Что издано

Каталожный номер GEO 060 CD
Формат CD
Упаковка Digipak
Дата релиза 17 апреля 2013 г.

ИЛЛИНОЙЗ
"для никого"

Второй полноформатный альбом авант-рокового квинтета из Нижнего Новгорода. Предыдущий, вышедший на лейбле «Союз Мьюзик», запомнился, помимо необычной музыки, эксцентричным названием «Society of People Who Haven’t Had Sex Since 1968». Тогда нижегородцы использовали спеллинг «ill!noiz», именно такой поисковый запрос позволяет узнать о команде много интересного – например, что Земфира назвала ее «первой группой, которую захотелось поддержать». А реально поддерживает ее журнал «Афиша» - в лице своего главного музэксперта Александра Горбачева, констатировавшего: «Это полиморфный, постоянно меняющийся, непредсказуемый независимый рок с поэтической скороговоркой и летучим, почти что телевизионным саксофоном; это почти что прог-роковые ритмические и структурные выверты — и вместе с тем, легкость, порывистость: каждая вещь — как вскрик, всхлип, взбрык». Новый альбом продолжает развитие творческих идей «иллинойзов»,  играющих сложный и самобытный микс из разных трудносочетаемых музыкальных стилей, в числе которых фанк, трип-хоп, пост-рок, джаз, психоделика и многое другое.

ИЛЛИНОЙЗ:

Кирилл Арцышевский – гитара

Александр Веселов – бас-гитара

Михаил Зельманов – ударные и перкуссия

Ксения Балашова – клавиши и саксофон

Александра Филиппова – слова и голос

© 2013 ИЛЛИНОЙЗ © ℗ 2013,  Г∑ОМЕТРИЯ®   

Мнения
«Это учебник естествознания» Премьера второго альбома группы «иллинойз» Нижегородский авант-рок-состав «иллинойз» немного поменял название, стал играть точнее и пронзительнее и записал второй альбом «Для никого» — пятьдесят с лишним минут умных, сложных и в то же время ясных песен про ...
Рецензия от "afisha.ru, 25 апреля 2013 г."
ИЛЛИНОЙЗ "для никого"

«Это учебник естествознания» Премьера второго альбома группы «иллинойз»

Нижегородский авант-рок-состав «иллинойз» немного поменял название, стал играть точнее и пронзительнее и записал второй альбом «Для никого» — пятьдесят с лишним минут умных, сложных и в то же время ясных песен про телесное и духовное, сыгранных с применением нерегулярных размеров и порывистых духовых. «Афиша» представляет премьеру пластинки с комментариями авторов.

Ключевые слова этой пластинки, кажется, вот какие: «я твое растение, ухаживай за мной, пожалуйста»; «тело самое шагает; бежит как ошпаренное»; «вышла голой на улицы» — ну и так далее, цитаты можно множить. «Для никого» — это, кажется, очень физиологическая музыка; тело буквально составляет ее плоть и кровь, а его изменчивые повадки определяют порывистую логику поведения этих одновременно ясных и постоянно выворачивающихся какими-то непредвиденными углами песен. Если совсем кратко определить, чем второй альбом группы «иллинойз» отличается от первого, можно сказать так: первый не зря назывался «Society of People Who Haven’t Had Sex Since 1968»; на «Для никого» с сексом все в порядке.

Тут, по всей видимости, следует напомнить, кто такие вообще «иллинойз» — тем более что сама группа никогда не стремилась заявлять о себе слишком громко. За три года, прошедшие с выхода вышеупомянутого первого альбома, пятеро человек из Нижнего Новгорода слегка изменили название (раньше на этом месте была латиница — Ill!noiz; к слову, латиница в текстах тоже, в общем, исчезла), но в остальном, кажется, совершенно не изменились — и это куда более удивительно, чем если бы группа поменяла полсостава, уехала в другой город и заиграла, скажем, построк. Ну то есть — когда с людьми ничего не происходит (а если смотреть правде в глаза, после выхода первого диска с Ill!noiz толком ничего не произошло), им свойственно изобретать себя заново. Но «иллинойз» стоят на своем — возможно, во многом потому, что их музыка и так постоянно изобретает себя заново. Если совсем огрублять, ее можно как-то оголтело охарактеризовать как нечто среднее между Deerhoof, «Аукцыоном» и Земфирой, но в том-то и дело, что огрублять тут не хочется: сами «иллинойз» теперь играют тоньше и хитрее, так, что сразу не поймаешь и не определишь. Нерегулярные ритмы; духовые — то благостно-летучие, то какие-то нервные; мелодии, которые то заставляют вспомнить о приснопамятном «Нашем радио», то срываются в такое пике, что только держись; голос, наконец, пронзительный, за полсекунды переходящий от сарказма к истерике, — ну и тексты соответствующие: отрывистые, набросочные, спонтанные. Наверное, правильнее всего было бы обозначить «иллинойз» как своего рода прог-рок от новой русской музыки — с той только оговоркой, что группа не имеет никакого отношения ни к местному прог-роковому контексту, ни к контексту новой русской музыки. Они сами по себе, «для никого» — и это никакая не жалоба и даже не декларация; скорее — условия игры.

Как могли заметить наши постоянные читатели, с некоторых пор мы стараемся присовокуплять к любой премьере какой-то исследовательский бонус — плейлист группы на заданную тему, избранные музыкантами тексты чужих песен или что-то в этом роде. Как можно заметить, в этом материале этот бонус отсутствует — и не потому, что на это не было времени. Я честно два дня пытался придумать какие-то варианты идей, чтобы предложить их группе, — и не придумал ровным счетом ни одной. Я не могу задать «иллинойзу» тему. Не факт, что это комплимент (тут уж кому как); факт, что это вполне себе характеристика. Ну и кроме прочего — мне правда кажется, что другой такой группы в России сейчас нет.

Александр Горбачёв

Саша Филиппова
голос, тексты

«Кто-то сказал, что мы на этом альбоме ушли от панка к джазу. Я считаю, что это совершенно не так. Наоборот — мы в каком-то смысле приблизились к абсурдному панку, к которому всю жизнь и движемся. Будто бы раньше была в нашей музыке какая-то прослойка из воздуха — а теперь все стало гораздо плотнее. Вообще, по-моему, там есть много моментов, созвучных группе Pixies. Но я уверена, что никто, кроме меня, этого не слышит.

Удивительно, но мне не кажется, что это сложная музыка. Правда. Для меня, наоборот, этот альбом еще более органичный, чем первый, будто природой созданный. Ну как это работает? Вот представьте: ты сидишь в компании, прекрасная атмосфера, и вот ты пошутил, не напрягаясь, и все поняли, и всем хорошо. Так же и у нас. Музыка естественно рождается из нашего общего эмоционального фона. В этом нет ничего сложного или странного. То же самое и с текстами — эти слова просто находятся в моей голове. Я не хожу на репетиции со словарем Даля (смеется). Этот альбом — реальный учебник естествознания, на самом деле. Если на первой пластинке нашей все было несколько закрыто, угловато, по-подростковому, то сейчас — очень открыто.

Я согласна с тем, что это физиологический альбом. Для меня его телесность проявляется в мускулистости такой. Ну вот если представить группу как одного человека — раньше он был субтильным подростком, а теперь у него уже оформляется тело, фигура, размер бедер, плеч, талии… Я чувствую, в нашей музыке очень много какой-то мощи.

Мы теперь пишемся «иллинойз», кириллицей и строго с маленькой буквы — мне кажется, ощущение и направление понятно. Просто когда мы назывались ill!noiz… Ну, это был такой великий и могучий панк-бред. То есть буквы i,l,l и i плюс восклицательный знак как бы означали музыкантов, при этом восклицательный знак означал, что этот человек должен был стоять вверх ногами на всех фотосессиях. Ну то есть — подростковый бред. Мы же вообще хотели на каждом альбоме менять название. Пока есть вот такое.

Участники группы сейчас все немножко на расстоянии — я и гитарист в Москве, ритм-секция в Нижнем. Но я вообще не чувствую, что это на что-то повлияло и что-то изменило. В Москву я переехала по личным своим делам, а чем я здесь занимаюсь? Я нашла себе прекрасное занятие — позировала лицом в театрально-художественном училище. Сидела, а мое лицо рисовали. А потом сказали: давай теперь в купальнике позируй. Я ответила — нет, спасибо. Так что сейчас у меня работы нет. Да и вообще я постаралась от Москвы убежать. Уехала за город, живу в доме, и никакая суета меня вообще не трогает.

Название «Для никого» не имеет в виду каких-то загубленных амбиций. Скажем так: это про направление в себя, но при этом без закрытости. На физическом диске есть такая вырубка — она позволяет тебе углубиться в чувака, который изображен на обложке. Ну и альбом про то же. Углубиться внутрь другого человека — это может сделать любой и не может никто. В общем, это очень открытая фраза. Никакой замкнутости и зацикленности, наоборот — такой тоннель. А что касается амбиций, публики… Я очень рада, что эта музыка сталкивает меня именно с теми людьми, с которыми я хотела бы столкнуться. Это такой фильтр, и он реально работает — на 100 процентов.

Для меня в текстах песен все понятно. Я все вижу и все отдаю. О чем «Сине-голубой»? Ну представьте себе — на тебя смотрит человек, один глаз синий, другой голубой. Мне кажется, это целая история. «Миссис Сизорман»? Ну в гитаре есть такая штуковина, которая называется tremolo arm. Она позволяет делать из гитары не просто инструмент, а практически живого человека — со всеми его обертонами, тембрами, визгами, криками и так далее. Песня ровно про это состояние: когда ты как гитара с tremolo arm, когда у тебя шторм. А за «Lenin Party» нас с Ксюшей (Трифоновой, саксофонисткой и пианисткой «иллинойза». — Прим. ред.) вообще чуть из группы не уволили. Мы тихонько ото всех поехали в студию и с ходу ее записали, спонтанно, что пришло в голову, то и спели и сыграли. И мы, конечно, отдали ее на «Белый альбом» Шумову, потому что нам показалась, что эта песня была адекватна тому, что мы тогда вокруг наблюдали, но вообще — о какой социальной составляющей приходится говорить, когда песня рождается прямо в студии, у тебя на глазах?

Если говорить о миссии… Я бы ничего не хотела показывать и доказывать. Для меня это не «красиво», не «качественно». Это просто мощная и цельная музыка, которая заполняет определенный важный пробел. Я в этом настолько уверена, что даже не собираюсь ни с кем спорить. Что это за пробел? Ну, что-то такое weird… Некие аутсайдеры, про которых все знают, что они существуют, что где-то там, на отшибе, они есть. Вот мы, наверное, что-то такое».

Афиша, 25 апреля 2013 г.


afisha.ru, 25 апреля 2013 г.
Нижегородский авант-роковый коллектив выбрал себе неимоверно точное название. «Иллинойз» - это и музыка вполне себе американского качества, и пышно расцветающий букет всевозможных девичьих иллюзий, и постоянная тяга к изощренным нойзовым импровизациям. Все это тесно переплетено и часто ...
Рецензия от "km.ru, 17 июня 2013 г."
ИЛЛИНОЙЗ "для никого"

Нижегородский авант-роковый коллектив выбрал себе неимоверно точное название. «Иллинойз» - это и музыка вполне себе американского качества, и пышно расцветающий букет всевозможных девичьих иллюзий, и постоянная тяга к изощренным нойзовым импровизациям. Все это тесно переплетено и часто перетекает одно в другое самым непредсказуемым образом.

Стилистику «Иллинойза» определить крайне сложно — да и, по большому счету, не нужно. Участники группы характеризуют свое творчество как «абсурдистский панк», и у нас нет причин с ними не соглашаться. Тем более, традиции футуристов и обэриутов, кардинально повлиявших на эстетику всего российского панка, здесь очень и очень ощутимы.

Чувствуется, что музыканты не шибко привержены к традиционной структуре «куплет-припев», потому что то и дело пытаются вырваться за ее тесные рамки. Многие композиции «Иллинойза» двухчастны. «Сине-голубой» начинается с размеренного повествования о достоинствах разноцветных глаз, а в итоге темп резко ускоряется — и вокалистка Александра Филиппова приходит к полярному выводу, что, в общем-то, ей по нутру любой окрас радужной оболочки. Получилась полная антитеза песне «Дочери Монро и Кеннеди» «Голубые глаза», где, напротив, говорится: «Я глаза не люблю такие, но они у тебя такие, что теперь я люблю голубые».

Александра Филиппова не пытается как-то описать и, уж тем более, проанализировать реальность, а разлагает образ на составляющие, слово — на отдельные звуки, оставляя от своих героев одну телесную оболочку. Результат порою неожиданный. В песне «Тело» этот прием раскрывает потребительское отношение многих мужчин к женщине как к безликому сексуальному объекту: тело идет, тело рвет ветки, тело даже матерится, но даже несмотря на лирический припев о «body language», понимаешь ущербность такого сексистского подхода.

Социальных аспектов в этой кубофутуристической стихии искать, конечно не следует, но они иногда настигают тебя сами. В десятку бьет «Московское время» с изящным намеком на то, как столичные вкусы, устремления и привычки навязчиво транслируются на все остальные регионы России. В финале Филиппова задорно предрекает скорый конец этому засилью, который, исходя из логики песни, совпадет с окончательным крахом CD и DVD-индустрии. Еще одиознее типично нойзовая «Lenin party», где под блуждающие саксофоны а ля Сергей Летов лозунг «Ленин, партия, комсомол» задорно рифмуется с упадническим утверждением: «Пусто в сердце, пуст танцпол». Как тут не вспомнить Федора Чистякова с его всеобъемлющим «революция кончилась, а теперь — дискотека».

Заглавие «Для никого» отнюдь не является обозначением целевой аудитории альбома. Скорее, здесь стоит вспомнить сентенцию «Агату Кристи»: «Не прячь музыку — она опиум для никого, только для нас». Возможно, изломанные ритмы и прихотливые мелодии и являются тем крестом, на котором распинаются участники группы «Иллинойз», но для вдумчивых искателей новой оригинальной музыки прослушивание этого альбома станет комфортным, приятным и полезным времяпрепровождением.

Денис Ступников
km.ru, 17 июня 2013 г.
 

km.ru, 17 июня 2013 г.
Долгое время рок-столицами в России было принято называть Санкт-Петербург, Москву и Екатеринбург. Именно в этих городах возникли наиболее яркие группы, которые и сегодня, по прошествии нескольких десятилетий, интересны слушателям и на лаврах почивать не собираются. В список упомянутых выше ...
Рецензия от "reproduktor.net, 10 июля 2013 г."
ИЛЛИНОЙЗ "для никого"
Долгое время рок-столицами в России было принято называть Санкт-Петербург, Москву и Екатеринбург. Именно в этих городах возникли наиболее яркие группы, которые и сегодня, по прошествии нескольких десятилетий, интересны слушателям и на лаврах почивать не собираются. В список упомянутых выше столиц можно было бы добавить и Нижний Новгород, где в последние годы появилось немало интересных самобытных групп. «Хроноп», F.P.G., Захар Прилепин и «Элефанк», «Иллинойз» — это всё нижегородские коллективы, способные составить конкуренцию столичным звёздам. И если первые три команды более-менее известны отечественным меломанам, то о группе «Иллинойз», записавшей два полноценных альбома, пока ещё слышали немногие. Последняя на текущий момент пластинка группы была издана этой весной и называется «Для никого».

Вообще, название группы пишется строчными буквами. Но, надеюсь, музыканты не обидятся, если я для удобства, в первую очередь, читателей, буду указывать их наименование с заглавной буквы. Тем более, что неизвестно, как коллектив будет именовать себя на следующей пластинке, ведь на их дебютном альбоме название выглядело вообще непроизносимо, а именно — ill!noiz. Оригинально и неповторимо, также и как музыка, которую делают эти нижегородцы.

Если говорить кратко, то альбом «Для никого» — это довольно убедительная пластинка, песни с которой отличаются жёсткой музыкой, выверенными аранжировками и женским вокалом. Альбом состоит из десяти композиций и двух скрытых треков. Начало пластинки интригует и мотивирует к дальнейшему прослушиванию работы, но по ходу развития музыкального повествования, как мне кажется, многие слушатели, столкнувшиеся с музыкой «Иллинойз» впервые, начнут выискивать сравнения с другими группами. Рядовые любители русского рока разглядят здесь сходство с Земфирой и обвинят вокалистку Александру Филиппову в копировании её манеры пения. Более продвинутые меломаны сравнят нижегородцев с группой «Дети Picasso».

Да, действительно, на первый взгляд, сходство очевидно. Тембр голоса Филипповой схож с тембром Земфиры. В то же время манера пения вокалистки «Иллинойз» похожа с манерой пения Гаяне Арутюнян. Местами вокал Александры из-за своего надрыва кажется истеричным, что у многих может вызвать отторжение. К тому же, он однообразен: практически всё поётся на высоких нотах, слова тянутся, временами создаётся впечатление, что певица вот-вот задохнётся от нехватки воздуха. Поэтому продолжительные инструментальные проигрыши воспринимаются здесь, как глоток свежего воздуха. Наиболее показательна в этом отношении композиция «Для никого», большая часть которой – это красивый «приджазованный» диалог саксофона с квакающей гитарой, которые и создают настроение. Но вот как только в финале композиции вступает голос, вся магия куда-то исчезает. Возможно, так и было задумано, т.к. и музыка в коде становится какой-то тревожной.

Произведения группы «Иллинойз» интересны своей музыкальной составляющей. Воспринимать тексты из-за специфического вокала нелегко, ибо они просто-напросто не запоминаются, за исключением каких-то отдельных фраз (типа, «Ленин, партия, комсомол, пусто в сердце, пуст танцпол» или «Музыка меня слушает»). А вот музыкальные ходы очень интересны, особенно это касается партий саксофона. Показательный пример – трек «Этой ночью», кульминацией в котором является внезапное подключение гитар, рёв которых плавных сменяется нежным соло саксофона. Отмечу также, что названная композиция запоминается и рефреном:

Этой ночью играй на саксе
Прекрасно и ужасно
И вторжения англосаксов
Подождём до завтра.

Мне трудно представить потенциального слушателя группы «Иллинойз». Музыка коллектива уж слишком немассовая и даже на клубной сцене, как мне кажется (возможно, я и ошибаюсь), музыкантам придётся нелегко. Хотя то, что они делают – это и есть новый формат клубной музыки, которая, возможно, при должной поддержке, через какое-то время станет модной. Но почему-то мне думается, что «Иллинойз» к тому времени станет играть что-то другое, быть может, снова опережая время.

Дмитрий Мех
reproduktor.net, 10 июля 2013 г.

reproduktor.net, 10 июля 2013 г.
Этот диск – символ большой творческой свободы. Нижегородские музыканты не следуют ни за кем и создают собственный музыкальный тренд – из известных, впрочем, компонентов. Первая вещь нового альбома группы «Иллинойз» дает удивительное ощущение симбиоза блюзовой интровертности, неспокойного сознания и ...
Рецензия от "homini_lupus.livejournal.com, 3 июня 2013 г."
ИЛЛИНОЙЗ "для никого"
Этот диск – символ большой творческой свободы. Нижегородские музыканты не следуют ни за кем и создают собственный музыкальный тренд – из известных, впрочем, компонентов. Первая вещь нового альбома группы «Иллинойз» дает удивительное ощущение симбиоза блюзовой интровертности, неспокойного сознания и музыкальной, ритмической актуальности. Ничего подобного на нашей сцене нет. Я не придумал сравнения лучше, чем первый альбом Portishead, хотя эти коллективы и музыкально, и социально очевидно весьма далеки друг от друга. Однако их роднит ощущение болезненной психоделичности, фантазийной необязательности безупречных инструментальных мазков и изощренности фантазии. Они говорят «блюз», а получается «трип-хоп», а музыка затем улетает дальше – в психоделию.
На следующих песнях ощущение высокой нервной гармонии несколько ослабевает, но как сверхцель она ощущается постоянно. Альбом явно делался так, как хотели музыканты, по сути это – царство вкусовщины и смесь вкусов – традиционные влияния разбавляются удачными попытками модничать, что, конечно, придется по вкусу модным журналистам. Это немного разрывает нерв и дух записи, но зато помогает показать группу публике – «Иллинойз» играл, например, еще на фестивале «Индюшата-2009», именуясь тогда «ill!noiz».
Музыки на «Для никого» очень много. Звучат и точные рок-экзерсисы, и дозировано – незлой авангард. Особенно эти поиски касаются вокала Александры Филипповой – ее пение требует постоянного внимания, словно танцует на границе излишеств, но эту границу не переходит. Голос постоянно двигается, меняется, старорежимно импровизирует, играет, любуется собой – большинство сейчас боится петь так. Отдельная тема – тексты, которые пишет Александра – они показались родом из русского, питерского рока. Это на фоне музыкальной изысканности и актуальности звучит даже вызывающе. Навязчивая закольцованность фраз, используемая как постоянный прием, несколько удивила. Показалось, что придать им дополнительное значение или шарм – именно повторением – не удалось.
За другие важнейшие компоненты иллинойзовского мира – саксофон и клавиши отвечает Ксения Балашова, а Кирилл Арцышевский – за игру на гитарах, которая иногда кажется игрой в гитары. «Иллинойз» словно подбирается к гитарным фрагментам через истеричный вокал, джаз-роковые, даже смуф- и эмбиентные фрагменты. Все эти переходы звучат прекрасно. Ощущение музыкально-эстетической игры то прогрессирует, то наоборот - истончается.
Итог – большая группа, делающая очень гармоничный и современный продукт. Уровень музыки – национальный, команда готовая к любому продвижению и взрыву границ. Студенты – настоящие студенты - должны были бы любить их уже за псевдо-попс «Техника-Молодежи» и за завершающую основной трек-лист медитативную вещь «Музыка меня слушает».
Однако, как же нижегородцам попасть в нужные уши... Мне трудно представить массовую аудиторию, которая в наше время сама к ним придет. «Иллинойз» - те самые таланты, которым надо помогать, даже если им не приходит в голову потребовать этого.

Александр В. Волков
homini_lupus.livejournal.com, 3 июня 2013 г.
homini_lupus.livejournal.com, 3 июня 2013 г.
4/5 Вообще, однозначно определить, в каком стиле играет данная группа, довольно сложно. Альбом в очередной раз доказывает, что в России есть огромное количество талантливых музыкантов. Космический джаз на фоне сюрреалистичного фанка в психоделическом океане. Умиротворяющие мелодии льются ...
Рецензия от "Rockcor, No. 4, 2013 г."
ИЛЛИНОЙЗ "для никого"
4/5

Вообще, однозначно определить, в каком стиле играет данная группа, довольно сложно. Альбом в очередной раз доказывает, что в России есть огромное количество талантливых музыкантов. Космический джаз на фоне сюрреалистичного фанка в психоделическом океане. Умиротворяющие мелодии льются ручьем, однако, спокойствие не превращается в сонливость. Альбом воспринимается очень легко, он не мешает думать, не отвлекает слушателя. Эти песни подойдут практически для любой ситуации. Фолковые элементы удачно вписываются в концепцию диска. Где-то на пятой песне слушатель окончательно расслабляется, у него появляется желание прикрыть глаза и откинуться на спинку кресла. Завораживающий экспрессивный вокал периодически пытается сорваться на истерику. От шепота до крика - один шаг. А уж провести под такую музыку романтический вечер с возлюбленной вообще милое дело. Слова легко запоминаются, и уже на втором прослушивании хочется подпевать вокалистке. Лучшие традиции русского рока встретились здесь с музыкальным космополитизмом. Сразу видно, что, сочиняя материал, музыканты ни на кого не оглядывались и никому не пытались подражать. Очень чистая и качественная запись, слышно каждую струну. Неожиданные ходы, внезапные повороты, вы как будто смотрите интересный спектакль, но не ждете развязки, а наслаждаетесь игрой актеров. Возможно, вы и не помните, что было в начале альбома. Время остановилось, а музыка звучит. Такие команды не стыдно поставить в один ряд с западными исполнителями. Композиции не пробуждают радость и не нагоняют печаль, они оставляют вам возможность быть самим собой. “ДЛЯ НИКОГО” не улучшит и не испортит вам настроение, диск подарит вам простор для творчества. Содержание пластинки можно назвать вольной музыкой для вольных людей. Это как шум дождя, как шелест листьев. Естественность - одно из главных достоинств диска. Очень хочется верить, что такая замечательная группа выпустит еще много альбомов. Даже если вы не являетесь поклонником подобной музыки, не поленитесь и послушайте этот диск. Вам понравится.

Дмитрий Веселов
Rockcor, No. 4, 2013 г.
Rockcor, No. 4, 2013 г.
Весьма неровная, лишённая какой бы то ни было концепции работа молодой нижегородской группы с мощным творческим потенциалом и пока что туманными планами относительно даже самого близкого будущего. Что из всего этого вырастет - непонятно, но в принципе возможно всё. Например - воинствующая стерва ...
Рецензия от "Наш НеФормат, 6 сентября 2013 г."
ИЛЛИНОЙЗ "для никого"
Весьма неровная, лишённая какой бы то ни было концепции работа молодой нижегородской группы с мощным творческим потенциалом и пока что туманными планами относительно даже самого близкого будущего. Что из всего этого вырастет - непонятно, но в принципе возможно всё. Например - воинствующая стерва типа ранней Ксении Ермаковой из ДЖАН КУ. Или же THE CRANBERRIES для самых маленьких - то есть МАША И МЕДВЕДИ. Может получиться и нечто третье, чего мы ещё никогда и нигде не слышали. Сейчас перед нами - всего лишь набор заготовок для будущих грандиозных проектов, и что из них пойдёт в дело, а что выбросят за ненадобностью, остаётся только гадать. 

Первый трек "Сине-Голубой" наводит на мысль, будто ИЛЛИНОЙЗ - мрачные пост-панки, изъясняющиеся исключительно немногословными, но ёмкими футуристическими текстами ("Дождь идёт сплошной стеной шипящими согласными. Твои глаза разные - синий и голубой"). В какие-то моменты это действительно подтвердится. "Музыка Меня Слушает" - может быть, и не самое оригинальное, что можно сказать о процессе творчества, но по сути-то очень точно! Если у автора нет обратной связи со своим творением, если он не получает удовольствия от того, что делает, то зачем ему вообще музыка? Золотые слова, прекрасный образ! Некоторые песни по своему содержанию достаточно прямолинейны, некоторые близки к сюрреализму: "Вот, смотри! Московское время идёт за нами прямо по улицам двумя ногами..." Как не понять провинциала, попавшего в столичную суету и почувствовавшего, что время здесь - объект материальный и одушевлённый? Даже кажущиеся абсурдными и по-детски наивными фразы, подобные этой, почему-то не оставляют сомнений, что люди именно так и видят наш мир. И всё же ИЛЛИНОЙЗ - группа, у которой текстовая сторона - далеко не самая интересная. 

Совсем не случайно, наверное, заглавной для диска сделалась композиция "Для Никого", в которой минимум вокала, минимум текста, а большую часть времени солирующую партию ведёт слащавый, почти как у Kenny G саксофон. Традиционный поп-джаз, в финале нежданно-негаданно превращающийся в надрывный психоделик - фокус явно не из каэспэшного репертуара. Другие песни также постоянно намекают слушателю, будто в составе группы собрались именно джазмены, решившие на досуге поиграть на рок-инструментах. "Тело", "Среда", "Техника Молодёжи" своими корнями уходят именно в джаз - и по манере взаимоотношений вокалистки и остального состава, ведущих равноправный диалог, и по подтексту. Столько чувственности, переходящей в вызывающий, бунтарский эротизм русский рок давно уже не показывал, а в "музыке толстых" - особенно в той, которая использует женский вокал, - это не просто органичная составляющая часть, а сама суть. В довершение всех стилистических экспериментов музыканты поместили в альбом ещё и композицию, название которой говорит само за себя - "Поп-Музыка". Это уже - настоящий поп-шлягер, воспевающий приятные прогулки влюблённых по вечернему городу. Об этом неоднократно успели спеть и Жанна Агузарова, и Земфира, с которой, кстати, певицу Александру Филиппову уже успел сравнить кое-кто из рецензентов. Наверное, под столь банальную мелодию, к тому же не отягощённую никаким особенным текстовым содержанием, даже можно танцевать, но именно она в альбоме кажется самым слабым местом в силу своей предсказуемости. Лишь голос Филипповой не даёт нам ни на минуту забыть, какое именно музыкальное направление коллективу ближе всего. По-моему это вообще уникальный случай, когда умение петь человеку скорее вредит, чем помогает. В те немногие моменты, когда она пытается утихомирить свой бешеный темперамент и попадает в ноты, становится немного скучновато, но как только дело доходит до истерического крика или до чтения стихов под ритмичный аккомпанемент, поднимается такой ураган эмоций, перед которым не смогут устоять даже каменные стены. Единственное, что ему вряд ли покорится - это теле- и радиоэфир, просто не воспринимающие вот таких естественных проявлений человеческой природы. Слишком провокационно, слишком откровенно, слишком умно и вообще - слишком много того, чего не должно быть слишком. О судьбе новой Земфиры или Юты не стоит и мечтать - да и к чему нам ещё одна такая же? Ну её, эту "поп-музыку" к чертям собачьим! Если звезда Александры и взойдёт - то только в образе панк-ведьмы, хулиганки и дебоширки, не знающей меры ни в чём, пугающей обывателей резкими заявлениями по любому поводу и трогательно сентиментальной в то же самое время. Когда-то эту роль пыталась играть Наталья Медведева, но в последние десять лет свято место пустует. Захочет ли ИЛЛИНОЙЗ для себя столь же непростой судьбы, неизвестно, но если захочет, то станет хоть и не единственным, но далеко не худшим претендентом на лидерство.

Олег Гальченко
Наш НеФормат, 6 сентября 2013 г.
Наш НеФормат, 6 сентября 2013 г.
Стиль этой нижегородской группы можно определить как абсурдистский панк-рок с неожиданными и порой весьма изысканными шумовыми эффектами. Если тебе нравятся оригинальные композиции, совсем не похожие на то, что обычно крутят по радио, попробуй поставить этот диск. Сочетание ломаных ритмов, ...
Рецензия от "Маруся, № 9, 2013 г."
ИЛЛИНОЙЗ "для никого"

Стиль этой нижегородской группы можно определить как абсурдистский панк-рок с неожиданными и порой весьма изысканными шумовыми эффектами. Если тебе нравятся оригинальные композиции, совсем не похожие на то, что обычно крутят по радио, попробуй поставить этот диск. Сочетание ломаных ритмов, чуть нервного женского вокала и неординарных текстов требует внимания – это альбом для тех, кто вслушивается в музыку, а не использует ее просто как приятный звуковой фон.

Екатерина Скобелева
Маруся, № 9, 2013, стр. 29

Маруся, № 9, 2013 г.
Группа из Нижнего Новгорода, сменив заковыристое название ill!noiz на более доступное  — «иллинойз», записала и выпустила на лейбле «Геометрия» свой второй альбом «Для никого». К счастью, Александра Филиппова (слова и голос) и компания (гитарист Кирилл Арцышевский, бас-гитарист Александр Веселов, ...
Рецензия от "reaktivist.ru"
ИЛЛИНОЙЗ "для никого"

Группа из Нижнего Новгорода, сменив заковыристое название ill!noiz на более доступное  — «иллинойз», записала и выпустила на лейбле «Геометрия» свой второй альбом «Для никого». К счастью, Александра Филиппова (слова и голос) и компания (гитарист Кирилл Арцышевский, бас-гитарист Александр Веселов, барабанщик Михаил Зельманов, клавишник и саксофонист в одном флаконе Ксения Балашова) не стали перебарщивать с нововведениями и выдали логичное продолжение пластинки 2010 года «Society Of People Who Haven't Had Sex Since 1968». Это всё таже неведомая зверушка, которая способна извлекать невероятно любопытные и странные звуки, но при этом не отталкивать, а вызывать устойчивый интерес. Что ж,  давайте подойдём к ней ближе и рассмотрим.

На новой пластинке «иллинойзы» окончательно нашли баланс между странностью и музыкой. Если на дебютнике всё-таки был перекос в авангардизм, то тут ситуация определённо выровнялась джазом. Окончательно это становится понятно на третьем треке «Для никого». После песен «Сине-голубой» и «Московское время» он звучит, как пришелец из другого мира. Это действительно отличная инструментальная (почти) композиция, которая только на последней минуте обнажает клыки. Кстати, это бойкое «я твоё растение, ухаживай за мной, пожалуйста» (брошюры с текстами очень не хватает) под псевдо-этно плясовую напомнили мне группу «Дети Picasso» («Чадости». Настолько сильно, что в моём мозгу эти две группы встали на одну полочку (правда, героям нашей сегодняшней рецензии, на мой взгляд, до великих армян пока ещё расти).

«Для никого» поражает своим разнообразием. Гармония в рамках одной песни меняется по несколько раз, а весь альбом на фоне всего этого безобразия сначала утомляет своей перенасыщенностью звуками (это вам не хвалённый минимализм). Однако выход из ситуации есть. После нескольких прослушиваний вы начинаете реально получать удовольствия от спектакля, который перед вами разыгрывают нижегородские музыканты.

Ажурная «Среда», практически гениальная «Миссис Сизорман», олдскульные «Тело» и «Музыка меня слушает» (эти песни легко можно представить на альбоме 2010 года) заводная «Техника молодёжи» и какая-то почти попсовая, но совершенная замечательная «Поп-музыка»... Все 12 песен (включая два скрытых трека: «Lenin Party» и «Нольтри») очень хороши. «Иллинойзы» умудрились  снова совместить напористость панк-рока, свободолюбие джаза и приятный в своём безумии психодел. Этакая красивая, но очень странная история. Для никого и для всех одновременно.

Категорически советую послушать. У этой пластинки есть все шансы вам понравиться.


Антон КОВАЛЬСКИЙ
reaktivist.ru, 1 июня 2014 г.


reaktivist.ru
Если кто-то думает, что разбирается в женском роке, ему обязательно нужно послушать этот альбом. Этой пластинки  ждали многие и долго, несмотря на ее сугубо андеграундный статус.   Команда из Нижнего Новгорода раньше писалась так - ill!noiz.  А noiz на всякий случай – шум, как тот, что мешает ...
Рецензия от "Контрабанда"
ИЛЛИНОЙЗ "для никого"

Если кто-то думает, что разбирается в женском роке, ему обязательно нужно послушать этот альбом.


Этой пластинки  ждали многие и долго, несмотря на ее сугубо андеграундный статус.   Команда из Нижнего Новгорода раньше писалась так - ill!noiz.  А noiz на всякий случай – шум, как тот, что мешает спать, так и музыкальный стиль. Потом перешли на кириллицу. Но не путать с американским  штатом, подарившим миру Чикагскую мафию, мормонов и Рональда Рейгана.
Второй полноформатный релиз пятерки из Нижнего Новгорода появился спустя три года после выхода дебютного диска. И показал, как повзрослевшие ребята растут над собой. 
Еще в зеленой юности, только появившись как творческая единица, они начали удивлять  окружающих. Во-первых, необычный состав: фронтледи и поэтесса Александра Филиппова и гитарист  Кирилл Арцышевский сочиняли весь материал, Ксения Балашова отвечала за клавиши и саксофон, Александр Веселов  за бас-гитару и Михаил Зельманов за ударные. Тот же состав на альбоме «Для никого» - редкий в наши дни пример постоянства.
Во-вторых, поражал их стиль. Название или точное определение ему дать сложно. Несомненно, инди-рок, абсолютно точно нойз, скорее всего, нью-вейв. Есть экспериментальная электроника, есть пост-рок, есть откровенный авангард. И еще много всего. И, опять же, музыканты сохраняют подобную эклектику от  пластинки к пластинке, только переставляя стили, словно фигуры на шахматной доске. «Для никого» - квинтэссенция подобного приема. 
«Сине-голубой»  - вязкий и мрачный пост-рок с абсолютно истерическим вокалом и не самыми добрыми куплетами. «Я сейчас сойду с ума о недоприкосновения/ и прикоснусь к безумию своему»  И тут же неожиданные нежные клавиши, и истерики становится меньше. «Дождь идет сплошной стеной шипящими согласными», а когда Александра «уходит вверх», у нее появляются ноты а-ля Кейт Буш, и вдруг острый как нож саксофон. «Московское время» - синкопированный марш с лидирующим пианино. Но с фузованной гитарой. И пять же фирменный прием – переход от агрессивного вокала к почти шепоту и наоборот. 
Заглавная вещь – хрупкая инструментальная баллада с почти «аукцыоновским» саксофоном. «Техника молодежи» - этакий вопящий фанк с пульсирующим басом. 
Почему я назвал «Иллинойз» и особенно эту пластинку женским роком? Да все просто: красивая и талантливая женщина предельно откровенно поет песни собственного сочинения с текстами о нелегкой женской доле. Об измене, предательстве, страсти, любви, смерти (извините за банальность!), все это личным, иногда страшным, иногда по-детски наивным языком. А мужчины вроде при ней. Да и про харизматичную Ксению, великолепно владеющую инструментами, как забыть? Представители сильного пола так не играют.
Заключительная вещь симптоматично называется «Музыка меня слушает». Очередной медляк-исповедь, и увы, тоже не самый веселый. Зато как радует гитарное тремоло! Да, есть еще скрытый трек, вполне интересный. Но абсолютно в стилистике квинтета. И почему он скрытый? Дань моде? Впрочем, это дело музыкантов. А название… 
Как это для никого?

Александр КУТИНОВ
Контрабанда, 27 августа 2016 года

Контрабанда
Трек лист:
CD
01 сине-голубой
02 московское время
03 для никого
04 среда
05 тело
06 миссис сизорман
07 этой ночью
08 техника молодёжи
09 поп-музыка
10 музыка меня слушает
11 hidden track