Специализация издательства - «наша» музыка, т.е. музыка, основанная на культурной традиции советской подпольной и полуподпольной рок-музыки, с её пониманием рока (рок-н-ролла) с одной стороны как принципиально некоммерческой (т.е. «антипопсовой») музыки, часто несущей значимую социальную и/или даже политическую нагрузку, а с другой стороны как образа жизни, т.е. «коллективного музыкального сознания» (А.Вознесенский).
Сейчас, когда российская и постсоветская музыкальная среда всё более коммерциализируется, миссия «держаться корней» (Б. Гребенщиков) представляется создателям лейбла «ГЕОМЕТРИЯ» особенно актуальной, хотя, возможно, со стороны и выглядит несколько донкихотской.
Издатели принципиально не желают заниматься «продуктами массовой культуры», что находит отражение в отказе как от дешёвых вариантов изданий (т.н. «стекло»), так и от культмассового формата mp3. Напротив, некоторые из релизов издаются с особой любовью, в уникальном полиграфическом исполнении и ограниченным тиражом, в котором каждый диск имеет собственный индивидуальный номер.
Ещё одной характерной особенностью лейбла является нечасто встречающаяся попытка совместить взгляд в будущее (поиск и издание пока не «раскрученных» исполнителей, в т. ч. из российской провинции, а также ближнего и дальнего зарубежья) с трепетным отношением к советскому рок-наследию (релизы никогда ранее не издававшихся, иногда считавшихся утраченными альбомов легендарных отечественных музыкантов). С. Гурьев
Обсуждаем шорты поверх джинсов, невозможность определить стиль группы и отвечаем на вопрос — изживают ли себя музыкальные альбомы.
ВикиНовости: Есть ли у альбома концепция, идея, какие-то задачи?
Владимир «Кук» Елизаров: Никаких особых концепций не было. Песни как песни. По-моему вполне удачные. Идеи рождались по ходу записи — в основном по части аранжировок. Ну а задача одна — сделать каждую песню максимально хорошо. У песни есть свой потенциал — выше которого не прыгнешь.
ВН: Что вы сейчас играете?
ВЕ: Этим вопросом у нас начиналась практически каждая репетиция. Им же и заканчивалась. Само собой у всех троих были свои мнения на этот счет. Жаль не записали эти разговоры. Иногда там звучали очень интересные суждения. Но, в конце концов, нужно же принимать какое-то решение. Верно? Делать выбор. Так что думаю для автора музыка — это выбор.
ВН:То есть мы не сможем определить вашу актуальную музыку?
ВЕ: Как обозначить музыку на альбоме? Даже не знаю. Ну арт-нойз само собой уже не подходит, так как собственно нойза уже нет. Шумовые пляски тоже не годятся. Пост-панк, пост-рок, литературный рок — в прошлом. Больше всего подходит, пожалуй — музыкальный коллаж, или музыкальный калейдоскоп (была когда-то такая передача). Как в современной одежде. Шорты поверх джинсов. Или мятая рубашка, заправленная в трусы. Какая разница? Меньше всего мы задумывались о том, чтобы придерживаться какого-то стиля. Песни рождались и все, а мы просто использовали те инструменты, которые были в данный момент под рукой — гитара, клавиши или тарелка из-под супа на кухне.
ВН: Не нарушает ли это цельность восприятия?
ВЕ: Нарушает, согласен. Но о цельности восприятия мы тоже не думали. Все эти формальные определения, по-моему, отжили свой век. Хотя наверняка найдутся знатоки, которые даже в таком подходе найдут глубокий сакральный смысл. Почитаешь иной раз рецензию на чью-нибудь запись и просто поражаешься бойкости слога, яркости сравнений и прочее. А послушаешь — полное говно.
ВН: Как создавался альбом?
ВЕ: Все началось летом 2021года. Мы тогда решили переключиться на сингловый формат. Знаешь, записывать альбомы довольно изнурительная штука. Выкладываешься по полной и физически, и морально, а отдачи практически никакой. По крайней мере, соразмерной затратам. Какой смысл сочинять двенадцать хороших песен и класть их в одну корзину? Альбомы изживают себя — подумали мы. И записали пару синглов. Отдача осталась прежней. Но времени ушло гораздо меньше. Что само по себе хорошо. Может также и продолжали бы дальше. На подходе была уже парочка новых заготовок. Потом появилось еще две или три. Ладно — сделаем мини-альбом из пяти песен. Но если кто-то приносит интересный материал — отказаться трудно. В итоге так и набралось опять на полноценный альбом.
ВН: Где работали над записью?
ВЕ: Собирались в офисе, оборудованном под студию. Делали разные пробы, эскизы и прочее.
ВН: Кто участвовал в работе?
ВЕ: В записи участвовали трое — я (гитара, вокал), тексты, ударные, клавишные, Олег Садовников (клавишные) и Андрей Исаев (бас).
ВН:Давай поговорим про песни. Были ли необычные ситуации при составлении трек-листа?
ВЕ: Первой песней в сессии записи была «Грудь Софи», или «Бачата», как мы условно назвали ее, когда еще не было текста. Акустическая баллада, основную тему которой я использовал еще в спектакле «Одиссея». Постепенно акустика стала обрастать все большим и большим количеством различных инструментов. Это кстати распространенная беда. Дорожки плодились как тараканы. В конце концов, я уже не понимал, что делать с этой песней. А инструменты все добавлялись. В итоге решили отложить трек для лучших времен. Вернулись к ней, когда альбом был практически готов. Надо было что-то решать. Тогда я просто взял и оставил первоначальный вариант. И это оказалось правильно.
ВН: Какие песни из альбома ты бы выделил в итоге?
ВЕ: Могу выделить несколько. «И так далее...» Трек сразу понравился и звучал отлично. «Не печаль». Песню мы играли на концертах, но альбомный вариант совершенно другой. Басовая линия, кстати, предназначалась для другой вещи, но встала сюда, по-моему, так, как надо. Ну и, наверное, «Тир на Спортивной». Там очень хорошая вокальная тема. Один номер скажу честно так и не получился, как я задумывал. Какой? Это сами догадайтесь.
ВН: Песни свежие или они появились за какой-то период времени?
ВЕ: Тексты все написаны в процессе записи альбома.
ВН: А у оформления есть концепция, идея?
ВЕ: Нет. Просто хорошая фотография.
ВН: Где сделано это фото? Оно такое… психоделическое…
ВЕ: Места рядом с поселком Царёвщина, Самара.
ВН: Были ли альбомы, выложенные в Интернет со времени предыдущего релиза на CD?
ВЕ: Да. Предыдущий на CD это «Mein Lieber Friend». С тех пор прошло пять лет. С братьями Исаевыми (проект Контора Кука/Хаку) записали два альбома. Они есть в сети. Музыка отличается от собственно «конторской», на мой взгляд.
ВН: Есть ли связь — музыкально-тематическая — с предыдущими альбомами?
ВЕ: Музыкальная связь, конечно, есть. Потому что критерии поиска звука, интонации и прочих важных вещей сильно не меняются. О тематике особо не задумывался. Как правило, каждая песня сама диктует свою тематику. Нужно только внимательно прислушаться.
24 марта 2023 г.
Фото автора
Александр Егоров: Нам не пришлось что-то выдумывать
Финалом недавнего фестиваля «Геометрия: 20 лет правильной музыки», состоявшегося в московском магазине музыки Дом Культуры (ММДК), стал предпремьерный показ фильма «Подольск’87: хроники рок-революции». Это событие вошло в программу фестиваля потому что издательство уже выпустило и фильм председателя жюри фестиваля журналиста Николая Мейнерта (Таллинн) «Рок – Культ», и коллекционные комплекты CD и DVD "Подольск-87", собравшие все известные архивные записи рок-форума. Мы поговорили с режиссёром фильма Александром Егоровым о том, как он общался со звёздами 80-х и почему полюбил рок-музыку той эпохи.
Wikinews: Во время предварительного знакомства с фильмом в ММДК вопросы были в основном к членам жюри фестиваля Питу Колупаеву и Сергею Гурьеву. То есть, фестиваль, событие с устоявшейся аурой, приковывает большее внимание, чем новый фильм. Не было ли вам обидно?
Александр Егоров: Зрители, пришедшие на предпрезентацию в ММДК, в большинстве своём с историей фестиваля были знакомы. Многие даже были на нём. Для них фильм — ностальгия по тем временам, когда, как говорится, «трава была зеленее». Вполне очевидно, что когда есть возможность спросить что-то у людей, относящихся напрямую к фестивалю, то грех таким шансом не воспользоваться. Тем более, можно было обсудить какие-то спорные моменты фильма на предмет их достоверности. С этой точки зрения — это абсолютно нормально.
W: Как вы узнали про фестиваль Подольск-87?
А. Е.: Совершенно случайно. Это была весна 2016 года, и я только закончил институт (ГИТР им. М. А. Литовчина), получив диплом по специальности «Режиссура кино и телевидения». Одним из героев моего дипломного фильма «Прощай, Винил?» был журналист и музыкальный критик Алексей Певчев. Моё внимание привлекло одно мероприятие, которое собирался посетить Алексей — лекция Сергея Геннадьевича Гурьева о «Советском Вудстоке», фестивале «Подольск-87». Она называлась «Тёплый винил». Меня крайне заинтересовало, что же это был за фестиваль собравший такой состав участников.
W: Там вы и познакомились с Гурьевым?
А. Е.: На лекции я сел в первом ряду, был воодушевлён рассказом. Мне стало интересно, есть ли про фестиваль какой-нибудь фильм, рассказывающий его историю. С этим вопросом я обратился к Сергею. В это время он как раз показывал пришедшим на лекцию коллекционное издание выступлений на фестивале, выпущенное музыкальным издательством «Геометрия». Он мне ответил, что документального фильма нет. Я сразу сказал, что история меня впечатлила и я хотел бы сделать фильм про фестиваль. Сергею идея понравилась, мы обменялись контактами. Получилось, что я в один день нашёл интересную тему, по которой хотелось сделать фильм и человека, в соавторстве с которым эту идею можно было осуществить.
W: Как были распределены ваши роли в союзе с Гурьевым?
А. Е.: До того дня, как я пришёл на лекцию, я не был знаком ни с историей фестиваля, ни с его культовым статусом, ни с фигурой Гурьева, как журналиста, писателя и тоже, кстати, музыканта — участника группы Чистая любовь. Наш тандем с Гурьевым получился крайне продуктивным. Я старался сделать рассказ, который будет интересен широкому кругу зрителей, а Сергей Геннадьевич следил за тем, чтобы мы не упустили важные драматургические перипетии, как при подготовке фестиваля, так и во время его.
W: Чем можно объясняться ваш интерес к той цивилизации? Как мне кажется, ваши поколения росли уже на другой музыке.
А. Е.: Я всегда любил зарубежную рок-музыку, в большинстве своем мейнстрим. Тогда я слушал Guns N Roses, Nirvana, Faith No More, The Cure, The Offspring, носил балахон с принтом любимой группы, читал журналы «Ровесник» и «Я молодой», а за пополнением коллекции музыки регулярно ездил в легендарную Горбушку. К российской рок музыке я был более спокоен. Любимая группа того времени у меня была Агата Кристи. Взрослея, со временем я стал прислушиваться не только к музыке, но и к смысловой нагрузке в музыкальных произведениях. И тут уже более пристальное внимание начал обращать на русский рок. Также мне всегда были интересны биографии интересных личностей — музыкантов, писателей, художников, режиссёров… Людей, которым есть что сказать этому миру, есть чем поделиться, и они свои мысли и переживания облекают в определённую форму — в виде песни, рассказа, книги или картины. Мне даже может оказаться интересен автор, с чьими произведениями я не знаком, но жизнь которого была яркой и незаурядной. Так, к примеру, я на одном дыхании прочитал книгу «Песни в пустоту» Александра Горбачёва и Ильи Зинина, герои которой мне были совершенно неизвестны, но истории жизней и судеб, которые описаны в книге, оставили у меня неизгладимые впечатления. Наверно, где-то в этой плоскости лежит первоначальный импульс взяться за историю о Подольском фестивале.
W: Как шла работа? Расскажите про участников процесса.
А. Е.: Мы с Сергеем Гурьевым посетили офис музыкального издательства «Геометрия», где получили благословение от главы лейбла Павла Кострикина на будущую работу и разрешение в своём фильме полностью использовать все материалы, что есть у «Геометрии». В нашем распоряжении оказались все концертные выступления и фотографии, в том числе неопубликованные. Можно было уже приниматься за работу! В качестве оператора к нам присоединился мой друг — Александр Ковырялов. Совершенно точно могу сказать, что именно благодаря ему, наш проект состоялся, как фильм. Александр взял на себя обязанности основного оператора и звукорежиссёра, а на этапе постпродакшена отвечал за цветокоррекцию и саунд-дизайн. К нам в качестве помощника присоединился мой одногруппник по институту Михаил Астахов. И вот так, командой из четырёх человек, мы приступили к съёмкам интервью для фильма.
W: Что шло трудно, что было радостно?
А. Е.: Всякий раз, выезжая к очередному герою, мы снимали его без предварительной подготовки локации, где будет проходить интервью. Каждый раз приходилось ориентироваться уже на месте, исходя из ситуации. Были удачные локации, где была возможность хорошо выставить свет и ничего не мешало записать чистый звук. Проблемы же, которые не удалось решить перед съёмкой, уже на этапе постпродакшена приходилось долго и скрупулёзно исправлять.
W: Какие интервью вспоминаются в первую очередь?
А. Е.: Первое интервью, которое мы засняли для фильма, было интервью Умки, которое состоялось 18 июня 2016 года. Она на Подольском фестивале была в качестве зрителя. Последнее интервью для фильма мы взяли у Вячеслава Бутусова 24 марта 2019 года, после его московского концерта. В целом у нас было собрано тридцать интервью для фильма — от организаторов фестиваля и музыкантов, принявших в нём участие, до зрителей и фотографов.
Самостоятельно сняли себя, ответив на подготовленные вопросы от Сергея Гурьева, один из организаторов фестиваля Наталья «Комета» Комарова и музыкальный критик Артём Липатов. Несколько интервью нам прислали из других городов. Интервью с лидером группы Цемент Андреем Яхимовичем нам прислал из Риги Иван Романов. Затем очень нас выручил не так давно безвременно ушедший Николай Мейнерт. На Подольском фестивале он был председателем жюри. Он не только отправил нам своё интервью из Таллинна, но также организовал съёмки интервью лидера групппы J.M.K.E. — Виллу Тамме и оператора Олега Капшая. Капшай снимал фестиваль на кинокамеру для фильма «Рок-культ», который они делали в соавторстве с Мейнертом. Кадры из фильма тоже нам очень помогли при монтаже — Николай безвозмездно разрешил их использовать. За что ему огромная благодарность.
W: То есть, базовый объём был большой?
А. Е.: Мы изначально планировали успеть сделать фильм к 30-летнему юбилею фестиваля. Но когда в начале 2017 года я сел за расшифровки интервью, то оказалось, что материала не просто много, а его огромное количество, даже первоначально как-то его структурировать было достаточно проблематичным занятием. В какой-то момент из-за объёма отснятого материала была мысль сделать трёхсерийный фильм. Но такая монструозная продолжительность не пошла бы на пользу динамике рассказа. Этот затянувшийся перерыв, как ни странно, пошёл на пользу самому фильму. К примеру, за это время к составу участников фильма прибавился Вячеслав Бутусов. А так и не состоявшаяся встреча с Юрием Шевчуком, выступление которого завершало фестиваль и отлично подводило итоги нашего фильма, превратилось в отдельный фрагмент, который засняла супруга Пита Колупаева на концерте ДДТ в 2018 году.
W: Фильм сохраняет очень спокойную интонацию, не «лезет в душу», в глаза, не ищет сенсаций, не выдумывает инфоповодов. Сможет ли его воспринимать современная публика? На кого он рассчитан?
Александр Егоров: Целевая аудитория нашего фильма — зрители, которые знают о Подольском фестивале. Они даже могли быть на нём в качестве зрителей, и наш фильм им наверняка будет интересно посмотреть, чтобы освежить в памяти как это было. Так же, думаю, картина будет любопытна людям, которые слушают российскую рок-музыку в целом и поклонникам некоторых коллективов в частности.
W: Как вы организовывали внутреннюю структуру, сюжет фильма?
А. Е.: Нам не пришлось что-то искусственно выдумывать по драматургии, накручивать, — то, как всё, что происходило во время подготовки и во время проведения фестиваля, как будто само было прописано по всем законам остросюжетного жанра. Тут и спонтанная мысль сделать большой фестиваль в маленьком городе, молниеносная подготовка, сначала провал по продажам билетов, а потом полный солд-аут, отмена фестиваля за несколько дней до начала и фантастическое по своей удаче решение вопроса об отмене запрета. И сам фестиваль — громкий и незабываемый, где периодически происходили нешуточные баталии, как и в текстах, звучащих со сцены, так и за ней. А завершает этот трёхдневный марафон проливной дождь на выступлении ДДТ. Подлинный катарсис!
W: Вы что-то приготовили для продвижения фильма, как сделать его ближе мозгам, испорченным медиа?
А. Е.: Основной инструмент для продвижения сегодня - это, конечно, соцсети. Тематические сообщества, где общаются люди со схожими интересами. Мы сделали одноимённую страничку, посвящённую фильму на Facebook и YouTube и с 11 по 13 сентября 2017 года, в честь 30-летия фестивал опубликовали несколько роликов. Это были ролики с одними из самых ярких выступлений на фестивале от групп Телевизор, Облачный край и Калинов мост. Ролики получили преимущественно положительный отклик, что, безусловно, нам было приятно. Так же, в честь юбилея фестиваля, один из его поклонников, Иван Лысяков сделал отдельный сайт, посвященный как самому фестивалю, так и нашему фильму.
W: Вы поговорили со многими героями, участниками событий. Это, в основном, сложные люди с непростой человеческой и творческой судьбой. Какое у вас ощущение от этих разговоров, общений с этой культурой? Кто наиболее впечатлил, может быть, есть какие-то истории, случаи, которые запомнились?
А. Е.: Интересный был опыт общения с участниками события спустя практически три десятилетия после его окончания. Отрезок жизни пройден очень существенный. Ключевой особенностью разговоров была искренность героев. Не было никакого снобизма в ответах. Карьеры у всех сложились по-разному. Кто-то стал большими звездами, кто-то так и держался примерно на одном уровне, но все были открытыми для общения. Для меня было ценно, что люди остались преданны своему творчеству. Несмотря на огромное количество событий, которые произошли в жизни героев после сентября 1987 года, все вспоминали Подольск с теплотой. Александр Кушнир именно после посещения Подольского фестиваля решил связать свою жизнь с рок-музыкой. Он автор ряда книг о советской и российской рок-сцене, продюсер и директор PR-агентства «Кушнир продакшн», а в 1987 году был учителем математики. У Кушнира даже описание того, как выглядел билет на фестиваль, получается захватывающим. Очень яркое интервью о множестве приключений на фестивале дал Ник Рок-н-Ролл. Он хоть и не выступил сам, но зато везде побывал — успел и в качестве зрителя увидеть фестиваль, и оказался на туристической базе, куда расселили некоторые группы, где он пересекся с Дмитрием Ревякиным из группы Калинов мост и распил с ним бутылку венгерского вермута. Из рассказов Ника можно сделать отдельный ролик о фестивале.
W: Очень интересны рассказы известных музыкантов, которые, по разным причинам, не стали участниками феста, но были на трибунах. Что тут было важно для вас?
А. Е.: Среди зрителей фестиваля из числа музыкантов в фильме есть Александр Чернецкий, лидер группы Разные люди, а также Умка, рок-музыкант, литературовед. Но про Подольский фестиваль есть одна из самых культовых историй, связанная со зрителями, которые на нём были. На одном из кадров, когда выступала группа J.M.K.E., как писали в одном из комментариев о выступлении, «рукой оператора повела вечность, не иначе», и среди восторженной толпы можно увидеть Егора Летова. Эта история известна не меньше, чем сам фестиваль. В нашем фильме она подробно рассказана Ником Рок-н-Роллом, который поведал о том, что они намеревались с Егором выступить на фестивале с группой Ника Второй Эшелон. Но выступление не состоялось.
W: В чём разница между поколениями, эпохами, психологиями? Опишите, пожалуйста, эмоциональный, человеческий аспекты.
Александр Егоров: Конечно, времена меняются. Любопытную мысль мы для себя отметили, когда подходили к концу создания фильма. Когда мы его начали делать, это был рассказ о «том» времени. История как было «тогда». Но картина менялась на глазах — история Подольского фестиваля смотрится сегодня актуальнее и понятнее, чем в 2016 году, когда мы приступили к работе. Раньше чтобы что-то узнать об интересующем тебя исполнителе, приходилось собирать информацию по кусочкам. Была целая эпоха самиздатовских журналов. Музыкальные альбомы перезаписывались друг у друга. Люди собирались вместе, чтобы послушать музыку… Сегодня такой живой сплочённости в этом вопросе нет. Встречи и обсуждения по интересам по большому счёту перешли, как говорится, из офлайн в онлайн.
W: Какая ваша любимая группа из участников фестиваля, почему? А есть ли любимый фрагмент из фильма?
А. Е.: Большинство групп, участвовавших в фестивале, я открыл для себя впервые. Самая любимая у меня группа из состава участников «Подольска −87» это Объект насмешек. Их по хронологии я открыл для себя позже всех. В нашем фильме о выступлении на фестивале вспоминает Евгений «Ай-яй-яй» Фёдоров, бас-гитарист коллектива. Выступление группы считается неудачным. Им не единожды пытались выключить звук и сорвать концерт. Но меня захлестнуло их драйвом даже через экран. Отдельный трек, который я теперь регулярно переслушиваю, это «Грустная история» от команды Облачный край. Эта группа тоже была мне неизвестна до начала работы над фильмом. Песня зацепила ироническим текстом и ярким исполнением Олега Рауткина. С Облачным краем связан один из самых любимых эпизодов фильма — так называемый «инцидент с гитарой». Когда, в конце выступления группы, гитарист Сергей Богаев сорвал с себя гитару «Урал» и начал бить её об пол, а потом метнул в стоявший на другом конце сцены динамик, и все это под ревущего в микрофон «Вот так! Вот так!» Рауткина, Наталья «Комета» Комарова, одна из организаторов фестиваля, описывая эту сцену, в конце добавила, что после всего этого на гитаре не было даже трещины и Богаев впоследствии на ней ещё и играл!
W: Было снято много материала. Что не удалось включить в фильм? Что будете делать с этим богатством, с ауттейками?
А. Е.: Мы, конечно, планируем все, не вошедшие в основной фильм, материалы в будущем опубликовать. Есть истории, которые вообще в фильм не вошли — это касается, к примеру, рассказов про люберов — воинственно настроенное молодёжное движение, культивировавшее здоровый образ жизни и конфликтовавшее со всеми неформалами. Ещё, конечно, ролики про все выступления на фестивале будут сделаны в расширенном виде, по примеру вышедших ранее.
W: Хотите ли вы, чтобы фильм был издан на реальном, физическом носителе, есть ли интерес издателей — при том, что рынок видеоносителей стагнирует сильнее всего.
А. Е.: Диски сегодня интересуют коллекционеров, которым важна эстетика, тактильность, процесс прослушивания музыки, просмотра фильма. Когда ты достаешь диск из своей библиотеки, рассматриваешь обложку, можешь вспомнить, когда ты этот диск приобрёл. В иконках на экране смартфона или телевизора с изображением альбома или постера фильма такая связь не может возникнуть. По аналогии с книгами: кто-то может читать произведение в электронном виде, ведь это удобно и доступно. А кто-то предпочитает книги на бумаге. И так же, при покупке, выбирает издание, с мягкой или твердой обложкой, карманным или стандартным вариантом. Человеку даже важно, на какой бумаге будет напечатан текст, что тоже влияет на восприятие. Сегодня, к примеру, немало людей, которые коллекционируют видеокассеты. Они скупают старые видеомагнитофоны как доноры запчастей, потому что новые уже давным-давно не выпускаются. Ищут различные издания фильмов, что очень похоже на коллекционеров первопрессов виниловых пластинок. А ведь недавно все просто выбрасывали на помойку свои видеомагнитофоны с коллекциями фильмов, когда на рынок пришел DVD. Сам я могу отнести себя к таким людям. У меня пусть небольшая, но дорогая мне коллекция интересных вещей — в которую входят как книги, так и фильмы, и музыка на всех форматах — аудио-видео кассеты, CD, DVD, Blu-ray, виниловые пластинки. Поэтому, конечно, я бы хотел, чтобы физические носители не канули в лету. Но сегодня если и выпускать что-то на носителе, то надо делать упор на коллекционную составляющую издания — дизайн, дополнительные материалы, оформление и бонусы, которые могут быть только на физическом носителе. И, учитывая реалии, должен быть ограниченный тираж.
W: Можете ли вы назвать что-то из фильмов о фестивалях, которые на вашу работу повлияли, на кого хотелось бы быть похожими?
А. Е.: Я в начале работы планировал сделать оммаж первому документальному фильму о Вудстоке. Но помню, тогда идея с разделением экрана не понравилась Сергею Гурьеву (как и в самом фильме про Вудсток). Уже когда закончили работу, я посмотрел недавний (1999 года) фильм про Вудсток. Приятно было отметить сходство некоторых монтажных ходов и концепции.
W: Видите ли вы в современной популярной музыке, молодёжной культуре отблески, отсылки, какие-то связи с тем временем?
А. Е.: Сейчас вообще мода на отсылки к 80-м. Но это больше в каком-то пародийном ключе — отсылки к стилю в одежде, каким-то музыкальным приёмам, съёмке на видеокамеру (сейчас при создании клипов, например, особо ценится не искусственно сделать так называемый VHS-эффект, а найти ещё рабочую видеокамеру и в действительности на неё снять). Но более серьезной и углублённой отсылки к тому времени я не наблюдаю.
W: Можно ли, по итогам работы, сказать — есть ли шансы, варианты на восстановление разорванной связи времен, на контакт поколений?
А. Е.: Зачастую новое поколение считает, что оно во всём превосходит старое. И только время способно рассудить, так ли это. А зачастую можно наблюдать, что в принципе всё циклично, и многое идёт по определённому сценарию. Меняются декорации, а смысл остаётся прежним.
Текст - Александр В. ВОЛКОВ, фото - Sb1575744 - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=114856095 (вот так по-уродски именует авторов знаменитый портал, а не указать их не имеем права - примечание редактора сайта)
Викиновости, 28 февраля 2022 г.
Группой номера стала нидерландская группа EPICA, а центральным материалом - эксклюзивное интервью с её лидером Марком Янсеном, посвящённое созданию нового альбома «Omega». Также в номере читателей ждут интервью со Стивеном Уилсоном, Уолтером Траутом, Даниэлем Бреннаре (LAKE OF TEARS), Ронни Парксом (BONFIRE), Кэндис Найт (BLACKMORE'S NIGHT), Эйнаром Селвиком (WARDRUNA), Томом Энглундом (EVERGREY), Хайдом (HYDE), Борисом Базуровым и участниками группы PERFECT CRIME. 75-летию Джона Пола Джонса (LED ZEPPELIN) посвящена юбилейная статья. 90 рецензий на CD и книги о музыке, включая подробный разбор новых творений Пола Маккартни, Стивена Уилсона, TRANSATLANTIC, EPICA и ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ. Репортажи с концертов ALKONOST , ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ и 24-го мини-феста «Кулеш-джем». Новости рок-музыки, посвящения ушедшим музыкантам!
Андрей Милорьевич Яхимович известен не только как солист групп Цемент и Поезд Ушёл. Он - один из основателей и бессменный президент Рижского рок-клуба.
Родился в Ленинграде. Мать — коренная петербурженка, отец — коренной рижанин. Через год после рождения Андрея семья переехала в Латвийскую. Отец Яхимовича Милорий работал на фабрике музыкальных инструментов.
В 14 лет Андрей начал играть на гитаре, с помощью отца освоил игру на барабанах. В 70-е и 80-е годы солировал в группах Billy-Dilly и Сельский час.
В 1983 году вошёл в состав русскоязычной рижской хард-рок-группы Поезд Ушёл, в которой был неиграющим вокалистом на пару с основным вокалистом, гитаристом и автором песен Геннадием Эдельштейном. Группа записала единственный альбом, который не только прославил группу в Латвии и РФ, но и способствовал её занесению в «чёрные списки» групп, не рекомендованных к прослушиванию Управлением культуры.
В 1985 году Поезд Ушёл прекратил своё существование. На обломках коллектива была основана группа Цемент, первоначально исполнявшая переработанные в стилях блюз и кантри песни советских композиторов, а затем включившая в репертуар и собственные песни. На пару с Яхимовичем солисткой группы была Леонора Гнедлер. Первые выступления Цемента проходили в рок-кафе «Saxofon» и «Аллегро». В 1987 году Цемент стал одним из главных участников I фестиваля Рижского рок-клуба, а также выступил на двух крупнейших независимых рок-фестивалях СССР: в июне — в Черноголовке и в сентябре — на знаменитом Подольске 87; это выступление считается не только одним из самых удачных и известных в истории Цемента, но и прорывным.
4 апреля 2013 ГЕОМЕТРИЯ выпустила полное (на тот момент) собрание записей Цемента "Антология". Не вошёл в неё лишь сет группы на "Подольске 87", представленный полностью в видео- и аудио-изданиях "Плодольск 87.
Коллектив издательства поздравляет Андрея Милорьевича с юбилеем и желает здоровья и неиссякаемых творческих озарений!
Среди них есть и артисты ГЕОМЕТРИИ Ива Нова и АукцЫон. Номинанты были удостоены кратких, но ёмких рецензий.
Ива Нова - "Уба Хоба"
Казалось, что стиль питерского девичьего экстрим-фолк квартета устоялся и определился. Тем более, что их позитивный этно-панк охотно принимают на европейских фестивалях. Однако рокерши не успокоились – новая пластинка, не теряя привычных черт «ивановской» музыки, добавляет к ней музыкальную искушенность, арт-развернутость, серьезность и даже – внезапно – грусть. Название альбома – «Уба хоба»/ «Uba Hoba» – то, как европейские зрители произносят название группы, читая русские буквы как латинские, фиксирует искусный баланс команды между стилями и цивилизациями.
АукцЫон - "Это мама"
Переиздание одного из лучших альбомов лучшей альтернативной рок-группы страны получилось и радостным, и информативным. Песни знакомы, но кроме композиций, записанных в ту же сессию (2002), но лежавших до времени в архивах, в дополнениях есть удивительное видео. На нем концерт – работа над альбомом, совмещающая драйв и инструментальную точность. Это главное украшение издания, оно показывает, как все происходило. Ведь «Ы» слишком живые и «ртутные», а других подобных, несущих такую креативную энергию live-записей, у них просто нет.
С полным списком лучших 25 альбомов можно ознакомиться, проследовав по данной ссылке.
В память об Андрее журнал InRock в 85 выпуске опубликовал большую статью, которая ниже приведена полностью.
25 июня 2018 года в больнице города Фару (Португалия) скончался российский рок-музыкант, гитарист, основатель группы “До мажор”, психолог, философ, журналист Андрей Сучилин. Причиной смерти стало инфекционное заболевание. Музыкант почти месяц провёл в коме, было сделано несколько операций, однако спасти Андрея не удалось.
Увы, мы не успели взять интервью у Андрея. Хотя общались регулярно, начиная ещё со второй половины 90-х, а заочно и того раньше — когда вышла на “Мелодии” пластинка “До мажора”. Андрей читал мой диплом о группе King Crimson (отпечатанный на пишущей машинке), делал карандашные пометки на полях, рассказывал о своей учёбе в Guitar Craft, “врубал” в Гурджиева, дарил диски, выпущенные его лейблом “Objective Music”. В мае 2005 года группа “До Мажор Neo” сыграла на фестивале “InProg” в клубе “Апельсин”, а в январе 2013-го Андрей Сучилин и “Логика Коллектива” приняли участие в “ПрогДнях” в клубе Алексея Козлова. Встречались на днях рождения Андрея Сучилина и его жены Лидии Тихонович, которые проходили в формате концертных джемов. И, конечно, продолжалось общение в фейсбуке…
Но вот информацию о творческом пути Андрея Сучилина пришлось поискать. Важным источником стал текст Игоря Шапошникова, опубликованный на Specialradio.ru — большой “двухчастный” рассказ Андрея о самом себе*, откуда взято большинство цитат. Помог и материал Александра В. Волкова об альбоме “Ноэма” из книги А. Кушнира “100 магнитоальбомов советского рока”, а также публикации в рок-журналах, на сайтах colta.ru, m24.ru и др., воспоминания друзей Андрея и его собственные статьи.
ВЕСЁЛЫЙ ПРОГРЕССИВ
Андрей Сучилин родился 28 июля 1959 года в Калуге. В детстве самостоятельно научился играть на акустической гитаре, закончил музыкальную школу по классу виолончели, Московское областное музыкальное училище по классу контрабаса. После училища работал директором клуба на Нагорной и параллельно учился на психологическом факультете МГУ (где позже защитил диссертацию). Группу “До мажор” Сучилин создал в 1980 году, до этого поучаствовав в нескольких полупрофессиональных составах. В первый состав вошли барабанщик Михаил Плотников, клавишник Александр Соколов, флейтист и саксофонист Александр Воронин, басисты менялись. “Идея была сделать группу, которая играла бы как бы одновременно, а ещё лучше — через такт и фри-джаз, и рок, и джаз, и джаз-рок”, — объяснял стилевую концепцию Андрей.
Название группы было выбрано не случайно: “потому что это самая простая, светлая и солнечная тональность”. В этом видится прямая связь музыкально и психологически искушённого Сучилина с творчеством русских (и не только) композиторов, обладавших так называемым “цветным слухом”. “Белоклавишный” C-dur представлялся Н.А. Римскому-Корсакову белым, А.Н. Скрябину — красным: эти цвета действительно были простыми и солнечными. Не забудем и пьесу минималиста Терри Райли “In C” — гимн простоте и регулярности. Из таких красок и складывался образ группы…
Концертов у “До мажора” в 80-е было немного. Попытки зафиксировать свою музыку в студии делались, но света не увидели — и их ещё предстоит “извлечь” из архивов. Шёл неустанный поиск, экспериментирование, лабораторная и практическая работа — стили действительно менялись если не “через такт”, то с появлением новых идей, музыкантов, влияний. C Андреем Сучилиным сотрудничали саксофонист Сергей Летов, скрипач Алексей Айги, виолончелист Пётр Акимов, автор песен Андрей “Свинья” Панов (“Автоматические удовлетворители”), будущие участники группы “Николай Коперник” Юрий Орлов и Олег Андреев. Как написано в “100 магнитоальбомах”, “их редкие выступления напоминали нечто среднее между большим базаром, большим праздником и большими похоронами. Всё это называлось ‘весёлый прогрессив’”.
“НОЭМА” — МЫСЛЕННЫЙ ОБРАЗ
В 1985 году группа “До мажор” одной из первых вступила в Московскую рок-лабораторию (в 1986-м покинула её в связи с коммерциализацией деятельности этой организации); позже вошла в Ассоциацию “Пост-рок”, созданную Алексеем Козловым при московском отделении Союза композиторов, дала ряд концертов на фестивалях (“Третье направление”, 1990, и др.). В начале 1990 года в студии Дворца культуры “Зеленоград” был записан альбом “Ноэма”. В работе, помимо Сучилина, Плотникова, Соколова и Воронина, участвовали Владимир Давыдов из “Вежливого отказа” (сопрано-саксофон), Екатерина Ковалева (вокал), Николай Потулов (вокал), Влад Артамонов (бас), Евгений Филипов (гитара).
Альбом был издан ограниченным тиражом на двух кассетах и в 1992 году в сокращённом виде — на пластинке фирмы “Мелодия”. Полностью он увидел свет только в 2012 году на двойном CD-издании лейбла “Геометрия”. Названием альбома стало философское понятие из феноменологии Э. Гуссерля, означающее мысленное представление о предмете. Сам автор вложил в альбом чуть ли не “мистическое” содержание, построив “сложные геометрико-астрологические модели”, на которые он разбил музыкальные композиции. Cегодня “Ноэма” слушается на удивление актуально и остро. Ничуть не устаревшая смесь фриппертроники, эмбиента, нью-эйджа и “новой волны”, сдобренная толикой иронично переосмысленных массовых жанров — босса-нов, блюзов, маршей…
“КРАФТИ” СО СКИДКОЙ
В конце 80-х Сучилин получил приглашение поучаствовать в гитарных курсах Роберта Фриппа — Guitar Craft. Так лидер King Crimson назвал свою школу гитарного мастерства, семинары которой шли в разных странах Америки и Европы. Приглашение, по словам Андрея, состоялось благодаря барабанщику Крису Катлеру, приезжавшему в Москву с группой Cassiber. Сучилин вручил Катлеру кассету со своими записями, а тот передал её Фриппу. В декабре 1990 гоода Сучилин отправился в Берлин, где в посёлке на территории киностудии располагался филиал фрипповских курсов. Обучение стоило около 400 долларов, но советскому студенту скостили цену вдвое.
Своё пребывание в Guitar Craft Андрей Сучилин весьма иронично описал в статье для журнала “КонтрКультУр’а” (№3/1991). Отметим, что жизнь в Guitar Craft не походила на санаторий — жёсткий распорядок дня, множество занятий и неусыпное око шефа (который требовал “не задавать ненужных вопросов в неподобающее время”) расслабиться не давали. 10-дневные курсы включали в себя занятия на гитаре (акустический Ovation), концерты, лекции, духовные практики (“техника Александра” и др.), физическую работу. Финалом курсов стал концерт для Берлинского радио, состоявший из композиций, которые сами ученики сочинили и разучили за это время (в том числе и вещи Сучилина). Как говорил впоследствии Андрей, “вся эта история мне что-то, конечно, дала, но через какое-то время я понял, что я играю как играл, меняются только инструменты”. По воспоминаниям друзей, он не любил, когда его называли учеником Роберта Фриппа, и считал себя скорее последователем Джеффа Бека (по крайней мере, в смысле фразировки).
Вместе с Андреем на этом семинаре обучался и его американский друг, исполнитель на десятиструнном инструменте Chapman Stick Трей Донован-Дрэйк. Ранее в том же 90-м Дрэйк на три месяца приезжал в СССР для изучения русской и советской культуры, которой он интересовался. Трейси Дрэйка иногда ошибочно называют участником King Crimson (видимо, путая с Трэем Ганном). Дружба продолжалась — Андрей ездил в Калифорнию, Дрэйк несколько раз приезжал в Россию. Музыканты импровизировали, записывали “странную и красивую инструментальную музыку” (Дрэйк), например, в маленькой лесной хижине была создана композиция “Две реки”, символизировавшая и два ручейка, протекавших в калифорнийской глуши, и два музыкальных и культурных подхода. Дрэйк участвовал в записи альбома “Maina Vira” (Андрей Сучилин — Василий Стабуров — Трэйси Дрэйк, 2000). Сегодня он с большим теплом вспоминает своего русского друга Андрея…
“МОГУ Я ИГРАТЬ ИЛИ НЕТ?”
В конце 1991 — начале 1992-го (события тогда, похоже, наслаивались друг на друга) на профессиональной московской студии “Класс” был записан ещё один релиз — совместный альбом “До мажора” и певицы Рады Анчевской (тогда ещё Цапиной) “АРОКР” (сокращение от “Аристократы окраин”). В 1992 году он был выпущен на кассетах всё тем же ограниченным тиражом и CD-издание получил лишь в августе 2018-го стараниями лейбла “Отделение Выход”. Одно время мастер-лента считалась утерянной, потом встал вопрос авторских прав. Тексты и вокальные мелодии принадлежат Раде (многие вещи из “АРОКРа” прозвучали затем в исполнении группы “Рада & Терновник”). Однако фолково-психоделические песни Анчевской подверглись существенной переработке в современно-авангардных, с почти брейк-битовыми ритмами аранжировках Сучилина.
Когда в 1992 году “Ноэма” увидела свет, пусть в урезанном виде, на “мелодиевском” виниле, музыкант был уже на пути в Нью-Йорк. Причины отъезда носили творческий характер. “В какой-то момент, году в 89—90-м, я понял, что не хочу больше находиться в Москве, — вспоминал Андрей. — То, что играется на гитарах здесь, я выносить не мог. Меня совершенно не волновала политическая, экономическая ситуация, волновало, могу я играть или нет. У меня были какие-то иллюзии, что в Штатах я смогу что-то делать”. В Америке Андрей пробыл около двух лет. Работал как сессионный музыкант в одной из студий, оттачивал мастерство звукорежиссёра, осваивал компьютеры, играл в “чёрной” фанк-группе. Вернувшись, занимался реставрацией фонограмм, начал выпускать сборники независимых исполнителей “Cat’s Food “/”Суп с котом” (всего пять выпусков), основал лейбл “Objective Music”, на котором издавал по одной-две пластинки в год. На компиляции этого лейбла “The Trip” (1994) вышел ранее не издававшийся трек “До мажора” “Полёт Гагарина к…”, своей механистичной устремлённостью в неведомое продолживший линию композиций “Время, вперёд!” Свиридова (в обработке “Автографа”) и “Трубопровод Уренгой-Помары-Ужгород” “Странных игр”.
В дискографии “До мажора” значится ещё один альбом — “To Go Out”, изданный “Objective Music” в 1994-м (он есть в каталоге магазина “Выргород”). Это довольно странное произведение, объединяющее треки с англоязычным нарративом, трип-хоповые лупы с вмонтированными отрывками диалогов из фильмов, этно-трансовые песенки с восточно-азиатскими фолковыми сэмплами и названиями типа “Блям тут” или “Лей-ха-ха”, эйсид-джазовые экзерсисы и, разумеется, гитарные запилы. Примечательно, что вещь под названием “Часы идут, диван стоит” затем появилась в совершенно другом, электрофанковом варианте и с русскоязычным вокалом Андрея “Свиньи” Панова. Вместе с треком “Бред”, тоже записанным с Пановым, она вошла в кассетный сборник “Зоопарк русского рока” (1998) и в качестве бонуса в CD “АУ” “С особым цинизмом”.
ЭРА ИМПРОВИЗАЦИЙ
Такими экспериментами кончались 90-е. Андрей занимался записью и продюсированием молодых исполнителей, уделял много внимания сольному и совместному творчеству с различными музыкантами. Один за другим выходили альбомы разных проектов: Андрей Сучилин — Сергей Летов — Александр Пиллаев “Пальма мира” (“Отделение Выход”/”Objective Music”, 1999), уже упоминавшийся диск “Maina Vira” (EMI/”Отделение Выход”/”Objective Music”, 2000), Андрей Сучилин — Сергей Турко “Лёгкие бесплотные тени” (“Objective Music”, 2005), работы на лейбле R.A.I.G. — сольные диски “Quasiland” (2003) и “Iki” (2004). В этих проектах структурная чёткость сочеталась с импровизационностью, а живое звучание — с изрядной долей электроники. В 2003 и 2005-м на R.A.I.G. вышли два альбома загадочного проекта Irmologion (радикальная электроника, основанная, согласно легенде, на канонических песнопениях — ирмосах, найденных в одном из монастырей).
Группа “До мажор” при этом официально не распадалась, но особо и не давала концертов. Исключение составило выступление на фестивале InProg’2005, где команда появилась под названием “До мажор Neo”. Этот проект плавно перетёк в группу “Логика коллектива”, состав которой часто менялся. Помимо давних соратников, пианиста Александра Соколова и барабанщика Михаила Плотникова, в него вошли музыканты молодого поколения — ударники Владимир “Биг” Глушко (EXIT project, “Лакоча”, Personal Exit), Евгений Кудряшов (DisenGage), бас-гитаристы Дмитрий Шумилов (“Вежливый отказ”), Владимир Кисляков (Eleфant, “Рада & Терновник”, Batisfera), клавишник Иван Шкунов, гитарист Антон Ефимов (Wrist, Der Finger) и другие.
22 ноября 2007 года “Логика коллектива” выступила в Петрозаводском музыкальном училище им. К. Раутио. На этом концерте, в частности, было исполнено сочинение для струнного квартета и “живой” электроники, открывавшее Сучилина с неожиданной стороны — как современного академического композитора (опыты со струнными проводились ещё в 80-х).
В ОБЩЕМ КРУГЕ…
В архиве Андрея осталось множество “серьёзных” (а иногда и не очень) сочинений — рок-оперы, оратория “Горбуша” (должна исполняться непременно с милицейским хором), камерные сюиты… Ноты, записи ждут своего часа. В последнее время Андрей работал одновременно над совершенно разными проектами — от записи церковных колоколов до шаманских песнопений и русскоязычных рок-песен. Альбом еврейской музыки, где есть песни на русском, иврите и идише, готовится к изданию в Израиле.
Всему музыкальному творчеству Сучилина, его художественному мышлению и даже образу жизни свойственно сочетание рационалистичности, сосредоточенности и безудержной импровизации. Это и джемы в честь дней рождения, когда на сцене был десяток человек, а прог-авангард сменялся джазом и русским роком (потому что все — друзья, а друзей много не бывает). Это выступление на мини-фесте ProgDay (29.01.2013), презентация переиздания “Ноэмы”, на которой хорошо знакомые вещи прозвучали по-другому…
Таким он был и в жизни: умнейшим, при том не всегда удобным собеседником, непредсказуемым импровизатором и даже мистификатором. Его шутки пошли в народ — так, “хохма” о том, что клавишник Кит Эмерсон был победителем одного из конкурсов им. Чайковского, даже попала в википедию. Андрей “сводил” людей, знакомил и дружил своих друзей из разных областей своей деятельности, так что потом они начинали общаться уже помимо него, создавали некий общий круг. Он реставрировал аудиозаписи лекций философа Мераба Мамардашвили, был постоянным автором журнала о благотворительности “Филантроп” и региональным редактором “Агентства социальной информации”. Он не только писал острые полемические статьи, но и консультировал людей, которым требовалась психологическая помощь. Разные грани его дарования складывались воедино на его странице в фэйсбуке. 58 лет — это безумно мало для музыканта, который мог сделать ещё так много. Мог — но не успел. Тем не менее, мы надеемся, что многие сделанные Андреем записи, ждавшие своего часа в компьютере, вскоре увидят свет.
Елена САВИЦКАЯ
Благодарим Лидию Тихонович за помощь в работе над материалом. Фото — Летчик Гарри, Лидия Тихонович, из архива.
Статья опубликована в InRock #85/2018.
Песня появилась год назад после оппозиционного митинга на Пушкинской. Тогда вышло много совсем молодых людей, даже школьников. Разогнали их очень жестко: вывернутые за спину руки, автозаки. После подобной инициации они уже не скажут, что задерживать человека в подъезде своего дома и брызгать в лицо зеленкой — это «норм» и «ачотакова». Среди тех, кто вышел на площадь, наверняка, были и влюбленные. Текст представляет собой фрагмент их разговора. В этих строчках много романтики, но мы, хронопы, — романтики и есть.
«Хроноп» существует с 1985-го, социальные песни мы пели всегда: «…Каждый новый вождь обвинял предыдущих/ В экстремизме или в застое/ И как нам теперь верить, думать, любить? / Да ведь мы не герои/ Мы гибкие люди, мы шланги!» Петь все это тогда было не менее стремно, чем выходить на несанкционированный митинг.
Нас вызывали в «контору», шантажируя проблемами в вузе, заставляли стучать на своих товарищей, коллег по рок-н-роллу.
Было ли страшно? Наверное. Но когда ты молод, уверенность в собственной правоте является хорошим лоцманом. Родители с опаской относились к нашим занятиям. Предупреждали, что мы бессильны перед системой, перед партийной машиной, перед «конторой». Но мы все равно выходили и пели.
Если их родители уже принюхались, притерпелись и понемногу перестают замечать ложь, травлю, запреты, то дети не желают принюхиваться.
Было бы наивно думать, что песня может что-то изменить. Но я надеюсь, что кто-то ее услышит и ободрится, потому что тоже думал о чем-то похожем. И почувствует себя менее одиноким. Ведь чувствовать себя в меньшинстве, ощущать, что все против тебя — это самая жестокая форма подавления и самая незавидная участь.
В съёмках клипа приняли участие:
Вадим Демидов – голос, гитара; Михаил Киселев – гитара; Михаил Зельманов – перкуссия; Алекс Репьёв – бас, клавишные, саунд. Производство видео – Алекс Репьёв. Съемки из Лос-Анджелеса – Светлана Дробышевская. Съемки проекта «Ночные грачи» на санкт-петербургской Ночи музеев – Вадим Демидов.
Ситуация, когда массовый физический носитель музыки усердно вымирает, диктует новые правила игры. Банальная грампластинка становится артефактом, фетишем и начинает стоить значительно дороже, чем она того стоит. Массовые тиражи компакт-дисков забыты: музыканты выпускают их зачастую самостоятельно, чтобы продавать в качестве сувениров на концертах, а попасть в розничную торговлю и не мечтают. Массовый потребитель настроен на скачивание.
Но остаются и те, кто до сих пор верит в значимость пластмассовых блестящих кружков с круглой дыркой посредине и придумывает новые способы вернуть компакт-диски в актуальный оборот. Среди них — московский лейбл «ГЕОМЕТРИЯ». Его специализация — русский рок. В каталоге не стоит искать Кинчева, Шевчука и Чайф. «ГЕОМЕТРИЯ» специализируется на каталогизации прошлого русской рок-музыки, создавая максимально полные собрания сочинений АукцЫона, Вежливого отказа и Телевизора, реставрируя невероятным образом найденные аудио- и видеозаписи знаменитого «Русского Вудстока» — фестиваля «Подольск-1987» и вытаскивает на свет полузабытые, но значимые альбомы Выхода и Восточного синдрома, в то же время пытаясь продвигать провинциальные талантливые коллективы.
АукцЫон, Вежливый отказ, Выход, Контора Кука, Ксения Фёдорова… Все эти представители музыкального артхауса с трудом поддаются описанию и стилистическому определению; маленькое аудиоиздательство «ГЕОМЕТРИЯ» как будто специально собирает и издает именно такую музыку.
«ГЕОМЕТРИЯ» – лейбл, который выпускает все наши диски и просто очень приятные люди. Что бы мы не сделали, пускай это будут записаны пакеты, всевозможные шуршания, «ГЕОМЕТРИЯ» никогда не урезает нас ни в чем, вообще никак!
(из передачи Севы Гаккеля «Признаки жизни» на PodFM.ru)
Геометрия – наука, предполагающая блестящее умение видеть предмет с разных точек зрения. Многогранность, разноплановость, и несомненная интеллектуальная составляющая – верная примета музыки, которую выпускает замечательный московский лейбл «ГЕОМЕТРИЯ». На протяжении многих лет мы с удовольствием сотрудничаем с этой прекрасной компанией, которая своим примером доказывает: можно выпускать «музыку не для всех» и при этом быть коммерчески успешными.
Я впервые услышал о «ГЕОМЕТРИИ» в связи с выходом альбома группы АукцЫон «Девушки поют», потом мне стали попадаться и другие релизы этого нового независимого лейбла. Причём я сразу же понял, что это именно лейбл со своей миссией, строгой концепцией и продуманной издательской политикой, а не очередная всеядная фирма грамзаписи, пытающаяся просто зарабатывать на музыке по мере сил и возможностей. Об этом говорил и явно осознанный выбор артистов, и качество выпускаемой продукции, и дизайн оформления СD и DVD, и то, что издаются не только новые альбомы но и действительно важные раритетные архивные записи. Я не знал, кто стоит за названием «ГЕОМЕТРИЯ» и почему-то был уверен, что это какие-то питерские ребята из окружения Леонида Фёдорова, но уровень компетенции этих людей не вызывал сомнения, ведь чтобы выпускать и пропагандировать именно такую музыку – её нужно как минимум понимать, знать и любить. Создатели «ГЕОМЕТРИИ» демонстрируют детальное знание предмета, хороший вкус и широту взглядов, а это довольно трудно сделать, не имея значительного личного опыта, чувства исторической перспективы и мощного меломанского бэкграунда.
Как известно, пресловутый «Русский рок», как морская свинка, ни к морю, ни к свиньям отношения не имеющая, явление весьма курьёзное, во многом себя исчерпавшее и скомпрометировавшее. Тем не менее, в России всегда была, есть и я очень надеюсь, что будет по-настоящему творческая, самобытная и талантливая музыка. Она не так влиятельна и популярна, как хотелось бы, её не часто транслируют по радио и вообще не показывают по телевизору, о ней почти не пишет наша, мягко говоря, странная и не особо компетентная музыкальная журналистика. Но она существует. И прекрасно, что ещё не перевелись бескорыстные энтузиасты, помогающие этой музыке найти дорогу к своему потенциальному слушателю. По-моему, именно этим и занимается лейбл «ГЕОМЕТРИЯ», умело отделяющий зёрна от плевел и издающий действительно достойные внимания артефакты современной русской музыки.
Какой альбом не возьмёшь, изданный «ГЕОМЕТРИЕЙ» - всё уникальный дизайн, дорогущая полиграфия, какие-то мелкие, но очень важные нюансики... А ведь практически некоммерческую музыку издают... Но с любовью...
Мы все свидетели того, как в эпоху «цифры» и Интернета музыка потеряла самостоятельное значение текста. Из живой музыкальной среды мы попали в мощнейший информационный поток знаний “о музыке”, состоящий отнюдь не из музыки, а лишь ссылок на неё. Понятие “аутентичного” стало актуальным. Что делать музыкальным издателям в такой ситуации? Правильно: акцентироваться, в первую очередь, на исследовании музыкального контекста. То есть сосредоточиться исключительно на аутентичном материале, детально клипировать все связанные с ним контексты и - на основе того и другого - продуцировать музыкальный гипертекст. Безусловно, задача, решение которой требует хорошего знания темы. И вот, одной из немногих, кто оказалась способной ответить на запрос времени, стала «ГЕОМЕТРИЯ» – весьма тонко чувствующая разницу между музыкой и музыкальным артефактом. «ГЕОМЕТРИЯ» – это издательство, идущее в ногу со временем и реально отвечающее всем современным мировым стандартам.
«ГЕОМЕТРИЯ», это уникальный лейбл, хотя бы по той простой причине, что он до сих пор активно занимается выпуском и изданием компакт-дисков, причём таких коллективов, которые, наверное, ни один лейбл в нашей стране не взялся бы выпускать. Очень хороший вкус у ребят и очень хорошее отношение к делу. Всегда поражает их энтузиазм и щепетильность в вопросе издания. Практически все издания «ГЕОМЕТРИИ» безупречны по качеству.
Московский звукозаписывающий лейбл «ГЕОМЕТРИЯ» был организован всего несколько лет тому назад, его каталог ещё не успел разрастись до сотен наименований, но уже сейчас можно уверенно сказать, что тот искренний энтузиазм и любовь к музыке, которые питают его создатели, заложили основу будущей успешной жизнедеятельности компании на ниве популяризации «альтернативного» взгляда на рок-жанр.