Что издано

Каталожный номер GEO 083 CD
Формат CD
Упаковка Exclusive digipak
Дата релиза 15 ноября 2014 г.

Контора Кука
"Средняя Волга"

Альбом записан в стиле нойз-арт. Это особая разновидность шумовой музыки - noise-лирика со странными неоднозначными текстами. Работа над альбомом велась с августа 2013 по май 2014 года. Издание выпущено в виде диджипака с эксклюзивным дизайном. Перед выходом релиза был обнародован клип «Сегодня не высказать вслух», выдержанный в стиле сюрреалистического коллажа.
В состав Конторы Кука входят: Владимир «Кук» Елизаров (вокал, гитара, тексты), Виктор Гуров (шумы и семплы, drums), Олег Садовников (бас). Музыканты утверждают, что главный инструмент для них – чугунная дека от пианино, по которой они любят бить различными приспособлениями: проблемы транспортировки не идут ни в какое сравнение с получаемым эффектом. Предыдущий альбом Конторы Кука - «Чек» вошел в «Десять лучших альбомов 2013 года по версии Андрея Бухарина» (Rolling Stone).

Тексты: КУК
Запись, сведение: Контора Кука
Мастеринг: Сергей Косов

Музыка:
КУК, Гуров - 3, 4, 6, 7, 9
Садовников - 1, 2, 5, 8, 10

Дизайн: Ольга Волкова, Наталья Гурова
Рисунок лицевой стороны: Аделия Файзуллина

Спасибо: Андрей Игонин (аранжировка 3, 10)
 
СПАСИБО за поддержку:
Сергей Вакунов, Василий Дубов, Алексей Паршиков,
Alexander Rakhilkin, Василий Ремизов, Наталья Перла,
Natasha Hanson, Вадим Ульянкин, Борис Елизаров

© 2014, Контора Кука (www.kontora-kooka.kroogi.com)  © ℗ 2014 Г∑ОМЕТРИЯ (www.geometry.su)

Мнения
Пятый "геометрический" релиз одной из лучших отечественных независимых групп. Кстати, для записи альбома самарское трио удачно использовало технологию краудфандинга, поклонники ощутимо вложились в процесс создания пластинки. В несколько игровом пресс-релизе читаем: "Средняя Волга" записана ...
Рецензия от "Завтра"
Контора Кука "Средняя Волга"

Пятый "геометрический" релиз одной из лучших отечественных независимых групп. Кстати, для записи альбома самарское трио удачно использовало технологию краудфандинга, поклонники ощутимо вложились в процесс создания пластинки.

В несколько игровом пресс-релизе читаем: "Средняя Волга" записана в стиле нойз-арт. Это особая разновидность шумовой музыки — noise-лирика со странными неоднозначными текстами". Думаю, если не запутать, то, как минимум, лидер группы Владимир «Кук» Елизаров таким образом пытается избежать "ответственности" за стилистические клише. Пост-панк в самом-самом широком смысле слова, плюс индастриал, джаз, европейский шансон и фолк. Кстати, в самоопределении, не исключаю улыбки по поводу легендарных британцев Art Of Noise.

Депрессивная харизма Кука-Елизарова, тревожный угрюмый голос, гипнотические композиции, холодные, непростые образы, словно за ними — бездна; половина музыки альбома авторства басиста Олега Садовникова.

В итоге получился чудный,  высококачественный альбом, может быть, даже лучший в дискографии "Конторы Кука".

И даже лирика, с привкусом символизма отечественного рока, здесь не вызывает отторжения: всё со вкусом, к месту и без пафосных благоглупостей. Есть неожиданные цитаты — "то гульба, то пальба" (Окуджава), "пустынная песня иволги" (Заболоцкий) и настроение, очень сходное с блоковским — "мелодией одной звучат печаль и радость"

Из ощутимых особенностей нового альбома — неожиданный почвеннический вектор, одновременно и русско-народный, и евразийско-континентальный. Волга-река почти Ра древности, а Кострома — не город, но мифологическое божество весны. Вот березовые ветви, что почитали за оберег от нечистой силы, и ясень, что у некоторых народов — дерево рая-Ирия. И главные русские святые — Никола-угодник и Илья-пророк. Кстати, оба, согласно поверьям, выступали в роли покровителей земных вод, деля год. Илья-Громобой открывает двери зиме, поэтому в его день — "за околицей снег, а в садах сирень".

Мир "Средней Волги" — одушевлённый, единый, но многообразный, взаимосвязанный.

Время здесь, видимо, цикличное, а не линейное. Птицы, деревья, воды — полноценные соучастники действа. Отличие только в том, что они константны в своих естественных метаморфозах, а герой изменяется. Более того, он нутряно, физиологически вживается в природу.

И убеждённо обходится без современного практического, материального  взгляда на сущее, поэтому «ильинская муха танцует вальс», а не переносит микробы, ворон смеётся, катаясь с высокой горы.       

И рана-душа с трудом находит покой.

С нами Бог, авось и огонь серых глаз

Я думал, что это эндшпиль

А это все лишь дебют,

И я знаю точно, что сегодня не высказать вслух

То, что сказали вчера, то, что сказали вчера...

Андрей СМИРНОВ
Завтра, № 49 (1098), 4 декабря 2014 года

Завтра
4/5В последние годы старая андеграундная группа из Самары регулярно выпускает альбомы один лучше другого — что, впрочем, не мешает им проходить ниже радаров нашей музыкальной критики. Что ж, так бывает с по-настоящему оригинальными артистами, не принадлежащими к каким-то группировкам, и ...
Рецензия от "Rolling Stone"
Контора Кука "Средняя Волга"
4/5

В последние годы старая андеграундная группа из Самары регулярно выпускает альбомы один лучше другого — что, впрочем, не мешает им проходить ниже радаров нашей музыкальной критики. Что ж, так бывает с по-настоящему оригинальными артистами, не принадлежащими к каким-то группировкам, и сохраняющим, к тому же, верность своей провинции. Очень важно, что «Контора Кука» обладает собственным саундом, а это большая редкость среди наших групп — играют они в формате трио скупой, минималистичный постпанк, пропущенный через индустриальные фильтры и снабженный тонкой сновидческой поэзией. Причем каждый раз Владимир Елизаров (он же Кук, как вы понимаете) со своими молодыми коллегами вносят разнообразия в свой стиль элементами других жанров, будь то джаз («Вирус джаза», 2011) или индустриальный блюз («Чек», 2013). Новый же альбом создавался явно под знаком фолка, что отраженно и в его названии, и потому звучит он не столь модно, как три предыдущих пластинки. Но это не страшно, а вот в поэзии вдруг слишком явно вылезли «аквариумские» корни — БГ вспоминается здесь чаще, чем нужно. И это, пожалуй, единственный недостаток данной записи.

Андрей БУХАРИН
Rolling Stone, 25 декабря 2014 г.
Rolling Stone
Самарская группа «Контора Кука» существует более двадцати лет. Кука на самом деле зовут Владимир Елизаров. Музыку, которую производит «Контора», в разные годы причисляли к «минималистскому лоуфайному панк-року», пост-року, «индустриальному шансону», а издатель альбома «Средняя Волга» ...
Рецензия от "InterMedia"
Контора Кука "Средняя Волга"

Самарская группа «Контора Кука» существует более двадцати лет. Кука на самом деле зовут Владимир Елизаров. Музыку, которую производит «Контора», в разные годы причисляли к «минималистскому лоуфайному панк-року», пост-року, «индустриальному шансону», а издатель альбома «Средняя Волга» уверен, что выпустил диск в стиле «нойз-арт». В переводе на человеческий русский это означает, во-первых, что группа никогда не будет популярной и останется в своём подполье на веки вечные, а во-вторых, что «Контора Кука» играет нечто предельно странное. Если описывать эти странности не в музыкальных терминах, а в вульгарно-бытовых, получится примерно так: представьте, что Алексей Хвостенко ожил и пытается пародировать Бориса Гребенщикова и немного Леонида Фёдорова. Это, понимаете ли, то, что касается «арта». Ну а за «нойз» здесь отвечают аранжировки, главная задача которых - не отвлечь от надтреснутого голоса Кука каким-нибудь случайным благозвучием.

Так и живём. «А что голос у Кука скрипучий», вот это всё. Правда, тексты у группы довольно затейливые, и «Контора Кука», к счастью, даёт возможность ознакомиться с ними тем, кто не одолел победной поступи нойза в своих наушниках. Тексты Елизарова можно найти в буклете, который сам по себе - в отличие от содержимого альбома - является произведением искусства. Это одновременно и конверт для CD, и буклет, и даже странно, что такое можно сделать из листа картона средней толщины, всего лишь три раза согнув его в нужных местах. Внутри, кроме текстов и справочной информации, содержатся какие-то руны, узоры и непонятные рисунки. Если вам мало записанной тут музыки, можете и картинки эти порасшифровывать.

 Алексей МАЖАЕВ
InterMedia, 12 января 2015 года

InterMedia
8/10У настоящих авангардистов своя гордость, и тараканы тоже у каждого свои. Самарская группа под водительством Владимира Елизарова (вокал, гитара, тексты) словно аккумулирует творческие вершины нашего инди-рока – но не подражателей западных трендов, а "потерянного" поколения 90-х, и медленным ...
Рецензия от "InRock"
Контора Кука "Средняя Волга"
8/10

У настоящих авангардистов своя гордость, и тараканы тоже у каждого свои. Самарская группа под водительством Владимира Елизарова (вокал, гитара, тексты) словно аккумулирует творческие вершины нашего инди-рока – но не подражателей западных трендов, а "потерянного" поколения 90-х, и медленным густым потоком выливает эти ощущения на слушателей. Делает команда это серьезно и глубоко, но не навязываясь. Образ группы складывается постепенно – иногда из противоположностей. Мелькает тень lo-fi, показывается, словно из-за угла, синти-поп-ритмика, регулярно берет свое разнообразный нойз. Это жесткий и безусловный антипопс – музыка словно строит барьер между собой и слушателем, для его преодоления нужно напрячься. Чужие тут не пройдут.
Первая вещь "Никола Зимний", – ее название, образы и их движение кому-то напомнят "Аквариум", но это иллюзия, игра в стиль, которая затем получает развитие. На меланхоличной вещи "Пустынная песня" со строками "Бог идет за нами..." библейские, вернее, духовные интонации делают шаг вперед, и словно появляется тень Алексея Хвостенко. Альбом начал жизнь в Интернете с клипа "Сегодня не высказать вслух", выдержанного в стиле сюрреалистического коллажа, смены символических картинок, фотографий. Песня, кажется, могла бы быть аранжирована хоть как электро-поп-хит, но осталась в рамках рок-минимализма. Также центральной вещью показалась словно отвечающая ей, пронизывающая поэтичностью и разрывающая мозг "Не в этой жизни". Услышав ее слова, хочется их повторять и повторять. На радио "Маяк" выделили и похвалили песню "Ильин день", в которой царят восклицание, всплеск, словно с трудом сдерживаемая радостная напористость. А в номере "Песня звездного неба" видится медленный языческий гимн, уходящий в медитацию.
Тут есть прогрессив, тут есть фолк, но не только в духе или звуке, а в окружающей ауре, в арт-подходе, о чём можно судить даже по обложке.
Вещи группы малореально привязать к какому-то жанру. Их не получается назвать, допустим, рок-балладами. Они специфичны, а их народность, ритмичность, поэтичность – особые. Одна из баек, сопровождающих релиз, звучит так: "Главный инструмент для музыкантов – чугунная дека от пианино, по которой они любят бить различными приспособлениями". Такова суровая ирония современности. Хотя каких-то уникальных индустриальных тембров на записи обнаружить не удалось. Но это искупается необычностью мышления – тем, что сейчас начисто вытравлено и из музыкальной, и из повседневной жизни, тем, что делает группу особенной.

Александр В. ВОЛКОВ
InRock #6 (68)/2014 - стр. 47

InRock
Владимир Елизаров и компания (бас-гитарист Олег Садовников и барабанщик Виктор Гуров) записали ещё один странный альбом. «Средняя Волга», как в принципе, и любая другая пластинка коллектива, не ставит перед собой цель сразу понравится слушателю. Разве что песня «Никола Зимний», начинающая альбом, ...
Рецензия от "RE:активист"
Контора Кука "Средняя Волга"
Владимир Елизаров и компания (бас-гитарист Олег Садовников и барабанщик Виктор Гуров) записали ещё один странный альбом. «Средняя Волга», как в принципе, и любая другая пластинка коллектива, не ставит перед собой цель сразу понравится слушателю. Разве что песня «Никола Зимний», начинающая альбом, настраивает на что-то более или менее легковесное. Далее фокус не проходит. Простенькой ритмики и легкоусвояемых мелодий больше нет. Только намёки на них.

Хотя на самом деле самое сложное для восприятия в «Конторе Кука» не музыка и не тексты, а чудаковатое, зачастую не вписывающее в законы музыкальной гармонии, пение Елизарова. Практически все без исключения слышат в его голосе и манере петь интонации культового поэта Алексея Хвостенко. «Средняя Волга» действительно могла бы стать этаким «Чайником вина» без «АукцЫона». Когда, Елизаров, как и Хвостенко, не строит из себя чудо-вокалиста, начиная вытягивать ноты («Ночной поезд», «Белые пятна» и т.д.), а ограничивается речитативом («Сегодня не высказать вслух» и уже названный «Никола Зимний»), слушать его можется и хочется. Некоторые вещи («Ильин день», «Песня звёздного неба») вообще сложно дослушать до конца с первого раза. Надо сделать усилие. В них, Елизаров, кажется, думает, что он Лучано Паваротти.

Впрочем, несмотря на некоторую несовместимость вокала с моими о нём представлениями, «Контора Кука» в очередной раз записала очень любопытный и весьма прогрессивный альбом. С музыкальной точки зрения он даже в какой-то степени жанрово перенасыщен. Всему этому вполне подходит название «нойз-арт» (именно так стилистически определил лейбл «Геометрия» запись, которую выпустил). Подходит «Средней Волги» и многие другие «ярлыки». Впрочем, вешать их — дело неблагодарное.

И ещё. В качестве оправдания. Только уже ради песен «Никола Зимний», «Не в этой жизни» и «Сегодня не высказать вслух» этот альбом стоило записывать.

Кстати, оформлен альбом, как и «Реновация» без изысков, но снова гениально.

Антон КОВАЛЬСКИЙ
RE:активист, 1 марта 2015 года
RE:активист
Коллекция пополнилась новым диском. Началось всё с обложки. Момент, когда решил встретить по одёжке. Такого оформления не видел никогда! Клёвая идея просто завернуть диск в лист картона оформленного орнаментом и символами. И здесь снова респект издательству «Геометрия». Далее, диск в проигрыватель ...
Рецензия от "Блог риторических писем Андрея Ненашева"
Контора Кука "Средняя Волга"
Коллекция пополнилась новым диском. Началось всё с обложки. Момент, когда решил встретить по одёжке. Такого оформления не видел никогда! Клёвая идея просто завернуть диск в лист картона оформленного орнаментом и символами. И здесь снова респект издательству «Геометрия». Далее, диск в проигрыватель и это как сходить за мороженым, есть такой элемент радости! Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери «Самая большая роскошь – общение», так вот здесь оно прямо выпирает из динамиков. Мне сразу очень понравились «Ильин день» и «Песня звёздного неба», но когда отзвучала «Кострома», диск запустил снова, ибо понял, мне нравится здесь всё. Самая большая ценность – время, а проведенное за прослушиванием сего творения, это ещё и огромная польза для всего окружающего мира, и «я сегодня как Бог трезвый, но пьяный».

Андрей НЕНАШЕВ
blogspot, 13 июля 2015

Блог риторических писем Андрея Ненашева
Трек лист:
CD
01 Никола Зимний
02 Пустынная песня
03 Не в этой жизни
04 Ильин день
05 Песня звёздного неба
06 Сегодня не высказать вслух
07 Ночной поезд
08 Белые пятна
09 Руэйн-Варака
10 Кострома