Каталожный номер | GEO 109 CD/053 DVD |
Формат | CD+DVD |
Упаковка | Digipak, буклет 27 стр. |
Дата релиза | 25 июня 2017 г. |
Первый официальный релиз альбома «Клуб местной промышленности» легендарной неопсиходелической группы Восточный синдром (Магадан). Запись, сделанная в 1988 году, получила название по зданию в «столице Колымского края», в котором были расположены Молодёжный центр и Рок-клуб и где шла основная работа над альбомом.
«Клуб местной промышленности» соответствует этапу развития группы, когда она достигла пика формы и возможностей самовыражения. Восточный синдром был одним из самых оригинальных и актуальных проектов русского и советского рока, отличался психоделичностью, сложностью музыки, качеством, продвинутостью звучания и закончил своё существование из-за смерти многих участников команды.
Для «Клуба местной промышленности» лейблом была проведена полная реставрация звука.
Альбом получил уникальные бонусы: песни «Саксофон», «Гетто над Влтавой», «Вода (Танец)» (расширенная по сравнению со звуковой дорожкой одноимённого видеоклипа версия), «Шествие брызгунцов» (альтернативная версия), а также «Джига Вамп» - вещь, восстановление которой потребовало от реставраторов и продюсеров издательства беспрецедентных усилий.
Второй диск издания - DVD, в который включены видеоархивы группы 1989-91: записи с фестивалей «Сырок» (Москва) и «Полный Гудбай» (Киев), концерт в ДК Железнодорожников (Ленинград), клип «Вода (Танец)» и тридцатиминутный аудиобонус «Импровизация» - чудом сохранившаяся запись студийного самовыражения участников группы в стиле free.
Оригинальное оформление альбома создал художник из Киева Юрий Тугушев, ещё в 1989 году работавший над дизайном для винила Восточного синдрома «С ключами на носу», готовившегося, но не вышедшего на фирме «Мелодия» (тот дизайн был использован «ГЕОМЕТРИЕЙ» для издания CD «С ключами на носу»). Накатка на CD «Клуб местной промышленности» - оригинальный рисунок лидера группы Константина Битюкова, умершего в 2004 году.
Релиз завершил выход коллекции студийных альбомов команды: ранее «ГЕОМЕТРИЯ» выпустила CD Восточного синдрома «Студия 13» (1987/2009) и «С ключами на носу» (1988/2014).
Звук на DVD: Dolbi Digital 2.0/ PCM Stereo
CD
Константин Битюков - вокал, гитара
Александр Пономарёв - гитара
Юрий Хатенко - бас-гитара
Владимир Бовыкин - саксофон
Александр Симдянов - барабаны
##1-9 - записаны в Клубе местной промышленности Магадана весной 1988
Звук: Дмитрий Чехов + Восточный cиндром
#10 - записана в Магадане в 1987. Звук: Павел Подлипенко
##11, 12 - записаны в тон-студии Останкино в 1990. Звук: Всеволод Движков
13. Гетто над Влтавой
Константин Битюков - вокал, гитара
Александр Пономарёв - гитара
Дмитрий Веселов - перкуссия
Константин Шумайлов - клавиши
14. Джига Вамп
Константин Битюков - вокал, гитара
Александр Пономарёв - гитара
Игорь Бардин - бас-гитара, аранжировка
Запись: Москва - Питер, 1995, 2017
DVD
Фестиваль «Сырок"89» (16:05)
КЗ «Орлёнок» (Москва), 23 декабря 1989
съёмка: А-тата, архив: Наталья «Комета» Комарова
1. Шествие брызгунцов
2. Китай
3. Космонавт
4. Кукла
Концерт в ДК железнодорожников (13:13)
Ленинград, 30 декабря 1989
Съёмка: ЛенТВ, архив: Кирилл Кондауров
1. Кукла
2. Реквием незнакомцу
Фестиваль «Полный гудбай-2» (41:36)
ДК завода «Буревестник» (Киев), 16 марта 1991
архив: Татьяна Ежова
Константин Битюков - вокал, гитара
Александр Пономарёв - гитара
Юрий Хатенко - бас-гитара
Владимир Бовыкин - саксофон
Валентин Смелянский - саксофон
Александр Симдянов - барабаны
1. Интро
2. Скольжение
3. Беззаботная
4. Жажда
5 Лето
6. Вода (Танец)
7. Свежий ветер
8. Кельт
Клип «Вода (Танец)» (3:21)
фрагмент ТВ-программы Натальи Комаровой
«Остров» (Москва, Останкино), 1990
режиссёр: Андрей Гансон
продюсер записи: Наталья Грешищева
«Импровизация» (30:43)
[только аудио DD 2.0/PCM Stereo]
записано в тон-студии «Останкино» в 1991
звук: Андрей Кокорин, Алексей Ворошилов
Владимир Бовыкин - альт-саксофон, гитара
Александр Пономарёв - гитара, ф-но, барабаны
Валентин Смелянский - гитара
Дмитрий «Луноход» Свердлин - саксофон
Юрий Хатенко - ф-но, бас-гитара
Олег Волков - барабаны
Песни: Константин Битюков + Восточный cиндром, кроме «Кельт» - Андрей Неустроев + Восточный cиндром
Оригинальное оформление: Юрий Тугушев
Рисунок на накатке CD: Константин Битюков
Фото: Александр Шишкин, Юрий Чашкин
Дизайн: Александр Яковлев
Реставрация записей и мастеринг: Евгений Гапеев
Авторинг DVD: Дмитрий Гаврилов
Спасибо Александру Цалихину, Игорю Рудику и Игорю Бардину
-----------------------------------------------------------------------
Битюков, Пономарёв и Ко. чувствовали музыкальный тренд эпохи совершенно перпендикулярно массовому ощущению времени.
Александр В. ВОЛКОВ (soyuz.ru)
Восточный Синдром - ещё один прекрасный пример, как группы второго-третьего ряда (по части тогдашней известности) на долгой дистанции обставили многих фаворитов конца восьмидесятых-начала девяностых. Ибо занимались музыкой, а не митинговали вокруг костра перестройки, творили фундаментальные вещи, не подверженные коррозии времени. Мистерии Внутреннего Магадана от Восточного Синдрома и по сей день удивительны и притягательны.
Андрей СМИРНОВ (Завтра)
Невероятно радует, что в отечественных архивах ещё удается откопать неизвестные «аудио-манускрипты», пригодные для официального издания – учитывая, в каких условиях, на какой аппаратуре и на какую плёнку они в те годы фиксировались, данный факт тянет на маленькое чудо.
Роман ПАТРАШОВ (headbanger.ru)
© ℗ 2017 Г∑ОМЕТРИЯ® © 1988-1995 Восточный синдром
Релиз целиком и полностью сделан для поклонников группы. Архивные выступления, редкие записи, оцифрованная кассета — все это заинтересует любителей творчества этих музыкантов или ценителей русского андерграунда 80-90-х годов.
4/5
История этой группы берет свое начало с далекого 1987 года, когда шестеро молодых музыкантов из Магадана объединяются для того, чтобы сотворить что-то новое, то, чего еще не слышали. И надо сказать, что у них получилось, музыканты смешали русский рок, пост-панк и немного гранжа, в итоге получилось то, что сейчас называют «экспериментальный рок». 1990-й год стал пиком творчества группы. Именно в это время музыкантам удалось успешно выступить на фестивалях в Киеве, Сыктывкаре, Харькове, Твери, Владивостоке, Москве. В 2000-х годах они пытались выступать на столичных площадках, но без особого успеха. Позже деятельность коллектива стала угасать, хотя три полноформатных альбома они успели записать. Одной из самых ярких работ группы стал CD под названием «Клуб местной промышленности», записанный в 1988 году. Сегодня, конечно же, мы имеем дело с переизданием релиза — над записями была проведена полная оцифровка и реставрация звука. Если не знать в каком году был записан CD, то и не отличить от современных релизов. Альбом необычен не только своим эпатажем и уникальным музыкальным стилем, но и подачей материала. Каждая песня пронзает насквозь и бьет наотмашь. С первого раза сложно понять, что конкретно имелось в виду в той или иной композиции, но это и привлекает. Например, к таким можно отнести песни: «Вода», «Шествие брызгунцов», «Джига Вамп». Бонусом к CD-диску идет DVD, на котором записаны лучшие выступления группы с фестивалей и концерт в Ленинграде в Доме Железнодорожников. И еще одним приятным сюрпризом для поклонников группы стала запись-импровизация одной из репетиций коллектива. Впрочем, если говорить честно, то релиз целиком и полностью сделан для поклонников группы. Архивные выступления, редкие записи, оцифрованная кассета — все это заинтересует любителей творчества этих музыкантов или ценителей русского андерграунда 80-90-х годов.
Анастасия ИГНАТОВА
Rockcor, #8 (150)/2017
Дискография магаданской группы Восточный Синдром, уже много лет не существующей, продолжает прирастать новыми релизами.
Заокеанский лейбл Trail выпустил компиляцию «Кельт», идеально подходящую для первого знакомства с группой, а московское издательство ГЕОМЕТРИЯ порадовало старых фанатов и коллекционеров, впервые издав мифический альбом «Клуб местной промышленности». Причём речь идет не о первом издании на CD, а вообще первой публикации данной фонограммы. Материал, записанный весной 1988 года в родном городе музыкантов, в полном виде никогда не распространялся даже на магнитной ленте.
По сути, «Клуб местной промышленности» - это пробная запись: группа впервые работала в студии без вокалиста Андрея Неустроева, во многом определившего звучание и направленность дебютного альбома «Студия 13» (1987). Тем не менее, здесь еще присутствует одна песня авторства Неустроева – знаменитый «Кельт», эпическое пост-панковое полотно с длинной импровизационной кодой, которое на сборнике лейбла Trail было значительно урезано, а в издании ГЕОМЕТРИИ предстаёт во всей 10-минутной красе. Переписан для «Клуба…» и второй главный хит с дебютника - «Кукла», однако он особого контраста с остальными песнями не составляет. Константин Битюков, второй главный идеолог Восточного Синдрома, уже во времена «Студии 13» начинал демонстрировать в своих сочинениях курс на британскую новую волну (Japan, Talking Heads, King Crimson 80-х). В отсутствие Неустроева этот курс проявился в полной мере («Сейсмо», «Шествие брызгунцов»), но возникли и параллели с «продвинутыми» питерскими представителями русского рока, такими как АукцЫон и Джунгли. Такое сочетание даёт мощнейший «психоделический» эффект – другими словами, кажется, что создатели этих песен смотрят на наш мир с какой-то своей, смещённой точки зрения. А может, они транслируют образы из другого мира, где многие вещи и явления похожи на наши, но работают совершенно по-другому.
Тот музыкальный стиль и та речевая образность, которые Восточный Синдром нащупывал в стенах Клуба местной промышленности (релиз назван в честь здания, в котором проходила запись), наиболее полно оформились на втором «официальном» альбоме «С ключами на носу», зафиксированном в студии полгода спустя. Туда перекочевали и четыре трека с «Клуба…» - «Сейсмо», «Скольжение», «Китай» и «Реквием незнакомцу», причём их аранжировки не претерпели существенных изменений. Получается, что полностью эксклюзивного материала в основном трек-листе «Клуба местной промышленности» совсем немного, но составители релиза скомпенсировали это интереснейшими бонусами. Первый из них – ранее нигде не фигурировавший трек «Саксофон», по-видимому, ауттейк с сессий «Студии 13». Далее следуют два трека, записанные в Москве в 1990 году – римейк «Шествия брызгунцов» и ранняя версия композиции «Вода (Танец)», обретшей окончательный вид на изданном в 1995 году альбоме «Гость». Наконец, завершают компакт два трека, созданные самой последней, питерской инкарнацией Восточного Синдрома, и если «Гетто над Влтавой» мы уже слышали на сборнике «Кельт», то «Джига Вамп» была реставрирована и «восстановлена» специально для данного издания. Кстати, обе эти вещи могли бы стать большими радио-хитами – психоделия в них не столь болезненная, как в классическом творчестве магаданцев, при этом мелодика выражена куда более ярко. Возьму на себя смелость провести параллели со зрелым Пикником – не в стилистическом плане, а именно в плане баланса «сдвинутости» и доступности.
Для полного счастья фэнов и коллекционеров релиз комплектуется DVD, вобравшим в себя, похоже, все имеющиеся в природе видео-записи Восточного Синдрома. Увы, профессионально группу снимали совсем немного – 16 минут на московском фестивале «Сырок’89» и 13 минут на концерте в питерском ДК Железнодорожников того же года, плюс видеоклип «Вода (Танец)». Сохранилась также 42-минутная съемка с киевского фестиваля «Полный гудбай-2» (1991), но она, к сожалению, сделана из зала на одну камеру, и смотреть её долго довольно трудно, несмотря на любопытный сет-лист, в котором, помимо общеизвестных «Скольжения» и «Кельта», присутствует несколько номеров с тогда еще не вышедшего «Гостя», а также уникальный, насколько мне известно, номер «Свежий ветер». Также на DVD присутствует аудио-трек – 30-минутная инструментальная импровизация в тон-студии Останкино. Адски, надо сказать, атональная и заджазованная.
Резюмирую: релиз далеко не для каждого, и без предварительной подготовки в виде “Discipline” King Crimson и парочки альбомов Japan браться за него я бы не советовал. Однако для любителей Восточного Синдрома это весьма ценная запись, восполняющая пробел в и без того не слишком богатой дискографии подававшего большие надежды коллектива, который оказался не в том месте и не в то время. К тому же, невероятно радует, что в отечественных архивах еще удается откопать неизвестные «аудио-манускрипты», пригодные для официального издания – учитывая, в каких условиях, на какой аппаратуре и на какую плёнку они в те годы фиксировались, данный факт тянет на маленькое чудо.
Roman P-V
headbanger.ru, 24 января 2018 года
Ах, где мне взять такую песню! Естественно, - в Клубе местной промышленности на берегу Охотского моря, где выступали и записывались наши герои. Александр Кутинов посчитал необходимым оценить изъятие из закромов Родины возможно лучшего альбома загадочной магаданской группы. Никогда прежде не ...
Ах, где мне взять такую песню! Естественно, - в Клубе местной промышленности на берегу Охотского моря, где выступали и записывались наши герои. Александр Кутинов посчитал необходимым оценить изъятие из закромов Родины возможно лучшего альбома загадочной магаданской группы.
Никогда прежде не существовавший в виде официального издания релиз теперь доступен неравнодушным к прекрасному народным массам. Издание не только дарит им незаслуженно законсервированный опус колымских неопсиходеликов, но и содержит ювелирный, и, при этом масштабный мастеринг материала. Тут подходит другой термин – реставрация, в случае, например, с финальной песней «Джига Вамп» - практически не имеющая аналогов в истории рока. Также добавлен вкуснейший DVD с уникальными записями близкими по времени к периоду создания «Клуба местной промышленности».
Альбом получился более профессиональным, заметно более мягким и даже более «потусторонним», чем два, выпущенные ранее. Отметим торжественную и пронзительную увертюру «Космонавт» - она позитивная, с гитарным перебором на грани фола и умиротворяющей гармонией. «Космонавт накануне парада/Космонавт в очереди за сыром». «Скольжение» - ладовая воздушная нью-вейв-шиза в духе Echo and The Bunnymen. Да и с текстом все в порядке: наш мир спрятан в девятом позвонке шимпанзе. Уже известная по первому релизу «Кукла», переигранная и перезаписанная, радует характерным восьмидесятническим гитарным флэнджером – уж такой ностальгический бальзам. Бешеный сакс греет душу не меньше. Отдельно хотелось бы сказать о вытащенных из ещё большего небытия, чем основной материал, бонусах. Ауттейках и альтернативных версиях. «Саксофон», «Гетто над Влтавой», «Вода (Танец)», «Шествие брызгунцов», и уже упоминавшаяся легендарная восставшая из пепла «Джига Вамп».
Настало время поговорить и о DVD. В одной культовой песне 80-х пелось: видео погубило радиозвезду. Это точно не про «Восточный синдром». Чудом сохранившиеся видеоархивы группы 1989-91-го дополняют то ощущение присутствия при камлании, уже обретённое за прослушиванием. На фестивале «Сырок» (Москва) музыканты наповал убивают трансовым вариантом «Шествия брызгунцов». В тему также белые и зеленые штаны, водяные свистульки и экстатические танцы с саксофоном наперевес. Выступление на «Полном Гудбае» в киевском ДК завода «Буревестник» примечательно прежде всего умопомрачительной версией «Кельта» с кататоническими вскриками и присутствием второго саксофониста Валентина Смелянского. И еще один лайв - в питерском ДК Железнодорожников под новый девяностый год. Всего два номера – «Кукла» и «Реквием незнакомцу»; выгодно отличаются качеством съемок, ЛенТВ, однако. Есть еще клип «Вода (Танец)» - там действительно, в очень красивой голубой воде медитативно плавает и мокнет фронтмен Костя Битюков. К сожалению, давно уже нас грешных оставивший. Есть на DVD и аудиобонус с незатейливым названием «Импровизация» - получасовой инструментальный полет фантазии, зафиксированный в 91-м в тон-студии Останкино. Тоже сохранившийся не иначе, как благодаря вмешательству свыше.
Вот и все. Издатели выпустили на волю доброго печального саунд-джина. А если бы это чудо так и осталось бы в закромах? Даже думать об этом не хочется.
Александр КУТИНОВ
Контрабанда, 26 июля 2017 года
«Восточный синдром»: «Титаник» русского рокаСпустя почти 30 лет после записи в свет вышел альбом «Клуб местной промышленности» от реликтовой группы из Магадана.Легендарными рок-записями наше время не удивить – выбор велик, но альбом «Клуб местной промышленности» группы Восточный синдром оказался ...
В русском роке сейчас катастрофически не хватает чудес и героев, но они на самом деле у нас есть. История жанра дала много историй, достойных блокбастеров, роуд-муви и триллеров и лишь ждёт мастеров кино – эти истории только надо умело рассказать. Жизнь группы Восточный синдром - музыкальная трагедия, выдержанная вполне в традициях жанра. Группа появилась в 1987 году городе Магадан – столице Колымского края (можно представить пейзаж на титрах фильма). Положение музыкантов определялось близостью Японии и Америки, и, как следствие, доступностью инструментов и знанием музыкальных тенденций (вот и готова первая сцена будущего байопика). Восточный синдром создал свой музыкальный язык, вполне на уровне трендов того времени, - среди сравнений мелькают порой такие названия, как Talking Heads и King Crimson.
На магнитофонах страны играли первые два альбома группы - «Студия-13» (1987) и «С ключами на носу» (1988, оба переизданы «ГЕОМЕТРИЕЙ», соответственно, в 2009 и 2014 годах), меломаны и журналисты, искавшие новый звук, запомнили тогда группу на всю жизнь. Среди сплетённых в музыке Восточного синдрома стилей можно найти психодел, прогрессив, новую волну, фри-джаз. Инструментальные безумства становятся истеричной картиной времени, которое пыталось себя организовать, но у него это катастрофически не получалось – картиной более трагичной, чем резавшие тогда правду-матку группы-митинги и группы-лозунги.
«Клуб местной промышленности», издающийся впервые, считается третьим и последним альбомом основной дискографии группы. Он назван по зданию на обложке, в котором находились магаданские Молодёжный Центр и Рок-клуб - там и были сделаны главные записи команды.
Звук альбома создаёт ощущение скольжения (есть и композиция с таким названием), переходя к импровизациям, которые, для тогдашнего рок-слуха, склонного к хард-маршам, звучали, что скрывать, порой диковато. В этом отношении, в настоящее время, мы сделали шаг вперёд. Навязчивый образ воды в песнях «Синдрома» будил ассоциации с кино Андрея Тарковского – безусловной интеллектуальной звезды того времени – и царил в клипе… «Вода», который есть на DVD-диске альбома.
Издательсткая политика тех времён не всегда была последовательной – реальным был шанс, повторив запись, сделать её более интересной. Поэтому на альбоме есть и известные по другим релизам песни, и редкие композиции - от героически нервного боевика «Кельт» до впервые изданного трека «Космонавт». Удивительная нью-вейв-красота таится в бонусах – например, в песнях «Вода» и «Гетто над Влтавой». Выделяется трек «Импровизация» - он стал результатом вспышки музыкального креатива в стиле «фри» на одной из репетиций, и чудом сохранился только в аудио-варианте. На DVD есть варианты важных композиций, например, легендарных песен «Кукла» («Перевязанный скотчем»), «Вода» («Танец») – манера лидера Константина Битюкова, воспринимается на видео много понятнее. Музыканты группы, может быть, и старались быть проще, но у них не всегда это получалось.
Отдельной строкой отметим работу над оформлением. Его история начинается в 1989 году, когда на ленинградской «Мелодии» готовился к изданию, но так и не вышел, альбом «С ключами на носу». Обложку для него нарисовал художник из Киева Юрий Тугушев. Для «Клуба местной промышленности» Тугушев создал новый дизайн, точно попадающий в настроение трансцендентности и психоделии, царящее в записях группы.
Восточный синдром в 1989 году перебирается в рок-столицу страны – Ленинград/Санкт-Петербург. Про группу широко узнали в ходе конкурса легендарного журнала «Аврора» - от «рок-дилетанта» Александра Житинского. Следуют фестивали - «Рок Аврора-89», «Сырок-2» (Москва), «Полный гудбай» (Киев) - это стало пиком карьеры группы – именно эти записи стали основой DVD-диска нового альбома.
Затем было долгое и тяжёлое завершение истории - многие участники ансамбля умерли – по разным причинам. Но не все – один из основателей команды, гитарист Александр «Панама» Пономарёв обосновался в Санкт-Петербурге и стал эдаким «серым рок-кардиналом» – школа «Синдрома», актуальная и продвинутая, помогла ему реализоваться в самых разных качествах. Пономарёв имеет крутой послужной список, он участвовал в работе групп Аквариум, Алиса, Сплин, Би-2, Сети.
Восточный синдром - группа удивительной и странной судьбы, показывающей, каким путём могла бы пойти наша рок-музыка. Некоторые источники утверждают, что «настоящий» рок у нас именно тогда закончится. На самом деле он тогда только начался, но, правда, очень ненадолго – это была вспышка прогресса и прогрессивности, это было поколение рокеров, чьё появление тогда казалось естественным. Магаданцы, в ряду других команд, играли музыку ни на кого не похожую, продвинутую и мастерскую. Среди них – пропавшие в туманах 90-х Кошкин дом, Апрельский марш, Не Ждали, Миссия:Антициклон и, например, ныне здравствующие и оставшиеся современными и изысканными, герои фестиваля «Подольск-87» - нижегородцы Хроноп. Выжили тогда ещё АукцЫон и Вежливый отказ - благодаря особым качествам, толерантности к переменам, верности себе. Только изысканный андеграунд поднял на щит эту генерацию групп, как оказалось, не имевшую шансов. Восточный синдром среди них – особенные и самые завёрнутые. Они далеки от трендов «русского рока», но это группа из России – и судьбой, и психоделией.
Битюков, Пономарёв и Ко. чувствовали музыкальный тренд эпохи совершенно перпендикулярно массовому ощущению времени. И никому не придёт в голову сказать, что Восточный синдром жив. Это чудо отечественого рока мы потеряли и прозевали, променяли на массовый дансинг и шансон, но и сейчас можно слушать музыку а, значит, двигаться дальше.
Александр В. ВОЛКОВ
soyuz.ru, 21 июня 2017 года
26 июня ведущий программы Митяй Уранхай включил композицию «Шествие брызгунцов» в 36-й выпуск радиоприложения к журналу InRock и рассказал в нём об издании.
Более герметичную группу, чем магаданский Восточный синдром, представить сложно. Даже в советское время, когда стадионы собирали даже сугубо нишевые проекты, эти музыканты звёзд с неба не хватали. Впечатления от первого альбома «Студия 13» оказались омрачены попаданием в «дурку» первого вокалиста ...
Более герметичную группу, чем магаданский Восточный синдром, представить сложно. Даже в советское время, когда стадионы собирали даже сугубо нишевые проекты, эти музыканты звёзд с неба не хватали. Впечатления от первого альбома «Студия 13» оказались омрачены попаданием в «дурку» первого вокалиста ВС Андрея Неустроева, вторую пластинку «С ключами на носу» так и не удалось пробить на «Мелодии», а третья - «Клуб местной промышленности» - вообще не вышла, хотя и была записана.
На этом существование Восточного синдрома фактически и завершилось. А теперь его уже не возродишь, при всём желании, из-за смерти лидера Константина Битюкова и других участников. В строю остался лишь гитарист Александр Пономарёв, одно время игравший в Алисе и внесший весомый вклад в саунд альбома «Дурень « (1997).
Теперь «Клуб местной промышленности» издан лейблом «Геометрия». Запись реставрировалась, поэтому звучание на высоте. При этом, слушая первую песню «Космонавт», трудно избавиться от ощущения нафталина. Побрякивающие где-то на периферии гитары, пронзительный саксофон, рыхлый бас, монотонный вокал Битюкова — вся эта архаичная новая волна давно уже не актуальна. Но в середине песня вдруг начинает играть новыми красками и раскрывается, словно бутон дивного цветка.
Из прочих удач альбома стоит выделить антифеминистическую «Куклу», герой которой вынужден прогнуться под женщину, чтобы ей угодить, сновидческий «Реквием незнакомцу» и неторопливую лирическую «Гетто над Влтавой» с клавишами Константина Шумайлова (Телевизор, ДДТ).
На вопрос, почему музыка Восточного синдрома не дошла до масс, сегодня можно дать однозначный ответ. Сюрреалистические фантазии Битюкова и К с трудом поддаются расшифровке, причем это касается как музыкального, так и вербального компонента. Не сыграла на руку группе и её вопиющая асоциальность. Несмотря на упоминания Мордора как символа униженной России и скользящих мимо «правительств», музыканты так и не смогли (или не захотели) сформулировать причины и суть своего недовольства миром. В их песнях не было чёткого деления на «мы» и «они» ни в контркультурном, ни в субкультурном смысле. Наверное, участников команды всё устраивало и так, ведь если бы в башню из слоновой кости набилась бы целая орава, то сооружение попросту перестало бы выполнять свое предназначение.
Денис СТУПНИКОВ
km.ru, 24 июня 2017 года
8/10Музыкальные фантазии группы Восточный синдром из Магадана записывались по большей части в 1987-88 годах. Затем пошли промо-релизы, сборники разной степени репрезентативности и постепенное угасание одного из самых ярких и продвинутых составов в истории российского психоделического рока. ...
Открой мне свой дом, ощущениям, что беспокоят. Присядь на плечо, резвый ворон, недавно ль я сроден с тобой? Давай говорить про кобальтовый лес одичалый, Под яркой луною взглянув на его нетерпенье. Я - кельт! Обратимся к ценному архивному изданию. Тем более речь - не о новом выпуске ...
Открой мне свой дом, ощущениям, что беспокоят.
Присядь на плечо, резвый ворон, недавно ль я сроден с тобой?
Давай говорить про кобальтовый лес одичалый,
Под яркой луною взглянув на его нетерпенье.
Я - кельт!
Обратимся к ценному архивному изданию. Тем более речь - не о новом выпуске известной пластинки. Ранее музыкальное издательство «ГЕОМЕТРИЯ» уже представило альбомы легендарной магаданской группы «Студия 13» (1987/2009) и «С ключами на носу» (1988/2014). Однако «Клуб местной промышленности» — альбом полумифический даже больше, чем финальное собрание сочинений «Гость», изданное в 1995 году Андреем Гавриловым на «Солид рекордс», или компиляция «Кельт» от лейбла заокеанских энтузиастов Trail records, знакомящих свою аудиторию в том числе и с оригинальными русскими группами. По времени «Клуб местной промышленности» записан на несколько месяцев раньше «Ключей». Однако тридцать лет многие о нём слышали, но никто не слушал. Выдающийся порыв выдающегося лейбла «ГЕОМЕТРИЯ» дал полноценные результаты. Были найдены всевозможные оригиналы, а в процессе поиска находились и неведомые доселе бонусы. Восточный Синдром просуществовал недолго, непросто, но ярко, посему и издания записей осмысленно делаются не в формате МР3-шной скороговорки.
Настоящим выпуском «ГЕОМЕТРИЯ» ставит эффектную точку в издании бэк-каталога Восточного Синдрома. К тому же диск получил ударный набор бонус-треков: «Саксофон», «Гетто над Влтавой», «Вода (Танец)» (расширенная по сравнению со звуковой дорожкой одноимённого видеоклипа версия), а также «Джига Вамп», подвергнутая полноценной реставрационной работе.
Второй диск издания — DVD, в который включены видеоархивы группы 1989-91: записи с фестивалей «Сырок» (Москва) и «Полный Гудбай» (Киев), концерт в ДК железнодорожников (Ленинград), клип «Вода (Танец)» и получасовой бонус «Импровизация» — чудом сохранившаяся запись инструментальной фантазии — самовыражения участников группы в студии «Останкино» в отсутствие вокалиста.
Запись, сделанная в 1988 году, получила название по зданию, в котором находился тамошний рок-клуб и где шла работа над альбомом. По мнению издателей, пластинка «соответствует этапу развития группы, когда она достигла пика формы и возможностей самовыражения». Пожалуй, именно «Клуб местной промышленности» можно назвать лучшим альбомом в небольшой дискографии группы.
«Клуб» — территория столкновений разнообразных нововолновых и пост-панковских интересов группы. Получалось оригинальное прочтение актуальных музыкальных идей, пропитанное местным колоритом. Как тонко подметил Андрей Бухарин - «снимать» один в один иноземных коллег у наших музыкантов просто не получалось, посему даже опыты «на тему» звучали индивидуально. Парадокс, но у нынешнего поколения музыкантов и техническое оснащение на порядки лучше, и мастерство игры выросло, однако своеобразия куда меньше.
Создаётся ощущение, что музыканты всё время писали один идеальный альбом, ибо песенных пересечений довольно много, постоянно возникали новые прочтения, попытки сыграть иначе, найти точное решение.
Здесь есть «Кельт» в своей наиболее эффектной версии, один из главных номеров отечественной психоделии (и ниточка, связывающая данную пластинку с бывшим участником «ВС» Андреем Неустроевым, место которого в истории группы эксперты порой сравнивали, между прочим, с Сидом Барретом в Pink Floyd). А ещё триумфальная галлюцинация «Шествие брызгунцов», вдохновенный абсурдизм «Скольжения» («Наш мир спрятан в девятом позвонке шимпанзе»), неожиданная тотальность «Китая».
Интересное звучание, гитарные переливы, тексты – фантазийные, гротескные, порой мистические, но без чрезмерной экзальтации медиумов. Вот в бонусах – следует прикосновение к майринковскому «Голему» - «Гетто над Влтавой». И если для Густава Майринка именно Прага была неким порогом в потустороннее, то, похоже, для Восточного Синдрома таким местом был Магадан, в силу своего расположения на «краю вселенной» закрытый, но и одновременно открытый для всевозможных мировых вибраций город. И музыканты, тонко чувствующие неавтономность нашего подлунного мира. Поэтому изобретение господина Адольфа Сакса у них обладает поистине волшебной силой, а экстаз «Джиги Вамп» словно презентует нашествие вампирических образов и глобальной бессонницы современного мира.
Восточный Синдром - ещё один
прекрасный пример, как группы второго-третьего ряда (по части тогдашней
известности) на долгой дистанции обставили многих фаворитов конца
восьмидесятых-начала девяностых. Ибо занимались музыкой, а не
митинговали вокруг костра перестройки, творили фундаментальные вещи, не
подверженные коррозии времени. Мистерии Внутреннего Магадана от Восточного Синдрома и по сей день удивительны и притягательны.
Андрей СМИРНОВ
Завтра, 9 октября 2017 года
Эта запись магаданской группы была редкостью и предметом интереса коллекционеров самиздата. Впрочем, Википедия про этот альбом знала и до его официального издания, но оно теперь - перед нами, теперь-то про него узнают все. Некоторые студийные материалы Восточного синдрома не вошли в известные ...
Эта запись магаданской группы была редкостью и предметом интереса коллекционеров самиздата. Впрочем, Википедия про этот альбом знала и до его официального издания, но оно теперь - перед нами, теперь-то про него узнают все.
Некоторые студийные материалы Восточного синдрома не вошли в известные альбомы - «С ключами на носу» (CD - Геометрия, 1988/2014) и «Студия 13» (CD - Геометрия, 1987/2009) и оставались в магнитофонных перезаписях и в легендах. Новый альбом, кроме самого альбома «Клуб местной промышленности», собрал неизданное, неизвестное, потерянное и найденное, и завершил издание основного набора материалов группы. В природе есть и ещё записи, но это более поздние компиляции и фрагменты недостаточного для издания качества.
Наш главный интерес - эти дополнения, которые позволяют заметно углубить понимание происходящего. Они демонстрируют психоделичность группы, вневременной характер её творчества. Бонусы основного диска – более всего известные из этой программы песни «Вода (Танец)» и «Шествие брызгунцов», шикарный трек «Саксофон», дёрганая и задёргавшая реставраторов «Джига Вамп», «Гетто над Влтавой» - болезненно поэтичный трек, который окунает слушателя в мир майринковского «Голема», проваливает в топь собственных комплексов. Он соединяет способность видеть красоту там, где её быть не может и умение сделать всё по совести тогда, когда впереди уже ничего не ждёт. Может быть, это самая серьёзная вещь группы, хотя она представляется и самой поэтичной.
Размещённый на DVD-диске, ролик с феста «Сырок ’89» (Москва) хочется рекомендовать для знакомства с группой. Концерт – взрослый, у него грамотный, для рок-съёмки того времени, монтаж. Свобода звукосоздания группы достигает апофеоза на бонусе «Импровизация». Клип «Вода (Танец)», который снимался с проблемами и неудобствами, визуальным шедевром не выглядит, но в настроение группы попадает точно.
На DVD лидер бэнда Константин Битюков, умерший в 2004 году (его рисунок взят для накатки на CD издания) выглядит настоящей звездой, напоминая Дэвида Бирна. Также тут хороша гитара Александра Пономарёва, и гулкие барабаны Александра Симдянова – выживших участников группы. Пономарёв – фигура особая и говорить о нём следует особо. Понимание музыкальных тенденций оказалось базовым качеством музыканта и в дальнейшей его карьере. В ней значатся Аквариум («Скорбец», «Зомбияйц»), Алиса («Дурень», «Солнцеворот», «Театр теней», «Танцевать», «Пляс Сибири на берегах Невы»), Сплин («Акустика», «Новые люди», «Альтависта», «Гранатовый альбом», «25-й кадр», «Зн@менатель»), Би-2 («Иномарки», «Мяу Кис Ми»), «Сети». Но нас-то он больше интересует, как участник «того» легендарного коллектива.
Хитро вывернутые мелодии Восточного синдрома, нововолновые ритмы формируют звучание внезапно-актуальное, настолько, что хочется закричать от удивления – «О!». Но магаданцы были склонны с андеграундному образу жизни и нарушениям режима, большая часть коллектива умерла. Поэтому хэппи-энда не будет. Будет «энд» - вот этот альбом, местами взрывной и неожиданный, а местами откровенно психоделический.
Александр ТОМАНОВ
Контрабанда, 28 июня 2017 года