрей Пастернак, отвечавший за саунд и на концертах коллектива. Благодаря этому, все виртуозные пассажи гитариста и вокалиста Романа Суслова, басиста Дмитрия Шумилова, пианиста Максима Трефана и барабанщика Михаила Митина не съедаются еще привычным для того времени подпольным звуком: глухим и плоским. На «И-и-раз!..» объёма настолько много, что музыка проникает в тебя без остатка. А под «Ревельский чарльстон» вообще хочется танцевать. Кстати, о танцах. По сути, все композиции на альбоме (кроме «Вступления» и «Эпиграфа») навеяны танцами.  Самыми разными, как и музыкальные находки пластинки.

Приятным бонусом к альбому является диск с видео, в которым главным «номером», безусловно, является концерт в телестудии на Шаболовке (1992), снятый творческой группой «Программы А». За пультом звукооператора «случайно» вновь оказался Пастернак, который превратил это видео не только в пиршество для глаз, но и настоящий праздник для аудиофилов.

Антон Ковальский
RE:активист, 1 марта 2015 г.

RE:активист
My second foray into the weird and wonderful world of Vezhlivy Otkaz, which translates as “Polite Refusal” comes with this 1992 album re-released last year by distributors AltrOck. If Geranium, my first encounter with The Polites is anything to go by, then I am in for some entertaining if ...
Рецензия от "theprogressiveaspect.net"
Вежливый отказ "И-и раз!.."
My second foray into the weird and wonderful world of Vezhlivy Otkaz, which translates as “Polite Refusal” comes with this 1992 album re-released last year by distributors AltrOck. If Geranium, my first encounter with The Polites is anything to go by, then I am in for some entertaining if head-scratching music.

Once again we are treated to a sumptuous tri-foldout case containing a CD and DVD, housed in a box, and contained within a lengthy description and analysis of the work on a folded multi-sheet essay, in both Russian and English.

The band themselves describe Go to it!.., a collection of minimalistic largely instrumental pieces based on traditional folk and dance structure as “cold… sophisticated, and infinitely far removed from the Soviet people”. As I may have indicated in my Geranium review, these people take themselves very seriously indeed. There is practically no trace of irony in this work, and its dryness draws a parallel to classic Russian literature.

The music is very intricate, but with a delicate lightness of touch. Contrapuntal rhythms and entwined arpeggios abound as the band shift through the various themes. The pieces presented here are based on moods rather than melody, although the result is definitely melodic, oddly enough. Leader Roman Suslov “dispensed moods” to the individual musicians, “dragging characters… into a pseudo-dancing language”.

Some of the album was adapted from an earlier release, Ethnic Experiences, and Intro is one, composed entirely on the piano by Suslov. Revel Charleston is a dedication to a former resident of Tallin, the former name for which translates as “Revel” in Russian. The man in question was composer Leonid Soybelman, leader of fellow avant-rockers Ne Zhdali, who along with Otkaz were deemed worthy to share stages with Fred Frith and Cris Cutler on their visits to Moscow in 1989.

Quite frankly the long essay is more interesting than the music, which has an air of austere sterility to it, until we get to Waltz with its faux-Germanic declamations… is that humour raising its head? Surely not! Go to it!.. is unfortunately not nearly so engaging as Geranium, but the DVD does bring the music to life, featuring as it does TV appearances and concerts from Moscow and Berlin.

This album is worth buying for the DVD alone, but as with Geranium I would assume that the market for it is strictly limited, not that the wilfully iconoclastic Suslov and his comrades would care a jot! This is one for the serious avant garde collector, or maybe a music professor setting up a course on post-Soviet non-commercial music.

Roger TRENWITH
theprogressiveaspect.net
theprogressiveaspect.net
С момента выхода альбома «И-и Раз!..» группы «Вежливый Отказ» минуло уже более двадцати лет. Впервые запись была опубликована в 1992 году и вышла одновременно на CD и виниле. И лишь в 2014 году издательство «Геометрия» подготовило переиздание этой работы, дополнив оригинальный материал ...
Рецензия от "reproduktor"
Вежливый отказ "И-и раз!.."
С момента выхода альбома «И-и Раз!..» группы «Вежливый Отказ» минуло уже более двадцати лет. Впервые запись была опубликована в 1992 году и вышла одновременно на CD и виниле. И лишь в 2014 году издательство «Геометрия» подготовило переиздание этой работы, дополнив оригинальный материал видеобонусом. За минувшие два десятилетия альбом не стал ни менее, ни более актуальным. Подобная музыка одинаково хорошо воспринимается в любое время и не стареет. Особенно если учесть, что творчество «Вежливого Отказа» ориентировано на очень узкий круг меломанов и близко, скорее, ценителям джаза и академической музыки, чем интересующимся мейнстримом. «И-и Раз!..» – это девять полуинструментальных композиций. Вокальные партии в произведениях есть, но текст как таковой отсутствует. На мой взгляд, именно за счёт этого материал альбома намного лучше воспринимается в живом исполнении, чем в записи. В то же время это обстоятельство придаёт работе налёт элитарности, что и делает пластинку интересной. Бонус DVD содержит записи трёх выступлений «Вежливого Отказа» разных лет. Главное видео – это концерт на Шаболовке 1992 года, снятый творческой группой «Программы А» Российского телевидения. Другое объёмное видео – это запись концерта в берлинском КЦ «Подевиль». И уж совсем коротенько представлен сет «Вежливого Отказа» на московском фестивале «Сдвиг» 1989 года. Переиздание альбома «И-и Раз!..» – это отличный подарок поклонникам творчества Романа Суслова и возглавляемого им коллектива. Если вы относите себя к таковым – диск должен стоять у вас на полочке, он действительно того стоит. Тем, кто впервые слышит о группе «Вежливый Отказ», я бы рекомендовал прежде познакомиться с творчеством коллектива, отыскав записи в свободном доступе. Слишком на любителя музыка.

Дмитрий МЕХ
reproduktor.net, 6 мая 2015 года

reproduktor
Эта музыка будет вечной! В самом разгаре лето 2015 года, ко мне попадает в руки диск «И-и раз!..» Вежливый отказ. Альбом, который был записан в 1991 году за неделю. Очень цельная программа, группа звучит слаженно и весело! Девять треков пролетают легко, в ритме танца. Рекомендую слушать с утра, на ...
Рецензия от "Блог риторических писем Андрея Ненашева"
Вежливый отказ "И-и раз!.."
Эта музыка будет вечной! В самом разгаре лето 2015 года, ко мне попадает в руки диск «И-и раз!..» Вежливый отказ. Альбом, который был записан в 1991 году за неделю. Очень цельная программа, группа звучит слаженно и весело! Девять треков пролетают легко, в ритме танца. Рекомендую слушать с утра, на свежую голову, в машине по пути на работу, при этом громкость на максимум и стекла опустить. Подъехав на парковку подольше оставаться около машины, открыв ещё двери для пущего разлёта звука, пусть обыватели слышат, как играть надо! Так же надо отдать должное издательству «ГЕОМЕТРИЯ», которые качественно оформили издание. Вы обнаружите вкладку с фотографиями текстом и рецензией, DVD-диск в качестве бонуса на котором видео с Шаболовки (ноябрь 1992 года) и концерт в Берлине (декабрь 1993 года), ещё можно увидеть «Танго» с Фестиваля «Сдвиг» в Москве 1989 года.
Давайте сдвигаться! Это никогда не поздно.

Андрей НЕНАШЕВ
blogspot, 10 июля 2015 года

Блог риторических писем Андрея Ненашева
Трек лист:
CD
DVD
01 Вступление
02 Я учусь танцевать по-японски
03 Ревельский чарльстон
04 Венеция
05 Свадебный марш
06 Танго
07 Эпиграф: \"Тучи над городом встали...\"
08 Вальс
09 Босса-нова
01 Шаболовка (Москва), 1992
02 КЦ \"Подевиль\" (Берлин), 1993
03 Фестиваль \"Сдвиг\" (Москва), 1989
Фото
Видео