Что издано

Каталожный номер GEO 003 CD
Формат CD
Упаковка Digipak, слипкейс
Дата релиза 1 ноября 2004 г.

Князь Мышкин
"Горячий финский зартипос"/"Кошык"

Диск включает две архивные программы изысканной группы из Минска, определяющей свой стиль как «интуитивная импровизация». Здесь использовано изрядное количество необычных инструментов, в числе которых копыта козы, шаманские барабаны, валдайские колокольчики и шумовые инструменты Африки - их красочный гвалт перемежается с красивейшими соло на бас-гитаре. В записи принял участие известный белорусский этно-музыкант Иван Кирчук (Троица), сыгравший на гуслях, голландских окаринах, бамбуке etc.

«Горячий финский зартипос»:
Запись 1996 года, студия «БА»
Леонид Нарушевич – гитара
Владимир Сивицкий – синтезатор
Валерий Башков – безладовый бас
Юрий Павловский – ударные
Андрей Назаров – звук

«Кошык»:
Запись 29.09.1998г.
Иван Кирчук – дуда, гусли, дудки, жалейки
Юрий Павловский – перкуссия, гонг, тарелки, копыта козы
Леонид Нарушевич – гитара, звук

Мастеринг – Евгений Гапеев
Дизайн – Светлана Никитина

© Князь Мышкин, 1996, 1998

© ℗ Г∑ОМЕТРИЯ® , 2004   GEO 003 CD

Мнения
А ведь по-настоящему интересный альбом получился! Российский издатель объединил в одном диске две разные программы, которые «Князь Мышкин» записал в разные же годы. «Горячий финский зартипос» был записан ещё в квартетном состоянии в 1996 году, «Кошык», уже в трио, «КМ» записал осенью 1998 года. ...
Рецензия от "Jazz-Квадрат, 2005, февраль "
Князь Мышкин "Горячий финский зартипос"/"Кошык"

А ведь по-настоящему интересный альбом получился! Российский издатель объединил в одном диске две разные программы, которые «Князь Мышкин» записал в разные же годы. «Горячий финский зартипос» был записан ещё в квартетном состоянии в 1996 году, «Кошык», уже в трио, «КМ» записал осенью 1998 года. Судя по всему, эти программы действительно из числа наиболее удавшихся коллективу. Подчёркиваю: удавшихся. Ведь группа исполняет спонтанную, интуитивную импровизацию, а посему не всякое исполнение может привести к полному успеху. Этот же альбом я слушал с видимым удовольствием. «Горячий финский зартипос» отмечен достаточно активным участием клавишных Владимира Сивицкого и бас-гитары Валерия Башкова. В слове «зартипос» никакого смысла искать не следует: просто лидер группы гитарист Леонид Нарушевич создал свой проект, закончив сотрудничество с группой под совершенно бессмысленным названием «Зартипо». В «горячем» трэке весьма ощутимы роковые подложки, но весь материал крепко сбит и сбалансирован, каких-то пустот я лично не ощутил. «Кошык» (по-русски - корзинка) - это уже нечто совершенно другое: в основу положена атмосфера народной музыки. И здесь на первом плане стоят голос и инструменты лидера «Этно-трио «Троица» Ивана Кирчука. «Кошык» намертво берёт общей звуковой картиной, сжимает некой вековой тоской по всему тому, что безвозвратно ушло, но одновременно музыка этой программы будто возвышается над временем, эпохами, правителями и всей прочей ахинеей, у которой нет ни интуиции, ни импровизации. Нарушевич, кстати, зря приглашал Кирчука: Иван-таки вскоре увёл с собой барабанщика Юрия Павловского.

Не скрываю: далеко не всегда «КМ» удаётся логично, стройно, лаконично и убедительно изложить всё то, что накопилось в творческой душе, которая, ко всему прочему, ещё и потёмки. В том числе и для рецензентов. Но этим диском группа может по-настоящему гордиться. Жаль только, что в последнее время «КМ» чаще всего выступает как дуэт. Чтой-то у наших музыкантов то ли с интуицией случилось, то ли просто FM-ский формат начисто убил всякое желание делать свою, ни на кого не похожую музыку. С другой стороны - очень хорошо, что такой князь в Беларуси один. Издалека видно.

 

Дмитрий ПОДБЕРЁЗСКИЙ

Jazz-Квадрат, 2005, февраль
Белорусская группа интуитивной импровизации «Князь Мышкин» существует уже более 13 лет. Её основателем и идейным руководителем является гитарист Леонид Нарушевич, состав же играющих с ним музыкантов почти постоянно меняется. За время своего существования группа записала 16 альбомов (которые ...
Рецензия от "Stereo&Video, 2005, июль "
Князь Мышкин "Горячий финский зартипос"/"Кошык"

Белорусская группа интуитивной импровизации «Князь Мышкин» существует уже более 13 лет. Её основателем и идейным руководителем является гитарист Леонид Нарушевич, состав же играющих с ним музыкантов почти постоянно меняется. За время своего существования группа записала 16 альбомов (которые выходили почти исключительно на кассетах), переиграла на множестве фестивалей (в их числе «Сырок-5» в Москве, «Скиф-5» в Санкт-Петербурге, «Альтернатива» в Праге и др.), выпустила диск на американском лейбле Wood Records («Summer Session», 2001). На новом альбоме московского лейбла «Геометрия» собраны архивные записи «Князя Мышкина» - две композиции, записанные в разное время разными составами, - «Горячий финский зартипос» (1996) и «Кошык» (1998). Несмотря на большую протяжённость композиций (33 и 25 минут, соответственно), они слушаются с неослабевающим интересом, буквально на одном дыхании. Причина в том, что построенной на свободной импровизации музыке удивительным образом удаётся избежать штампов и шаблонов любых музыкальных жанров и стилей - как джазовых, так и роковых. Тут практически нет пустых или проходных мест, музыка никогда не топчется на месте, не раздувается, пытаясь заполнить гигантский объём бесконечными и бессмысленными сольными брейками отдельных инструментов или занудливыми повторениями; она спокойно и естественно живёт, дышит и развивается. А музыканты, кажется, всего лишь дают возможность распуститься этому невиданному цветку удивительной красоты, стараясь не задавить его неосторожными и неоправданными действиями. Они предпочитают работать с ритмом и мелодией, избегая шумов и диссонансов. Тут нет ни солирующих, ни аккомпанирующих инструментов, искра проскакивает в момент свободного взаимодействия музыкантов. Обе композиции записаны (как и всегда) вживую, без всяких наложений. «Кошык» благодаря многочисленным дудкам, жалейкам и гуслям одного из самых известных собирателей и исполнителей белорусской народной музыки Ивана Кирчука и лёгкой, изящной перкуссии (включая разнообразные погремушки и даже копыто козы!) Юрия Павловского имеет пасторально-этнический характер. Исключительно интересная пластинка одной из самых значительных групп современного постсоветского пространства.

 

Владимир НАСОНОВ

Stereo&Video, 2005, июль
Два относительно старых альбома таинственной и легендарной белорусской группы «Князь Мышкин» переизданы новым московским лейблом «Геометрия». Бессменный лидер и идеолог группы, гитарист Леонид Нарушевич называет свою музыку «интуитивной импровизацией»: собственно, чистейшей воды импровизацией, ...
Рецензия от "Салон AudioVideo, 2005, № 4"
Князь Мышкин "Горячий финский зартипос"/"Кошык"

Два относительно старых альбома таинственной и легендарной белорусской группы «Князь Мышкин» переизданы новым московским лейблом «Геометрия». Бессменный лидер и идеолог группы, гитарист Леонид Нарушевич называет свою музыку «интуитивной импровизацией»: собственно, чистейшей воды импровизацией, свободной от всех внешних рамок - основной темы, гармонической канвы да заодно и тональности, формальных и стилевых границ, - она и является. Такой поток сознания, пойманный на плёнку единственный (и неповторимый) раз: на каждом концерте, сейшне, студийной сессии он творится заново. Вот так вот (утверждает Леонид): сели и сыграли. Всё зависит от музыкантов, собравшихся для данного «акта» - а они каждый раз разные (благодаря чему «Горячий финский зартипос», например, получился с уклоном в джаз-рок, а «Кошык» - более этническим). Притом что на самом деле внутренняя структура и логика здесь есть, просто надо её «словить». В качестве туманного аналога можно припомнить фри-импровизы King Crimson начала 70-х, но не хочется устанавливать никаких «привязок». Пусть каждый послушает и решит, сможет ли он ориентироваться в этом море мыслей, мыслишек, фраз и слов, быстро завязывающихся и столь же легко развязывающихся инструментальных диалогов, сольных раздумий и туттийных высказываний, красочных пятен и фактурных смен. А впрочем, чего тут думать: отключил мозги, включил интуицию - и плыви по этому морю вместе с музыкантами. Диск примечателен ещё парой вещей: участие в альбоме «Кошык» основателя этно-трио «Троица» Ивана Ивановича Кирчука (дуда, гусли, дудки, жалейки) и открывающее «Горячий финский зартипос» басовое соло необыкновенной красоты и «навороченности», которое хочется «зациклить» и прослушивать вновь и вновь, рискуя так и не осилить до конца альбом в целом.

 

Елена САВИЦКАЯ

Салон AudioVideo, 2005, № 4
Музыкальный критик Александр Кутинов вспоминает альбом группы «Князь Мышкин» - оценивает качество белорусских товаров. Не сыр, не пельмени и не креветки – эстетические деликатесы от минско-полесских психо-фолкеров. Князь Мышкин – что это, кто это? Нужно ли это слушать? Наши ближайшие славянские ...
Рецензия от "Контрабанда"
Князь Мышкин "Горячий финский зартипос"/"Кошык"

Музыкальный критик Александр Кутинов вспоминает альбом группы «Князь Мышкин» - оценивает качество белорусских товаров. Не сыр, не пельмени и не креветки – эстетические деликатесы от минско-полесских психо-фолкеров.

Князь Мышкин – что это, кто это? Нужно ли это слушать? Наши ближайшие славянские соседи в макросознании ассоциируются с двумя направлениями – этно-поп-рок класса люкс (Песняры, Сябры) и позитивный поп-панк (Ляпис Трубецкой, Леприконсы). ГЕОМЕТРИЯ издала два опуса команды, скромно называющей себя «ансамбль, чей стиль - интуитивная импровизация». Звучит красиво, но не совсем ясно. Из огромного наследия, говорят, до тридцати «альбомов» на компакт кассетах,  боготворящего живое рождение звука соратников и подопечных Леонида Нарушевича, для умеренно широких меломанских масс было выбрано, возможно, самое яркое. Две макро-сюиты, «Горячий финский зартипос» длительностью 33:15, и «Кошык» на полновесные 25:02. С ними и поработали старатели ремастеринга, дабы ещё лучше стало. 
Слушать «Зартипос»  – непросто, но благодарно. Простите за сомнительное сравнение, вроде как расчёсывать жемчужную холку загулявшего суперпородистого перса-кота; действие, осложнённое многочисленными саунд-колтунами. Ещё сравнение – опусы Князя Мышкина это не дремучая нотная чаща, а острокамышовая заросль звуков или не менее колкий тоновый бамбуковый подлесок. Сухая и почти стеклянная гитара Нарушевича спотыкается о синкопы вместе с нашими ушами и частично сердцем. Проникновенно подвывает и булькает безладовый бас Валерия Башкова. Явно чувствуется школа покойного джапановца Мика Карна. Да и как без него настоящему басисту? Не отстаёт и царь ударных инструментов Юрий Павловский. Лунная ритмическая походка, внезапные мембранные взрывы, эмоциональные брейки. Интуиция рулит! Импровизация правит!
Несколько особняком в контексте композиции стоят клавиши от Владимира Сивицкого,  старомодно обозначенные как синтезатор. Они стенают убаюкивают, провоцируют, загадывают эстетические загадки, играют в тоновые «Камень, ножницы, бумага», и могут быть самостоятельным деятелем внутри композиции. Но органичен и в коллаборации. А вот собственно финского в прослушивании не обнаружено. Атональные гармонии, рваные темпы, нереальные аккорды, и всё это прозрачно, светло, на тонкой грани лёгкой грусти и позитива. Назовите этно-фри-джазом или нео-классикой с колоколами и колокольчиками, всё будет верно. Ближе к середине музыка «Мышкина» растет в идеологической близости к  саундтреку неснятого авангардного кино а-ля Холгер Шукай. И подкрадывается счастье.
«Кошык» от предыдущего альбома (на этом же CD) отличается кардинально, и прежде всего роскошным обилием редких акустических инструментов. Что называется, от сохи и по пашне. Прежде всего это этно-богатырь Иван Кирчук: в его арсенале; дуда, гусли, дудки, жалейки. Ударник Юрий Павловский кроме разнообразной перкуссии задействовал  гонг и  копыта козы. А Нарушевич запел, без слов, но с чувством.
Примечательно, что кроме логически аутентичных западнославянских мотивов активно звучат балканские и даже ближневосточные. Ультразнатоки, возможно, уловят и обертона фолк-творчества североамериканских индейцев. А ближе к середине сочинения аморфная ритмика переходит в раздолбайский марш. А ближе к концу Лёня дает уже такого бульбаш-Паваротти, что дух захватывает. Да ещё и хихикает. В выходных данных это скромно называется «звуки».
Музыки разные нужны. И огромная радость сия есть, что мы имеем в отличном качестве интереснейших творцов. Ибо поговаривают, что часть кассет с уникальными записями Леонид банально забыл в трамвае навсегда. Эти не пропадут.

Александр КУТИНОВ
Контрабанда, 25 мая 2016 года

Контрабанда
Трек лист:
CD
01 Горячий финский зартипос 33:15
02 Кошык 25:02
Фото